Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система вопросов к стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»
- Что представляет собой первая строфа стихотворения с точки зрения синтаксиса? Что означает тире в начале первого предложения? Какой вопрос задаёт молодой солдат? Кому? Почему два следующих предложения восклицательные?
- К какому стилю речи относится обращение «дядя»? Почему «скажи-ка», а не «скажи»? Зачем нужны разговорные слова в стихотворении?
- Кто отвечает молодому солдату? Как вы думаете, форма стихотворения - монолог или диалог?
- Что утверждает старый воин во второй строфе стихотворения?
- Первое предложение строфы заканчивается восклицательным знаком. Какое чувство предано с его помощью?
- Какой знак стоит в конце следующего предложения? Как вы думаете, что хочет показать Лермонтов многоточием?
- Каков смысл тройного повторения «не» в трёх последних стихах второй строфы? И почему снова восклицательное предложение?
- Какие чувства отступающих солдат передаются в следующей, третьей строфе? Найдите слова, которые об этом говорят. Как показаны эти чувства на фонетическом уровне? Найдите повторяющиеся согласные звуки (аллитерацию) в первых трёх стихах строфы.
- Как меняется настроение в следующей, четвёртой строфе? Найдите восклицательные предложения.
- Найдите аллитерацию в первом предложении строфы. Снова повторяется звук «л». Но какое настроение он отражает теперь?
- Какие звуки повторяются в следующей части строфы? Попробуйте объяснить повторение глухих согласных с содержанием этой части стихотворения.
- Какое чувство русского солдата звучит в обращении «брат мусью»?
- Анафора - это одинаковое начало, единоначатие. Найдите в 5 строфе пример анафоры? Какой образ является ключевым в этой части стихотворения? Какую роль, по-вашему, здесь играет анафора? Какой лексический повтор мы наблюдаем в этих же строчках? Как он связан с содержанием последней части строфы?
- Какой общей темой можно объединить две следующие строфы (6 и 7)?
- Что такое инверсия? Найдите примеры обратного порядка слов в этих строфах? Попытайтесь объяснить значение инверсии.
- Прочитайте последнюю часть седьмой строфы:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Какой приём здесь использован? Кроме анафоры?
- В художественной литературе часто используется приём синтаксического параллелизма — порядок расположения членов одного предложения соответствует порядку расположения членов другого. В этом предложении мы видим приём синтаксического параллелизма. Что достигается благодаря этому приёму? Какое чувство не только главного персонажа стихотворения, но и всех русских воинов выражено здесь?
- В центре 8 строфы образ князя Багратиона, мужественного, благородного полковника. Какие возможности языка использует автор для создания такого образа? Найдите аллитерацию. Подумайте, почему второе предложение заканчивается многоточием.
- Кто герой 9-й строфы? Найдите повторы в этой строфе. Почему слово «Москва» повторяется дважды? Какое значение имеет повторение союза «и» (многосоюзие»)?
- Почему полковник, обращаясь к солдатам называет их «ребятами»? Какое звучание в этом контексте получает слово «братья»?
- Прочитайте 10 — 12 строфы. О чем в них рассказывается?
- 10 строфа начинается с восклицательного предложения. Как вы понимаете его?
- Найдите в 10 строфе сравнение. Как оно раскрывается в следующем предложении строфы? Разберите по членам второе предложение. Как называется такой приём? Что предаётся с помощью синтаксического параллелизма?
- К кому обращается герой стихотворения, говоря: «Вам не видать таких сражений!..»?
- Найдите сравнение в 11 строфе. Почему «как тени»? В чём смысл сравнения?Прочитайте следующий стих.
- Найдите глаголы и существительные (подлежащие и сказуемые) во втором предложении 11 строфы. Есть ли в предложении определения -прилагательные? Какой эмоцией наполнена эта часть? Как это достигается?
- Лермонтов не пишет буквально, что людей погибло много, но мы это понимаем. Почему? Какие образы позволяют увидеть нам поле боя и павших воинов? Услышать звуки войны?
- Какое общее настроение объединяет 10 — 12 строфы?
- Как меняется это настроение в следующей строфе? С помощью каких синтаксических возможностей языка это достигается? Найдите грамматическую основу первого предложения. Какой знак стоит в конце второго предложения?
- Перечитайте ещё раз вторую и последнюю строфы, сравните их.
- Сравните вторые строчки. Как вы думаете, почему Лермонтов не повторил их дважды. В чём смысл замены? О ком он говорит во второй строфе? О ком в последней?
- Как вы понимаете концовку второй строфы? Последней? Что позволяет сделать Лермонтову такой прием?
- Давайте попробуем понаблюдать за рифмой стихотворения. Попробуем определить размер.
- Проследите, одинаковое ли количество стоп в каждом стихе? Вспомните, в какой форме написано стихотворение. Что позволяет приблизить стих к разговорной речи?
- Как вы думаете, зачем понадобилось поэту создавать балладу в такой необычной форме с такой необычной композицией?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/29/picture-145524-1354212801.jpg)
Система вопросов и заданий к уроку по повести А.И.Герцена "Сорока-воровка"( 9-10 класс)
Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий к уроку по повести А.Герцена "Сорока-воровка". С его помощью можно составить конспект урока, разработать вопросы для контрол...
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-300560-1581060498.jpg)
Презентация "Система вопросов как эффективная технология обучения"
Материал презентации основан на Таксономии педагогических целей известного американского психолога Б.Блума. Данный материал может использоваться для подготовки не только к уроку музыки, но уроков по д...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/29/picture-145524-1354212801.jpg)
Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий ( 5 класс )
Данный учебный материал представляет собой систему вопросов и заданий к уроку по повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". С его помощью можно составить конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-847882-1478776330.jpg)
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино», ответы на которые позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/27/picture-601063-1425048994.jpg)
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/10/picture-847882-1478776330.jpg)
Система вопросов к рассказу Ивана Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Вопросы настроят на внимательное отношение к тексту и помогут настроиться на глубокое понимание замысла автора...