Сочинение –рассуждение «Милостыня». (Ф.М.Достоевский «Мальчик с ручкой». И.С.Тургенев «Нищий».)
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

В ходе урока раскрывается сущность понятия "милостыня" на примере текстов Ф.Достоевского "Мальчик с ручкой" и И.Тургенева "Нищий", а также на основе собственных  наблюдений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл milostynya.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Сочинение –рассуждение «Милостыня».

(Ф.М.Достоевский «Мальчик с ручкой».

И.С.Тургенев «Нищий».)

Цель: раскрыть сущность понятия милостыня с помощью осмысления данных текстов и примеров из собственного наблюдения и на этой основе написать сочинение-рассуждение.

Цель реализовать через решение ряда задач: содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепление умения анализировать и оценивать художественное произведение и его героев; совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным  текстом; учить оценивать поступки героев; способствовать развитию устной и письменной речи; умение высказывать свою точку зрения и ее доказывать; развивать нравственный качества учащихся: любовь к художественной литературе, уважение к мнению своих одноклассников; приобщение учащихся к исследовательской работе.

(На предыдущем уроке в 6 классе изучался рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Ход урока.

                                  «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным

                                    Состоянием людей».

                                                                 Ф.М.Достоевский.

1.Слово учителя.

-«…Все равно, сидением ничего не поможешь,…пойду хоть милостыню попробую попросить. Просить милостыни? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой-то господин в енотовой шубе прочел ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию».

-Из какого произведения этот отрывок? (А.И.Куприн «Чудесный доктор».)

-Почему Мерцалов вынужден был пойти на крайний шаг – просить милостыни?

-Что значит – просить милостыни?

- Как вы понимаете слово милостыня? (Подаяние).

 

Работа со словарем (Толковый словарь С.И.Ожегова, с.356)

2. Первичное восприятие текста.Чтение учителем текстов Ф.М.Достоевского «Мальчик с ручкой» и И.С.Тургенева «Нищий».

3.Проверка первичного восприятия текста.

- Каково ваше мнение о прочитанном? Какие чувства пережили, прослушивая тексты?

4. Постановка учебной задачи.

1). –Кому принадлежат сопоставляемые произведения?

     - Время и место их жизни?.

    - Каким был основной жанр их творчества?  

2).-Время и место создания произведений?

   - Актуальна ли сегодня эта тема?

3). В чем произведения схожи?

4).- Какой интонации требует чтение?

    -Какова цель такого чтения?

5).-Совпадает ли манера повествования?  Почему?

6).-Как авторам удалось создать зримый образ нищего?

     (через изобразительно-выразительные средства языка).

7).-Перед нами удивительные тексты. Что ни слово – то картина. Попробуем увидеть эти картины.

   а). –Почему И.С.Тургенев использует эпитет «шершавые» лохмотья?

(От грязи одежда стала шершавой. От этого образ нищего более жалкий   и отталкивающий.).

  б).-Как изображает нищего Ф.М.Достоевский? (В страшный мороз он был  одет почти по-летнему).

   в).-Какими эпитетами наделили авторы понятие существо?

У И.С.Тургенева – «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), у Ф.М.Достоевского – «дикое существо» («Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где живет, ни какой он нации»).

   г). –Обратите внимание на метафору «обглодала бедность это несчастное существо. Какова роль слова «обглодала»? (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено све человеческое).

  Д). – Чем еще мы можем дополнить образ нищего?

       

Составление таблицы.

Образ нищего.

                  «Мальчик с ручкой»                «Нищий»

8). –Как Ф.М. Достоевский описывает руки мальчика? (Возвращается с красными, окоченевшими руками).

      -А И.С. Тургенев? (Я просто крепко пожал его грязную, трепетную руку)

9). -Почему «трепетную»? (Бедность не убила в человеке способность переживать, жить, чувствовать)

10). Как авторам удалось передать душевное переживание нищих?

                 «Нищий»                                                  «Мальчик с ручкой»

Стонал и мычал о помощи,                           не завывал, говорил невинно и

Ждал, потерянный, смущенный                   непривычно, доверчиво смотрел

                                                                         в глаза, начинал профессию, врал

11).- Как вы понимаете слова нищего о том, что пожатие руки «тоже подаяние»? (Это признание его человеком, братом, - дает ему не меньше, чем подаяние).

     - А какое подаяние получил от нищего автор? (Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть

человеком. И это самое важное).

12).- Что значит 0 ходить « с ручкой»? («Это технический термин, который выдумали сами мальчишки).

13). -Кому достанутся набранные копейки? (Возвращаются в подвал, в котором пьянствует какая-нибудь шайка халатников, мальчишку посылают в кабак, и он приносит вина).

14).-Легко ли читать такие произведения?

15).-Название какого произведения более прозрачно, а какое скрытно так, что невозможно догадаться, о чем идет речь?

16).-Что можно сказать об авторах изучаемых произведений?

Обобщение.

-Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека.

-«Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

Домашнее задание. Напишите сочинение-рассуждение под названием «Милостыня». Что означает это слово? Приведите примеры из личных наблюдений, которые соответствуют понятию милостыня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...