Главные вкладки

    План-конспект урока литературы в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"
    презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

    Кондратьева Наталия Николаевна

    Данный план-конспект соответствует современным требованиям урока литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

    ФИО (полностью)

    Кондратьева Наталия Николаевна

    Место работы

    МБОУ «Инжавинская СОШ»

    Тамбовская область

    Должность

    учитель русского языка и литературы

    Предмет

    литература

    Класс  

    10

    Тема и номер урока

    в теме:

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

    Урок № 8. Творчество М.Ю.Лермонтова

    Базовый учебник

     Литература: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. Коровиной В.Я.., .- М.: Просвещение, 2010

    8. Цель урока: формирование целостного восприятия нравственных ценностей поэта, выявление взаимосвязи между творческой индивидуальностью и особенностями эпохи 19 века, исследование новаторских идей М.Ю. Лермонтова, совершенствование навыков анализа лирического произведения.

    9. Задачи:

             - обучающие

            сформировать понятие об образе лирического героя

             -развивающие

            развивать навыки лингвистического и сопоставительного анализов лирического произведения, навыки выразительного чтения

            -воспитательные

            прививать любовь к  русской классической поэзии, способствовать воспитанию нравственных качеств личности

    10.Тип урока:  комбинированный с применением ЭОР

    11. Формы работы обучающихся: фронтальная,  индивидуальная, групповая

    12.Необходимое техническое оборудование:

    компьютеры с подключением к сети Интернет, проекционная аппаратура.

    Таблица 1.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1.

    Организация начала урока

    Организация внимания и порядка в классе, проверка присутствующих, проверка готовности класса к уроку

    Приветствие учителя

    1 мин.

    2.

    Актуализация знаний

    Портрет М.Ю. Лермонтова (№1)

    Обращение к портрету М.Ю.Лермонтова, эпиграфу урока «Глубокий и могучий дух…, он отрицает для утверждения, разрушает для созидания…»

    (В.Г. Белинский)

    Запись темы и эпиграфа урока в тетрадь

    2 мин.

    3.

    Постановка темы и цели урока

    Сообщение темы и цели урока

    Восприятие

    4.

    Погружение в тему

    1.Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова (№2: 1,2)

    2.О В.Лопухиной и Сушковой

    1.Организация индивидуальной работы

    2.Организация коллективной работы.

    1.Сообщения учеников:

    «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова», «Варенька Лопухина и Е.Сушкова»

    2.Чтение стихотворений «Молитва» и «Нищий»

    3.Восприятие информации

    4 мин.

    5

    Ознакомление с новым материалом

    Аудиозапись художественного чтения произведения М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (№

    1.Организация коллективного чтения.

    2.Сообщение информации о жанровом своеобразии любовной лирики М.Ю. Лермонтова.

    1.Чтение стихотворений Лермонтова из цикла любовной лирики.

    2.Запись в тетрадях.

    4 мин.

    6.

    Первичное осмысление и закрепление нового материала

    Текст с иллюстрациями (№4:2)

    Иллюстрация

    (№1:2)

    Организация фронтальной работы

    Создание проблемной ситуации, постановка проблемного вопроса «Превзошел бы Лермонтов Пушкина, если бы не ранняя смерть?» и стимулирование поиска решений.

    1.Аналитичесая беседа по произведениям любовной лирики М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. Выявление новаторских идей М.Ю. Лермонтова.

    Организация групповой работы

    2.Лингвистический и сопоставительный анализ произведений «Молитва» и «Нищий».

    3.Демонстрация иллюстраций с целью сопоставления текстового и иллюстративного материалов

    1.Формулировка гипотез, предположений, суждений, объяснение

    2.Обсуждение в группах (В чем заключается языковое отличие двух стихотворений М.Ю. Лермонтова? Почему Лермонтов использует жанр молитвы для стихотворений, посвященных В.Лопухиной?) и формулировка ответа на вопрос.

    3.Восприятие визуальной информации

    17 мин.

    7.

    Творческое применение и добывание знаний

    1.Видеоклип произведения М.Ю.Лермонтова «Молитва»(№5)

    2. Аудиофрагмент  «Нищий»(№3:2)

    3.Текст/текст с иллюстрациями

    (№4:2)

    1.Работа над техникой выразительного чтения.

    2.Демонстрация аудиофрагмента с использованием иллюстраций.

    1.Восприятие информации в аудиовизуальной форме.

    2.Активизация элементов сцены с аудио- визуальным представлением.

    13 мин.

    8.

    Подведение итогов

    Организация самостоятельной индивидуальной работы в классе по изучению нового содержания на основе ЭОР

    (составить  синквейн «Так какая она –лермонтовская любовь?)

    Обобщение

    (Составление синквейна в группах)

    2 мин.

    9

    Рефлексия

    Оценка работы обучающихся на уроке

    Групповая самооценка, «Лист самооценки»

    1 мин.

    10

    Домашнее задание

    1.Задание: М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте (базовое изучение). (№4:1)

    2.Задание: творческое задание «Что нового внес М.Ю.Лермонтов в любовную лирику?»(№4:1)

    3.Задание:

    выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова из цикла любовной лирики.(№3)

    Использование развивающего потенциала заданий ЭОР

    1.Изучить : М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте (базовое изучение).

    2.Письменно ответить на вопрос: «Что нового внес в любовную лирику М.Ю. Лермонтов?»

    3.Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Ю.Лермонтова из цикла любовной лирики.

    Работа с разными источниками информации

    1 мин.

    Приложение к плану-конспекту урока

    Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

    Таблица 2.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявле

    ния информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    1.Автопортрет М.Ю. Лермонтова

    (№205036)

    2.Портрет А.С. Пушкина

    (№109670)

    Статичный Интернет-ресурс, информационный

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/77e1119d-2c2c-4d0e-bce8-27ce04be917a/%5BLI9RK_12-01%5D_%5BIL_03%5D.htm 

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a2fe0d3-6563-4239-bc25-786fbd797f9a/Kiprenskij.PortretPushkina.jpg 

    2

    Адресаты любовной лирики.

    1.В.А. Лопухина

    (№205212)

    2.Е.А.Сушкова

    (204329)

    Статичный Интернет-ресурс, информационный

    Иллюстрация

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ffb6dc10-9857-430f-921c-93d9843eaef7/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BIL_04%5D.htm

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0ebfa1c3-9f32-4b5b-95e7-c745605d44f6/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BIL_01%5D.htm

    3

    Аудиозапись художественного чтения произведений русской поэзии

    1.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

    (№105760)

    2. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2be2d1c3-d0bd-4e08-9c69-d654eef62282/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BAU_03%5D.htm Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий»

    (№205000)

    3. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет»

    (№204394)

    4.Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю»

    (№105757)

    5. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»

    (№105750)

    Статичный Интернет-ресурс, информационный, обучающий

    Аудиофрагмент

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77/45165/?interface=teacher&class=51&subject=10

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f27c4786-13e8-47ef-9975-efd91357c5ea/%5BLI9RK_12-08%5D_%5BAU_01%5D.htm

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ed15fa9-575e-481d-9796-d76e8dd226fe/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BAU_02%5D.htm

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2be2d1c3-d0bd-4e08-9c69-d654eef62282/%5BLI9RK_12-06%5D_%5BAU_03%5D.htm

    4

    1.Лермонтов М.Ю.

    (№36212)

    2.Стихотворения

    (№36212)

    (№205686)

    Статичный Интернет-ресурс, информационный, обучающий

    Текст/Текст с иллюстрациями

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5821d94-5147-2f9b-a458-5199f4b87d68/1010220A.htm

     http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bcffdbe3-b287-4539-aeed-35a39974f794/Lermontov-molitva_v_minutu_gizni.pdf 

    5

    «Молитва» М.Ю.Лермонтов

    Статичный Интернет-ресурс, информационный,

    Мультимедиа

     http://www.rusedu.ru/detail_7512.html 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Я – голос Ваш" (разработка урока литературы по теме "Любовная лирика А.А. Ахматовой"). 11-й класс

    Разработка урока по литературе.11 класс.Цель: раскрыть характер героини любовной лирики Ахматовой, ее страстность, независимость, чувство собственного достоинства и глубину переживаний;помочь почувств...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    Урок литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"

    Конспект урока литературы на тему: "Любовная лирика Н. А. Некрасова"...

    Презентация к уроку литературы в 10 классе "Любовная лирика М. Ю. Лермонтова"

    Данная презентация знакомит учащихся 10 класса со стихами М. Ю. Лермонтова, посвященными женщинам, сыгравшим определенную роль в его судьбе. Портреты женщин, биографический материал,прослушивание рома...

    Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"

    Конспект урока по литературе в 10 классе "Любовная лирика М.Ю.Лермонтова"....

    Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9 класс.

    Лирика – непростой для восприятия учащихся род литературы. Особенность ее состоит в том, что в поэтическом произведении нет героя, а предметом изображения становится внутренний мир человека, его...