Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
    методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

    Данный материал состоит из:

    1. пояснительной записки

    2. разработки урока "Суд над Раскольниковым"

    3. разработки урока "Суд над Онегиным"

    4. исследовательской работы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы как условие обеспечения качества обучения на старшей ступени школьного образования"

    Клипа Татьяна Александровна

     

    Одним из самых проблемных предметов в общеобразовательной школе является литература. В настоящее время многие учащиеся считают, что предметные знания по литературе не имеют практической ценности, а значит, прикладывать усилия для приобретения этих знаний не надо. Преподаватели литературы сталкиваются с нежеланием детей читать художественные произведения, включенные в школьную программу, заучивать наизусть стихи и прозаические отрывки, неумением оценивать прочитанное, выделять главное и, в конечном итоге, неумением вообще говорить о прочитанном.

    Современные информационные технологии позволяют учащимся составить представление о том или ином произведении по краткому пересказу, но такое «изучение» литературы не позволяет ребенку мыслить, формировать и формулировать свое мнение, видеть и понимать красоту слова, повышать свой культурный уровень, овладевать ключевыми компетенциями. Значит, нельзя говорить о качественном обучении данному предмету.

    Мы считаем, что учащиеся должны иметь высокое качество знаний по данному предмету. Репродуктивные методы обучения не позволяют достичь такой цели, необходимы новые, продуктивные методики и технологии, одной из них является проектная деятельность на уроках литературы.

    Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.

    Процесс приобщения к проектной деятельности должен носить этапный характер и заключаться в создании условий для реализации метода проектов на уроках.

    1 этап – ознакомительный,

    2 этап – подготовительный,

    3 этап – деятельностный.

     1 этап – ознакомительный.

     Первый урок в учебном году – это урок ознакомления учащихся с новыми методами, формами, условиями работы в старших классах. Необходимо:

    - ввести понятия «проектная деятельность», «учебный проект», «продукт»;

    - объяснить цели и задачи внедрения метода проектов в учебную деятельность

    - объяснить структуру проекта: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация – портфолио.

    - познакомить с основными требованиями к проекту:

    1 наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи,

    2 практическая, теоретическая, познавательная значимость

    предполагаемых результатов,

    3 самостоятельная деятельность учащихся (сами планируют

    деятельность, подбирают литературу, распределяют работу

    в группах),

    4 структурирование содержательной части проекта,

    5 использование исследовательских методов.

    - познакомить с комплексом разработанных на весь учебный год уроков.

     Второй урок – мониторинг на владение понятийным аппаратом, понимание целей и задач проектной деятельности, знание структуры проекта, а также проведение диагностики отношения к предмету.

    2 этап – подготовительный.

    Третий урок.

    Объяснение «пошаговой» технологии работы над проектом.

    1. Подготовка проекта.

    а) изучение предложенной проблемы,

    б) формулировка проблемы,

    в) определение целей и задач проекта,

    г) составление плана работы,

    д) составление рабочего графика,

    е) определение и распределение обязанностей в группе,

    ж) разработка системы оценки проекта.

    2. Реализация проекта.

    з) составление предложений по проекту,

    и) корректировка в ходе реализации проекта.

    3. Итоги работы над проектом.

    к) анализ результатов работы над проектом,

    л) презентация проекта.

     

     Четвертый урок.

    Знакомство с формами продуктов проектной деятельности и видами презентаций проектов.

    Продукты проектной деятельности: анализ данных социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка; газета, журнал; музыкальное произведение; мультимедийный продукт; постановка ; праздник; система школьного самоуправления; учебное пособие; экскурсия; справочник; коллекция; костюм; модель, прогноз, социальный проект и т.д.

     Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом, инсценировки исторического события, научной конференции, пресс-конференции, путешествия, рекламы, ролевой игры, спектакля, телепередачи, экскурсии, спортивной игры и т.п

     3 этап – деятельностный,

     Пятый урок.

     Разработка критериев оценивания проектов. За основу можно взять следующие критерии:

    1.Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов, аргументированность. Убедительность и убеждённость.

    2. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, межпредметные связи.

    3.Педагогическая ориентация, культура речи, манера. Использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.

    4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы.

    5.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

     Определение заданий по первому уроку-проекту.

    Распределение по группам (группы могут быть постоянными или меняться в зависимости от целей и задач урока). Определение руководителей групповых проектов. Работа в группах по подготовке проекта.

    В 10-м классе для изучения предлагается 15 тем, в соответствии с этим можно запланировать следующие уроки-проекты:

    Урок 1 «Стилевые процессы в русской литературе».

    ЦЕЛИ: 1. Систематизация теоретических знаний по теме.

    2. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков.

    Домашнее задание по группам (4 группы): подготовить презентацию по темам «Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в зарубежной и русской литературе»

    ПРОДУКТ: обобщающая таблица.

     УРОК 2. Язык в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».

    ЦЕЛИ: 1.Показать богатство, красочность, афористичность языка в комедии.

    2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Домашнее задание: Выписать из текста «крылатые» слова и выражения (работают 4 группы в соответствии с количеством действий). Объяснить их смысл в тексте комедии и возможность применения в современных условиях, используя книгу Н.С.Ашукина, М.Г.Ашукиной «Крылатые слова».

    ПРОДУКТ: конспект.

    УРОК 3 «Онегин-хладнокровный убийца или жертва обстоятельств?»

     Цели: 1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

    2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи;

    3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

     ПРОДУКТ: Литературная гостиная «Суд над Онегиным»

     Урок 4. Печорин – типичный представитель своего времени.

     Система двойников в романе.

    ЦЕЛИ: 1.Доказать, что Печорин – типичный представитель своего времени

    путем сопоставительного анализа.

    2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Домашнее задание: Работа с текстом по группам (4 группы). Подбор материала по образам: Печорин, Грушницкий, Вернер, Вулич.

    ПРОДУКТ: таблица.

    Урок 5. «Живые души» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

    ЦЕЛИ: 1.Проверить гипотезу: Чичиков, помещики, чиновники – «мертвые

    души», крестьяне – «живые».

    2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Домашнее задание: Работа в группах по тексту (4 группы – каждая работает по двум главам, исключить 7, 8, 10 главы): выбрать упоминания о крестьянах, проанализировать материал, сделать вывод.

    ПРОДУКТ: список «живых душ». Презентация.

     Урок 6. Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов».

    ЦЕЛИ: 1.Определить социальные и общечеловеческие причины гибели

    Обломова.

    2.Совершенствовать исследовательские навыки.

    Домашнее задание: Исследование текста по группам (4 группы): детство, отрочество, юность, молодость Обломова и Штольца.

    ПРОДУКТ: цитатный план-схема, позволяющий провести сопоставительный анализ, мини-сочинение(синквейн)

     Урок 7. А.Н.Островский на театральной сцене.

    ЦЕЛИ: 1.Доказать актуальность театра А.Н.Островского в наши дни.

    2.Формировать творческие умения.

    Домашнее задание: Просмотр пьес А.Н.Островского в нескольких театрах. Создание по группам рекламных проспектов для каждого спектакля.

    ПРОДУКТ: презентация рекламного проспекта.

    Урок 8. Базаров – новый герой в русской литературе XIX века.

    ЦЕЛИ: 1.Доказать, что в романе И.С.Тургенева показан тип нового русского

    человека.

    2.Научить систематизировать материал.

    Домашнее задание: Работа с текстом по вопросам: взгляды Базарова и Кирсановых на а) классы, б) принципы, в) народ, г) русский язык, д) живопись, е) поэзию, ж)общественные институты, з) любовь.

    ПРОДУКТ: таблица, план к сочинению.

     9 урок. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

    ЦЕЛИ: 1.Показать сатирическую направленность сказок.

    2.Формировать исследовательские и коммуникативные умения.

    Домашнее задание: Работа в группах. Знакомство со сказками по темам:

    1 о помещиках и мужиках («Дикий помещик», «Как один мужик двух

    генералов прокормил»)

    2 о правителях («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

    3 о типах людей («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»)

    ПРОДУКТ: презентация сказок по темам.

     Урок 11. Своеобразие поэтического творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

    ЦЕЛИ:1.Показать своеобразие лирики поэтов.

    2.Формировать умение анализировать, систематизировать материал и

    оформлять его в виде книги.

    Домашнее задание: Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. Работа в группах (формируются по желанию) – создание сборников стихов, оформление.

    ПРОДУКТ: сборники стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

     Урок 12. Суд над Раскольниковым.

    ЦЕЛИ: 1. Обучающая: анализ литературного произведения Ф.М.Достоевского

    Преступление и наказание, роль образа Р. Раскольникова для основной

    сюжетной линии романа.

    2 .Развивающая: развитие литературной речи, способности устанавливать причинно-

    следственные связи.

     3.Воспитательная: формирование установок социального поведения, способности

    к рефлексии.

    Ценности, которые формируются в процессе урока: свобода и ответственность.

    Домашнее задание: Работа в группах. 1 группа (адвокаты) находит в тексте аргументы в защиту героя, 2 группа (прокуроры) находит доказательства его виновности , 3 группа в соответствии с текстом объясняет позицию Раскольникова (последнее слово подсудимого), 4 группа (судьи) выносит приговор. Знакомство с образцами речи адвоката, прокурора, судьи.

    Подготовка речей.

    ПРОДУКТ: речь обвинителя, защитника, судьи, обвиняемого.

     

    Урок 13. По страницам великой жизни.

    ЦЕЛИ: 1.Создать представление о Л.Н.Толстом - человеке и писателе.

    2.Формировать умение работать с дополнительной литературой.

    Домашнее задание: Работа в группах. 1 группа (комментаторы) создает хронологическую таблицу жизни и творчества. 2 группа (архивисты) анализируют дневниковые записи и пишут аналитическую статью. 3 группа (искусствоведы) готовят рассказ о портретах писателя (работы Репина, Ге, Крамского). 4 группа (смекалистые) составляют викторину или тест о Л.Н.Толстом.

    ПРОДУКТ: таблица, статья, викторина.

     

    Урок 14.Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

    ЦЕЛИ: 1.Подготовиться к сочинению.

    2.Формировать умение систематизировать материал.

    Домашнее задание: Найти в тексте цитаты, характеризующие персонажа. Определить черты характера.

    ПРОДУКТ: план к сочинению.

    Урок 15. Вечные образы и сквозные темы в русской литературе XIX века.

    ЦЕЛИ: 1.Доказать, что русская литература XIX века продолжает и развивает

    традиции литературы предшествующих периодов.

    2.Формировать умение систематизировать полученные знания.

    Домашнее задание: Заполнить таблицу.

    Автор, произведение.        

    Герой.        

    Героиня.        

    Темы произведений.

    ПРОДУКТ: обобщающая таблица.

    Список литературы.

    Активные формы преподавания литературы.Сост. Альберткова Р. И. – М.,1991.

    Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М. 2000.

    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. – 2000. - №9.

    Горлицкая С.И. История метода проекта.//vio.fio.ru/vio 03/cd site/Articles/art 4 4.htm

    Качурин.М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы .М., 1988.

    Котряхов Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу в общеобразовательной школе.// Вестник Вятского гос. гуманитарного университета. – 2004. - №10.

    Кропанёва Г. Технология метода проектов при обучении истории. (Из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии.

    Лебедева Л.И., Иванова Е.В.Метод проектов в продуктивном обучении. – ШТ. №5 .2002.

    На путях к методу проектов. // Под ред. Б.В.Игнатьева, М.В.Крупениной. – М. 1935.

    Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000 - №7.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат/ М.2000.

    Пахомова Н.Ю.Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. 2003.

    Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //Школа и производство. – 2002. - №1. –с.14-16.

    Полат Е.С. Как рождается проект. - М.1995.

    Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты – Мансийск, 2002. научно-практическое пособие. /Под ред. Л.А.Шипилиной./ - Омск: изд-во ОмГПУ, 2004.

    Слободчиков В.И. Инновационное образование. // Школьные технологии. – 2005. - №2.

    Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности. – Омск. – 2005.

    Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.// Директор школы. – 1998. - №3.

    Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1979.

    Шнипова А.Р. Метод проектов на уроках литературы. - Курган, 2005.



    Предварительный просмотр:

     Суд над Раскольниковым (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и

    наказание)

    Цели:

    Обучающая: анализ литературного произведения Ф.М.Достоевского

    Преступление и наказание, роль образа Р. Раскольникова для основной

    сюжетной линии романа.

    Развивающая: развитие литературной речи, способности устанавливать причинно-

    следственные связи.

    Воспитательная: формирование установок социального поведения, способности

    к рефлексии.

    Ценности, которые формируются в процессе урока: свобода и ответственность.

    Рекомендации преподавателю

    За одну неделю до проведения урока Суд над Раскольниковым учитель совместно с

    учащимися должен обсудить и выбрать:

    1) участников суда;

    2) дать задание участникам подготовить выступления/речи на суде и в течение

    недели обсудить эти выступления (при этом нужно учитывать логику, грамотное

    построение речи, убедительность).

    ВАЖНО ДАТЬ УЧАЩИМСЯ СВОБОДУ. Путь они сами поработают над заданием.

    Роли для суда:

    1. Судья

    2. Соня Мармеладова

    3. Дуня Раскольникова

    4. Родион Раскольников

    5. Группа  учеников - защита

    6. Группа учеников-обвинение

    7. Присяжные заседатели

    8. Секретарь

    Ход урока

    I. Мозговой штурм

    Назвать положительные и отрицательные черты характера Родиона Раскольникова.

    Положительные                                         Отрицательные

    1. Добрый, способен отдать последние 1. Замкнутый.

    деньги нуждающимся.                          

                                                                         2. Озлобленный.

    2. Жалостливый.                                        3. Способен убить человека.

    3. Способный защитить беззащитного.   4. Считает, что может распоряжаться

    4. Любящий сын и брат.                                судьбами людей.

    5. Стремится изменить жизнь.                  5. Создал античеловеческую теорию

    6. Способен раскаяться.                                 Кровь по совести.

    7. Борется с несправедливостью.                6. и т.д.

    8. и т.д.

    II. Судебный процесс

    Секретарь:

    В аудиторию входят судья, присяжные заседатели, рассаживаются. Обвиняемый Р.

    Раскольников находится в зале суда - справа от судьи и присяжных в углу аудитории.

    Судья:

    Слушается дело бывшего студента Петербургского университета Родиона

    Раскольникова, обвиняемого в убийстве коллежской ассесорши Алены Ивановны и ее

    сводной сестры Лизаветы.

    Обвинение:

    Родион Раскольников совершил преднамеренное убийство, причем убил пожилую

    женщину, которая была гораздо слабее его и не могла себя защитить.

    Защита:

    Но Раскольников этим убийством хотел защитить тех, кого обирала старуха-

    процентщица, забирала у них последнее и наживалась на этом.

    Обвинение:

    Алена Ивановна не совершала ничего противозаконного, она давала за вещи деньги,

    которые помогали людям жить. Теперь Раскольников лишил их такой возможности.

    Защита:

    Раскольников хотел спасти на старухины деньги тысячи людей, которые страдали от

    нищеты. Он - добрый и жалостливый человек, не раз помогал знакомым и незнакомым

    людям, в частности семье Мармеладовых.

    Судья:

    В зал суда приглашается Софья Семеновна Мармеладова. Что Вы можете рассказать о

    Родионе Раскольникове?

    С. Мармеладова:

    Ваша честь, я знаю Родиона Романовича как доброго и великодушного человека. Он

    защищал свою честь перед господином Лужиным. Когда мы находились в бедственном

    положении, он помог нам деньгами, причем отдал последнее, хотя сам в них очень

    нуждался.

    Судья:

    Он рассказывал Вам об убийстве?

    С. Мармеладова:

    Да, рассказывал. Как он мучался!!! Он был не в себе, страдал.

    Обвинение:

    Раскольников убил не только старуху-процентщицу, но и ее сводную сестру Лизавету,

    беззащитную и ни в чем не виновную, но самое большое преступление - он убил еще не

    родившегося ребенка Лизаветы. Такой ценой он хотел спасти тысячу людей?

    Защита:

    Да, убийство ничем нельзя оправдать. Но нужно учесть, что Лизавету Родион не хотел

    убивать. Он убил непреднамеренно, когда она вошла в квартиру. Так как после первого

    убийства он был не в себе, он убил Лизавету в состоянии аффекта. Ваша честь, прошу

    учесть, что Родион Раскольников находился в очень тяжелом положении: отсутствие

    средств, исключение из университета, переживание за сестру.

    Судья:

    В зал суда приглашается Евдокия Романовна Раскольникова.

    Д. Раскольникова:

    Ваша честь, мой брат Родион - добрый и заботливый. Он учился ради нас с мамой. Мы

    живем очень бедно, помогать брату не могли, поэтому он ушел из университета. Я хотела

    выйти замуж за Лужина, чтобы помочь Родиону, хотя не любила Лужина. Родион был

    против этого брака, он не принимал моей жертвы. Он мучился, что не мог помочь нам. Он

    хотел защитить меня от таких, как Лужин и Свидригайлов. Он всегда защищал тех, кто не

    может защитить себя. Он был в гневе, когда получил письмо от маменьки и узнал, как

    обошелся со мной господин Свидригайлов, как выгнали меня с позором. Он любит нас, но

    ничем не может нам помочь, так как сам ничего не имеет. Да, он совершил тяжкое

    убийство, но будьте к нему милосердны, он находился в безвыходном положении.

    Обвинение:

    Защита представила Раскольникова как доброго, жалостливого человека. Но они

    забыли об античеловеческой теории Раскольникова кровь по совести, которая позволяет

    подсудимому перешагнуть через кровь, вершить суд над людьми. Это страшная теория,

    она разрешает совершать убийство. Раскольников сам говорил, что этим убийством он

    проверял себя. Под его топор попадают виновные и невиновные. Обвиняемый достоин

    сурового наказания. Если каждый решит проверить себя ценой убийства, что же будет?

    Судья:

    Суд предоставляет последнее слово обвиняемому Родиону Раскольникову.

    Р. Раскольников:

    Господа судьи, я попытаюсь объяснить свои поступки и причины, подтолкнувшие

    меня к ним. Я хотел получить образование, но был не в состоянии. Я видел, как

    несправедливо все в жизни. У кого-то есть все, у кого-то - ничего. Я не могу смотреть

    спокойно, как живут бедные. Я хотел их защитить... Старуха-процентщица наживалась на

    бедных. Я хотел ее богатством спасти бедных от нищеты. Я раскаиваюсь, что убил

    Лизавету . Я не подумал, что после убийства не смогу воспользоваться теми

    вещами, что украл. Они напоминали мне об убийстве. Я понял, что не имел права идти

    туда и совершать убийство. Я не сильный, я - такая же вошь, как и все. Это черт меня

    повел в дом старухи. Никому я не помог деньгами. Наверное, добрые дела не делаются

    кровавыми деньгами.

    Судья:

    Суд удаляется на совещание, которое можно провести методом аквариум.

    В нашем случае метод "аквариум" - форма диалога, когда ребятам предлагают

    обсудить проблему "перед лицом общественности". Малая группа выбирает того,

    кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут

    быть несколько желающих. (На нашем уроке диалог в аквариуме ведут судьи.)

    Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название приема -

    "аквариум". Метод аквариум дает школьникам возможность увидеть своих

    сверстников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на

    чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою

    мысль и т. д.

    После перерыва оглашается приговор суда.

    Судья:

    Суд учел обстоятельства жизни обвиняемого, выступление защиты, которая говорила

    о хороших чертах Родиона Раскольникова, учел раскаяние подсудимого. Суд принял во

    внимание и преднамеренность убийства, повлекшего за собой убийство двух невинных

    жертв и вынес следующий приговор. Зачитывается приговор.

    После вынесения приговора идет обсуждение в группе с ребятами обоснованности

    решения суда и об отношении  ребят к преступлению Раскольникова. Очень важно

    обратить внимание на то, что жажда делать добро другим ценой чужой жизни говорит о

    жажде свободы от закона человеческого. Преступивший этот закон один раз, уже не

    вернется к обычному пониманию запрета на убийство. И должна быть ответственность за

    проявление такой свободы, которая, по сути, и не свобода, а стереотип мышления: Если

    у меня нет, то я отниму, убью, но сделаю так, как мне кажется справедливым. Любой из

    нас может стать жертвой такого философа. И Ф.М. Достоевский об этом предупреждает

    наше общество, особенно если учесть, в какое историческое время это было написано.

    Домашнее задание: написать письмо Р. Раскольникову от имени Сони Мармеладовой,

    Дуни Раскольниковой, Разумихина или от себя лично (по выбору )

    Письма

    Письмо Родиону Раскольникову от Катерины Ивановны. (Ольга Ахеева)

    Милый Родя, как ты там? Мы очень сильно скучаем по тебе. У нас все хорошо. Но

    меня мучает только одна мысль: как ты там и здоров ли? Я все жду твоего освобождения,

    но потом понимаю, что впереди еще так много долгих лет. Я считаю, что ты не виноват и

    сделал это не ради себя, а ради других людей.

    Родя, я знаю, ты очень добрый и щедрый человек. Ты помогаешь совершенно

    незнакомым тебе людям, отдавая последние деньги. Ведь ты всегда делал все не ради

    своей цели, а ради тех, кто нуждается в твоей помощи.

    Мы ждем тебя с нетерпением!

    Катерина Ивановна

    Здравствуй, Родион! Пишет тебе Пустянцев Дима. Я давно хотел задать тебе вопрос,

    но никак не мог решиться. Но вот настал момент, когда смогу объяснить свою точку

    зрения на твой поступок. Я часто спрашиваю себя, зачем ты совершил это преступление?

    Ведь можно было решить эту проблему совершенно иным образом. Но, с одной стороны,

    я могу тебя понять, в каких тяжелых условиях ты жил, как тяжело приходилось твоей

    матери. Но ведь убийство - это не выход из ситуации. Ты думал и надеялся, что об этом

    убийстве никто не узнает. Но, как говорится, сколько ниточка не вьется, а конец всегда

    найдется. И найдется такой следователь, который раскусит твой план. Как это и

    произошло.

    Совершая этот ужасный поступок, ты хотел реализовать свою теорию кровь по

    совести. Но, совершив убийство, ты осознал, что не так просто быть сильным.

    Ну ладно, я не буду тебя обвинять, что сделано, того не вернуть.

    Бог даст, свидимся опять!

    Здравствуй, Родион!

    Я не могла остаться равнодушной после того, как услышала о тебе, вернее, о том, что

    ты сделал.

    Я понимаю, не мне тебя судить. Ведь мы даже незнакомы. Но я не могу молчать, я

    считаю, ты должен знать, что многим тебя не понять. Интересно, о чем ты думаешь, читая

    мое письмо? Наверное, ты себе места не находишь. Я знаю, тебе неприятно. Мне знакомо

    это чувство. Но тебе повезло больше, по крайней мере, ты можешь получать и читать мои

    письма и ощущать это неприятное чувство, осознавая, что ты наедине со своими

    мыслями, не понятый другими. А кого-то ты лишил даже такой возможности. Ты - эгоист.

    И даже сейчас ты уверен, что я не права, ты оправдываешься перед собой. Ты страшный,

    непредсказуемый человек. Неужели у тебя даже рука не дрогнула? Как ты пошел на

    убийство? Да ты больше, чем убийца. Надеюсь, ты это осознаешь. Я хотела бы верить, что

    тобой двигало не что иное, как борьба за справедливость и желание помочь этими

    деньгами нуждающимся в них. Но ты слишком много на себя взял. Кем ты себя возомнил?

    Мне больше нечего сказать.

    (Елена Белова)

    Здравствуйте, дорогой Родион Романович!

    Пишет Вам Анастасия Григорьевна, хорошая подруга Сони. Вы, наверное, меня плохо

    помните, мы с Вами мало встречались, но я о Вас очень много слышала. Мне о Вас

    рассказывала Сонечка. Когда я узнала об этом ужасном происшествии, я была в шоке! Я

    никогда не думала, что Вы способны на такой нечеловеческий поступок. Я всегда была о

    Вас очень хорошего мнения. По рассказам Сони, Вы очень добрый и сердечный человек,

    который всегда готов помочь людям. Но этот поступок говорит совсем обратное. Как Вы

    могли распоряжаться чужой жизнью? Это ведь очень жестоко с Вашей стороны! Как мог

    такой умный, образованный и жалостливый человек пойти на это преступление?

    Конечно, я не вправе осуждать Вас, и я не осуждаю, а высказываю свое мнение. Я думаю,

    что Вы поняли свою ошибку. И это наказание исправит Вас. Родион, у Вас будет много

    времени, чтобы обо всем подумать и все понять. Я очень надеюсь, что Вы исправитесь, и

    в дальнейшем у Вас, Родион, не будет таких страшных ошибок. Я Вам хочу дать совет:

    запомните, что если Вы хотите помочь людям, никогда не идите на преступление. Убив

    человека, Вы никому не поможете и кровавыми деньгами ничью судьбу не устроите. Вы

    должны научиться сдерживать свои чувства и эмоции и научиться подавлять в себе гнев и

    месть. Я знаю, что в душе Вы - хороший человек! Я надеюсь, что Вы выберете

    правильный путь в своей жизни.

    С уважением, Анастасия.

    (Анастасия  Густоева)



    Предварительный просмотр:

    Урок литературы по проектной методике. 10 класс.«Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

    Цели: 1) продолжение работы над романом, анализ 6 главы;

    2) расширение общекультурного кругозора, совершенствование навыков самостоятельной работы с информацией, развитие монологической речи;

    3) воспитание любви к классической литературе, интереса к проектной деятельности, формирование нравственных основ личности старшеклассника.

    Оборудование: иллюстрации к 6 главе романа, список рекомендуемой критической литературы о романе, оборудование для просмотра слайдов, созданных учащимися, телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с комментарием к 6 главе доктора филологических наук профессора Марковича, аудиозапись отрывков из оперы «Евгений Онегин», романса «Пушкину».

    План урока:

    I. Слово учителя.

    II. Представление и защита проектов .

    1.Честь дороже жизни.

    2.И вот общественное мненье.

    3.«В дуэлях классик и педант» - Зарецкий.

    4. К барьеру!

    III. Подведение итогов урока.

    IV. Домашнее задание.

    Сочинение на тему: «Роль дуэли в раскрытии характера главного героя романа - Евгения Онегина».

    Приложение:

    Слово учителя.

    - В русской классической литературе дуэль часто становится средством характеристики героя. Вспомним повести «Выстрел» и «Капитанская дочка». Это не случайно. Дуэль была весьма характерным явлением в жизни русского дворянства.

    В 1837 году на Черной речке прозвучал выстрел. На дуэли от пули Дантеса погиб А.С.Пушкин. Горячим откликом на эту трагедию стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». Обличая убийц поэта, Лермонтов вспоминает о гибели пушкинского героя - Владимира Ленского, сраженного, как и Пушкин, «безжалостной рукой»:

    И он убит - и взят могилой,

    Как тот певец, неведомый, но милый,

    Добыча ревности глухой,

    Воспетый им с такою дивной силой,

    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Мы видим, что даже современники Пушкина не были единодушны в оценке главного героя романа - Евгения Онегина. Был ли в действительности герой безжалостным, эгоистичным, хладнокровным убийцей «неведомого, но милого певца»? На этот вопрос мы ответим сегодня на уроке, тема которого — «Онегин - хладнокровный убийца Ленского или жертва обстоятельств?»

    Для того чтобы понять замысел автора, необходимо глубже разобраться в художественном мире романа, понять его текст и в нетекстовый компонент, открыть еще одну страницу «энциклопедии русской жизни». Поэтому и возникла идея работы над проектами. Материал, собранный вами, я думаю, поможет вам в работе над сочинением «Родь дуэли в раскрытии характера главного героя романа «Евгений Онегин».

    1 группа.

    Проект «Честь дороже жизни».

    Дуэль - поединок, парный бой, происходящий по определенным правилам. Цель дуэли - восстановление чести, снятие с обиженного человека позорного пятна, нанесенного оскорблением. Само слово дуэль переводится с латинского как война.

    Идеалом российского дворянства 18 - нач. 19 вв. было полное изгнание страха и установление чести как основы поведения дворянина. Конечно, храбрость можно было проявить и на войне, но война была не каждый день, и в повседневности храбрость проявляли на дуэли. Опасность столкновения лицом к лицу со смертью снимала с обиженного оскорбление.

    Дуэль проходила по определенным правилам, расскажите о них.

    Правила были неписаные, т.к. по закону дуэль была запрещена. Их хранили живые носители традиций, знатоки дуэли.

    Слайд «Ход дуэли»:

    1.Столкновение.

    2.Обсуждение предстоящей дуэли с секундантом.

    3.Вызов (картель).

    4.Переговоры секундантов.

    Какова же была роль секундантов?

    Секунданты должны были приложить максимальные усилия к примирению противников.

    Что оскорбленный обычно обсуждал со своим секундантом?

    Насколько значительное оскорбление было нанесено. При незначительном оскорблении нужно было продемонстрировать бесстрашие, готовность к бою. Более серьезное оскорбление должно быть смыто кровью, дуэль заканчивалась после первого ранения, чьего, не имело значения. Наконец оскорбленный мог оценить обиду как смертельную, в этом случае дуэль могла закончиться лишь смертью одного из ее участников.

    Каким образом определялась степень оскорбления?

    Все определяли неписаные законы и общественное мнение, например, мнение полка. Человек, легко идущий на примирение, мог прослыть трусом, слишком кровожадный - бретером.

    Слайд «Дуэльная лексика».

    Дуэль - поединок, способ защиты личной чести - вооруженная борьба двух противников по вызову одного из них, в присутствии секундантов.

    Картель — письмо с вызовом на дуэль.

    Секундант - посредник, сопровождающий каждого из участников дуэли, ее свидетель.

    Бретёр - человек, готовый драться на дуэли по любому поводу, скандалист и забияка.

    Барьер - минимальное расстояние между противниками, к которому они сходятся.

    2 группа.

    Проект «И вот общественное мненье».

    На именинах Татьяны Онегин, увидев ее смятение, только озлобился: ведь слезы влюбленной девушки могли нарушить его спокойствие! Герой озабочен только своими чувствами. Перед нами холодный, эгоистичный человек. Он ищет виновного: «... надулся он и, негодуя, поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Ведь именно Ленский пригласил его к Лариным. Взбесить Ленского особого труда не составило. Ольга кокетка, ветреный ребенок, охотно принимает знаки внимания.

    Обиженный Ленский покидает дом Лариных, теперь только дуэль:

    «Пистолетов пара, две пули - больше ничего - вдруг разрешат судьбу его.»

    Кстати, современники Пушкина считали, что оснований для вызова у

    Ленского не было.

    Утром, увидев Ольгу, Владимир понял, что все еще любим! «Он счастлив, он почти здоров.»

    Ольга не почувствовала душевного состояния своего возлюбленного, не увидела тоски и беспокойства в его глазах. Вот если бы о предстоящей дуэли узнала Татьяна...

    Юноша понимает, что погорячился, но назад пути нет. Поэт-романтик старается убедить себя в том, что должен защитить Ольгу от коварного искусителя - Онегина.

    Выразительное чтение наизусть XVII (гл.6)

    Прослушивание арии Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин»

    Заметив, что Владимир скрылся, Евгений вполне доволен мщением своим и вновь скучает. Наутро Зарецкий с запиской от поэта. Это был вызов, картель. Ответ Онегина лаконичен: «Всегда готов!» Но что происходит в душе героя! В душе Онегина смятение. Может быть, впервые в жизни он задумывается об ответственности за свои поступки, о чувствах окружающих.

    Выразительное чтение наизусть X (гл.6)

    Мог ли Онегин сделать шаг к примирению или отказаться от дуэли?

    Нет, теперь уж поздно! Время улетело. Употребление глаголов совершенного вида подчеркивает, что события приобрели фатальный характер. Механизм был запущен. Дуэль, как мы уже слышали, представляла целостное театральное действие и разыгрывалась по определенному сценарию. Как всякий жесткий ритуал, она лишала участников индивидуальной воли.

    Выразительное чтение наизусть XI (гл.6)

    Онегин, презирая общественные предрассудки, становится их рабом.

    3 группа.

    Проект «В дуэлях классик и педант» - Зарецкий».

    Не последнюю роль в дуэли сыграл Зарецкий, «в дуэлях классик и педант». Он вел дело с большими упущениями.

    Слайд «Упущения Зарецкого»:

    • НЕ предпринял попытки к примирению при передаче картеля.

    • НЕ встретился со вторым секундантом накануне поединка.

    • НЕ объявил Онегина неявившимся, хотя тот опоздал на 2 часа.

    • НЕ отреагировал на то, что второй секундант - слуга Онегина.

    • НЕ предпринял попытки к примирению противников перед началом дуэли.

    Таким образом, мы видим, что Зарецкий заинтересован в максимально скандальном исходе дуэли.

    Можно ли считать Зарецкого кровожадным?

    Нет, для Зарецкого дуэль - это возможность развеять скуку, оказаться в центре сплетен и пересудов.

    Условия дуэли были очень жестокими. Они странным мистическим образом предвосхищали дуэль самого Пушкина с Дантесом.

    Прослушивание романса «Пушкину».

    Стихи Леонида Филатова

    Музыка Владимира Качана

    Тает желтый воск свечи,

    Стынет крепкий чай в стакане,

    Где-то там, в седой ночи,

    Едут пьяные цыгане

    Полно, что ты, в самом деле?!

    Самый белый в мире снег

    Выпал в день твоей дуэли.

    Знаешь, где-то там вдали,

    В светлом серпантинном зале

    Молча встала Натали

    С удивленными глазами.

    В этой пляшущей толпе,

    В центре праздничного зала,

    Будто свечка по тебе,

    Эта, женщина стояла.

    Встала и белым-бела

    Разом руки уронила,

    Значит, все-таки была,

    Значит, все-таки любила!

    Друг мой, вот вам старый плед!

    Друг мой, вот вам чаша с пуншем!

    Пушкин, Вам за тридцать лет,

    Вы совсем мальчишка, Пушкин!

    Тает желтый воск свечи,

    Стынет крепкий чай в стакане,

    Где-то там, в седой ночи,

    Едут пьяные цыгане...

    4 группа.

    Проект «К барьеру!»

    Мы попытались провести собственное расследование обстоятельств дуэли и причин гибели юного поэта-романтика.

    Предлагаем две основные версии.

    Первая версия: Онегин - хладнокровный убийца, эгоист, жаждущий смерти Ленского. В этом случае он, скорее всего, должен был отказаться от выстрела с ходу, с дальней дистанции под отвлекающим внимание дулом чужого пистолета. Далее Онегин дает по себе выстрелить, пусть даже идя на риск. Следующий этап - потребовать противника к барьеру и расстрелять как неподвижную мишень с короткой дистанции.

    Почему Онегин стреляет в Ленского, а не мимо?

    Дело в том, что демонстративный выстрел в сторону являлся новым оскорблением и не вел к примирению.

    Итак, Зарецкий 32 шага отмерил с точностью отменной. Мы видим, что противники внешне хладнокровны (этого требовал ритуал). Каждый делает четыре, а потом пять шагов. Таким образом, расстояние между ними примерно четырнадцать шагов. Онегин на ходу, не дойдя до барьера, поднимает пистолет. То же делает и Ленский. Именно в этот момент Онегин выстрелил. Причем Пушкин не употребляет слово «целиться».

    Но почему все-таки Онегин выстрелил первым?

    Мы тоже искали ответ на этот вопрос в тексте, искали «смягчающие вину Онегина обстоятельства». Но нашли ответ в воспоминаниях А.С. Грибоедова об известной дуэли «четверых». Стрелялись Завадовский и Шереметьев, оба скончались от полученных ран. Через два года стрелялись секунданты - Якубович и Грибоедов.

    Грибоедов и Якубович не испытывали личной вражды друг к другу и тем более знаменательно, что, встав с мирными намерениями к барьеру, Грибоедов по ходу дуэли почувствовал желание убить Якубовича. Он признавался, что даже целился Якубовичу в голову. И в результате все-таки ранил противника. «Общественное мненье» вину за случившееся возложило на Грибоедова.

    Вернемся к сцене дуэли. Почему враги стоят, потупя взор?

    Вчерашние приятели избегают смотреть в глаза друг другу. Глаза бы выдали их собственные чувства. Ведь совсем недавно «меж ними все рождало споры и к размышлениям вело».

    Выразительное чтение наизусть XXVIII (гл.6)

    Версия вторая: гибель Ленского - трагическая случайность. Аргумент первый - опоздание. Онегин «постель покинул, когда солнце катилось высоко», и прибыл к месту дуэли с опозданием на два часа. Что это? Небрежность денди? Нет, скорее он не придавал дуэли серьезного значения и совершенно был лишен кровожадных намерений.

    Евгений напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого. Показательно, что со словами: «Что ж начинать?» он обращается, вопреки всем правилам, прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя опытного дуэлиста. Автор показывает, как Онегин, не уважая Зарецкого, в противоречии с самим собой действует по навязанному ему Зарецким сценарию.

    Поведение Онегина определялось колебаниями между естественными человеческими чувствами к Ленскому и боязнью показаться смешным или трусливым, нарушив нормы поведения у барьера.

    Это особенность дуэли, втягивая людей, лишать их собственной воли и превращать в игрушки, в автоматы, очень важна. Онегин против собственной воли изменяет себе: признает диктат норм поведения, навязанных Зарецким, и тут же, теряя волю, становится куклой в руках безликого ритуала дуэли.

    Выразительное чтение наизусть XXX (гл.6)

    А я думаю, что Онегин мог выстрелить от волнения и случайно нажать на спусковой крючок. Такие случаи тоже были. Ведь под дулом пистолета противника, пред лицом смерти поведение человека становится непредсказуемым.

    И все же «часы урочные пробили»...

    Выразительное чтение наизусть XXXI (гл.6)

    С помощью каких средств художественной выразительности и с какими чувствами Пушкин пишет о смерти Ленского?

    В этих строках, с одной стороны читатель видит предметное точное описание смерти Ленского, а с другой - высокую лексику, развернутые сравнения, метафоры, характерные для поэтической практики романтизма.

    Пушкин с нескрываемым сожалением пишет о гибели Ленского. Для поэта - гуманиста нет ничего более страшного - погиб человек.

    Выразительное чтение наизусть XXXIII (гл.6) или мелодекламация.

    Реакция Онегина на смерть Ленского также очень показательна. Здесь нет чувства злобного удовлетворения. Обычно Онегин, следуя своей манере казаться безразличным, не обнаруживал чувств. Видя поверженного приятеля, герой не владеет собой. Его невозмутимость и хладнокровие оборачиваются смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой.

    Какая же из двух версий кажется вам наиболее вероятной? 

    Мы считаем, что автор хотел показать Онегина «убийцей поневоле».

    Выводы.

    Значительность гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. Шестая глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий драматический перелом в судьбах героев и самой тональности произведения. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, которое было основой его жизни, оказалось мнимым. И этим открытием он сражен. Убив на дуэли друга , «пусть и непреднамеренно», он нарушил , по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно.

    Примерный план сочинения.

    1.Честь дороже жизни.

    2.«И вот общественное мненье.»

    3.«В дуэлях классик и педант» - Зарецкий.

    4.К барьеру!

    5.Реакция Онегина.                                                                                                                                                                                  

    Литературная гостиная «Суд над Онегиным»



    Предварительный просмотр:

    Проект

    Художественное своеобразие поэмы

    «Кому на Руси жить хорошо?»

    ЦЕЛИ:

    1.Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры фольклора

    2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.

    Работа в группах

    Найти изобразительно-выразительные средства:

    1 гр.- сказки,

    2 гр.- былины,

    3 гр.- были,

    4 гр.- песни,

    5 гр.- притчи,

    6 гр.- пословицы, поговорки, приметы, народный театр.

    ПРОДУКТ: конспект.

    Учитель: Клипа Т.А.

    Глава IV («Демушка») в значительной степени построена на основе похоронных причитаний Ирины Федосовой (из сборника Барсова). Часто Некрасов использует конкретный текст причитания; но важен здесь именно текст, который сам по себе позволяет развернуть картину крестьянского быта. Кроме того, мы узнаем таким образом о факте существования похоронных причитаний в крестьянской среде. Такое использование фольклора, в свою очередь, имеет двоякое значение: во-первых, автор отбирает наиболее сильные и яркие в художественном отношении данные и тем повышает эмоциональность и изобразительность своего произведения, во-вторых, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской (и вообще демократической) аудитории, а именно эта ориентация на демократическую аудиторию характерна для Некрасова. Особенно значительны здесь заимствования из «Плача по старосте», одного из самых, острых в социальном отношении. Некрасов при этом свободно обращается с материалом и вместе с тем несколько видоизменяет его. Особенно показательно сопоставление проклятия судьям у Некрасова и у Ирины Федосовой. Ирина Фе¬досова заканчивает «Плач по старосте» так:

    Вы падите-тко, горюци мои слезушки

    Вы не на воду падите-тко, не на землю.

    Не на божью вы церковь, на строеньице,

    Вы падите-тко, горюци мои слезушки,

    Вы на этого злодея супостатово,

    Да вы прямо ко ретивому сердечушку,

    Да ты дай же, боже, господи,

    Чтобы тлен пришел на цветно его платьице,

    Как безумьице во буйну бы головушку.

    Еще дай же, боже, господи,

    Ему в дом жену неумную,

    Плодить детей неразумныих,

    Слыши, господи, молитвы мои грешны

    Прими, господи, ты слезы детей малыих...

    У Некрасова

    Злодея! Палачи!

    Падите мои слезыньки,

    Не на землю, не на воду,

    Не на господень храм.

    Падите прямо на сердце

    Злодею моему!

    Ты дай же, боже, господи,

    Чтоб тлен пришел на платьице,

    Безумье ни головушк

    Злодея моего!

    Жену ему неумную

    Пошли, детей — юродивых!

    Прими, услыши, господи,

    Молитвы, слезы матери,

    Злодея накажи!..

    И здесь Некрасов, следуя своему правилу («чтобы словам было тесно»), значительно сокращает фольклорный текст, не уменьшая, однако, числа строчек: каждая строка, у него гораздо короче, чем у Ирины Федосовой, так как освобождена от «балластных» слов. Вследствие этого меняется ритм: у Ирины Федосовой, при большой внутренней силе, изложение дается медленное и потому сравнительно мало напряженное, у Некрасова же короткие строчки с многочисленными восклицаниями как раз создают большую эмоциональную напряженность (и здесь мужские клаузулы имеют, такое же значение). Кроме того, подхватив из причитания Ирины Федосовой слово «злодея», Некрасов четырехкратным повторением этого слова превращает его как бы в лейтмотив всего проклятия, тем более что слово это звучит в самом начале, а затем в конце каждого смыслового отрезка. Так и здесь подчеркивается и усиливается социальная значимость текста.

    Использование жанра народной песни в создании образа Якима Нагого

    В Якиме Нагом представлен своеобразный образ крестьянского праведника. Яким Нагой способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:

    У каждого

    крестьянина

    Душа, что

    туча черная,

    Гневна,

    грозна - и надо бы

    Громом

    греметь оттудова,

    Кровавым

    лить дождям

    А все вином

    кончается!

    Яков Нагой живет той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но, наделяя его непокорным нравом и тягой к возвышенному (история с картинками), Некрасов пытается наметить в этом образе стремление крестьянства к духовной жизни, показать, что в душах народа уже назревает протест против существующих условий жизни. Но пока он мало заметен и не заявляет о себе.

    Фольклорно-сказочный материал

    Фольклорно-сказочный материал непременно, вошел в сюжетную базу поэмы. Так, говорящая пеночка, вмешивающаяся в спор мужиков и обещающая выкуп за птенчика, — образ сказочный. Сказочный мотив также скатерть- самобранка, хотя применение её в поэме Некрасова совсем оригинальное: она обязана подкармливать и одевать мужиков во время их странствований; корявая Дурандиха (ведьма), леший - корова с колокольчиком - персонажи сказок; зайка серенький, лисица хитрая, ворон - герои басен; а черт - это одновременно и сказочный, и инфернальный персонаж. Сами мужики-богатыри являются героями былин и сказок. Также в прологе присутствуют магические, сакральные числа - семь и три: семь мужиков, семь филинов, семь дерев, четырнадцать свечей (две семерки).

    Четырнадцать свечей!

    У самого костра,

    Сидит да черту молится...

    Свеча - это христианский, священный мотив, а костер - некий языческий мотив. Эти два мотива тесно связаны с народом, с народной жизнью и творчеством. Крестьяне по вере христиане (в поэме есть песня, которую поет ангел, - "Средь мира"), но в их праздниках присутствуют языческие мотивы (как и в фольклоре).

    Избранная Некрасовым сказочная форма развития сюжета открывала перед ним широчайшие способности и позволяла дать ряд ярких реалистических картин российской реальности; «сказочность» не мешала реализму по существу и в то же время помогала сделать ряд острых столкновений (по другому очень тяжело было бы выполнить, к     примеру, встречу фермеров с  царем).

    Сказочные элементы

    Сошлись семь мужиков. Семь мужиков - традиционные герои русских сказок - отправляются в путь-дорожку на поиски счастья.

    Путь-дороженька

    По вашему хотению,

    По моему велению

    С румяным солнцем-дедушкой

    Ветры  буйные

    Мать-земля колышется

    Рать-орда крестьянская

    Млада-младёшенька

    Нашим добрым молодцам

    Русь-матушка

    Царь-батюшка

    Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него.

    Использование былин  в поэме

    Наиболее прославленные виды фольклора – былины и исторические песни, сказки и легенды – представлены у Некрасова сравнительно мало: его влечет к себе не фольклорная экзотика (историческая, авантюрная или фантастическая), а правда крестьянской жизни, нашедшая отражение в бытовых песнях. Однако в словах Савелия о богатырстве крестьянина, несомненно, слышится отзвук былины о Святогоре и тяге земной:

    Ты думаешь, Матренушка,

    Мужик — не богатырь?

    И жизнь его не ратная,

    И смерть ему не писана

    В бою - а богатырь!

    Поднять-то поднял он,

    Покамест тягу страшную

    Да в землю сам ушел по грудь

    С натуги! По лицу его

    Не слезы - кровь течет…

    Народные поверья

    1.Ну! леший шутку славную

    Над нами подшутил.

    (заблудился-значит леший закружил) «Пролог»

    2. С кем встречи вы боитеся,

    Идя путём-дорогою?

    (Встретил попа - нехорош выход) «Поп»

    3. Кукуй, кукуй, кукушечка!

    Заколосится хлеб,

    Подавишься ты колосом -

    Не будешь куковать! (Пролог)

    (Кукушка перестаёт куковать, когда заколосится хлеб («подавившись колосом»,говорит говорит народ)

    4. Пошли крутую радугу на наши небеса!

    (Крутая радуга_к вёдру; пологая - к дождю).

    5. Беду накликала,

    А чем? Рубаху чистую надела в Рождество.

    (Не надевай чистую рубаху в Рождество: не то жди неурожая) «Волчица»

    6. С золовушки бракованной

    Снимаю сапоги…

    ( Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называется бракованной) «Волчица»

    7. В рот  яблока

    До Спаса не беру.

    (Если мать умершего младенца станет есть яблоки до Спаса(когда они поспевают),то бог, в наказание, не даст на том свете её умершему младенцу «яблочка поиграть») «Волчица»

    8. Я в третий поклонилася,

    И волюшка скатилася

    С девичьей головы…

    (Во время последней вечеринки с невесты снимают «волю», т.е. ленту, которую носят до замужества) «До замужества»

    Подведем итоги нашим наблюдениям.

    I. Некрасов использует фольклорный материал для различных целей. С одной стороны, сам фольклор является элементом быта и именно для показа, для более полного изображения быта включается в произведения Некрасова. С другой стороны, фольклорность произведения делает его доступнее для крестьянской аудитории.

    II. В поэме «Кому па Руси жить хорошо» фольклорный материал используется Некрасовым различным образом. Он либо включает в произведение конкретный текст причитаний или песен, взятых из книжных источников, либо видоизменяет фольклорный материал, повышая его эмоциональность и изобразительность , либо создает свои собственные произведения, пользуясь только фольклорной стилистикой.

    III. Различные фольклорные жанры далеко не в равной степени используются Некрасовым. Особенно богато представлены у него свадебные и похоронные причитания и бытовые лирические песни, которые давали возможность показать тяжелые стороны жизни крестьянства наиболее ярко и эффективно.

    IV. Сравнительно богато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки), что придает поэме особый фольклорный колорит, в то время как былины и исторические песни, сказки и легенды - представлены сравнительно мало.

    V. Вся работа Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче – дать наиболее сильный в художественном и идейном отношении текст. Некрасов стремится дать яркое и эмоционально-действенное изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к, крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье. Этой задачей определяется и отбор наиболее полноценного в художественном и социальном отношении материала и переработка его.

    Именно в этом проявляется отношение к фольклору революционного демократа-шестидесятника: не отбрасывание фольклора, не преклонение перед ним, а активное и актуальное использование ценного в фольклоре и создание новых ценностей на основе его. И именно этому активному отношению к фольклору, не подчинению ему, а овладению им, учит нас поэзия Некрасова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                       В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы(Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия №9 г.о.Химки Московской области)Л.Н.НагаевойРабота по методу проект...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

    В рамках конкурса "Образ жизни - инновация" на педагогических чтениях был представлен опыт работы по технологии проектного обучения (элективный курс и его элементы на уроках и во внеурочной деятельнос...

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

    Реферат по теме "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы". Выступление на заседании методического совета....

    Презентация проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

    Работа может быть использована учителем, использующим в своей работе проектные технологии....

    Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

    Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...