Урок литературы в 7 классе по произведению Носова Е.И." Кукла"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 7 класс.

Тема: Е.И. Носов «Кукла».

Тип урока: интегрированный: литература, история, экология,           музыка.

Цели: 1. Анализ рассказа.  

           2.Углубление сведений об охране природы, о войне.

           3.Нравственное и патриотическое воспитание.

Оформление и наглядность:

             1.Рисунки ребят «Как прекрасен этот мир...»

             2. Е.И. Носов (портрет).

             3.Запись песни « Кукла» в исполнении «Иванушек…»

             4. Цитатный  план рассказа на доске:

I. Вот, говорят, раньше реки были глубже...»

     1.«Зачем же далеко в историю забираться?»

     2.Перевозчик Акимыч

     3.«Образовался у меня перерыв»

     4.«Поехал и не узнал реки»

     5.«Не трави душу»

 II.«...мы с Акимычем воевали в одной и той же третьей армии...»

     1.«Ранило Акимыча бескровно, но тяжело.»

     2.«Уже не помер ли?»

     3.«Здорово, друг, сердечный.»

     4.«Заклинило»

     5.«Вот, гляди...»

     6.«Это чья же работа?»

     7.«Может, со мной с войны такое?»

III. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят.»

     1. «Чему же ты научишь?»

     2. «Опустил в сырую глубину ямы...»

     3. «Все не закопать...»

               

                 

                          Ход урока:

I. Анализ I части рассказа П.И. Носова «Кукла».

      Слово учителя:

Ребята, вы прочитали рассказа Е.И. Носова «Кукла». Давайте вместе разберёмся  в прочитанном, ответим на вопросы:

        а)   Что волнует автора рассказа и какие проблемы он поднимает в нём?

         б).        Какие раздумья вызвал у вас рассказ?

Чтобы ответить на эти вопросы, нам надо вспомнить содержание рассказа и проанализировать прочитанное.

 II.    Беседа по вопросам:

1.        Большой ли по объёму рассказ и сколько в нем героев? Пробл.
вопрос:  кукла - герой рассказа?

2.        Что мы узнаём о рассказчике в начале повествования? (рыбак, любит природу). Рассказчик и автор - одно и то же лицо?

3.        Чем он озадачен, что его волнует?

4.        Как выглядела река в первое посещение, а как потом, после
 перерыва?

5.        Изменилась ли природа и в какую сторону?

6.        Повинен ли человек в этом? Докажите.

Высказывания ребят с доказательством. (Ребята зачитывают

цитаты из текста, приводят примеры из жизни.)

III. Экологическое воспитание

1)        А вы, ребята, любите природу? Чувствуете её красоту? Какое
воздействие она оказывает на человека?

2)        Но только любит её мало, надо и охранять её, заботиться о ней.

    Зачитать отрывки из сочинений ребят, прослушать высказывания        их об отношении к природе, отметить лучшие рисунки о природе.

       Беседа по вопросам:

1)        Что мы узнаём он Акимыче?

2)        Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3)        Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4)        Кого он показал рассказчику?

5)        Почему его снова заклинило?

6)        Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7)        Какая связь между войной и этим  происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

8).        Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о        ней?

IV.Анализ II части рассказа.

       Беседа по вопросам:

1)        Что мы узнаём он Акимыче?

2)        Какое ранение он получил и какие последствия этого ранения?

3)        Обрадовался ли он ли он встрече с Носовым?

4)        Кого он показал рассказчику?

5)        Почему его снова заклинило?

6)        Как понять слова Акимыча: «Может, со мной с войны такое?»

7)        Какая связь между войной и этим  происшествием?
(Наверно, кукла напоминала ему бездыханные тела убитых солдат на
поле боя).

8).        Почему автор постоянно напоминает о войне? Что вы знаете о        ней?

 V. Рассказ учителя истории о Великой Отечественной войне.

Стоит ли ворошить прошлое? Уже больше 66 лет прошло с тех пор. Может, не стоит вспоминать о тех ужасах и страданиях, которые принесла она человечеству?

Ответы и рассуждения ребят.

V1.  Нравственное воспитание. Анализ III части рассказа.

Стихи военных лет: «Я обращаюсь к молодым…»

      Беседа:

  1.        О какой высоте говориться в стихотворении? (О моральной,    

     нравственной.)

  2.        Находится ли на такой высоте человек, который глумился и
        надругался над куклой? Какой он в жизни «человек»?

  3.        Кого и как осуждает Акимыч в рассказе? (молодых, учителей,           всех, кто притерпелся к худу)

  4.        Как Акимыч поступил с куклой?

     Установить связь, сравнить рассказ Носова «Кукла» и    стихотворение К.Случевского. Вопрос №4. страница 272. (Звучит фрагмент песни «Кукла» группы «Иванушки…»)

  5.        Прослушать рассуждение о «человеке – кукле».

 6.        Этот рассказ сначала был назван сначала «Акимыч», потом     «Кукла».
Как вы думаете, какое название лучше, почему?

Как вы, ребята, понимаете последнюю реплику Акимыча в рассказе: «Всего не закопать?» (Много злых людей, нехороших поступков и т.д.) А как же надо жить? В чём истинная красота человека? В чём смысл человеческой жизни?

 Прослушать ответы на эти вопросы.

 V1I. Заключение:

1. Вот и разобрались мы в прочитанном.

а).        Какие же проблемы поднимает E.H. Носов в своём рассказе?
(Экологические, патриотические, нравственные)

б).        А о чём заставил задуматься вас? (о смысле жизни, как стать лучше.)
Оценки за урок.

VIII. Дом. задание: Написать небольшое сочинение – рассуждение

         «В чем я вижу истинную красоту человека»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Рассказ Е. И. Носова "Живое пламя".Урок литературы,7 класс

Урок литературы с использованием технологии РКМЧП...