Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

 Eлена Юрьевна Соколова

Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_voprosov_k_borodino.odt23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Система вопросов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

  1. Что представляет собой первая строфа стихотворения с точки зрения синтаксиса? Что означает тире в начале первого предложения? Какой вопрос задаёт молодой солдат? Кому? Почему два следующих предложения восклицательные?
  2. К какому стилю речи относится обращение «дядя»? Почему «скажи-ка», а не «скажи»? Зачем нужны разговорные слова в стихотворении?
  3. Кто отвечает молодому солдату? Как вы думаете, форма стихотворения  - монолог или диалог?
  4. Что утверждает старый воин во второй строфе стихотворения?
  5. Первое предложение строфы заканчивается восклицательным знаком. Какое чувство предано с его помощью?
  6.  Какой знак стоит в конце следующего предложения? Как вы думаете, что хочет показать Лермонтов многоточием?
  7. Каков смысл тройного повторения «не»  в трёх последних стихах второй строфы? И почему снова восклицательное предложение?
  8. Какие чувства  отступающих солдат передаются в следующей, третьей строфе? Найдите слова, которые об этом говорят. Как показаны эти  чувства на фонетическом уровне? Найдите повторяющиеся согласные звуки (аллитерацию) в первых трёх стихах строфы.
  9. Как меняется настроение в следующей, четвёртой строфе? Найдите восклицательные предложения.
  10. Найдите аллитерацию в первом предложении строфы. Снова повторяется звук «л». Но какое настроение он отражает теперь?
  11. Какие звуки повторяются в следующей части строфы? Попробуйте объяснить повторение глухих согласных с содержанием этой части стихотворения.
  12. Какое чувство русского солдата звучит в обращении «брат мусью»?
  13. Анафора  - это одинаковое начало, единоначатие. Найдите в 5 строфе пример анафоры? Какой образ является ключевым в этой части стихотворения?  Какую роль, по-вашему,  здесь играет анафора? Какой лексический повтор мы наблюдаем в этих же строчках? Как он связан с содержанием последней части строфы?
  14. Какой общей темой можно объединить две следующие строфы (6 и 7)?
  15. Что такое инверсия? Найдите примеры обратного порядка слов в этих строфах? Попытайтесь объяснить значение инверсии.
  16. Прочитайте последнюю часть седьмой строфы:

                       Кто кивер чистил весь избитый,

                       Кто штык точил, ворча сердито,

                            Кусая  длинный  ус.

            Какой приём здесь использован? Кроме анафоры?

  1. В художественной литературе  часто используется приём синтаксического параллелизма — порядок расположения членов одного предложения соответствует порядку расположения членов другого. В этом предложении мы видим приём синтаксического параллелизма. Что достигается благодаря этому приёму? Какое чувство не только  главного персонажа стихотворения, но и всех русских воинов выражено здесь?
  2. В центре 8 строфы образ князя  Багратиона, мужественного, благородного полковника. Какие возможности языка использует автор для создания такого образа? Найдите аллитерацию. Подумайте, почему второе предложение заканчивается многоточием.
  3. Кто герой 9-й строфы? Найдите повторы в этой строфе. Почему слово «Москва» повторяется дважды?  Какое значение имеет повторение союза «и» (многосоюзие»)?
  4. Почему полковник, обращаясь к солдатам называет их «ребятами»? Какое звучание в этом контексте получает слово «братья»?
  5. Прочитайте 10 — 12 строфы. О чем в них рассказывается?
  6. 10 строфа начинается с восклицательного предложения. Как вы понимаете его?
  7. Найдите в 10 строфе сравнение. Как оно раскрывается в следующем предложении строфы? Разберите по членам второе  предложение. Как называется такой приём? Что предаётся с помощью синтаксического параллелизма?
  8. К кому обращается герой стихотворения, говоря:  «Вам не видать таких сражений!..»?
  9. Найдите сравнение в 11 строфе. Почему «как тени»?  В чём смысл сравнения?Прочитайте следующий стих.
  10. Найдите глаголы и существительные (подлежащие и сказуемые) во втором предложении 11 строфы. Есть ли в предложении определения -прилагательные? Какой эмоцией наполнена эта часть? Как это достигается?
  11. Лермонтов не пишет буквально, что людей погибло много, но мы это понимаем. Почему? Какие образы позволяют увидеть нам поле боя и павших воинов? Услышать звуки войны?
  12. Какое общее настроение объединяет 10 — 12 строфы?
  13. Как меняется это настроение в следующей строфе? С помощью каких синтаксических возможностей языка это достигается? Найдите грамматическую основу первого предложения. Какой знак стоит в конце второго предложения?
  14. Перечитайте ещё раз  вторую и последнюю строфы, сравните их.
  15. Сравните вторые строчки. Как вы думаете, почему Лермонтов   не повторил их дважды. В чём смысл замены? О ком он говорит во второй строфе? О ком в последней?
  16.  Как вы понимаете концовку второй строфы? Последней? Что позволяет сделать Лермонтову такой прием?
  17. Давайте попробуем понаблюдать за рифмой  стихотворения. Попробуем определить размер.
  18. Проследите, одинаковое  ли количество стоп в каждом стихе?  Вспомните, в какой форме написано стихотворение. Что позволяет приблизить стих к разговорной речи?
  19. Как вы думаете, зачем понадобилось поэту создавать балладу в такой необычной форме с такой необычной композицией?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена "Сорока-воровка"( 9-10 класс)

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Герцена "Сорока-воровка". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол...

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...

Презентация "Система вопросов как эффективная технология обучения"

Материал презентации основан на Таксономии педагогических целей известного американского психолога Б.Блума. Данный материал может использоваться для подготовки не только к уроку музыки, но уроков по д...

Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )

Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий  к уроку по повести А.Погорельского  "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока...

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое с...

Система вопросов к рассказу Ивана Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Вопросы настроят на внимательное отношение к тексту и помогут настроиться на глубокое понимание замысла автора...