европейская средневековая литература
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Пикалева Ирина Германовна

Обзорный материал в форме презентеции, который можно использовать, как сасостоятельный урок с небольшими комментариями или же как часть деманстрационного материала к лекции по этой же теме. Презентация подготовлена для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evropeyskaya_srednevekovaya_literatura.pptx1.89 МБ
Файл dante_aligeri.pptx722.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 1 (обзорный) Европейская средневековая литература

Слайд 2

Средневековая литература Средневековая европейская литература — это литература эпохи феодализма, которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада, распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III—IV вв.). Этот период завершается в XIV—XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике, становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.

Слайд 3

Раннее средневековье — переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII—IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны. Карл Великий В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III—X вв.) и средневековье зрелое (XII—XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV—XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые явления , а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.

Слайд 4

Пьер Абеляр. «История моих бедствий» Хильдегарда Бингенская . Лирика Вальтер Шатильонский . « Александреида » ваганты Рождение новой литературы В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных — романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132—1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098— 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма « Александреида », ок . 1178—1182), смеховое вольномыслие вагантов , бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.

Слайд 5

Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность — такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» — рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» — пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной. «Песнь о Роланде» «Божественная комедия» Религиозная литература

Слайд 6

Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, — самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос, куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья — первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва — эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа — предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах »), о норманнских набегах (немецкая « Кудруна »), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские « хуглары »). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X—XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы. «Песнь о Нибелунгах » « Кудруна » «Песнь о моем Сиде» Рыцарская литература

Слайд 7

Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, про- лагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них — ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» — «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя — первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой, политическим высказыванием. Ее нововведение — культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека. Лирика

Слайд 8

Кретьен де Труа Романы о Граале Романы о рыцарях времен короля Артура Рыцарский роман В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Его родина — Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер — Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах , Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону — драматическую духовность.

Слайд 9

Третий массив средневековой словесности — литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна , около 1230—1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император — Лев, феодал — Волк, архиепископ — Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона. Гильом де Лоррис Жан де Мён «Роман о Розе» театр Литература города

Слайд 10

Вывод Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков — неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», — писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях — шаг вперед в художественном развитии человечества


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Данте Алигьери «Божественная комедия»

Слайд 2

Данте Алигьери Итальянский поэт Данте Алигьери, один из основателей литературного итальянского языка родился в 1265 году. О его семье, как и о том, что с ним происходило в ранние годы практически ничего неизвестно. Первое воспоминание датируется 1274 годом, когда девятилетний Данте залюбовался девочкой, живущей по соседству. Это была Беатриче Портинари . Только через девять лет он вновь увидел ее, уже замужнюю женщину, и влюбляется в нее. Беатриче на всю его жизнь стала его музой, прекрасным символом, который Данте сохранял и после ее смерти в 1290 году. Флоренция Беатриче Портинари Данте Алигьери

Слайд 3

Жизненный путь Данте Данте принадлежал к флорентийской партии Черки , которая враждовала с партией Донати . В 1298 году состоялся деловой брак между ним и Джемме Донати . В это время Данте писал песни, восхваляющие Беатриче , а о Джеме он не писал ни слова. В 1296 году Данте начал участвовать в общественной жизни Флоренции, и в 1300 году стал одним из приоров города. Джемма и Данте Данте Алигьери Беатриче и Д анте

Слайд 4

Скитания Данте В 1302 году Данте вместе со своей партией был изгнан из Флоренции. Только любовь к Беатриче имела для Данте смысл. Еще в 1295 году он написал «Новую жизнь», повесть об обновившей его любви. В годы изгнания Данте становится более строгим. В это время он затевает, но не заканчивает «Пир», а также начинает знаменитую «Божественную комедию». Первое время он жил в Вероне, затем прибыл в Болонью, а в 1308 году добрался до Парижа. Следуя за императором Генрихом VII, он возвращается в Италию, надеясь на восстановление своих гражданских прав. Однако смерть императора и не дала сбыться надеждам Данте. В 1315 году наместник короля подтверждает декрет об изгнании Данте и его сыновей. Верона Болонья Париж Генрих VII

Слайд 5

Последние годы жизни С 1316 года Данте останавливается в Равенне, где его принял синьор города Гвидо да Полента. Здесь он продолжает работать над «Божественной комедией». В 1321 году Данте как посол правителя Равенны направляется в Венецию, для заключения мира с республикой Святого Марка. На обратной дороге он заразился малярией и в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года скончался. Похоронен Данте Алигьери в Равенне Равенна Гвидо да Полента Могила поэта Данте Алигьери

Слайд 6

«Божественная комедия»

Слайд 7

История создания Жанр комедии Считается, что Данте принялся за работу над «Божественной К омедией» около 1307 года, прервав работу над трактатами «Пир» ( 1304–1307 гг.) и «О народном к расноречии » ( 1304–1307 гг.). В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой « Божественной к омедии» можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной , а также средства к ее восстановлению , отданные , по промыслу Божьему , в руки самого человека . Свою поэму Данте назвал комедией , поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке , «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, а Боккаччо, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции. «Божественная комедия» написана в жанре видения , популярного в средневековой .литературе

Слайд 8

Смысл комедии Идя по средневековой традиции, Данте вложил в свое произведение четыре смысла: буквальный , аллегорический, моральный и анагогичный (мистический). Первый из них предусматривал «натуральное» описание потустороннего мира со всеми его атрибутами — и поэт сделал это настолько убедительно, словно видел на собственные глаза то, что было лишь произведением его чрезвычайного воображения. Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия в ее абстрактной форме: в мире все двигается от тьмы до света, от страданий до радости, от ложи до истины, от плохого до доброго. Третий , главный, - восхождения души через познание мира. Моральный смысл предусматривал идею отплаты за все земные дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в то, что любой человеческий поступок обязательно будет иметь божественную благодарность, отсюда и идея жестокой отплаты тиранам, и идея благодарности «вечным светом» святым. Поэт считал себя обязанным быть максимально конкретным и описательным в этих потусторонних картинах. И четвертый смысл предусматривает интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии как языка также божественного, хотя и созданного умом поэта, земного человека.

Слайд 9

Композиция комедии «Божественная комедия» делится на три части («кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с добросовестностью геометра чертит пространственные параметры: в Аду — девять кругов, в Чистилище — два предчистилища и семь уступов горы, которая возвышается к небам, а в Раю — девять небесных сфер. Композиция дантовской поэмы построена с учетом так называемой магии чисел, согласно которой священными есть числа 3, 9 и 10. В «Божественной комедии» три кантика, три центральные фигуры, в каждом кантике по 33 песни, а поскольку есть еще первая песня — пролог, то общая сумма песен равняется 100. Мир Данте исключительно целостный и гармонический, удивительно даже именно это объединение математической точности мышления с неудержимой фантазией поэта. В изображении странствия потусторонним миром поражает объединение достоверности картин, перенесенных из земного бытия, и аллегоричности, которая привносит в эти картины определенную зашифрованность . Чтение поэмы и раньше нуждалось в комментариях, которые расшифровывали обычные для средневековой культуры аллегории. Каждая кантика имеет свое аллегорическое содержание: Ад — воплощение страшного и безобразного, Чистилище — поправимых недостатков и утоленной печали. Рай — аллегория Красоты, Радости. Каждая форма наказания в Аду также имеет свой аллегорический ракурс, как и каждое испытание в Чистилище и каждая форма награды в Раю. Вообразив этот мир как основанный Творцом, Данте на самом деле сконструировал его сам. 1 часть – «Ад » 2 часть – «Чистилище » 3 часть – «Рай»

Слайд 10

Особенности композиции « Божественная комедия » - величайшее творение Данте . Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей становится постоянный поиск человеком нового пути в жизни. По своей форме это произведение - своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в художественном воображении. Комедией он называется потому, что имеет счастливый конец, а титул «Божественная» получил из легкой руки Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Это символическое изображение реальной жизни, внутренней борьбы автора и веры, которую некогда не терял Данте. Каждая часть имеет 33 песни , но «Пекло» имеет еще одну дополнительную, благодаря которой общее количество песен равняется ста . Все части заканчиваются словами «звездные потолки», так как звезда для автора - это символ небесной цели, необыкновенный ориентир в путешествии.

Слайд 11

Ещё раз о поэме и поэте Представляя собой грандиозный синтез средневековой культуры, «Божественная комедия» одновременно несет в себе могущественное дыхание новой культуры, нового типа мышления, которое прорицает гуманистическую эпоху Ренессанса. Человек общественно активный, Данте не удовлетворяется абстрактным морализированием: он переносит в потусторонний мир своих современников и предшественников, с их радостью и переживаниями, с их политическими вкусами, с их действиями и поступками, - и создает над ними суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как всесторонне просвещенный человек, который позволяет ему быть политиком, богословом , моралистом , философом, историком, физиологом , психологом и астрономом. По словам наилучшего русского переводчика поэмы Данте М. Л. Лозинского , что « Божественная комедия» - это книга о Вселенной и такой же мерой книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как вечно живой образец гениального творения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Данная разработка предназначена для обучающихся 10-11 классов, где идёт углубленное изучение эпохи средневековья. В презентации представлено большое количество иллюстраций, схем и таблиц, позволяющих ...

средневековая литература

презентация к уроку Средневековая литература...

Конспект рока история 10 класс Мировосприятие и культура европейского Средневековья

Конспект рока  история 10 класс  Мировосприятие и культура европейского Средневековья...

Эпос европейского Средневековья. "Песнь о Роланде".

Презентация к ознакомительному уроку по "Песни о Роланде"....

Лекция Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации

Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации...

Государства Азии в период европейского Средневековья

Материал для работы на уроках истории 10 класс...