Рабочая программа по литературе в 5-9 классах
рабочая программа по литературе по теме

предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_v_5-9_klassah.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

                    Отдел образования по делам молодежи, физической культуре и спорту Урицкого района

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

                       Себякинская основная  общеобразовательная школа

Рассмотрено                         Согласовано                                        Утверждаю

на пед.совете                        с руководителем ШМО                        Директор МОУ                        Протокол № 1                                                                Петрушина Г.А.

        от  31августа 2011г.                                                                Приказ №______

                                                                                        от «    »____________2011 г.

Рабочая программа учителя

I квалификационной категории

 (Приказ №  22  от 28.02.08)

Сулиной Веры Вениаминовны, 1965 года рождения, стаж работы – 25 лет,

имеющей Почетные грамоты и премии,  

по учебному курсу «Литература»

                       

                                                         

УМК: В.Я. Коровина, 2011 г.

Учебный предмет: литература

5 класс – 2 часа;

6 класс -2 часа;

7 класс – 2 часа;

8 класс – 2 часа;

9 класс- 3 часа.

Итого: 11 часов.

литература родного края:

8 класс – 1 час.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе 5 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных( допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год».

3. Учебный план МОУ – Себякинская основная общеобразовательная школа на 2011- 2012 учебный год.

4. Примерные программы среднего (полного) общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

5. Авторская программа, рекомендованная МО и Н РФ.

6. Контроль и оценка результатов обучения в средней школе: Письмо МО и ПО РФ от 19.11.1998 № 1561/14-15

 Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической , зарубежной литературы;

- развитие уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, повышение качества чтения;

- восприятие высокого эстетического вкуса и гражданской идейно- нравственной позиции учащихся;

- познакомить учащихся с классическими образцами Мировой Художественной культуры

Общеучебные умения и навыки

К концу года дети должны  уметь:

- активно воспринимать прочитанный текст, владеть собственно техникой чтения, истолковывать прочитанное.

- выделять смысловые части художественного текста;

выражать свое отношение к прочитанному.

- выразительно читать произведение( или фрагмент), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- определения своего круга чтения оценки литературных произведений.

Тематическое планирование  составлено  согласно содержанию примерной и авторской программой под редакцией В.Я.Коровиной. При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса. На изучение курса литературы 5 класс отводится 2 часа в неделю или 68 часов в год

 Учебно-методический комплекс  выбран в соответствии с  рекомендациями  Министерства образования и науки и рассчитан на базовый уровень освоения знаний.

Формы контроля знаний.

Формы контроля, выявляющие подготовку учащихся по литературе, служат соответствующие виды работ: устные выступления, чтение, пересказ произведения, чтение наизусть, выразительное чтение, решение литературных задач.

Основные виды КИМов: тесты, литературные уравнения, сочинения, литературоведческие диктанты.

 

        

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009 г.  2) Государственного стандарта общего образования, 3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе, 4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе.

 Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа включает в себе произведения русской и зарубежной литературы, затрагивающие характеры героев художественного произведения.

Курс литературы для 6 класса рассчитан на 68 часов по учебнику под редакцией Коровиной В.Я.

         Основное содержание тем, изучаемых в 6 классе

п/п

              Тема

                   Основное содержание

1.

Устное народное творчество

 Произведения обрядового фольклора. Эстетическое значение фольклора.

2.

Из древнерусской литературы

Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

3.

Из литературы XVIII века

Русские басни (И.И. Дмитриев) особенности литературного языка XVIII столетия.

4.

Из русской литературы XIX века

Знакомство с жизнью и творчеством писателей XIX века (И.А. Крылов, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Н.С. Лесков, А.П. Чехов).

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

5.

Из русской литературы XX века

Знакомство с жизнью и творчеством писателей XX века (А.П. Платонов, А.С. Грин, М.М. Пришвин).

Стихотворения о Великой Отечественной войне, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, Н.М. Рубцов, Фазиль Искандер.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и родине в стихотворных произведениях поэтов XX века (А. Блок,

 С. Есенин, А.Ахматова).

Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

6.

Из литературы народов России

Обзор литературы народов России. (Габдулла Тукай, Кайсын Кулиев).

7.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира. Геродот. Гомер.

Произхведения зарубежных писателей (Мигель Сервантес Сааведра, Фридрих Шиллер, Проспер Мериме, Марк Твен, Антуан де Сент-Экзюпери).

 

 Результатом работы на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения.

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Цель:

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют

Задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

· отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

 Курс литературы для 7 класса рассчитан на 68 часов по учебнику Коровиной В.Я.

 

     

 Основное содержание тем, изучаемых в 7 классе

№п/п

              Тема

                   Основное содержание

1.

Устное народное творчество

Жанры УНТ: былина, пословица, поговорка (своеобразие жанров)

2.

Древнерусская литература

Жанры ДРЛ: летопись, поучение. Основы христианской морали

3.

Произведения русских писателей 18 века

Основные сведения о М.В. Ломоносове, Г.Р. Державине. Новаторство поэтов 18 века в стихотворстве

4.

Произведения русских писателей 19 века

Основные этапы жизненного пути А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Бунина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов.

5.

Произведения писателей 20 века

Основные этапы жизненного пути М.Горького, Л.Андреева, А. Платонова, Е. Носова, Ф. Абрамова, Ю. Казакова. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах. Знакомство с авторами зарубежной литературы 20 века и их произведениями (О. Генри и т.д.)

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

 

№ п/п

Форма контроля уровня достижений учащихся

                         

                                   Критерии оценки

1.

Сочинение (примерный объем классных сочинений

1,5 - 2 страниц)

Оцен-

ка

Содержание и речь

Грамот-

ность

«5»

- Содержание работы полностью соответствует теме.

- Фактические ошибки отсутствуют.

- Содержание излагается последовательно.

- Работа отличается богатством словаря.

- Достигнуто стилевое единство текста.

- В целом в работе допускается 1 недочет в  содержании и 1 речевой недочет.

(1 орфографич.)

или(1 пунктуац.)

или 1 грамматич.)

«4»

- Содержание работы в основном соответствует теме.

- Имеются единичные фактические неточности.

- Имеются незначительные нарушения. Последовательности в изложении мыслей

- Лексический и грамматический строй речи

в целом достаточно разнообразен.

- Стиль работы отличается единством

- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых недочетов.

(2 орфограф. и 2 пунктац.)

или1 орфограф. и 3 пунктуац.)

или

(4 пунктуац.)

или

(2 грамматич.)

«3»

- В работе допущены существенные отклонения от темы.

- Работа достоверна в главном, но имеются фактические неточности.

- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

- Беден словарь.

- Стиль работы не отличается единством.

- В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

(4 орфограф. и

4 пунктуац.)

или

(3 орфограф. и

5 пунктуац.)

или

(7 пунктуац.) или

 (4 грамматич.)

При наличии в работе более 5 поправок оценка снижается на 1 балл. При наличии 3 и более исправлений «5» не выставляется.

2.

Диктант

(основные литературные

понятия и термины)

В словарных диктантах: (25-30 слов)

«5» - правильность 100-90%

«4» - правильность 90-80%

«3» - правильность 80-50%

«2» - правильность менее 50%

«1» - ошибочное написание 100% работы

3.

Реферат

Оценка складывается из ряда моментов: учитываются формальные требования к реферату, грамотность раскрытия темы, защита работы, ответы на вопросы, заданные после защиты реферата.

 В оформлении должен быть титульный лист, оглавление, сноски, источники.

 Введение должно включать краткое обоснование актуальности темы, цель работы, задачи, краткий обзор изученной литературы.

 Основная часть содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения темы, мнение учащегося по проблеме, должно быть разделение на параграфы с названием, логика изложения, правильно оформленные сноски.

 Заключение – выводы о том, насколько удалось выполнить обозначенные во введении задачи и цели.

 Защита проходит в течение 5-15 минут, во время которой рассказывается об актуальности темы, поставленных целях и задачах, изученной литературе, о структуре основной части, выводах.

4.

Тест.

В тестовых заданиях предусматривается 25 вопросов.

25-22 верных ответа – «5»

21-18 верных ответов – «4»

17-13 верных ответов – «3»

12 и менее верных ответов - «2»

5.

Самостоятельная работа.

Оценивается

Степень самостоятельности:

- без помощи учителя (3 балла)

- незначительная помощь учителя (2 балла)

- существенная помощь учителя (1 балл)

- не справился (0 баллов)

Правильность выполнения:

- работа выполнена верно или с незначительной ошибкой (3 балла)

- работа выполнена с ошибками, но количество ошибок не превышает 50 % от работы (2 балла)

- ошибки составляют 50-70 % работы (1 балл)

- ошибок в работе более 2/3 всего объема (0 баллов)

Оценка выставляется по количеству набранных баллов:

6-5 баллов – «5»

4-3 балла – «4»

2-1 балл – «3»

0 баллов – «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, и национально-регионального компонента государственного стандарта (НРК ГОС).

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий три раздела:

  1. пояснительную записку;
  2. собственно рабочую программу, которая состоит из следующих колонок:
  1. Учебно-тематическое планирование;
  2. Количество часов;
  3. Требования федерального компонента ГОСа;
  4. Национально-региональный компонент ГОСа;
  1. Содержательные линии образовательной области:
  2. Составляющие качества образования;
  1. Предметно-информационная;
  2. Деятельностно-коммуникативная:
  3. Ценностно-ориентационная;
  1. Программное и учебно-методическое обеспечение;
  2. Виды контроля;
  1. Требования к уровню образованности восьмиклассников.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитиеинтеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  2. совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений

работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

 Содержание обучения русскому языку в 8 классе

№ п/п

                         Разделы

Количество часов

1.

Функции русского языка в современном мире.

1

2.

Повторение пройденного в 5-7 классах.

6+2

                           Синтаксис. Пунктуация.

3.

Словосочетание.

2

4.

Простое предложение.

3+1

                           Простые двусоставные предложения

5.

Главные члены предложения

6+2

6.

Второстепенные члены предложения

6+2

7.

Простые односоставные предложения.

9+2

8.

Неполные предложения.

2

9.

Однородные члены предложения.

12+2

10.

Обращения, вводные слова и междометия.

9+2

11.

Обособленные члены предложения.

18+2

12.

Прямая и косвенная речь.

6+1

13.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе.

5+1

Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по  учебнику под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Н.А. Николиной, Москва, «Просвещение», 2006-2010 гг.

Кроме того, для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

1. Методические рекомендации к учебнику русского языка Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 8 классе».

  1. Методический журнал «Русский язык в школе».
  2. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. В.В. Тихонова, «Дрофа».
  3. Тестовые задания по русскому языку. А.Б. Малюшкин, Творческий центр «Сфера», Москва.
  4. КИМ Русский язык, Москва, «ВАКО», 2010.
  5.  В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория 5-9 класс.
  6. Ю.С.Пичугов. Русский язык. Практика 8-9 класс (научный редактор профессор В.В.Бабайцева).

Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  1. основные нормы русского литературного языка;
  2. словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
  3. грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  4. односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);

  1. признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
  2. осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);

уметь:

  1. опознавать единицы синтаксиса;
  2. проводить анализ словосочетаний предложений;
  3. объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  4. читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  5. извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  6. создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  7. воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  8. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  9. соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  10. соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  11. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  12. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  13. осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  14. владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  2. развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  3. удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  4. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов: 1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.11-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2009 г.  2) Государственного стандарта общего образования, 3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе, 4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа включает в себе произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 9 классе по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю) по учебнику под редакцией В.Я. Коровиной.

      Основное содержание тем, изучаемых в 9 классе

п/п

              Тема

                   Основное содержание

1.

Из древнерусской литературы

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

2.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

3.

Из русской литературы XIX века

Авторы и произведения, определившие лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.( В.А. Жуковский, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов).

4.

Из поэзии XIX века

Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор произведений Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и др.

5.

Из русской литературы XX века

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

6.

Из русской прозы XX века

Разнообразие видов и жанров прозаических произведений XX века. Ведущие прозаики России: И.А. Бунин, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов, А.И. Солженицын.

6.

Из русской поэзии XX века

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. (А.А. Блок, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, М.И. Цветаева, Н.А. Заболоцкий, А.А. Ахматова, Б.. Пастернак, А.Т. Твардовский .

7.

Песни и романсы на стихи поэтов XIX – XX веков

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

8.

Из зарубежной литературы

Античная  лирика. ( Гай Валерий Катулл, Гораций, Данте Алигьери, Уильям Шекспир, Иоганн Вольфганг Гёте).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение.
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  5. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  6. Анализ и интерпретация произведений.
  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  8. Написание изложений с элементами сочинения.
  9. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  4. изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспринимать и анализировать художественный текст;
  2. выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  3. определять род и жанр литературного произведения;
  4. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  1. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  2. сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. владеть различными видами пересказа;
  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  9. писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...

Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...

Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной

Рабочая  программа по  литературе для 10-11 классов создана на основе  авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...