Сказка как литературный жанр. Технология проектная деятельность.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Аванесян Галина Андреевна

Методическая разработка и видеослайды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_v_sayt.doc36.5 КБ
Office presentation icon skazka_v_sayt.ppt133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказка как литературный жанр.

Технология: проектная деятельность учащихся.

Класс: 5.

Цели урока:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о сказке как жанре.

Развивающие:

Учить умению сравнивать и анализировать литературный материал, работать со справочной литературой.

Развивать творческие способности в работе в группах, умение определять свою роль в группе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, учебник “Русская литература 5 класс”.

                                              Подготовка к уроку

Первый этап:

распределение учеников класса на проектные группы: “Аналитики”, “Экспериментаторы”, “Иллюстраторы”, “Исследователи”.

Второй этап:

получение задания каждой из групп, выбор каждым участником проектной группы поля деятельности, поиск и отработка материала.

  1. Орг. момент
  2. Создание проблемной ситуации и формулировка целей проекта.

 Накоплен большой материал по теме “Сказка”. Для того чтобы умело использовать информацию нужно научиться ее систематизировать.

- Какие формы систематизации мы можем предложить. (таблица, памятка, игра).

- Выбираем опорные схемы. Таким образом, мы сформулировали цели и задачи проекта.

3. Подготовка к созданию проекта.

“Мозговой штурм” – дети предлагают свои идеи. “Аналитики”отбирают наиболее подходящее.

В результате на доске появляется заготовка будущего проекта.

(слайд 1)

4. Основной этап создания проекта

- “Аналитики” выбирают из предложенных трех формулировок одну верную.

Предлагаемые формулировки:

  1. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
  2. Сказка – это научно – фантастическое произведение.
  3. Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Обоснуйте свой выбор.

Группа №2 “Экспериментаторы” работают по классификации сказок по разным признакам. Из предложенных отрывков они выбирают сказке по авторству и по видовым особенностям.

Предложенные отрывки.

№1

Воротился Иван – царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.

- Ква-ква, Иван – царевич, - говорит лягушка- квакушка, - что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово не ласковое?

- Как мне не печалиться! – ответил Иван царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай белого мягкого хлеба ….

- Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка лучше спать – почивать: утро вечера мудренее!...(русская народная сказка “Царевна – лягушка).

№2

Однажды медведь прогуливался по лесу. Идет, идет и вдруг летит тетерева. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.

Тут идет кума Лиса Патрикеевна….

(сказка о животных “От куда ветер”)

№3

Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: “ Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего- нибудь поесть”.

А старуха в ответ: “Вот там на гвоздике повесь”.

-“Аль ты совсем глуха, что не чуешь?”

-“Где хошь, там и ночуешь”.

-“Ах ты старая ведьма, я те глухоту-то вылечу!” И полез было с кулаками.:”Подавай на стол!”

– “ Да нечего родимый”. – “ Вари кашицу!” -“Да не из чего, родимый!” – “ Давай топор; я из топора сварю”.

(“Каша из топора”).

№4

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

“Дай, - сказала наконец,-

Осмотрю я наш дворец”.

(В.А.Жуковский “Спящая царевна”)

В результате в группе  №2 появляются признаки классификации: по авторству и видовым особенностям.

Группа №3 “Иллюстраторы” работают над признаками волшебной сказки. В качестве примера они рассматривают сказку “Иван – крестьянский сын” (стр 47-56 “Русская литература”под ред. М.Г. Беловой).

В отличие от первых  двух групп “Иллюстраторы” рисуют условные обозначения признаков волшебной сказки.

(слайд 2)

Группа №4 “Исследователи”рассматривают  репродукцию картины В.М.Васнецова “Иван царевич на сером волке”, составляют мини зарисовку- сочинение (с использованием  сказочных слов и выражений), предварительно повторив анализ сказки “Царевна – лягушка” (стр. 36-37).

В результате работы 4 групп появляются схемы.

(слайд 3-4)

№5. Этап испытания проекта

- Итак, у нас получились 3 опорных схемы для составления сообщения о сказке как жанре.

- Испытание созданного проекта будет проводить по одному представителю из каждой группы.

“Испытатели” рассказывают о сказке по опорным схемам.

№6. Итог урока. Рефлексия.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились?

- Что тебе было интересным?

- Чему научила работа в группе?

Домашнее задание – творческая мастерская (смотри рабочую тетрадь стр.39-40) к учебнику М.Г. Беловой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»

   Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...

Литературная палитра - инструмент проектной деятельности в работе над сочинением

Предлагаемый прием позволяет на основе коллективной и групповой деятельности готовить школьников к написанию сочинения по литературе. В статье описано, как спланированное и организованное обращение...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Технология проектной деятельности - проектные задачи

В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.  Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...