Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
    статья по литературе (7 класс) по теме

     

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

    (Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)

    Л.Н.Нагаевой

    Работа по методу проектной деятельности является достаточно сложной. Если большинство методов обучения требуют наличия традиционных компонентов взаимодействия во время учебного процесса по схеме «учитель — ученик», то в момент работы над проектом предполагается постоянное сотрудничество учеников. Наиболее значимым принципом метода проекта является восприятие мира с учетом детской психики. Учитель задает направление развития ученика, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии ученика раскрыться в полной мере.

    Метод проектов на уроках решает следующие задачи:                                                                                         - развитие познавательных навыков учащихся;                                                                                                                                                                                                                        - развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;                                                                                                   - развитие критического и творческого мышления.

    При реализации проектного метода необходимо наличие значимой проблемы. Дальнейшая работа над проектом — это решение данной проблемы.

    Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта данного проекта. В основе такой работы лежит исследовательская деятельность самих учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной технологии — поиск информации, которая затем будет разработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.

    Учебный проект.

    Проблема проекта

    Почему?

    Мотивация

    Цель проекта

    Зачем?

    Целеполагание

    Задачи проекта

    Что?

    Постановка задач

    Методы и способы

    Как?

    Выбор способов и методов,

    планирование

    Результат

    Что получится?

    Ожидаемый результат

     

    Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. В урочной практике я использую в основном краткосрочные проекты из-за ограниченности во времени.

    Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:

    • актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
    • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
    • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
    • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
    • формирование исследовательских умений;

    §  мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.

    Типология проектов:

    1.      Исследовательские проекты.

    2.      Творческие проекты.

    3.      Ролевые, игровые проекты.

    4.      Информационные проекты.

    5.      Практико-ориентированные проекты.

    Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

    1.        Подготовка к работе над проектом:

         - определение темы и целей проекта;

         - формирование групп для работы над проектом;

         - планирование этапов работы.

    2. Работа над проектом в группах:

          - планирование работы;

          - исследование;

          - оформление выводов и результатов.

    3. Представление – защита проекта.

    4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

          - самооценка;

          - оценка других групп;

          - оценка учителя;

          - оценка специально созданной группы экспертов.

    5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

          - Что мы  делали?

          - Как мы делали?

          - Каковы результаты?

          - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

                             К примеру,  на уроках русского языка  учащиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

                                Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает свое задание:                                        «Морфологические признаки имени прилагательного»,                                                                                  «Грамматическая природа кратких прилагательных»,                                                                                                        «Прилагательные-эпитеты»,                                                                                                                       «Прилагательные в переносном значении»,                                                                                           «Прилагательные-синонимы»,                                                                                                                     «Прилагательные-антонимы»,                                                                                                                                «Употребление прилагательных в именной части сказуемого».                                                                                     В течение 10-14 дней ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.

          Группы имеют «Листок контроля и учета».В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

    На первом этапе — погружение в проект — учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.

    На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

    Третий этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Учитель постоянно контролирует ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

    Четвертый этап — презентация проекта — одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности.

    Продуктом проектной деятельности учащихся стали доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, исследовательские работы. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая успешно используется на уроках русского языка и литературы.

    Одним из таких видов деятельности стал групповой проект по русскому языку в 6 классе после изучения большой темы «Лексика» под общим названием «И мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово (А.Ахматова)». Учащиеся защищали его в период проведения Недели русского языка и литературы в рамках научно-практической конференции. Темы исследований и презентаций были таковы: «Диалектная лексика нашей местности», «Мусорный язык рекламы», «Неологизмы в речи школьников»,  «Топонимика Химкинского края» и другие.

    Метод  проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

    Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих ребят дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества учащихся.

     

    Использованная литература:

    1. Учебные проекты с использованием  Microsoft Office: Методическое пособие для учителя. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    2. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
    3. Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. —№ 8. — С. 47.
    4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                       В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

    В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной деятельнос...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство самореализации и успешной социализации личности ребенка.

    Проектная  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор ...

    Эффективность и актуальность научно-исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы

    Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

    Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ФГОС.

    В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность, так как каждый выпуск...