Воспитательное занятие (устный журнал) по теме «Добру человек у человека учится»
классный час по теме

Сергеева  Валентина  Петровна

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела.

             Добро - не наука, оно – действие.

                                               Р. Роман

Воспитательное мероприятие направлено на:

-  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и доброте;

- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- умение преодолевать конфликты в общении и принимать правильное с нравственной точки зрения, решение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие (устный журнал)

по теме

«Добру человек у человека учится»

для учащихся 7 – 8 классов

автор работы: Сергеева Валентина Петровна, учитель математики Зеленовского филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Платоновской средней общеобразовательной школы

Тема «Добру человек у человека учится»

Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро - не наука, оно – действие.

                                        Р. Роман

Цель занятия:

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

-  установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и доброте;

- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

- умение преодолевать конфликты в общении и принимать правильное с нравственной точки зрения, решение.

Задача: формировать мировоззрение школьников  на основе духовно – нравственных ценностей, а именно:

-  дать обобщенное представление о доброте;

- способствовать формированию  данного  ценного качества у подростков.

I. Подготовительный этап

1. Провести   микроисследование «Добрый ли Вы человек?»

№ п/п

Вопрос

«+» или «-»

1

У вас появились деньги, могли  бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2

Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3

Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4

Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5

Любите ли вы злые шутки?

6

Вы злопамятны?

7

Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8

Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9

Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10

Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11

Вы охотно выполняете просьбы?

12

Станете ли вы подтрунивать над кем–то, чтобы развеселить окружающих?

(Учащиеся получают  домашнее задание за две недели до занятия)

2. Найти в словарях русского языка, энциклопедии  значение слов «нравственность», «доброта», «духовность».

3. Вспомнить, в каких художественных произведениях  проблема добра или зла, добропорядочности или злонамерения  вам встречалась. В случае затруднений спросить у родителей.

4. Какие передачи, фильмы вы предпочитаете смотреть, доброжелательные или про насилие и почему?

5. Подобрать пословицы и высказывания о добре. Красочно написать их на плакатах.

6. Выучить стихи по теме.

                

Перед занятием оформить  класс: вывесить   пословицы и высказывания о добре, доброжелательности, подготовленные учащимися:

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить, и которым глухие могут слышать».

                                                                                        К. Боуви

«Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые  дела.  Добро – не наука, оно – действие».

                                                                                        Р. Роман

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека  учится».

                                                                                        Ч. Айтматов

«Ты сделал добро – скрой, тебе сделали добро – расскажи».

«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».

«Доброе дело два века живет».

Учащиеся поделены на:

- зрителей;

- две  группы по три – пять человек.

II. Содержание занятия

Вступительное слово учителя (воспитателя):

«Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, не будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным» - эти слова принадлежат Аристотелю.

 Сегодня  мы попробуем осмыслить, понять и принять одно из очень важных нравственных качеств человека – доброта, доброжелательность.

«Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей: добро и зло соседствуют в ней» - писал О. Бальзак.

Наша задача – научиться отделять нити добра от нитей зла, «соткать» из нитей добра «красивый ковер», по которому можно смело и гордо идти по жизни, оставляя после себя шлейф яркий, солнечный.

Страница первая

Понятие о добре и зле

Задача: воспитывать понимание определяющей роли доброты в формировании нравственной личности, уважение к личности, доброжелательное  отношение к окружающим, нетерпимость к насилию, готовность ей противостоять.

Беседа с учащимися (ведет беседу учитель, воспитатель):

1. Как вы понимаете значение слов «духовность, нравственность, доброта»?  (идет обсуждение со всеми участниками занятия. Духовность – интерес к человеку, ко всем граням его внешней и внутренней жизни; нравственность – совокупность норм поведения человека в каком – либо обществе; человек духовный, значит нравственный, морально устойчивый; моральный – высоконравственный; доброта – одна из нравственных категорий ).

2. В каких художественных произведениях  проблема добра или зла, добропорядочности или злонамерения  вам встречалась? Привести примеры, рассказать запомнившийся эпизод. (Обсуждение. Например, «Маленький принц»  Антуана – де Сант Экзюпери, главному герою принадлежать слова «Мы в ответе за тех, кого приручили;, рассказ «Телеграмма» Паустовского  и другие).

 

Проанализируйте стихотворение (читает ученица):

Стихотворение

Вопросы - помощники

Добрым быть совсем,

                        совсем не просто,

Не зависит доброта от роста…

Доброта приносит людям

                                           радость

И взамен не требует награды…

Легко ли быть добрым?

Что значит: «не зависит доброта от роста»?

Почему доброта не требует награды?

Пример: передача «Пусть говорят» познакомила нас с удивительным героем – «Стеклянным мальчиком».

Почему я привела этот пример?

 (Обсуждение: возможные варианты ответов:

- у мальчика очень добрые глаза;

- несмотря на то, что он не такой как все, он не унывает, держится молодцом;

- он по – прежнему, любит свою маму, которая от него отказалась;

- его глаза светятся;

- он ни на что не жалуется;

- он помогает людям, больным детям обрести веру в себя и т. д.)

Из передачи мы узнали еще один пример  бескорыстного доброго поступка…

(Стас Михайлов подарил  «Стеклянному мальчику» дом).

3. Какие передачи, фильмы вы предпочитаете смотреть: доброжелательные или про насилие и почему? (Обсуждение. Предположу, что дети редко смотрят телевизионные передачи, предпочитают фильмы – ужасы, триллеры.  Добрые фильмы показывают только в праздничные дни. Напомню о них:  «Веселые ребята», «Весна на Заречной улице», «Доживем до понедельника», «Два капитана». В программе  телеканала «Культура»  не увидела  передач о духовности, нравственности).

Страница вторая

 Хорошие и нехорошие качества

Задача: развивать самокритичность, формировать умения  самостоятельно оценивать свои действия, поступки.

(Страницу может подготовить  и провести ученик(ца) старшего класса)

1. Предлагается учащимся оценить свои  ответы на вопросы теста.

Критерий оценивания:

- за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 10 и за ответы «нет» на вопросы 2, 5, 6 ,8, 9, 10, 12– одно очко.

- Если вы набрали 8 и более очков, то можно сказать о вас, что вы добры, умеете общаться с людьми.

- От 4-х до 8–ми очков – ваша доброта – вопрос случая. Это не так уж плохо, всем не угодишь, но надо стараться быть ровным со всеми.

- Вы набрали меньше 4-х очков. Общение с вами порой бывает просто мукой, даже для самых близких людей. Будьте доброжелательней, и у вас будет много друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

(Желающие могут поделиться результатами  микроисследования, а остальные участники имеют право дать советы  самым смелым и самокритичным).

2. Ученица (воспитатель, учитель): 

Предлагается каждому активному участнику  таблица «качеств» (выведена на экран, каждый желающий может проверить себя). Задание: поставить «+» напротив хорошего качества и «-» напротив плохого. Далее самому смелому предложить  охарактеризовать себя, используя эти качества или только хорошие качества.

(В качестве примера учитель характеризует себя: я отзывчивый человек, искренне  и бескорыстно помогаю каждому по мере моих сил, стараюсь быть объективной в оценке ситуации, знаний, чрезмерно принципиальна, что порой мешает мне в работе, отрицательно отношусь к врунам, отзывчива на добро).

Качество

Оцен

ка

Качество

Оцен

ка

Качество

Оцен

ка

Вежливость

Доброжелатель-

ность

Скромность

Отзывчивость

Заботливость

Трусость

Вредность

Скупость

Искренность

Терпеливость

Добропорядоч-

ность

Злорадство

Добросердечность

Добрословие

Бескорыстие

Непорядочность

Добродушие

Недобросо-

вестность

Злодеяние

Добродушие

Грубость

А теперь подумайте, какими из отрицательных качеств вы обладаете и в ваших ли силах отказаться от них, исправиться. Кто поделится своими соображениями?

Какие из названных качеств отражают тему нашего занятия?

Что заметили? (все слова однокоренные).

3. Составьте нравственный портрет врача, используя вышеперечисленные качества (работа в группах).

(С остальными выполняются нравственные упражнения):

- Если товарищ поступает плохо, а ты его не остановил…

- Если  человек любит высмеивать друзей или близких, не щадя их самолюбия, то…

4. Итак, нравственный портрет врача…

Страница третья

Педагогические ситуации

Задача: формировать умение убеждать, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, осуществлять оценку действий. 

Ситуация первая (читают учащиеся – старшеклассники):

Вы с товарищем пришли в магазин за компьютерными играми. Вам понравилась одна игра, которую вы держите в руках и она  в одном экземпляре. Как вы поступите: предложите приобрести ее другу или оставите себе?

Ситуация  вторая:

Объявлен конкурс на замещение должности воспитателя Детского дома. Вы отсылаете  рекламное резюме (объяснить) о себе, своих возможностях и в ожидании ответа узнаете, что ваша подруга (друг) также отправили резюме о себе. Как вы поступите: сделаете все возможное, чтобы вас приняли на должность или уступите место подруге (другу)?

Ситуация третья:

Представьте, что вы не очень сильны в каком – то предмете. Учительница предлагает вам сделку: поставит вам хорошую оценку, если вы будете наблюдать за дисциплиной в классе и рассказывать обо всех учащихся и их проделках учителю. Как вы поступите? Считаете ли вы эту сделку проявлением доброты со стороны учителя?

(Наверняка учащиеся будут отвечать «правильно». Тогда следует их спровоцировать: привести пример из собственной жизни. Может кто-то из присутствующих наблюдал за поступком  одноклассника с точностью наоборот. Завяжется спор, дискуссия. Надо умело  направить спор, чтобы не огорчить спорящих).

Страница четвертая

Поэтическая

Задача: развивать умения использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мотивов, мыслей.

(Стихи читают учащиеся)

Славлю добро

Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй.

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь – действительно,

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны,

Оружье сильных – доброта.

                                        Татьяна Кузовлева

Мать

Нашумела, накричала,

Настегала, чем попало:

- Все постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!

Села в угол, зарыдала

И просить прощенья стала.

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Не волнуйся, успокойся,

Вот тебе вода -

Умойся.

Отдохни,

За нас не бойся –

Подрастет семья.

Ну прибила… Что ж такого?

Не со зла ведь, не чужого.

И зачем же слезы снова,

Добрая моя?

                                                А. Яшин

III. Заключение

 

Стихотворение Юрия Левитана «Каждый выбирает для себя» (читает ученица)

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

Учитель (воспитатель)

О чем это стихотворение?

Старайтесь к своему выбору подойти разумно: красивый ковер, сотканный из нитей добра или клубок зла…

Помните, если однажды добродетель «проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только  вместе  с тканью» - М. Монтень.

IV. Рефлексия (творческое задание):

7 класс: С помощью рисунка изобрази нравственные качества «доброта» или «добродетель».

8 класс: Какой эпизод (из личного примера) проявления доброты  ты хотел(а) бы экранизировать?  Составь несколько эпизодов этой экранизации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по химии "Микроэлементы в растениях и их влияние на организм человека"

Устный журнал, позволит учителю расширить знания учащихся о растениях, способных накапливать микроэлементы в больших количествах и их влиянии  на здоровье человека. Внеклассное мероприятие ...

занятие кружка ОПК по теме: "Добро и зло"

Первый год веду кружок ОПК. Предлагаю вам разработку занятия. Аудио файлы постараюсь выложить отдельно...

Устный журнал «Человек, который любил слова» (Посвящен русскому прозаику, лексикографу, этнографу Владимиру Ивановичу Далю)

Тип урока: урок приобретения новых знаний.Данный сценарий предполагает проведение открытого мероприятия (урока, классного часа, факультатива) в 5-6 классах. Сценарий составлен с учетом того, что...

Презентация. Устный журнал на тему: "Добро или преодоление трудностей". По рассказу Л.А. Кассиля "Зелёная веточка".

В презентации созданы слайды о жизненном пути Л.А. Кассиля и о том, как начал своё творчество. Дана учащимся таблица для анализа рассказа "Зелёная веточка"....

Тема. Добру человек у человека учится. Урок внеклассного чтения в 9 классе по повести И. Евсеенко «Вторая учительница». (после изучения рассказов В.М.Шукшина «Крепкий мужик», «Мастер»)

Разработка урока литературы в 9 классе  Учитель.  Давайте, ребята, подумаем, о чём эта повесть: об учителе, о школе, о религии, о человеческих отношениях? Ученик. По-моему. Эта пов...

Конспект занятия и презентация на тему: Добро и зло

Занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушением слуха...

Интегрированное занятие по аппликации на тему: "Добрая кошка Мотя" с использованием нетрадиционного материала (ваты)

Интегрированное занятие по аппликации на тему: "Добрая кошка Мотя" с использованием нетрадиционного материала (ваты) Цель: Изготовление объемной поделки «Котёнок», мето...