Главные вкладки

    М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сравнительная характеристика главных героев - Калашникова и Кирибеевича.
    план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

    Миняева Елена Васильевна

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Учимся проводить сравнительную характеристику героев: положение в социуме, семейный быт, честь и достоинство, отношение к царю, народу, человеческие качества.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    Сравнительная характеристика главных героев -  Калашникова и Кирибеевича.

    Цели по содержанию занятия:

    1. Образовательная – способствовать формированию понятий, “художественный образ”, “героический характер”.

    2. Развивающая – создать условия для развития у семиклассников умения анализировать образную систему произведения.

    3. Воспитательная – помочь ученикам правильно оценивать поступки людей.

    Методы обучения: проблемный, частично-поисковый

    Ход урока.

                       

     1.-Понравилось ли вам произведение? Чем?                                                                                

     -  Назовите героев «Песни…»                                                                                                                             - Какой момент, по вашему мнению, является самым напряжённым?                                                                                                                              2.Поговорим о характерах героев.                                                                                                                                                                                                          – Между кем происходит главное столкновение?                                                                        

          -  Где впервые мы встречаем Кирибеевича? (на пиру)                                                                    

      - Что мы о нём узнаём? Кто он? Из какой семьи? Как выглядит? («Лишь один из них, из опричников…»)                                                                                                                

           -  Что омрачает его жизнь? (любовь)                                                                                                                                     -  Насколько сильно его чувство к Алёне Дмитревне? (готов отдать жизнь; «Как увижу её, я и сам не свой…»)                                                                                                                        

       -  Какое впечатление производит на нас Кирибеевич после чтения первой главы? (положительное)                                                                                                                                                     -  Какие качества Кирибеевича показывает Лермонтов? (внешне красив, силён, смел, ради любви готов отдать жизнь)                                                                          

        -  Но что настораживает нас в его поведении? (лукавство)                                                                         -  Изменяется ли наше отношение к Кирибеевичу во второй главе?                                                                                                - Прочитайте, что происходит («От вечерни домой шла я нонече…»)                                                              -  Думает ли Кирибеевич о том, как отразится его поступок на репутации Алёны Дмитревны?                                                                                                                                  -  Как мы называем людей, которые думают только о себе? (эгоисты)                                                                                                                      - Почему повествование ведётся от лица Алёны Дмитриевны? (чтобы дать возможность острее почувствовать горе женщины)                                                                        

       Обратимся к третьей главе «Песни…»                                                                                                                            -  Найдите и прочитайте, как ведёт себя Кирибеевич перед боем («И выходит удалой Кирибеевич…»)                                                                                                                  

       -  Какие черты характера проявляет герой в этой ситуации? (самоуверенность, хвастливость, считает, что ему нет равных соперников)                                          

       -  Чем является бой для Кирибеевича? (развлечением)                                                                                                                                        

     -  Как изменяется внешность Кирибеевича, когда он узнаёт, кто вышел биться с ним? Прочитайте. («И услышав то, Кирибеевич побледнел в лице, как осенний снег…»)                                                                                                                                                                                                                                           - Как вы думаете, о чём это говорит?(ещё жива совесть, чувствует свою вину)                                                       - Можем ли мы сказать, что Кирибеевич однозначно отрицательный или однозначно положительный герой?(нет)                                                                                                  

       - Давайте сделаем вывод.(Кирибеевич умён, красив, богат, он знатного рода, силён, смел, сильно любит, но любовь его эгоистична. Он, не задумываясь, разрушает не только жизнь любимой женщины, но и её семьи. Кирибеевич хвастлив, самоуверен, но в нём ещё жива совесть).                            

      – Как вы думаете, почему стало возможным такое оскорбительное поведение Кирибеевича? (он был опричником Ивана Грозного)                                                                              

      3.Поговорим о другом участнике боя.                                                                              

        – Прочитайте отрывок, где мы впервые встречаемся с Калашниковым.                                                           – Что мы о нём узнаём? (купец, у него есть жена, дети; Калашников живёт спокойно, жизнь его размеренна; в семье сложился определённый уклад, и вдруг, вернувшись домой, он не находит там жены).                                                              

       – Прочитайте, как он обращается к жене после её возвращения («Уж ты где, жена, жена ,шаталася?...»                                                                                                                                                   - Почему же Степан Парамонович так суров?                                                                                                          - В 16 веке существовал свод житейских правил «Домострой», где было записано: «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жёны мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».                                                                                                                                     – Такое обращение к жене не грубость, а стремление следовать правилам поведения, принятым в обществе.                                                                                                  

     – Как воспринимает Калашников то, что произошло с женой? Прочитайте. («Я скажу вам, братцы любезные, что лиха беда со мною приключилася…»)                                                                                         - Какое решение принимает Степан Парамонович? («И я выйду тогда на опричника…»)                                                                                                                                                             - Как это его характеризует? (смелый, мужественный, стремится защитить честь жены и семьи)                                                                                                                                                                            - Перенесёмся на Москву-реку, где должен состояться кулачный бой. Прочитайте разговор Калашникова с Кирибеевичем перед боем.                          

     – О каких чертах характера Степана Парамоновича можно говорить? (открытость, честность, бесстрашие)                                                                                                    

    - За что вышел биться Калашников? (за правду, он вышел на последний бой, на бой с несправедливостью).                                                                                                            

     –В какой момент наиболее ярко проявляется бесстрашие, мужество Калашникова?(в разговоре с царём;»Я скажу тебе, православный царь…»)                                                        

     -Можно ли сказать, что Калашников совершает подвиг, так разговаривая с царём?(да)                                                                                                                                                  -Карамзин писал: «Сказать неучтивое слово кромешнику, т.е. опричнику, значило оскорбить самого царя…люди земские, от дворянина до мещанина были безгласны, безответны против опричных».                                                    

       – Есть ли у Калашникова отрицательные черты? (нет)                                                                  

     - Подумайте, кого во все времена сочинители наделяли лучшими качествами? (народ)                                                                                                                                     - Можем ли мы сказать, что Калашников-представитель народа? (выходя на бой, Калашников кланяется царю, церквам, а потом всему народу русскому, тем самым как бы говоря, что хочет отстоять народную правду).                      

     –Прочитаем конец «Песни…». О чём он говорит? (Калашникова похоронили меж трёх дорог, как хоронили в то время преступников, но его могила не забыта народом, народ помнит о его подвиге («И проходят мимо люди добрые…»).                                                                                                                                            –  Что же можно сказать о Калашникове? (Он молод, красив, порядочен, любит свою семью, вступается за честь жены и семьи, он открыт, честен, не боится сказать правду царю, совершает подвиг, умирая за народную правду).  

     Подведем итог урока.

                               

      Домашнее задание:

    выписать цитаты, характеризующие  Калашникова и Кирибеевича.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

    На презентации находядся иллюстрации к "Песне", которые можно использовать на уроке....

    М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    Цели урока:  1. Познакомить с исторической эпохой царствования Ивана...

    М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Нравственная проблематика «Песни…» (технология проблемного обучения)

    Цели урока:Рассмотрев сюжетную линию, определить нравственные проблемы произведенияФормировать умение решать проблемные задачи, строить выводы, опираясь на текстВоспитывать нравственные чувства, интер...

    Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

    Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

    Интегрированный урок истории и литературы: М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Руси.

    Интегрированный урок истории и литературы "М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Фольклорная основа песни. Поэма об историческом прошлом Ру...