Государства Азии в период европейского Средневековья
план-конспект урока по истории (10 класс)

Татьяна Леонидовна Токарева

Материал для работы на уроках истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstva_azii_v_srednie_veka.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Урок № 5

Класс 10

ОУ ЧОУ «Курская православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского»

Предмет история

Тема урока: «Государства Азии в период европейского Средневековья»

Место урока в системе уроков по теме: 4-й урок главы 7 «Эпоха классического Средневековья (XI-XV вв.)

Цель урока: определить особенности общественного устройства и хозяйственной деятельности государств Азии (Китая, Османской империи, Индии, Монгольской империи) в период европейского Средневековья.

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с политическим, экономическим и культурным развитием стран Азии в эпоху Средневековья; проследить развитие таких стран как Китай, Османская империя, Индия, Монгольская империя; выявить особенности взаимоотношений данных стран.

Развивающие: продолжить работу по развитию умения работать с историческими источниками, картой; аргументировать свою точку зрения; анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию; развитие умения систематизировать полученные знания.

 Воспитательные: воспитание уважения к традициям и культуре стран и народов мира, стремление к самосовершенствованию, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторической личности.

Тип урока: изучение нового материала

Форма обучения

Традиционная

Методы обучения

«мусорная корзина»,  «яблонька», исследовательский – «5*5»

Технологии обучения: развитие критического мышления

Средства обучения: компьютер, проектор, экран, дополнительные материалы, карта

Источники информации:

  1. для учителя
  1. для обучающихся

Карта «Страны Азии  в Средние века», учебник Н. В. Загладин, Н. А. Симония «Всеобщая история», поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / М. Л. Несмелова, В. И. Уколова, А. В. Ревякин.

Карта «Страны Азии  в Средние века», учебник Н. В. Загладин, Н. А. Симония «Всеобщая история», атлас «Средние века», индивидуальные карточки (дополнительные материалы), презентация, карточки

Планируемые предметные результаты

знать

уметь

на «3»

на «4»

на «5»

на «3»

на «4»

на «5»

Отличительные особенности политического, экономического и культурного развития стран Азии; причины возникновения державы Чингисхана с помощью учителя и/или одноклассников; причины появления Монгольской империи; территории,

присоединенные к Монгольской империи.

Отличительные особенности политического, экономического и культурного развития стран Азии; называть причины формирования единой, централизованно управляемой империи Китая, а также причины и ход возникновения державы Чингисхана с помощью учителя и/или одноклассников; территории,

присоединенные к Монгольской империи; особенности формирования Османской империи, ее политическое устройство; особенности развития Индии в Средние века.

Отличительные особенности политического, экономического и культурного развития стран Азии; формирование единой, централизованно управляемой империи; причины появления династии Мин в Китае; причины и ход возникновения державы Чингисхана; особенности хозяйственного и административного устройства Монгольской империи; территории,

присоединенные к Монгольской империи; особенности формирования Османской империи, ее политическое устройство; особенности развития Индии в период арабских завоеваний и монгольского нашествия.

Показывать на карте страны Азии; с замечаниями, помощью учителя приобретать, анализировать и систематизировать информацию; работать в группе; выполнять назначенные группой функции; корректировать свою деятельность с помощью других; пользоваться основными понятиями; самоанализ только с помощью учителя, вывод простой или отсутствует.

Показывать на карте страны Азии; территориальные изменения, связанные с этими странами с небольшими зам ечаниями; приобретать, анализировать и систематизировать информацию с небольшой помощью учителя и/или других учеников; работать индивидуально и в группе; сотрудничать, распределять функции, согласно поставленной цели; корректировать свою деятельность; пользоваться историческими понятиями; с помощью учителя проводить самоанализ и делать вывод.

Показывать на карте страны Азии; территориальные изменения, связанные с этими странами; приобретать, анализировать и систематизировать информацию; выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; работать индивидуально и в группе; сотрудничать, распределять функции, согласно поставленной цели; корректировать свою деятельность, деятельность группы в случае с расхождением с эталоном; активно пользоваться историческими понятиями; работать с различными источниками; проводить самоанализ; вывод.

Планируемые метапредметные результаты: предметные: научиться объяснять географическое расположение стран Средневековой Азии; овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выявлять закономерности развития средневековых государств Азии; характеризовать место, обстоятельства, участников, особенности, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям; соотносить историческое время
и культурное пространство; познавательные УУД: овладение базовыми знаниями по теме урока; развитие умений и навыков  работы с историческим  пространством (картой) и историческим  временем (хронологией), историческими источниками; формирование  исследовательских и интеллектуальных умений; регулятивные УУД: формирование навыков саморегуляции через групповую и коллективную работу; организация самоконтроля и 
взаимоконтроля; развитие способности принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; развитие умений действовать по плану и планировать свою деятельность; формирование рефлективности оценки и самооценки; коммуникативные УУД: развитие коммуникативных и речевых компетенций учащихся; формирование навыков сотрудничества в поиске и сборе информации; самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе; слушать и слышать друг друга; оценивать свои учебные достижения; определять собственное отношение к явлениям средневековой жизни, формулировать свою точку зрения.

Планируемые личностные результаты: развитие познавательного интереса к истории других стран; создание учебных ситуаций, требующих оценивания поступков национальных героев стран Азии; уважение традиций народов мира.

Этап урока, время

Цель этапа

Учебно-познавательные и учебно-практические задачи, решаемые на этапе

Формируемые УУД

Деятельность учителя

(с указанием конкретных методов, приемов и форм организации учебной деятельности)

Деятельность обучающихся

(с указанием продукта деятельности)

Используемые на этапе СО

1.Организационный момент (2мин)

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить на работу

Формирование и оценка навыка сотрудничества; навыка коммуникации, а также навыка ценностно-смысловых установок

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовывать свою работу

Прием «Мусорная корзина».  Настраивает детей на работу.

Прием «Мусорная корзина». Отвечают на вопросы, настраиваются на работу, проверяют свои рабочие места.

Карточки

2. Актуализация знаний

Стадия вызова (10 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

Формирование и оценка навыка сотрудничества; навыка коммуникации

Личностные УУД: сформировать умение самостоятельно определять проблему и

Прием «Кроссенс».

Показывает ассоциативную цепочку, при которой каждая картинка имеет глубокую или

Прием «Кроссенс»

Выполняют задание учителя, определяют

Экран, проектор, компьютер, презентация, на доске – карточки с

знания», и

выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

цель учебной

деятельности; потребность в справедливом оценивании своей работы.

Регулятивные УУД: сформировать умение сверять свои действия с эталоном и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно; умение определять уровень усвоенных знаний по теме «Общественно-политическое развитие стран Европы в ранее Средневековье», развитие

поверхностную

связь с предыдущей и последующей, а центральное изображении е объединяет  по смыслу сразу несколько картинок.

ассоциативный ряд,

объясняют чем они связаны, устанавливают связь с изученным материалом

картинками

навыков

самоанализа и самооценки.

Познавательные УУД: сформировать умение анализировать и обобщать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; высказывать и аргументировать свое мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД: сформировать умение организовывать учебное взаимодействие в группе; воспитывать

умение слушать одноклассников и уважать их мнение.

3.Изучение нового материала

Стадия осмысления (20 мин)

Овладевать целостными 

представлениями об историческом пути народов стран Азии в период европейского Средневековья; выявить закономерные особенности развития стран Азии; охарактеризовать результаты важнейших исторических событий

Формирование и оценка навыка сотрудничества; навыка коммуникации; самоорганизации и саморегуляции.

Личностные УУД: развитие познавательного 

интереса к истории других стран; умение слушать и слышать других участников образовательного процесса.

Познавательные УУД: действия постановки и решения проблемы.

Метод «5*5».

Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Контролирует деятельность групп, процесс взаимообучение. Корректирует деятельность учеников при необходимости. Задает дополнительные вопросы (тест-опрос).

Прием «Яблонька».

Объясняет задание.

Метод «5*5». Делятся на группы. Получают задание. Распределяют функции. Участвуют в процессе взаимо

обучения. Отвечают на вопросы учителя.

Прием «Яблонька». Выполняют задание.

Дополнительный материал, учебник, карта, атлас

Цветные карточки , магниты

стран Азии

Коммуникативные УУД: строить понятные для партнера высказывания.

4. Стадия рефлексии (10 мин)

Обобщить и закрепить полученные знания, определить проблемные вопросы, с которыми необходимо работать

Формирование и оценки навыка рефлексии; оценка навыка ценностно-смысловых установок

Личностные УУД: оценивать усваиваемый материал содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор;

Познавательные УУД: умение проводить анализ полученной информации  с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные УУД: контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Прием «5 открытий урока».  Объясняет как выполнять задание. Слушает учащихся.

Прием «5 открытий урока». Отвечают на вопросы учителя.

На слайдах показаны незаконченные словесные конструкции

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке. Давайте проверим нашу готовность к уроку. (Прием «Мусорная корзина»). Перед вами карточки, на которых написаны различные качества человека. Выберете те качества, которые помогут вам сегодня на уроке, а все лишнее давайте отправим в «корзину», нам они не понадобятся.

Ученики выбирают нужные карточки (например, «трудоспособность», «внимание», «ответственность»). Объясняют свой выбор.

2. Актуализация знаний. Стадия вызова

Прием «Кроссенс».

- Перед вами будет представлен ассоциативный ряд, вы должны будете определить к какому событию или явлению относится ассоциация-картинка, с какими понятиями связана и что их объединяет, (в центре – создание органов сословного представительства; ряд – карта Пиренейского полуострова, изображение Великой хартии вольностей, портрет Генриха III, перчатка, монета, г. Авиньон, императорский трон).

3.Изучение нового материала

Метод «5*5»

- Сегодня мы поговорим о государствах Азии в период европейского Средневековья. Для того, чтобы понимать как проходил исторический путь развития стран Азии, я предлагаю вам разделиться на группы.

Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает задание. Группы:

  1. «Китай до монгольских завоеваний»
  2. «Возникновение державы Чингисхана»
  3. «Китай под властью монголов»
  4. «Возвышение Османской империи»
  5. «Индия под властью Великих Моголов».

-Каждая группа работает в течении 10 минут работает с текстом, на основании которого вы составляете схемы, таблицы, план или тезисы, которые отображают изученный вами материал. После проведенной работы группа рассчитывается по порядку и из одинаковых номеров формируются новые группы. Таким образом, в новых группах каждый владеет своей частью текста. В новых группах ученики знакомят всех со своей частью текста –  таким образом,  вы сможете познакомиться с новой для вас информацией, а также познакомить и своих одноклассников с новой для них темой. Если у вас возникли затруднения, можете задавать вопросы.

После проведенной работы учащиеся выполняют тест-опрос.

Прием «Яблонька».

- Участники пишут на символических «яблоках»: на зеленых – ту информацию, те сведенья которые вы получили сегодня на уроке.  Предлагаю сложить их в символическую «корзину».  Если вы что-то не поняли, то цвет будет  желтым тогда необходимо повесить яблоко на символическое дерево. То, что не понравилось надо положить их под «дерево» - цвет будет оранжевым.

Учащиеся выполняют задание. Рассматриваем те вопросы, которые детям не понятны.

4. Стадия рефлексии

Прием «5 открытий урока». Учащимся предлагается подумать над тем, какие открытия каждый из них сделал для себя на уроке. В качестве подсказки предлагаются незаконченные словесные конструкции.

  • На уроке открыл для себя... .
  •  Сегодня меня удивило... .
  •  Возникли неожиданные мысли о... .

* Сегодня на уроке я узнал (как, что)... .

* Сегодня я понял, что ... пригодится мне в дальнейшей жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

европейская средневековая литература

Обзорный материал в форме презентеции, который можно использовать, как сасостоятельный урок с небольшими комментариями или же как часть деманстрационного материала к лекции по этой же теме. Презентаци...

Рождение европейской средневековой цивилизации.

Данная разработка предназначена для обучающихся 10-11 классов, где идёт углубленное изучение эпохи средневековья. В презентации представлено большое количество иллюстраций, схем и таблиц, позволяющих ...

Конспект рока история 10 класс Мировосприятие и культура европейского Средневековья

Конспект рока  история 10 класс  Мировосприятие и культура европейского Средневековья...

Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...

Эпос европейского Средневековья. "Песнь о Роланде".

Презентация к ознакомительному уроку по "Песни о Роланде"....

Лекция Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации

Становление и расцвет Западно-Европейской средневековой цивилизации...