Анализ художественного произведения
материал по литературе на тему

Схемы анализа драматургического, эпического произведений; план характеристики художественного образа (в помощь ученику).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный план анализа

драматического произведения

1. История создания.

        1) Время написания.

        2) Время, изображённое в произведении.

        3) Как взаимосвязаны время написания и сценическое время?

        4) К какому этапу творчества автора относится данное произведение (что характерно для автора в это время)?

        5) Жанр.

2. Выделите основные сцены (фабулу).

3. Выделите основные конфликты произведения, рассмотрите каждый из них в отдельности:

        1) Участники и причины конфликта, его структура.

        2) Какие проблемы затрагиваются в конфликте?

4. Выделите центральный конфликт произведения:

        1) Как связан он с другими конфликтами?

        2) Как раскрываются герои в конфликте?

Обратите внимание на:

  1. предысторию героя (героев)
  2. первое появление героя на сцене
  3. взаимоотношение героя с другими персонажами
  4. авторские ремарки
  5. речь героя
  6. центральный монолог героя, определите его значение в произведении
  7. «второстепенных» действующих лиц (в чём их роль и значение; как они «помогают» в раскрытии основного конфликта произведения?)

5. Рассмотрите финал произведения:

        1) Если бы финал был другим, что бы изменилось?

        2) Почему финал произведения именно такой?

6. В чём, по-вашему, основная мысль (идея) произведения?

Обратите внимание на:

  1. эпиграф
  2. пролог
  3. эпилог
  4. указания для актёров и др.

7. Сценическая история произведения:

        1) Какие различные мнения о героях существуют?

        2) Как это отобразилось в различных постановках?

8. Традиции и новаторство:

        1) Соблюдаются ли автором основные требования, предъявляемые к жанру?

        2) Вспомните, кто из предшественников и современников автора рассматривает эти же темы и проблемы.

        3) Как решает эти темы и проблемы автор?

        4) В каких произведениях вы встречали героев, близких по взглядам или характеру героям данного произведения?

        5) Вспомните «последующих» драматургов (произведения и героев), близких по взглядам автору (тематика и проблематика произведения, герои и т.д.).



Предварительный просмотр:

Примерная схема анализа

литературно-художественного произведения

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей; интерьер, обстановка действия.

10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника (композиция) произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.



Предварительный просмотр:

Примерный план характеристики

художественного образа – персонажа

1. Вступление.

        Место персонажа в системе образов произведения.

2. Основная часть.

        Характеристика персонажа как определённого социального типа.

1) Социальное и материальное положение.

2) Внешний облик.

3) Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей, привычек:

  1. характер деятельности и основных жизненных устремлений;
  2. влияние на окружающих.

4) Область чувств:

  1. тип отношения к окружающим;
  2. особенности внутренних переживаний.

5) Авторское отношение к персонажу.

6) Какие черты личности героя выявляются в произведении:

  1. в авторской характеристике;
  2. через характеристику других действующих лиц;
  3. с помощью предыстории или биографии;
  4. через цепь поступков;
  5. в речевой характеристике;
  6. через окружающую обстановку.

3. Заключение.

Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ художественного произведения Тема 11

Что такое художественный образ...

Анализ художественного произведения Тема 12

Образ человека в произведении...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Инновационно-коммуникационные технологии как метод анализа художественного произведения

В условиях развития современного образования невозможно обойтись без использования инновационных технологий  на уроках литературы. Данные технологии делают процесс обучения более красочным,и...

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения

Приемы формирования теоретико-литературных понятий в процессе анализа художественного произведения ...

Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).

Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....