М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

 

 

Цели урока:  1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана

                              Грозного.

                          2. Особенности жанра и композиции произведения.

                          3. Выявить нравственный потенциал: два героя – две

                              идеологии.

                           4.Определить художественно-выразительные средства

                               языка произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature_sushkova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                           Открытый урок по литературе

                                        7 класс    ( 2 часа)

                       М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана

                  Васильевича, молодого опричника и удалого

                 купца Калашникова».

                                                  «Тайны русской жизни».

                                                                    В.Г.Белинский.

                                                             Учитель русского языка и литературы

                                                                 Сушкова Неля Александровна.

       

Цели уроков:  1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана

                              Грозного.

                          2. Особенности жанра и композиции произведения.

                          3. Выявить нравственный потенциал: два героя – две

                              идеологии.

                           4.Определить художественно-выразительные средства

                               языка произведения.

Дополнительный материал к уроку:

  1. Н.Карамзин «История государства Российского».
  2. Отрывки из  «Домостроя» (свода житейских правил ХУ1 века).
  3. А.К.Толстой. Стихотворение «Князь Михайло Репнин»

Наглядность:  1. Портрет М.Ю.Лермонтова.

                           2. Репродукция скульптуры Ивана Грозного.

                           3. КМ : видеофрагменты  к «Песне…»

                                                Ход урока.

Слово учителя:

              Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вновь обращаемся к творчеству М.Ю.Лермонтова.

                К сожалению, творческий путь Лермонтова был очень недолгим, он погиб на дуэли очень молодым в возрасте 27 лет. Но тем не менее он нам оставил бесценное поэтическое наследие.

                Еще подростком поэт сумел оценить народную поэзию, и в 16 лет он записал в своей тетради: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в родных песнях.»

                     

               Так в 1836 году (ему было 22 года) Лермонтов задумал свою «Песню…», но закончил работу над ней только через 2 года, находясь на Кавказе, во время болезни. Цензура не сразу разрешила печатание этого произведения, так как за год до этого поэт попал в опалу за стихи, написанные на смерть А.С Пушкина. Ему не позволили поставить свое имя и «Песня…» вышла в 1838 году с анонимной подписью « …въ».

               Прежде, чем мы окунемся в поэтический мир лермонтовского творения, обратимся к домашнему заданию.

                        Итак, вспомним историю, заглянем во времена ХУ1 века,

когда происходили описанные в «Песне…» события. В этом мне помогут мои консультанты, т.е. те ребята, которые получили индивидуальные задания.

               1 консультант – «Иван Грозный и его опричнина».

         Старинное русское слово «опричь», т.е. «кроме», дало современникам Грозного повод называть его соратников «кромешниками». Слово это имело определенный смысл. В представлении христианина существует понятие ада – места мучений грешников. Ад – «тьма кромешная». Значит, «кромешники» - это люди, одержимые ненавистью к миру, слуги абсолютного зла.

                П консультант – «Конец опричнины. Малюта Скуратов».

          Упоминание Малюты в поэме имеет омет определенный смысл, ведь молодой опричник из рода Скуратова. Малюта Скуратов по происхождению из Орды, т ри столетия терзавшей Русь. Именно Малюта являлся руководителем опричнины. Иван Грозный нарочно подчеркивает это., чтобы еще больше унизить бояр, чтобы затоптать даже намек на вольнолюбие.

Чтение по ролям стихотворения А.Толстого «Князь Михайло Репнин» - инсценировка.

 

 Слово учителя:

             Разумеется, Лермонтов не буквально следовал историческим источникам.

             В связи с этим я бы хотела остановиться еще на некоторых фактах из нашего прошлого, относящихся непосредственно к исторической личности царя Ивана 1У, опираясь на труд Н.Карамзина «История государства Российского», который указывал на противоречия Ивана Грозного.

«… имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…»

«… хвалился милостию и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан…»

«…хвалился правосудии ем, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления…»

             Историзм Лермонтова – в верности духу эпохи, в правдивом воспроизведении ее колорита, ее типичных характеров и конфликтов.

 

Аналитическая беседа с учащимися по следующим вопросам:

- Обратите внимание на заголовок. К какому историческому времени относится лермонтовс кое произведение?

- Как выдумаете, почему в заглавии указаны два имени, а третьего нет?

- А что же случилось в поэме? Каков ее сюжет ?

- Каков конфликт этого произведения? Кто с кем сталкивается?

- Как построена поэма? Какова ее композиция? Что вам напоминает такое произведение? (песню, сказку, былину, произведение устного народного творчества).

-  Кто является повествователем в произведении? (гусляры).

- Почему Лермонтов передал свое право рассказать эту историю гуслярам? Что он хотел этим подчеркнуть?

    (что произведение и по форме и по содержанию близко народному сознанию, гусляры всегда высказывают народную оценку, народное понимание).

Слово учителя:

          Итак, настало время поговори ть о главных героях «Песни…», выявить авторскую позицию и подумать, кто , на ваш взгляд, воплощает авторский нравственный идеал?

           

Поисковая работа с текстом:

          Первая часть.  «Песня…» открывается картиной пира у царя Ивана Васильевича, и мы с вами оказываемся под сводами царских палат.

       - Что за люди окружают нас? Как наказан сам Иван Грозный? Какими художественными деталями показан характер царя?  Каков он?

     - Еще о каком герое мы узнаем из 1 части?  ( О Кирибеевиче).

    - Как характеризуется Кирибеевиче в 1 части? Что мы о нем узнаем?

             (Заканчивается 1 часть «Песни…» признанием Кирибеевича, но не сказал он царю «правды истинной», утаил, что полюбил замужнюю женщину.)

   - Но разве сердцу прикажешь? Разве виноват Кирибеевич в своем чувстве?

           Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы, мир, который живет по своим суровым законам.

      - Почему так сурово встречает купец Калашников свою жену?

              (Зачитать некоторые выдержки из «Домостроя» - свода житейских правил ХУ1 в.)

        Третья часть поэмы переносит нас из-под сводов царских палат, из купеческого дома на просторы Москва-реки, где разворачивается картина кулачного боя.

          «Песня…» открывается картиной пира у Ивана Грозного, а заканчивается картиной, в которой царь появляется опять. Без фигуры царя столкновение Калашникова и Кирибеевича могло быть понять как семейно-бытовая драма. Присутствие государя, защитника опричника, усиливает общественное звучание конфликта.

        - На чьей стороне симпатии автора? Докажите, почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя?

(Калашников превратил кулачный бой в общественный суд чести. Автор говорит о могиле Калашникова,, а о Кирибеевиче даже не вспомнит, мы даже не знаем, где он похоронен.)

            Вернемся к разговору о жанре произведения. Исследователи пришли к выводу, что «Песня…» - романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции.

      -   Попробуйте объяснить, почему поэма является национально-исторической?

   (Она рассказывает об определенной исторической эпохе русского государства, действующими лицами являются исторические лица: Иван Грозный, опричники, бояре, купечество. Много исторических деталей: рассказы о пирах, жизнь купечества, кулачные бои, религиозные обряды, элементы одежды).

      - Какие элементы жанра определяют поэму как романтическое произведение?

     - Какие черты отличают романтических  героев?

      (Внутренняя сила, цельность, свободолюбие, страсть, всегда вступают в борьбу за свободу, за любовь, за Родину…. Еще один элемент, характерный для романтических произведений – это поединок, бой равных.)

   

       - Как в «Песне…» характеризуются Кирибеевич и Калашников?

         Подтвердите текстом.

      - Какое впечатление они производят? На чьей стороне ваши симпатии, объясните.

 

      - Каково отношение каждого из них к женщине, к любви?

(Кирибеевич. С народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», так как крадет семейное счастье купца Калашникова. Возможно, Кирибеевич был способен на глубокое чувство, но окружающая обстановка вседозволенности, царская любовь и защита превратила молодого опричника в бесчувственного эгоиста.

       

    Хотя Кирибеевич и осознает себя русским воином, но он был далек от  Бога и жизненных установок христианства.

    Не случайно поэт дал ему нерусское  отчество. Называние по отчеству всегда было знаком уважения не только к самому человеку, но и к его роду - Малюты Скуратова.

Калашников. В нем привлекает чувство собственного достоинства. Подняв руку на любимого опричника царя и сказав об этом, Калашников совершает подвиг. Он защищает свою любовь, семью, честь жены, человеческое достоинство русских людей. Для него характерны чувство справедливости, самоотверженность, мужество, честность, прямота.)

Выводы по теме урока:

      Итак, герои «Песни…» - яркие, самобытные, могучие личности.

Сила купца Калашникова не в богатстве, а в его уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.

      Идеология Калашникова – высоконравственна: каждый человек ответственен не только перед собой, но и перед предками и потомками за свои поступки.

      В этом залог нравственной победы Калашникова. Он несет  в себе идею народного добра и правды  «Не в силе Бог, но в правде», которая противопоставлена беспредельному злу «кромешников» - опричников в лице Кирибеевича.

         В этом нравственный потенциал и самого автора. Об этом же и авторское понимание концовки «Песни…»

Творческая поисковая работа: - Доказать близость произведения Лермонтова к фольклору ( композиционные элементы, средства художественной выразительности, образность, синтаксис).

Подведение итогов урока, комментирование ответов учащихся и выставление оценок.

Домашнее задание: прочитать рассказ-быль Н.Лескова «Левша», подготовиться к тесту по содержанию.

                 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...