Литературный вечер "Зимушка-зима"
классный час по литературе по теме

Наумова Наталия Владимировна

Отличие данного   мероприятия   от традиционных  состоит в том, что он  построен  по методике Эдварда де Боно.

Ребята рассуждают о зиме:  хорошее это время года или плохое.
Шляпы является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Работая в группах под цветом определенной шляпы  ребята учатся на одну проблему смотреть критически ( группа черной  шляпы), искать положительное (желтая), излагать информацию о проблеме ( белая), рассказать о чувствах (красная), найти креативность (зеленая), управлять процессом ( синяя). Этот метод предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько и каждый учащийся понимает, что есть несколько  возможностей выбора.
Это учит учащегося в жизни гибкости, осознанию того,  что любая проблема решаема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima._lit.vecher.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Зимушка-зима

Цель. Расширить представление детей о жизненных явлениях, ситуациях; формировать у учащихся положительную и отрицательную оценку своих поступков, жизненных ситуаций. Побуждать к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов.

Форма : литературный вечер.

Оборудование: а) Компьютер + медиапроектор (слайды);

Б) костюм Деда Мороза, маска зайчика, шляпы: красная , синяя, желтая, белая, зеленая, черная;

В) жетоны .

Музыкальное оформление: отрывок из  произведения Чайковского «На тройке» ( детский альбом).

Ход занятия.

Тихо, словно издали, слышатся звуки музыки, исполняется начало произведения Чайковского «На тройке» из детского альбома.

  1. Учащиеся читают стихотворения

1 уч-ся.

 Вот север,  тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима

Пришла, рассыпалась: клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

2 уч-ся.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

3 уч-ся

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удолая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе , в красном кушаке,

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

  1. Входят «шесть шляп»

Белая: хорошо ли вы , ребята, знаете зиму?

Черная: чьи стихи вы слушали сейчас о зиме?

Желтая : да, вы знаете зиму, но не все.

Зеленая : и мы, шесть шляп, расскажем вам, что такое зима.

Красная: я-красная шляпа, зима-радость

Белая: Я белая шляпа-дам вам информацию: что считать зимой.

Черная-Я черная шляпа докажу, что зима-это плохо

Желтая: я желтая шляпа скажу, что нам зимой хорошо

Зеленая: Я зеленая шляпа – скажу. Что без зимы нет года.

Синяя: А я подведу итог: какая у нас зима?

  1. Рассказы шляп
  1. Белая шляпа. (слайд)

Итак,

Зима-ж.-Ы-Самое холодное время года, которое наступает после осени.

Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.

Антоним –ЛЕТО.

Зима бывает долгая, снежная, холодная, морозная, мягкая, северная, южная, русская.

 Ученик . Описывает картину Поленова «Первый снег» (слайд)

Белыми, чистыми полянками лежит на земле снег. Он покрыл еще не всю землю: мы видим еще черные, серые берега реки, кустарники, лес. Темно-зеленая вода вот-вот застынет, и можно будет ходить по льду.

Не все деревья сбросили листву, не ждали холодов, а снег опередил их. Кустарники тоже в листьях, плодах. Все застыло в безмолвии, природа как будто решает: будет ли еще тепло, неужели снег не растает? Тишина. И только низкое серое небо  с размытыми белыми облаками как бы предупреждает землю, траву, деревья, речку- это надолго, зима наступила.

Синяя шляпа спрашивает у белой:

- Так что же для тебя зима?

Белая, указывая на первое предложение:

-зима. Просто время года.

2. Зеленая шляпа (слайд)

Зима – общеславянское, индоевропейского характера- время снега.

Славяне называли месяцы: декабрь – АЙЛЕТ - месяц новых даров, январь- БЕЙЛЕТ- месяц белого сияния, покоя мира, февраль- ГЕЙЛЕТ- месяц вьюг и стуж. Богиня зимы –Марена.

 Водили хороводы 26 февраля, просили бога Велеса умножения хозяйства.

Встают в хоровод и поют песню «Гори, гори ясно».

Зеленая шляпа: «Выбираю: зима!»

  1. Черная шляпа

-А я считаю, что вы совсем не знаете зиму!

Ученик. Описывает картину Перова «Тройка» (слайд)

На черном фоне, на серый грязный снег падает тусклый свет на детей. Их трое. У них худые, измученные лица, рваная , грязная одежда. Они в изнеможении, из последних сил что-то тянут. Приглядевшись, мы видим огромную обледенелую бочку с водой.

Она нависает над детьми, как чудовище. Мрачный фон картины подчеркивает одиночество детей, их нужду, непосильность работы, что они делают.

Ученик . Читает отрывок из поэмы «Мороз , Красный нос»

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит- хорошо ли метели

Лесные торопы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет- по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде.

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Инсценирование эпизода из сказки С.Я.Маршака «12 месяцев»

На фоне стихотворения выходит Дед Мороз, обходит ряды, бросает Конфетти, обертывает кого-то мишурой.

В это время девочка садится под елкой.

Дед  Мороз. Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?

Девочка. Тепло, дедушка, тепло Морозушка.

Дед Мороз. Как ты здесь оказалась?

Девочка. Послала меня мачеха с сестрой за подснежниками, выгнали из дома, не велели без цветов возвращаться.

Дед Мороз. Дает цветы ( вытаскивает из сумки), бери, девица.

Она благодарит и уходит.

Дед мороз. Да, проблема отцов и детей так и не решилась.

Выходит зайчик, плачет

Зайчик. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Ударили морозы, лиса меня и выгнала.

Дед Мороз. Не плачь, зайчик, будешь у меня в тереме жить. И в сказках квартирный вопрос испортил зверей.

Черная шляпа. Я выбираю предложение: зима? Не нужна нам зима!

  1. Желтая шляпа.

Нет, не всю правду рассказали о зиме!

Ученик. Читает стихотворение А.С.Пушкина

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

Ученик. Описание картины Сычкова «Катание с горы» (слайд)

Радость, улыбку вызывает картина Сычкова «Катание с горы»

Деревенская молодежь, дети, взрослые –все с санями, на лыжах, всем весело, все смеются. Развеваются шарфы, волосы, платки сбиты, но никто не уходит. По снежной горе весело мчаться друг за другом. На первых больших дровнях сидят 4 девушки, подросток примостился на запятках, их догоняют другие сани, третьи, можно сесть в сани к любимой девушке. Смех, радость дает зима.

Желтая шляпа. Я выбираю предложение: Зима!

  1. Красная шляпа.

А так ли вы хорошо знаете зиму, ребята, что для вас зима?

См. презентацию:

  1. Слайд. Загадки .

Побелело за  ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес. (морозный узор)

В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет
Этот бархат опадет. (иней)

Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (Мороз)

Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто на встречу попадется –

Обнимает и дерется. (ветер)

Назовите-ка,  ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега,

Только месяц наш пройдет.

Мы встречаем Новый год. (декабрь)

  1. Слайд. Пословицы.

Декабрь - году конец, зиме начало.

В зимний холод всякий молод.

Два друга : метель да вьюга.

Русская метелица шелком стелется.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.

  1. Слайд. Игра.

А) Кто больше знает  «зимних сказок?» («Снежная королева», «Лиса и заяц», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев» и др.)

Б) Кто больше знает  «зимних» слов?

За правильные ответы – жетоны.

Красная шляпа. Что вы выбираете?

  1. Синяя шляпа

Что же несет нам зима, что вы выбираете?

Помните, Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок» . Какой урок  вы получили из этого шуточного представления о зиме.

Ответ (примерный). Любое явление в жизни (время года, характер человека, взаимоотношение людей)- многообразно. И чтобы поступить правильно, никому не сделать зла, нужно свое решение обдумать- найти и положительное, и отрицательное в том вопросе, какой ты решаешь.

Награждение участников сладкими призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...