Урок литературы в 11 классе Антифашистская лирика М.и. Цветаевой
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Морозова Светлана Викторовна

Цель урока:

·        познакомить учащихся с «поздней»  лирикой  М.И.Цветаевой;

·        расширить представление о тематике творчества поэтессы;

·        продемонстрировать  на примере «Чешского цикла» гуманистическую направленность творчества поэта.

Задачи урока:

·        активизировать коммуникативные навыки учеников, стремящихся к углублённому изучению русской литературы;

·        продолжить работу учащихся по систематизации навыков  анализа поэтического текста;

·        попытаться заинтересовать современных молодых людей историей борьбы русских эмигрантов против фашизма.

Оборудование:

·        презентация, тексты стихотворений  М.И.Цветаевой,

·        в сценарии урока применяются  личностно-ориентированная технология, ИКТ-технология, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология «творческой мастерской».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Антифашистская лирика М.и. Цветаевой

Цель урока:

  1. познакомить учащихся с «поздней»  лирикой  М.И.Цветаевой;
  2. расширить представление о тематике творчества поэтессы;
  3. продемонстрировать  на примере «Чешского цикла» гуманистическую направленность творчества поэта.

Задачи урока:

  1. активизировать коммуникативные навыки учеников, стремящихся к углублённому изучению русской литературы;
  2. продолжить работу учащихся по систематизации навыков  анализа поэтического текста;
  3. попытаться заинтересовать современных молодых людей историей борьбы русских эмигрантов против фашизма.

Оборудование:

  1. презентация, тексты стихотворений  М.И.Цветаевой,
  2. в сценарии урока применяются  личностно-ориентированная технология, ИКТ-технология, технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология «творческой мастерской».

Ход урока.

Учитель:

На предыдущем занятии мы говорили с Вами о поэзии Марины Ивановны Цветаевой: о своеобразии тем её лирики, о новаторстве стихосложения. Мы рассматривали обычную судьбу русского интеллигента, жившего в необычное время. Сегодня я предлагаю Вам поразмышлять о высоком духовном призвании поэта, который по-рыцарски встаёт на защиту слабого и призывает на борьбу с жестокостью, несправедливостью, бесчеловечностью  фашизма, находясь в эпицентре зарождающейся мировой трагедии.

Итак, сначала была «сказочная Чехия»:

Звучит музыка  П.И.Чайковского из балета Щелкунчик (танец феи Драже).

На экране – слайд: « М.И. Цветаева: Чехия - родина сына моего».

Сообщения учениц:

  1. Марина Ивановна в Чехии (слайды № 2-8)

«Весной 1922 года Марина Ивановна Цветаева с дочерью, Ариадной Сергеевной, эмигрирует из Советской России в Берлин, но уже 31 июля того же года на вокзале в Праге воссоединилась семья. Белый офицер Сергей Яковлевич Эфрон получил от местных властей право на обучение в Карловом университете. Многие тогда верили, что русские эмигранты скоро смогут возвратиться на Родину. Аверченко, Радзевич часто собирались в гостинице «Беранек» на литературные вечера, сюда приглашали на собрание «Русской едноты» и Марину Ивановну.

Прага станет для поэта не фоном её жизни, а спасением от безысходности. Легенды о сильном, как гранат, народе, гора Петршин и река Влтава подскажут Марине Ивановне новые темы  и станут героями её поэм. Многое пережила Цветаева в окрестностях Смихова, а в деревушке Вишоры родился её сын Георгий, Мур. Чехия – родина сына Цветаевой - становится и её Родиной. Когда в Чехию вошли фашисты, Марина Ивановна восприняла это событие как личную трагедию.

Жизнь Цветаевой и поэзия настолько сцеплены, что  всё пережитое становилось поэмой, а поэзия была её жизнью. Другого способа жить Цветаева не знала».

  1. Пражский рыцарь и Марина Ивановна  (слайды № 9-11)

«В жизни и творчестве М.И.Цветаевой Чехия сыграла важную роль. Будучи три года в эмиграции, Цветаева сроднилась с Прагой. В поэмах появляются новые образы: гора – река – рыцарь.

Гуляя вдоль реки Влтавы с подругой Тесковой, Цветаева как-то заметила внешнее сходство Брунцвика, рыцаря реки, с собственной внешностью.

Брунцвик, как гласило предание, отправился в дальнее путешествие, чтобы добыть для герба Праги знак льва. Путь лежал через море в Африку, где не раз рыцарь подвергался серьёзным испытаниям. Он потерял корабли и похоронил друзей, терпел голод и жажду. Однажды он увидел бой льва и дракона и встал на сторону раненого зверя. С тех пор лев стал его спутником. Брунцвику на пути к дому пришлось вступить в борьбу с королём Олибриусом. Не без труда получил он от верховных сил необычный меч, дающийся самым смелым и храбрым.
Возвратившись на родину, рыцарь Брунцвик замуровал меч в пилон Карлова моста, Льва сделал знаком Чехии.

В письме к Тесковой Цветаева писала: « У меня есть друг в Праге, каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережёт реку». Так Цветаева усилила миф: Рыцарь стережёт реку времени. Так появляется в лирике ещё один символ Праги – часы на Ратуше.

Во все времена рыцари хранили верность долгу, чести, родине, они помогали слабым и защищали свои народы. Именно этот символ воплотился в поэзии Марины  Ивановны Цветаевой. По легенде, если придёт враг, то будет найден и меч, а воины Вацлава оживут. По-видимому, этот символический меч достался Марине Ивановне Цветаевой».

  1. Оккупация Чехии (слайды № 15-20)

В 1938 году фашистская Германия вторглась на территорию Чехии. Гитлер, выступая с балкона имперского дворца в Вене, провозгласил, что исполнилась мечта чехов и австрийцев о воссоединении  земель под руководством Рейха. Но граждане этих стран понимали, что затеявшим мировую войну гитлеровцам нужны серебро и уголь Австрии и Чехии, нужны военные заводы и сельское хозяйство, способное прокормить немецких оккупантов. В Чехии возникает подпольная организация во главе с писателем – публицистом Юлиусом Фучиком, но силы не равны. Чехия оккупирована, незначительное сопротивление подавлено.

Известие о горе дошло и до Марины Ивановны. Считая себя защитницей гуманистических идеалов, Цветаева в течение марта- мая 1938 года создаёт антифашистский цикл «К Чехии» Она испытывает отчаяние: Родина её Мура в огне. Сказочный мир довоенной Чехии, в которой жила семья , мир Богемии и Крумлова, рушился, исчезала поэтическая атмосфера умиротворенности, в которой пребывали чехи.

Своими яростными стихами поэт пытается предупредить нарастающее в Европе безумие. В её строчках слышен крик живой души, протестующей против мировой трагедии»

Слово учителя:

Мы видим: рушился мир сказочных улочек Праги и  мечты о тихом семейном убежище русских эмигрантов. В этот трагический период  

Цветаева создаёт «Чешский цикл». Перед Вами  стихотворения Марины Ивановны «К Чехии».

Пожалуйста, сначала приготовьтесь выразительно прочитать стихотворения.

Определите главного героя стихотворения?

(Работа учеников в группах.)

Обобщающий вывод учителя:

«Личная драма Цветаевой переплелась с трагедией века. Увидев звериный оскал фашизма, Марина Ивановна прокляла его. Бесспорно, во всех стихотворениях цикла главным героем становится поэт-трибун. Всмотритесь в композиции стихотворений: каждая из строф  несёт определённую мысль. Членение строфы передаёт напряжённый ритм, в котором слышен стон, плач о погибающей сказочной стране, где  воссоединилась после разлуки семья, где родился Мур. Попытайтесь по-своему прочитать эти строки и ответить на вопросы.

(слайды 21-23).

Групповая работа класса:




1  группа:



Попытайтесь истолковать данное стихотворение. Свои мысли запишите. (При затруднении воспользуйтесь вопросами анкеты).



-Какова тема   стихотворения?  



- О чём хочет предупредить читателей поэт?



- «Пожар - зола - Помпея». В чём смысл ассоциативного ряда?



- К кому адресовано обращение «живые души»?



Почему сразу за обращением автор употребляет глагол  в форме множественного числа «ищем», кто эти недоговорённые «мы»?







2 группа:



Выпишите примеры из стихотворений:



Эпитеты                                                                                                        



Сравнения                                                                                                        



Обращения                                                                                                        



Реминисценции                                                                                                



Аллитерации (ассонансы)                                                                                



Письменно сформулируйте ответ на вопрос: какова, на Ваш взгляд,  причина использования автором данных художественных приёмов?





 



3 группа:



Прочитав стихотворения Цветаевой, напишите свои выводы:



Чем, на Ваш взгляд, объединены произведения в один цикл?



Почему так важны даты написания стихотворений?



Какую роль в борьбе с фашизмом отводит Цветаева поэзии?



Почему, на Ваш взгляд, Марина Ивановна сравнивала себя с Пражским рыцарем?




Группы работают самостоятельно.

Через 5 минут ученики выступают (по одному из группы) с сообщением о проделанном анализе.

Ещё 3 минуты  даётся на обсуждение и оценку результатов.

Затем учитель просит выполнить письменно домашнее задание (форма ЕГЭ, часть С):

Вы прослушали мнения одноклассников об антифашистских стихотворениях, написанных Цветаевой в эмиграции, обсудили их своеобразие и неповторимый «строй – настрой - из строя вон».

Дома попытайтесь дать письменный отзыв на одно из  стихотворений, указав

(не забудьте назвать  произведение и полное имя автора!) своё восприятие стихотворения.

Для тех, кому задание покажется сложным, предлагается план (на 2 любых вопроса можно не отвечать, но ответы на остальные вопросы  должны  представлять  связный текст)

- какие мысли (ассоциации) у Вас возникли, когда Вы читали стихотворение?

- какой образ Вам зрительно показался наиболее ярким?

- какое сравнение было наиболее убедительным, на Ваш взгляд?

- как Вы поняли, что побудило женщину – поэта писать на данную тему?

Приложение 1

(материал к уроку)

Стихотворение для анализа (1-я группа)

Пепелище.

Налетевший на град Вацлава

-Так пожар пожирает траву-

Задушивший без содроганья-

Так зола засыпает здания:

тзовитесь, живые души!

Стала Прага - Помпеи глуше;

Шага, звука – напрасно ищем…

-Так чума веселит кладбище!

29-30 марта 1939

Стихотворения для анализа (2 группа)

Пепелище.

Налетевший на град Вацлава

-Так пожар пожирает траву…

Поигравший с богемской гранью!-

Так зола засыпает здания,

Так метель засыпает вехи…

От Эдема - скажите, чехи!-

 

-Что  осталось? - Пепелище.

-Так  чума веселит кладбище!

30 марта 1939 года.

Стихотворение для анализа (3 группа)

        Лес.        О слёзы на глазах…

Видел, как рубят? Руб-        О слёзы на глазах!

Рубом!- за дубом – дуб.        Плач гнева и любви!

Только убит – воскрес!        О Чехия  в слезах!

Не погибает – лес.        Испания в крови!

Так же, как мёртвый лес        О чёрная гора, затмившая - весь свет!

Зелен – минуту чрез!                –Пора -  пора- пора

(Мох – что зелёный мех!)        Творцу вернуть билет.

Не погибает  - чех.

9 мая 1939 года.                                

                Отказываюсь - быть в Бедламе нелюдей

        Отказываюсь - жить с волками площадей

        Отказываюсь - выть с акулами равнин

        Отказываюсь плыть – вниз - по теченью спин.

        Не надо мне ни дыр

        Ушных, ни вещих глаз,

        На твой безумный мир

        Ответ один – отказ.

        15 марта – 11 мая 1939 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Урок в 11 классе "Особенности лирики М.И. Цветаевой на примере стихотворения "Тоска по Родине! Давно..."

Данный урок проводится в 11 классе при изучении лирики М. И. Цветаевой. Его можно провести после знакомства с биографией и отдельными стихотворениями поэта. Здесь начинается работа над основными ...

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»

Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....

Открытый урок Литература 9 класс М.Цветаева . "Прохожий "

Особенности поэтики  Марии  Ивановны Цветаевой..(Стихотворение  «Прохожий »)с переводом на тувинский язык .Сравнение выразительных средств языка.познакомить с биографией пис...