Главные вкладки

    Восхождение к сути.
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Система уроков литературы в 11 классе по изучению творчества Бориса Леонидовича Пастернака. Состоит из двух частей: урок-обозрение и урок-взгляд. Позволяет развивать творческие способности учащихся и навыки критического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon voshozhdenie_k_suti.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Восхождение к сути

    Система уроков литературы в 11 классе

    по изучению творчества

    Бориса Леонидовича Пастернака

    Объяснительная записка

       Литературное наследие Бориса Пастернака поражает многообразием жанров и глубиной содержания. Для изучения творчества Бориса Пастернака я использую нестандартные формы, позволяющие развивать творческие способности учащихся и совершенствовать навыки критического мышления. Два часа, отведённые на это, провожу в форме урока-обозрения и урока-взгляда.

        Для проведения уроков учащиеся заранее разделились (по их желанию и рекомендации учителя) на следующие группы: «литературоведы», «искусствоведы» и «артисты». Каждая из групп получает задание, которое участники должны выполнить к указанному сроку (достаточно 7-10 дней). Во время подготовки провожу индивидуальные и групповые консультации, оказываю помощь учащимся. Можно образовать группы «художников», которые выполнят иллюстрации к произведения поэта и их защиту, и «программистов», задачей которых станет подготовка мультимедийной презентации к урокам. Это зависит от желания и замысла учителя.  

    Вопросы для «литературоведов»

    1. К каким литературным течениям в разное время принадлежал Б.Пастернак.
    2. Кого из представителей отечественной культуры он считал своим учителем?
    3. Что вы знаете о дружбе Б.Пастернака и В.Маяковского?
    4. Чем была поэзия Пастернака для его современников?
    5. В чём достоинство стихов поэта, особенность его творчества?
    6. Что обеспечило долгую жизнь стихам Пастернака?
    7. Какова судьба романа «Доктор Живаго»?
    8. Почему в годы застоя замалчивалось истинное значение творчества писателя?

    Вопросы для «искусствоведов»

    1. Что вы знаете о семье Б.Пастернака?
    2. Какое воспитание и образование он получил?
    3. Что способствовало расцвету его таланта?
    4. С кем из представителей отечественной культуры он поддерживал тесные отношения?

    Задания для «артистов»

    1. Выучить наизусть стихотворения из предложенного списка: «Когда я устаю от пустозвонства…», «Про эти стихи», «Давай ронять слова…», «О, знал бы я, что так бывает», «Золотая осень», «Любить иных – тяжёлый крест…»,  «Смерть поэта», «После дождя», «Быть знаменитым некрасиво…», «Ночь».
    2. Выполнить элементы  анализа  этих стихотворений (определить главную мысль, настроение поэта, применяемые им тропы).

    Урок первый – обозрение.

    Тема     «Быть знаменитым некрасиво»

    Цели:  

    1. Раскрыть глубину творческой личности Б.Пастернака, его взгляды на призвание и судьбу поэта
    2. Ввести учащихся в сложный мир пастернаковского стиха, утверждаемых им нравственных ценностей
    3. Раскрыть особенности поэтического таланта Пастернака, музыкальность и живописность его лирики
    4. Показать место лирики поэта в отечественной и мировой культурах
    5. Пробудить интерес учащихся к творчеству Б.Пастернака
    6. Развитие творческих способностей учащихся, совершенствование навыков критического мышления, умения работать в группе и индивидуально

    Ход урока

    1.Вступительное слово учителя.

           Наш урок посвящён творчеству одного из самых талантливых поэтов ХХ века, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака. Прекрасной характеристикой его поэтического феномена могут служить слова его современницы, поэтессы Анны Ахматовой:

    Он награждён каким-то вечным детством,

    Той щедростью и яркостью светил.

    И вся земля была его наследством,

    А он её совсем не разделил.

           Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственные ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной, свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства.

    2. Тема урока разбивается на ряд связанных друг с другом вопросов, с сообщениями по ним выступают сами ребята, иллюстрируя свои ответы наглядностью: портретами Б.Пастернака, А.Блока, В.Маяковского, фотоснимками из книги Л.О.Пастернака «Записи разных лет», презентациями, а также выставкой книг о писателе и его поэтических сборников.

    - Вам уже известно, что крупные русские поэты ХХ века формировались в сложных противоречивых связях с различными литературными течениями. А.Блок начинал как символист, В.Маяковский как футурист. Была ли литературная судьба Бориса Пастернака в этом смысле исключением?

    - Какие отношения сложились у Пастернака с Маяковским?

    Вывод: Пастернак, как и многие поэты ХХ века, испытал влияние определённых литературных течений, что освежило язык пастернаковской поэзии, помогло поэту в работе над словом, позволило ему осмыслить его глубинную, первородную суть.

    - Рассматривать творчество Б.Пастернака надо в контексте всего литературного процесса начала ХХ века. Одновременно с ним в литературу входили В.Маяковский, О.Мандельштам, С.Есенин, В.Хлебников, Н.Гумилёв, А.Ахматова. Что же позволило Пастернаку выделиться среди современников?

    - В чём критики видели достоинство его поэзии?

    - Что способствовало расцвету поэтического искусства Пастернака, расцвету его таланта?

    - Давайте познакомимся с произведениями поэта, которые как нельзя лучше раскрывают его творческую личность. Слово «артистам».

    («Артисты» читают стихотворения, остальные ученики обмениваются мыслями, комментируют содержание стихотворений).

    - Какие чувства, ассоциации возникали у вас при прослушивании стихов Пастернака?

    - Каковы основные мотивы его творчества?

    - Трудна ли его поэзия для восприятия?

    - В чём её особенность?

    Вывод: поэзия Пастернака призывает вслушаться, всмотреться, вчувствоваться в мир, но ни в коем случае не вторгаться в него, дабы не нарушить существующую гармонию. М.Горький связывал это с особенностями миросозерцания и образного мышления поэта.

    - Мы знаем Бориса Пастернака и как талантливого прозаика. Какова судьба романа «Доктор Живаго»?

    - Почему творчество Пастернака и его имя долгое время находились под запретом?

    - Что же, несмотря на все перипетии творческой судьбы поэта, обеспечило долгую жизнь его поэзии? Чем всегда привлекало и привлекает его творчество ценителей поэтического искусства?

    Вывод:  долголетие поэзии Бориса Леонидовича Пастернака обеспечило её общечеловеческое начало. Илья Эренбург говорил: «Так уже полвека – вдруг начинаю про себя бормотать стихи Пастернака. Из мира их не выгонишь: они живут». «Его поэзия была для меня одной из вершин откровения и вершин совершенства. Порой она становилась так же дорога и близка, как искусство Шопена, Скрябина, Брамса, как самое радостное и прекрасное из испытанного мною в мире искусства», - вспоминал Г.Нейгауз.

    3.Подведение итогов урока.

    - Каковы основные темы творчества Бориса Пастернака?

    - В чём особенность его поэзии?

    4.Домашнее задание:

    1. Подобрать высказывания современников поэта о его творчестве.

    2. Подготовить выразительное чтение стихотворений (по выбору: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Определение поэзии»,  «Весна в лесу», «Когда я устаю от пустозвонства» и другие) и написать краткие отзывы о них.

    Урок второй – взгляд.

    Тема: «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

    Цели:

    1. Раскрыть глубину философских обобщений в лирике Б.Пастернака
    2. Показать особенности его восприятия мира
    3. Способствовать формированию мировоззрения учащихся, развивать их стремление познать законы мировосприятия, помочь ощутить сопричастность к переменам, происходящим в жизни.

    Ход урока.

    1.Экспресс-опрос.

    - Каковы основные темы творчества Бориса Пастернака?

    - Как они отражают его взгляды, мировоззрение?

    - В чём особенность его поэзии?

    2.Новый материал (экспресс-анализ философской лирики Пастернака).

    - Как вы понимаете выражение «философская лирика»?

    Слово учителя(обобщение высказываний учащихся)

             Философская лирика – это не только размышление об общих вопросах бытия, мироздания. Но и выражение взглядов поэта на своё творчество, анализ внутренних душевных коллизий. На пути от музыки к поэзии Б.Пастернак испытывал увлечение философией. Он учился на философском факультете Московского университета, а затем совершенствовал свои знания в Германии. Занятия проходили успешно, однако карьера философа его не прельщала. Победило желание стать поэтом. Тем не менее увлечение не прошло даром.  В поэзии Бориса Пастернака философское осмысление мира занимает центральное место.

    Экспресс-анализ стихотворений поэта

          Класс разбит на группы. Каждая группа демонстрирует выразительное чтение, которое поможет глубже понять данный текст, знакомит со своим отзывом на прочитанные произведения. (Анализ философской лирики представляет известную трудность для старшеклассников, потому учитель должен корректно исправлять и дополнять их ответы).

          Чтобы систематизировать и обобщить знания учащихся, предлагаю вопросы:

    - Какие из прочитанных вами стихотворений можно отнести к философской лирике и почему?

    - О чём заставляет автор задуматься? Что утверждает?

    Вывод: в своих стихотворениях Б.Пастернак размышляет о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее. Стихотворения о природе свидетельствуют о глубоком понимании её, о стремлении слиться с ней. Поэт предпочитает, чтобы природа говорила о себе сама, он одухотворяет её. Но, пожалуй, главное, что сохранил и развил  Пастернак в своём творчестве, - это целостность взгляда на жизнь, на мир с общечеловеческих позиций.

    - Чем же всё-таки поражал Борис Пастернак современников, знавших поэзию А.Блока, Н.Гумилёва, В.Маяковского?

    Вывод:  уже с первых шагов Пастернак обнаружил свой почерк, особый строй выразительных средств, художественных приёмов. К его стихам читателю необходимо было привыкнуть. Многое в них ошеломляло, ставило в тупик, особенно богатые ассоциативность и метафоричность. Поэт находил едва заметные связи между далёкими друг от друга понятиями и явлениями, сближая их самым неожиданным образом. В этом притягательность его произведений, необычность.

    3.Подведение итогов урока (экспресс-интервью).

    - Что повлияло на мировоззрение и художественный талант Б.Пастернака?

    - Какие особенности его поэтического творчества вы могли бы отметить?

    - Какова тематика его произведений?

    - Какие общечеловеческие проблемы подняты в романе «Доктор Живаго»?

    - Современен ли Борис Пастернак?

    - Что принесло ему всемирную славу?

    - Вернётесь ли вы снова к произведениям Пастернака или нет? И почему? и так далее.

    4.Домашнее задание.

           Написать творческую работу на тему «Моё открытие Пастернака».

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Звездный час « Восхождение к вершине»

    Внимание! Начинаем наше состязание  умных и смекалистых, находчивых и умелых!...

    «ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНАМ»

    Хочу представить вам урок-игру для учащихся 8 класса, так как химия для учащися  новый предмет и ребят следует заинтерисовывать, то урок проведенный в форме игры один из лучших методов, на мой вз...

    Урок по чтению "Путь восхождения к свету" по повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант"

    Цель данного урока показать духовные обновление обиженного судьбой человека, нарисовать его горький путь к осознанию своего предназначения. Рассматривается проблема человеческого предназначения, опред...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ВОСХОЖДЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ"

    Св.Писание содержит«инструкцию по эксплуатации» самого чудесного «механизма» в мире — живого организма...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»  первого  года обучения, краеведческо - эстетической направленности разработана на основе модифицированной образовательной ...

    Аннотация конкурсных материалов на тему "Концепция воспитательной системы гимназии "Восхождение к культуре"", сборник статей "Современная школа из опыта инавационной деятельности", научно-методический электронный журнал "Концепт", www.convenok.ru/koncept.

    Концепция "Восхождение к культуре" воспитательной системы гимназии определяет ценностные и нормативные основы взаимодействия гимназии в целях совместного обеспечения условий для развития воспитания.Ст...

    Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Восхождение к истокам» (для учащихся возраста от 12 до 15 лет)

       Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственным ценностям своего народа должно осуществляться на всех ст...