"Учись доброму, так и худое на ум не придёт"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Ивантеева Ирина Анатольевна

Проектная работа по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizitka_proekta.doc65.5 КБ
Файл ocenivanie.docx19.5 КБ
Файл prezentaciya_1_gruppy.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Ивантеева Ирина Анатольевна

Регион

Приморский край

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

с. Прохладное, Надеждинский район

Номер и/или название школы/ОУ

МКОУ СОШ№7

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

В гостях у сказки

Краткое содержание проекта

В ходе работы над проектом дети прочитают сказки,  отберут нужный материал, создадут словарик, составят таблицы, на основе которых сделают выводы по проблеме проекта. Результатом станет презентация группы по изученной теме.

 

Предмет(ы)

Главными целями изучения данной темы по литературе являются:
• формирование духовно развитой личности;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• чтение и анализ художественных текстов, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте ;
• овладение важнейшими обще-учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Класс(-ы)

5 класс

Приблизительная продолжительность проекта

Например: 3 часа

Основа проекта

Образовательные стандарты

Проект ориентирован на ФГОС общего образования второго поколения. Пункты стандарта: устное народное творчество, сведения по теории и истории литературы, диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

В ходе работы над проектом учащиеся:
• совершенствуют духовно-нравственные  качества личности, уважительное отношение к русской литературе;
• научатся использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
• научатся понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• научатся самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• научатся понимать ключевых проблемы изученных произведений русского фольклора;
• научатся анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• овладеют элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• будут учиться формулировать  собственное отношение к произведениям русской литературы;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• будут учиться пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;
• будут учиться понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Сказка - ложь или отражение жизни?

Проблемные вопросы учебной темы

Может ли народная сказка чему-нибудь научить?

Почему в сказках всегда побеждает добро?

Учебные вопросы

Какое произведение можно назвать сказкой?

Назовите особенности композиции сказки.

Какова роль зачина в сказке?

Вспомните постоянные эпитеты, встречающиеся в сказках.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Карта ЗИУ

Лист самооценивания, опросный лист для выявления понимания.

Итоговое оценивание, презентация результатов проектной деятельности.

Описание методов оценивания

Использование контрольных листов (у каждого участника проекта), таблиц с критериями оценивания продуктов проектной деятельности (учитель). Продукты учебной деятельности учащихся: презентации, письменные работы, иллюстрации.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Владение универсальными учебными действиями: чтение, элементы анализа текста, умение пользоваться словарём, навыки работы с ПК.

Учебные мероприятия

  1. Деление на группы
  2. Выбор проблемы
  3. Гипотеза
  4. План
  5. Работа со словарём: «сказка», «добро».
  6.  Чтение  сказок
  7. Характеристика героев
  8. Составление таблиц и схем
  9. Выводы
  10. Создание презентации

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

1.Работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка учителя.

2. Кроссворд по прочитанной сказке (герои), инсценировка, чтение.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Иллюстрированные тексты, двуязычные словари и другие средства для перевода, просмотр мультфильмов или художественных фильмов на русском языке с субтитрами на родном или русском языках.

Одаренный ученик

Самостоятельные исследования, помощь слабым учащимся, вовлечение в организацию урока, изготовление наглядных материалов к уроку, подготовка дидактических материалов; выполнение  усложненных заданий, дополнительных заданий, требующих более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Компьютер(-ы), проекционная система.

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Электронные таблицы, программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе

Учебник по литературе 5 класс (Меркин Г.С.), методические пособия по литературе 5 класс , толковый словарь, «Русские народные сказки».

Другие принадлежности

Интернет-ресурсы

Другие ресурсы

Родители , ученики других классов



Предварительный просмотр:

                 Оценивание в проекте «В гостях у сказки…»

  1. До начала работы:

карта Знаю Интересуюсь Уже научился

Выпиши только интересные для тебя темы и укажи в таблице, что ты знаешь по данной теме и что тебе интересно. Последний столбик будем заполнять после выполнения проекта.

Тема

Знаю

Интересуюсь

Уже научился

  1. В процессе работы над проектом

ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ

Ф.И.________________________________________

 - Я очень старался!             - Я не очень старался…              - Я не сделал

Вид деятельности

Моя оценка

Вид деятельности

Моя оценка

Я принял участие в выборе темы

Я многому научился в ходе проекта

Я советовался со взрослыми в выборе темы

 Был ответственен

Работал в команде

Проверял свою работу

Участвовал в решении проблем

Принимал участие в подготовке и защите проекта

  1. Опросный лист для выявления понимания

Ф.И. _____________________________

Вопрос

Ответ

  1. Оцени важность чтения сказок сегодня

  1. На какие группы делятся народные сказки?

  1. Что тебе было интересно в ходе чтения?

  1. Какой дополнительной литературой ты пользовался?

  1. Критерии оценивания выступления- презентации (максимальная отметка – 10 баллов)

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Выступление

Использование различных источников информации

2-3 источника + текст

1 источник + текст

Только текст

Понимание основной мысли произведения

Умение понимать проблему, подбирать аргументы, делать выводы.

Умение понимать проблему, подбирать аргументы, подбирать аргументы.

Частично понимать проблему, подбирать аргументы.

Устные высказывания разного типа

Монологическая речь

Ответ с наводящими вопросами

Неумение выстраивать монологический ответ

Речевые ошибки

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5 и более

Содержание презентации

Правильность формулировки гипотезы

Верная формулировка

Неверная формулировка

Наличие исследования

Подбор интересных ресурсов

Работал с дополнительными интересными ресурсами

Не работал с дополнительными ресурсами

Оформление презентации

Графика и иллюстрации

Соответствуют теме полностью

В основном соответствуют теме

Соответствуют теме частично

Грамотность

0-1 орфографические и пунктуационные ош.

2 ошибки

3-4 ошибки

9-10 б.

7-8 б.

5-6 б.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учись доброму, так худое и на ум не пойдёт Иванова Юлия, 5 класс Кузнецова Элеонора, 5класс Янин Сергей , 5 класс Кордыш Александр, 5класс 2012

Слайд 2

Почему в сказках всегда побеждает добро? Я думаю, что добра в мире больше.

Слайд 3

Как мы работали Работа со словарём, нашли определение слов «сказка», «добро». Прочитали сказки: «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо ». Нашли положительных и отрицательных героев. Составили таблицу добрых и злых дел героев и проанализировали их. Составили таблицу с выводами. Подвели итоги наших наблюдений.

Слайд 4

Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных вымышленных событиях и приключениях. Сказки бывают: Бытовые Волшебные О животных

Слайд 5

ДОБРО́ - благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. ( В.Даль ) Пословицы: Добро делай, никого не бойся. От добра худа не бывает. За добро злом не платят.

Слайд 6

Наши любимые сказки

Слайд 7

Положительные Отрицательные Сказочные герои

Слайд 8

Герой Поступок, вывод Иван-царевич Царевна-лягушка Иван-крестьянский сын Исполнил наказ отца: «Где стрела упадёт – там и сватайтесь». «Пошёл искать жену свою…» Был добр со всеми, кого встретил: поздоровался с незнакомым старичком (получил волшебный клубок), пожалел медведя, зайца, щуку – помогли найти смерть Кощея. «Сумел меня найти-разыскать, теперь я твоя весь век буду!» «И стали они жить дружно, в любви и согласии». «Пойдём мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть». Каждую ночь бился, проявил смелость и смекалку, подслушал разговор матери и чудо- юдовых жён. Спас братьев по пути домой. «И стали они жить-поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

Слайд 9

Герой Поступок Иван-царевич Жёны братьев Чудо-юдо Сжёг шкуру лягушки - потерял жену. Позавидовали Василисе Премудрой: «…чего не допьют – в рукав льют, чего не доедят – в другой кладут». «…самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы». «…он, злодей, всех разорил, разграбил!» Сам оказался побеждён, на силу нашлась другая сила.

Слайд 10

В ыводы В русских сказках Добро всегда побеждает зло. Об этом же говорится и в поговорках: «Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, того зло не вредит», Герой получает награду за добрый поступок. Человек счастлив, когда хорошо ему и его близким. Где добро – там жизнь, зло убивает жизнь.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитесь делать добрые дела

Данный классный час можно провести как в пятом, так и в 6 классе. Так как основная часть (тексты) использована с методической разработки "Классные часы. 5-9 класс. - М.: ВАКО, 2006", многим педаг...

Урок "От худого семени не жди доброго племени", 11 класс

Изучение темы "Размножение и развитие организмов" по программе УМК И.Н. Пономаревой в 11 классе завершается уроком на тему "Влияние алкоголя, табакокурения и наркотических веществ на развитие зародыша...

Воспитательное занятие (устный журнал) по теме «Добру человек у человека учится»

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.             Добро - не наука, оно – действие....

Тренинг для педагогов "Худой мир лучше доброй ссоры"

В своей профессиональной деятельности педагогу приходится вступать в сложную систему профессиональных отношений с детьми, их родителями, коллегами, администрацией. И эти отношения иногда перерастают в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Дополнительное образование - Худи Н.А.Театр народного творчества - 2 - 3 кл. 5 -7 кл.

Рабочая программа по дополнительному обоазованию "Театр народного творчества" для 2-3 классов; 5-7 классов....