Литературная палитра - инструмент проектной деятельности в работе над сочинением
статья по литературе по теме

Федорова Ольга Леонидовна
Предлагаемый прием позволяет на основе коллективной и групповой деятельности готовить школьников к написанию сочинения по литературе. В статье описано, как спланированное и организованное обращение к ощущениям, эмоциям, чувствам, ассоциациям помогает учащимся постичь авторский замысел, а опора на ключевые слова даёт возможность самим писать тексты сочинений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_palitra.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Фёдорова Ольга Леонидовна,

                                                учитель русскогот языка и литературы

                                                высшей категории,

                                                педагогический стаж  - 23 года,

                                                методическая тема – самореализация                                                                 учащихся в процессе литературного                                                                 творчества и проектной деятельности.

«Литературная палитра» - инструмент проектной деятельности

при работе над сочинением.

Зачастую школьники, приступая к написанию сочинений, испытывают страх перед неудачей: многие не знают с чего начать, и даже план не в силах им помочь. В связи с этим проектная деятельность учащихся на уроках посвящена обсуждению проблемы: «Что может помочь нам писать сочинения?», которая в ходе обсуждения приобретает следующую формулировку: «Какие инструменты и материалы необходимы для создания сочинения?».

Сначала дети работают в парах, затем объединяются с группы по интересам и по симпатиям. В процессе групповой работы проходит презентация такого приёма, как «инструменты литератора». Одним из главных «инструментов» мы считаем «литературную палитру».

         «Литературная палитра» - это черновики, словари с фразеологизмами, цитатами, краткими записями и очерками наблюдений.

Основным материалом для писателя является художественный язык, письменная речь. Непринужденность, живость, конкретность речи, ее эмоциональность и экспрессивность, своеобразная стандартность и стереотипность делают образы героев ярче. Большую выразительность художественному образу придают и грамматические формы слова, и различные синтаксические средства языка (не только стилистические фигуры, но и параллельные синтаксические конструкции, порядок слов и т. д.).

Рассмотрим использование «Литературной палитры»  при написании сочинения пятиклассниками.

Детям предлагается продумать, какие «краски» литературной речи могут составить «Литературную палитру» для писателя-художника.

Сначала учащиеся подобают слова и словосочетания для обозначения цвета в тексте, для выражения яркости цвета в описании, ее усиления и затемнения.

Так, желтый цвет – это ясное утро, пушистый одуванчик, спелый колос, веселый детский смех.

Синий цвет – полноводная река, ласковый взгляд, колыбельная и др.

Коричневый цвет – лес, берлога, шоколад, темница и т.п.

Эти и другие ассоциативные определения цвета дети вырабатывают в процессе «мозгового штурма», где принимаются все варианты, предложенные участниками.

Интересные ассоциативные ряды выстраиваются, когда дети пытаются «нарисовать» радугу с помощью словосочетаний. Например, одной группой был предложен такой ряд: «Румяная девочка (красный), купила апельсин (оранжевый), как яркое солнышко (желтый), легла на мягкую травку (зеленый), любуясь чистым небом (голубой). Вдруг набежала туча (синий) и закапали свинцовые капли дождя (фиолетовый). Но дождь быстро закончился, на небе появилась….(радуга)».

Работа с «Литературной палитрой» в процессе проектной деятельности позволяет развивать у детей следующие способности:

- ощущение пространства и себя внутри этого пространства (движение, цвет, осязание, слово, звук в пространстве);

- интерес к разнообразию форм, цвета в природе, в окружающей действительности (формы вещей, разнообразие звуков, запахов, цвета, жеста, движения, интонации);

 -   освоение цвета и красок в жизни и в искусстве.

        Работа с «Литературной палитрой», освоенная в процессе проектной деятельности, продолжается и в самостоятельной работе. В нее  вносятся лексические «цвета»:

- настроения (тревоги, радости, огорчения, грусти, жалости и др.);

- впечатления от наблюдения за природой, например: после дождя, в яркий солнечный, морозный день, перед грозой, ранней весной, поздней осенью (цвета неба, радуги, травы, цветов, воздуха);

- звуков природы (пения птиц, шума деревьев, дождя, падающей воды, жужжания насекомых и др.);

- звуков окружающего повседневного мира (шума на улице, звуков машин, голосов людей в доме, в школе, в лесу),

- движения, действия (бежать, прыгать, дремать и др.);

- синонимов и антонимов и др.

        Составление «Литературной палитры» играет большую роль в получении разнообразных впечатлений, новых знаний, представлений, развитии чувств. Так, при анализе художественного произведения мы проводим следующее наблюдение: выписываем слова, связанные с обозначением цветов. Эта несложная, но важная работа дает порой неожиданный и сильный эффект. Например, на уроке-презентации по рассказу А.П.Чехова «Ванька», цветовая характеристика жизни Ваньки Жукова имела следующий вид:

В городе,   в мастерской                                     В деревне

                                                

темный (образ)                                                   белый(снег) – цвет чистоты, цвет              

                                                                славы Христа;

                                                                ярко-красные (окна) – пурпурный –                                                                         цвет вечности, возрождения,                                                                                 предвестия солнца;

                                                                 зелёные (ели)- цвет жизни;

                                                                золотой (орех) – цвет праздника,                                                                                 радости.

        Ребята не без удивления обнаружили, что для огромной Москвы Чехов не подобрал ни одного цветового эпитета, а художественное пространство маленькой деревни раскрасил яркими красками. Выявление символического значения цветовых лексем позволило учителю показать чудесное время  Рождественской ночи, а ребятам глубже понять авторский замысел, идею рассказа.

Детям также предлагается наблюдать за предметами окружающего природного мира, разнообразием форм в природе, предметной среде человека; выполнять наброски, зарисовки во время прогулок и др.

В конце учебного года устраивается выставка «Литературных палитр», которые ребята стараются оформить красочно и оригинально. Лучшие «Литературные палитры» можно рекомендовать для портфолио.

Используя такое игровое задание, как «Литературная палитра»  на первом этапе проектной деятельности можно обогащать словарь детей, затем – уточнять значения слов,  т.е. развивать воображение и речевую культуру детей. В процессе проектной деятельности ученики изобретают специальные литературные «инструменты» и «материалы», которые позволяют учащимся поменять свою созерцательно-пассивную позицию по отношению к литературному тексту на творчески-активную, деятельную; осуществить практический, конструктивный подход, который  особенно необходим при работе над сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....

Использование проектной деятельности в работе с одарёнными детьми

Выступление  с представлением опыта работы...

Проектная деятельность в работе педагога-психолога

Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные ...


 

Комментарии

Федосова Галина Александровна

Очень интересная методика, урок литературы превращается в урок открытий. Думаю, детям тоже понравится.