17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Конспект урока по литературе в 9 классе. Презентация прилагается

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 9 классе

17 ВЕК – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА В ИСКУССТВЕ (АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, МОДА, МУЗЫКА)

ЦЕЛИ УРОКА: 

  1. ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КЛАССИЦИЗМА
  2. ДАТЬ ПОНИМАНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССИЦИЗМА
  3. ПОЗНАКОМИТЬ С ЕГО ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
  4. ПРОБУЖДАТЬ ИНТЕРЕС УЧАЩИХСЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ИСКУССТВА

ПЛАН

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье).
  2. Наука – искусству (Декарт).
  3. Работа с картиной.
  4. Принципы  классицизма.
  5. Архитектура и садово-парковое искусство
  1.  Версаль
  2. Петродворец
  1. Б) Мода – составная часть культуры.
  2. Принципы классицизма в литературе.
  3. Музыка классицизма.
  4. Итоги урока.

ХОД УРОКА

С чем связана смена эпох?

(С рождением новых идей, с изменением идеологии, сознания людей)

Действительно, когда общество переживает политический, экономический, идеологический кризис, то на смену старым идеям приходят новые.

 В XVII веке появляется потребность в новой идеологии, которая способствовала бы созданию единого мощного государства.

Эпоху Возрождения, пережившую крах ренессансной гармонии, сменила в искусстве эпоха культа разума – классицизма. Но пред тем, как говорить о нем, давайте вспомним основные особенности эпохи Возрождения.

  1. Человек – прекрасное творение природы
  2. Человек во всем разнообразии его страстей

_________________________________________________

  1. У колыбели классицизма (Людовик XIV, Ришелье)

Классицизм – это художественная система, которая сложилась не только в литературе, а и в живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, музыке. Об этом мы сегодня и поговорим.

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии.

Что такое абсолютизм?

(Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)

Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов.

Его называли “король-солнце”.  Знаете ли вы, почему?..

Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: “Государство – это я”. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично. Вся жизнь Франции вращалась вокруг короля, как планеты вокруг солнца.

Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. 

- С каким произведением и художественным фильмом связано это имя?

(“Три мушкетера”)

Действительно, благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга дАртаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье.

Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

  1. Наука – искусству (Декарт)

С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта.                                                                                              слайд                                                                                                                             Т

- С какими ассоциациями связано это имя?

(С системой координат)

Действительно, Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями.

Знаменитая фраза Декарта: “Мыслю, следовательно, существую”.              Т

Давайте прочитаем статью в учебнике (стр. 76)  и попробуем дать определение классицизма.                          

Само название классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную “классику”. Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.

Так что же такое классицизм?

(Запись в тетради)

Классицизм (от лат. Сlassicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX века, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу                                                                                                  СЛАЙД    Т

  1. РАБОТА С КАРТИНОЙ                                                                слайд

Чтобы понять принципы классицизма достаточно поразмышлять над картиной одного из представителей классицизма Жака Луи Давида «Клятва Горациев».

Почему же художники классицизма обращаются к сюжетам античности? Давайте прочитаем слова Давида.                                                                       СЛАЙД

Сейчас мы попробуем проанализировать картину и выделить принципы классицизма в живописи, архитектуре.                                      Слайд с картиной   

Сюжет. Картина прославляет искусство, жизнь и нравственные принципы Древнего Рима как образец, достойный подражания. Смертельное единоборство братьев Горациев с братьями Куриациями должно решить исход войны. Давид изображает тот миг, когда Горации клянутся перед отцом в верности отчизне и готовности умереть за нее. Братья совершают тяжкий выбор: один из Горациев женат на сестре Куриациев. Две женщины – воплощение скорби. В белом – Сабина, сестра Куриациев и жена одного из Горациев. Рядом – Камилла, обручена с ее братом.

Как изображены люди?

(четкие линии, достоверность каждой детали, изображены в движении)

Обратите внимание на множество четких линий. Позы героев говорят о нерушимости торжественной клятвы.

Обратимся к композиции. Люди изображены на архитектурном фоне. Что вы можете сказать об архитектуре?

(строгость, соразмерность)

Колонна с ее лаконичной формой и отсутствием базы считалась выражением воинственного мужского начала. Архитектура не давит, три арки соответствуют расположению персонажей: одна обрамляет фигуру отца, другая – братьев, третья – женщин. Здесь использован прием троекратного повторения.

Обратим внимание на краски.

(приглушенные тона)

4. Принципы классицизма (слайд)                                                     Т

  1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
  2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
  3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга
  4. Патриотизм. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государственной идее
  5. Наследование античности как образцу
    (Устное пояснение: действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)
  6. Главная категория – красота

5. Архитектура и садово-парковое искусство                      слайд

Версаль – резиденция французских королей – гордился своим парком, созданным по проекту Андре Ленотра. Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Для французского классицизма было характерно стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, симметричное построение обеих частей сада с весьма широкой центральной аллеей.

Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Людовика 14, Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, специально писавшейся композитором Жаном Батистом Люлли.

Замечательным образцом садово-паркового искусства является и российский Петродворец. Хотя он создавался почти на столетие позже, в нем, как и в Версале, воплотились многие сильные стороны классицизма. Замысел и исполнение проекта принадлежат Андреасу Шлютеру и Варфоломею Растрелли. Прежде всего это строгая внутренняя соразмерность грандиозного ансамбля в целом, в котором сочетаются архитектурные строения, огромные фонтанные каскады, скульптурные группы и строгая разбивка парка, поражающая своими просторами и чистотой пропорций.

Разумная правильность, уравновешенность пропорций, исключение всего лишнего, второстепенного стали нормой в эпоху классицизма.

Перед вами самый крупный петергофский фонтан “Самсон, разрывающий пасть льва”, созданный скульптором Михаилом Козловским.                         слайд

- Вспомните, кто такой Самсон?

Самсон - один из ветхозаветных судей. Скульптура показывает Самсона, который продемонстрировал свою сверхчеловеческую силу, убив льва голыми руками. Он коленом прижимает льва к земле и одновременно выворачивает челюсть страшного зверя руками. Победить Самсону помогает Б-г. Скульптура создана в год 25-летия со дня Полтавской битвы.

Богатырь Самсон олицетворял Петра I и русское воинство, а лев – поверженных шведов, на государственном гербе которых был изображен лев.

Как вы думаете, почему это классицистическое произведение?

(Античный герой, его красота, патриотическая тематика, прославление монарха)

6. МОДА                                                                                                    слайд

Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна.

- Вспомните, как были одеты герои “Трех мушкетеров”. Помните наряд короля? А эпизод, когда одевают королеву?

Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные – красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках.

В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами.

После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанные на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками – мушками

7. ЛИТЕРАТУРА КЛАССИЦИЗМА

Теоретик французского классицизма Никола Буало-Депрео в своем труде “Поэтическое искусство” изложил принципы классицизма в литературе. Труд написан в стихах.

Вот что писал Буало о рифме: “Коль вы научитесь искать ее упорно, на голос разума она придет покорно”.

Основные требования классицизма в литературе            слайд

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости и соразмерность (пришло из архитектуры)

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры. (Чтение в учебнике  стр. 77)

“Высокие”: трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера – жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

“Низкие”: комедии, сатиры, басни

Их тематика – жизнь частных лиц, народный быт. Язык – просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера (ТЕТРАДЬ + СЛАЙД). Первые двое писали трагедии, а Мольер – комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

- Какие произведения этих писателей вы можете назвать?

8. Музыка

Мы не можем не поговорить и о музыке классицизма. Она  менее всего подчинялась регламентации и нормативности. Тем не менее, композитор Люлли стал создателем классицистической оперы. Мы услышим яркую эмоциональность, силу звучания, многоголосную музыку. Основная тема – проблема человека, его взаимоотношение с самим собой, с миром. Представители: Моцарт, Бетховен, Глюк.

В конце урока мы послушаем отрывок из оперы Глюка «Орфей и Эвридика»

9.  Подведение итогов

- С чем связано возвращение к идеям, образам, темам, сюжетам античности?

- Какие принципы классицизма вам показались интересными?

- Как перекликались живопись, архитектура, музыка и литература классицизма?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшкина....

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История средних веков», 6 класс. М.: Просвещение, 2007-2012.Целью урока являет...

Юмористический мультфильм "Замок Спящей красавицы" (я его сделал сам) для расширения эрудиции школьника в отношении искусства эпохи барокко и раннего классицизма.

Этот мой мультик "Замок Спящей красавицы" отмечен в числе лучших видеофайлов января месяца знаменитой программой Download Master с рейтингом "5" баллов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large"...

Литература эпохи классицизма

Презентация к уроку МХК "Литература эпохи классицизма", 10 класс. Франция, 17 век...

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....

М.И.Глинка. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве.

Презентация знакомит учащихся с биографией и творчеством композитора. Является наглядным пособием и позволяет визуально и  более полно  визложить необходимый материал учащимся....