Мастерская художника слова.
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25 КБ
Файл chehov.pptx302.13 КБ

Предварительный просмотр:

              Мастерская художника слова.

        Урок литературы в 6 классе по рассказу

          А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

Тип урока – урок-мастерская.

Цель урока.

  1. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали.
  2. Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию.
  3. Продолжать развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, инсценирования.
  4. На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного достоинства.

Оборудование.

  1. Мультимедийная презентация.
  2. Раздаточный материал: рабочий лист, словарик, памятки.
  3. Текст рассказа.
  4. Костюмы к инсценированию.

Эпиграф.

                                                       Краткость – сестра таланта.

                                                                                               А.П.Чехов

                                                 Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.  (Слайд 1).

Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. На нашем уроке мы побываем в мастерской художника слова А.П.Чехова.

А.П.Чехов – внимательный писатель, который замечает едва уловимые мелочи в окружающей нас жизни, в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. В своих  коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей. А мы с вами, читая, сначала смеёмся, а потом задумываемся: а что же вызвало смех.

Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом.

Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока.

Итак, запишем число, тему урока, эпиграф.

3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом.  (Слайд 2).

Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели.

(Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде).

1. Сколько героев присутствует в рассказе?  ( Четыре).

2. Назовите имя жены тонкого.  (Луиза).

3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий.  (Столоначальник).

4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей.  (Тонкий).

5. Что тонкий делает из дерева?  (Портсигары).

6. Прозвище толстого в школе.  (Герострат).

7. Псевдоним А.П.Чехова.  (Чехонте).

8. Имя тонкого. (Порфирий).

9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем.  (Толстый).

10. Место, где встретились друзья.  (Вокзал).

11. Как зовут сына тонкого?  (Нафанаил).

12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт).

13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел).

     - А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде?  ( Чинопочитание).

     - Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики.

     - Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий».

     4. Первичное осмысление.

  1. Вам понравился рассказ? Чем?
  2. Какие эмоции вызвал?
  3. Смешным или грустным назвали бы рассказ?

Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта.

5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3).

( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода).

- А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия.

1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие?   (Основную мысль).

По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным.

- Какой художественный приём обнаружен в заглавии?  (Антитеза).

Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа.

(Строка на слайде).

  1. Простое, предельно краткое заглавие.

2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты  композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка).

 - Найдите завязку в рассказе.  (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».)

- Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах).

Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя.

  1. Краткая завязка. (Вступление, начало).

3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев.

  -  Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку.

  - А как об этом сказал А.П.Чехов?

  - Поработаем с таблицей.

- Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого.

(Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую).

                             Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев.

Толстый

  

Тонкий

1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…»

« Пахло от него хересом и флёрдоранжем».

2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?»

«… тайного советника стошнило».

1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками».

«Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».

2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…»

- Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек.

- Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду?

- А как сказано об этом у автора?

Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого.

- Какие детали наиболее значительны в описании тонкого?  ( Навьючен).

- О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы).

- Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев?  (Антитеза).

Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов.

- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?

( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).

Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание.

4) – Итак, встретились два школьных товарища.

  1. Какие чувства испытывают герои при встрече?
  2. Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных).
  3. О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).

    - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог).

- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.

Вывод 4.  Построение рассказа – диалог.

5)  - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ?

   - Давайте послушаем и посмотрим на героев. Инсценироваие. ( Со слов «Ну, как живёшь, друг?...»

  1. Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары).
  2. С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости).
  3. Какую роль играют жена и сын Нафанаил?  ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого).
  4. А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником).
  5. Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе?
  6. Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении?  (Кульминацией).

 - Как меняется поведение тонкого и толстого?

Найдите во 2-й части слова,  реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу.

Работа с таблицей.

  1. Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость?

- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.

Вывод 5.  Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.

6. Осмысление идеи рассказа.

- Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл?  (Ему стало противно).

- Как об этом сказал толстый?   (« К чему это чинопочитание»).

- Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова?

(Лицемерное отношение к старшим по должности).

7.Вывод по уроку.

- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом?

- Какие человеческие качества высмеивает писатель?   ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).

- Рассказ Чехова юмористический или сатирический?

(Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества).

- Посмотрите в рабочие листы и прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?

( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).

8. Рефлексия.

- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы? Как вы об этом написали в своих сочинениях – миниатюрах?

( Ученики зачитывают отрывки из своих сочинений).

9. Заключительное слово учителя.

- Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».  ( Слайд    ).

10.  Выставление оценок. Объявление домашнего задания.

   - Если вы сегодня на уроке были внимательны к слову, то легко справитесь с дом. заданием.

Составьте синквейн.               1-й вариант.                  2-й вариант.

                                                  Тема – Толстый.           Тема – Тонкий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тринад цатое декабря. Мастерская художника слова. Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Краткость - сестра таланта. А.П. Чехов

Слайд 2

1 ч е т ы р е 2 л у и з а 3 с т о л о н а ч а л ь н и к 4 т о н к и й 5 п о р т с и г а р ы 6 г е р о с т р а т 7 ч е х о н т е 8 п о р ф и р и й 9 т о л с т ы й 10 в о к з а л 11 н а ф а н а и л 12 э ф и а л ь т 13 о к а м е н е л

Слайд 3

Художественные особенности рассказа «Толстый и тонкий». Простое, предельно краткое заглавие. Краткая завязка.

Слайд 4

… только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. … только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый 1 часть Тонкий 1часть Работа с таблицей.

Слайд 5

«Говорящая» деталь заменяет подробное описание. Построение рассказа – диалог. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости. Художественные особенности рассказа «Толстый и тонкий».

Слайд 6

Составление синквейна. 1 вариант. 2 вариант. Тема-Толстый. Тема-Тонкий.

Слайд 7

«При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( А.П.Чехов ).

Слайд 8

Домашнее задание. Попробуйте написать короткий юмористический рассказ на свободную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Секреты художников слова"

Данный курс предназначен для  предпрофильной подготовки учащихся  9 класса....

В мастерской художника

Презентация  уроку ИЗО в 8 классе. (Программа Кузин В.С.)...

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 5 классе «В мастерской художника слова. Крылов и его басни».

Позволяет расширить круг знаний о творчестве баснописца, продолжить формирование навыков работы с текстом. Для достижения данных целей используются следующие технологии: "Обучение в сотрудничеств...