Конспект урока "Авторская идея и её воплощение в стихотворении АС Пушкина"Анчар"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Денисова Наталья Михайловна

Урок построен с использованием технологии "Литературное моделирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_analiz_stihotvoreniya_pushkina_anchar.doc678 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

              «Средняя общеобразовательная школа №1»

                города Шумихи Курганской области 

Конспект урока литературы в 9 классе по теме:

Автор: Денисова Наталья

Михайловна, учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной категории,

2010 г

ППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный урок является одним из системы уроков подготовки написания сочинения. Целью таких уроков является овладение практическим навыком свободного выражения своего отношения к прочитанному.

В основу таких уроков входит система развивающих упражнений, составляющих модели деятельности - обучающую технологию - новый подход в методике обучения литературе.

Моделируя речевые ситуации, упражнения типа «клише», «осколки», «выбор» вовлекают учащихся в диалог с текстом, развивают чувство слова и побуждают к созданию собственных высказываний разного уровня сложности. В процессе выполнения таких заданий ученик усваивает основные культурологические и литературоведческие понятия и процедуры, необходимые для анализа художественных произведений, постигает суть феномена «литературное творчество» и, самое главное, приходит к самосознанию и саморегуляции своей умственной работы. В результате происходит поэтапное овладение опытом языковой деятельности - от репродуктивной и сочинений по образцу до самостоятельной и творческой.

Каждое из предлагаемых упражнений урока направлено на развитие определенных умений:

  1. четко формулировать гипотезу своей работы;
  2. аргументировать свою точку зрения;
  3. делать логичные, обоснованные выводы;
  4. придавать полемическую остроту своим высказываниям;
  5. добиваться художественной выразительности: подбирать яркие, ёмкие
    слова для передачи своих чувств;
  6. при затруднениях в ответах на вопросы и для самопроверки умение
    работать   со   словарями,   энциклопедиями,   справочниками,   текстами
    произведений, учебниками.

Представленный урок можно провести в 10 классе при изучении творчества А.С. Пушкина по программе В.Я. Коровиной.

Цели урока: 

  1. совершенствовать навыки работы с лирическим произведением, основываясь на анализе его названия и композиционного строения;
  2. развивать логическое и образное мышление, устную и письменную
    речь;
  3. воспитывать нравственные качества характера, внимательность к
    значению слова в контексте произведений;
  4. повторить    основные    литературоведческие    понятия:    идея,
    композиция, аллитерация.

Оборудование: 

текст стихотворения А.С. Пушкина «Анчар», Энциклопедический словарь, задания для групп на карточках, доска с опорным материалом; выдержки из книги Д. Фрейзера «Фольклор в Ветхом Завете».

ХОД УРОКА

  1. Организация урока.
  2. Сообщение темы, целей и задач урока.
    Слово    уч ителя

Сегодня на уроке мы будем анализировать идею и воплощение этой идеи автором в стихотворении через смысл названия и композиционное строение.

Также материал этого урока поможет вам написать сочинение по творчеству А.С. Пушкина по темам «Чувства добрые в лирике Пушкина», «Тема " маленького человека " в творчестве Пушкина».

III        Проверка домашнего задания

(Подготовленное выразительное чтение стихотворения «Анчар» с анализом на основе лекции «Требования к прочтению лирического произведения»)

IV        Анализ стихотворения
I) Словарная работа

1.   -   Прежде   чем   работать   над   содержанием   и   композицией

стихотворения, найдите в энциклопедическом словаре статью об  анчаре.

(Анчар - род деревьев и кустарников семейства тутовых, 5-6 видов в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов -   упас-дерево, содержит ядовитый млечный сок, использовавшийся для отравления

стрел).

  1. Существует ли на самом деле дерево, которое описал в своем
    стихотворении А.С. Пушкин?
  2. Чем отличается анчар в пушкинском стихотворении от упас-дерева?
  3. Почему поэт счел нужным сделать примечание: анчар - древо яда?
  4. Прочитайте вслух первую строфу. Какой образ создают выделенные
    нами звуки? Как называется этот прием? С какой целью автор его
    использует в данном случае?
  5. Почему в стихотворении так часто повторяется слово яд?

2) Работа в творческих группах

 (задание незнакомо учащимся)

1 группа. Раскрытие символистического образа анчара

Английский ученый Джеймс Фрейзер (Фрейзер, 1854-1941), изучавший историю религии и фольклор разных народов, в своей книге «Фольклор в Ветхом Завете» высказывает предположение, что в первоначальной версии о грехопадении Адама и Евы речь шла о деревьях - Древе Жизни и Древе Смерти и что человеку был представлен выбор: либо вкусить от одного и получить вечную жизнь, либо вкусить от другого и умереть. Бог, желая добра своему созданию, посоветовал человеку есть от Древа Жизни и не есть от Древа Смерти.  Однако человек, соблазненный Змием, вкусил от пагубного древа и тем самым лишился бессмертия.

Задания

  1. Подумайте, какие общие мотивы связывают библейскую
    притчу о грехопадении Адама и Евы  в  стихотворении
    «Анчар»?
  2. Найдите  в  стихотворении  слова и  выражения,  которые
    позволяют соотнести его с библейской притчей.
  3. Люди, сорвавшие с Древа Смерти плод, совершили поступок,
    имевший роковые последствия для всего человечества. Можно
    ли предположить, что событие, описанное в стихотворении
    Пушкина, тоже имело такие же фатальные последствия?
  4. Опираясь  на  словарную  статью  из  энциклопедического
    словаря и библейскую притчу о грехопадении Адама и Евы,
    раскройте художественный смысл образа анчара, используя
    «осколки», опорные слова текста.

Упражнение «Осколки»:

 (          одно слово;         

словосочетание         или         выражение                 называется

        .  В          словаре         .  Но

Пушкин не случайно в сноске         .          ассоциации с

         грехопадении          Фрейзер         . Это

предположение не лишено        :         стали смертны.

Смерть               стихотворении    Пушкина:            

становится  мертвой         ,  даже  дождь         .  И

         дерево          до размеров         

божества.)

5. Расскажите о том, как построено стихотворение. Какие два плана в нем

можно выделить?

Как связаны судьбы природы и человека?С помощью каких приемов выражается эта связь?

Если сочтете нужным и уместным, можете привести цитату из стихотворения С.Есенина.

Подсказка

В библейской притче сказано, что Бог предоставил людям самим решать, с какого Древа рвать плоды. Имеет ли такую свободу выбора человек в «Анчаре»? Не здесь ли надо искать причины дисгармонии в жизни? Сравните у Есенина:

«Мы - гроздья; у Пушкина: «раб» и «        владыка».

1. В основе многих поверий и обрядов лежит представление в тесной связи между человеком и деревом. Дерево соотносилось с человеком по внешним признакам

Продолжите ряд (        - рука;        -        _______.Здоровее могучее дерево воплощало счастливую жизнь.
И наоборот -        .

  1. Как связана между собой судьба дерева и судьба человека в
    стихотворении А.С. Пушкина «Анчар»?
  2. Найдите в стихотворении слова, показывающие смертоносность природных сил, которым Богом определено дарить………………        .

Почва…………        ; зелень ветвей…………….        ;………..        ядовит;

. Почему это произошло? Что такое «день гнева»? Что могло вызвать гнев природы?

4.        Прочитайте четверостишье из стихотворения «Певчий зов»,
написанного русским поэтом 20 века Сергеем Есениным:
Все мы - гроздья винограда

Золотого лета,

До кончины всем нам хватит

И тепла, и света!

- Какая мысль звучит в этом стихотворении?

Какой художественный прием позволяет передать с особой

выразительностью мысль о нерасторжимом единстве всего живого?

(Набор - подсказка: аллегория, антитеза, синекдоха, метафора)

3 группа. Создание вступления к статье в форме словесной иллюстрации стихотворения

Задания:

  1. Опишите картину мертвой пустыни, возникающую в читательском
    воображении.
  2. Расскажите о том, что на первый взгляд стихотворение А.С. Пушкина

является полусказочной историей о………..        царе, который

отправил……….к……………        , чтобы потом…….        .

(На работу в группах отводится 20 минут)

V        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- В качестве вывода напишите в тетрадях о том, какой роковой смысл

имеет для человека коллизия (ситуация), представленная в стихотворении

«Анчар».

(Подсказка.

Люди, однажды по своей воле съевшие плод с Древа Смерти ,навсегда лишились бессмертия. Как изменилась история человечества, когда один

человек (владыка) послал другого (раба) к анчару?

Обратите внимание на то, что в стихотворении не дается ни конкретных географических обозначений, ни конкретных исторических имен.)

(Время для работы 6-7минут)

VI        ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Теперь у нас нет князей, стреляют давно уж не стрелами...» - о чем свидетельствует подобное высказывание? Потеряло ли для нас и нашего времени пушкинское стихотворение свою актуальность? Докажите устно

Литература

  1. Александров В.А.Знаю, понимаю, могу./ Пособие-тетрадь по литературному моделированию. Москва, Школа-Пресс, 1999.
  2. Алиева Л.Ю. Литература. Тесты. Контрольные вопросы. 9 класс. Москва, Издат-Школа, 1998.
  3. Альбеткова Р.И. Активные формы преподавания литературы. Москва. Просвещение, 1991.
  4. Делин Н.А. Изучение творчества А.С. Пушкина в 9 классе. Москва. Просвещение, 1998.
  5. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности . Москва. Центр «Педагогический поиск», 2002.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под редакцией Шведовой Н.Ю.. Москва. Русский язык, 1988.
  7. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва. Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ композиции, структуры стихотворения с целью раскрытия их роли в идейно-образной структуре произведения; применения знаний по теории литературы с целью выяснения изобразительных средств яз...

"Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Анчар"". 9-й класс

В презентации производится полный анализ стихотворения А.С.Пушкина " Анчар"....

Интерпретация стихотворения А. С. Пушкина "Анчар".

Данная разработка представляет собой план интерпретации лирического стихиотворения. Учащиеся не могут на профессиональном уровне анализировать стихотворные тексты, поэтому лучше всего развивать ...

Методическая разработка урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."

Методическая разработка  урока русской литературы "Мое любимое стихотворение А.С.Пушкина «Анчар: восприятие, истолкование, оценка."...