По страницам Николая Гоголя
методическая разработка по литературе по теме

По страницам Н.Гоголя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malysheva_om_soshno3_metodicheskie_razrabotki_urokov.doc270.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методические разработки уроков проверки знаний»

1. Малышева Ольга Муратовна

2. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г.Бийска

3. Контактный телефон: р. 8(3854)435290; д.8(3854)343559

e-mail: school3_mom @mail.ru

4. Тема урока: «По страницам Н.В. Гоголя», 9класс

5. Тип урока: урок-игра

6. Цели урока:

Обучающие:

       1) в занимательной форме обобщить и систематизировать изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя;

       2)  проверить знания учащихся по поэме Н.В. Гоголя     «Мёртвые души».  

Развивающие:

  1. повышать уровень коммуникативной культуры учащихся;
  2. развивать творческие способности учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к творчеству Н.В. Гоголя и урокам литературы в целом.

7.Обоснование целесообразности выбранной формы урока:

В последнее время в методической литературе много внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа (урок – игра, - презентация,      - спектакль,- фестиваль,- путешествие,..), которые, безусловно, способствуют реализации и развитию творческих способностей учащихся, так как позволяют создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный с отсутствием веры в собственные силы. Такие уроки построены на занимательности, что усиливает интерес к содержанию предметного курса, способствует повышению качества обучения. К сожалению, игра относится к малоиспользуемым средствам воспитания и обучения, особенно на уроках контроля ЗУНов учащихся. А зря. Ведь в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – средство, с помощью которого воспитание и обучение переходит в самовоспитание и самообразование. Конечно, когда эта игра «правильная и хорошая», как говорил Макаренко А.С. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда учитель ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игра предполагает включение школьника в деятельность и общение, предполагает именно личностный подход. Игра не развлечение, а особый метод включения ребенка в учебную, творческую деятельность, метод стимулирования его активности. Гораздо легче просто указать детям: «Делай так», «Повторяй за мной». Игра же требует определенных педагогических усилий, педагогического мастерства.

Предлагаемая на данном  уроке игра по классификации относится к личностно- коммуникативным играм, где каждый ученик лично участвует в выполнении задания в группе и одновременно является зрителем, когда выполнение задания демонстрирует другая группа, т.е. его личное участие значительно выше, чем в зрелищных играх, а общее количество активных участников игры увеличивается во много раз.

Поэтому я стараюсь подойти к составлению контрольных заданий творчески, приучая детей к тому, что  интересно не только учиться, но и демонстрировать свои знания, применять и облекать их в самые неожиданные формы.

Ход урока

Оборудование: жетоны, наборы предметов для «чёрного ящика»[1].

1.Вступительное слово учителя:

Мы заканчиваем изучение поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», и на сегодняшнем уроке, который пройдёт у нас в форме игры, мы вспомним с вами всё, о чём говорили на уроках, посвящённых творчеству писателя. Класс будет поделён на две команды, и для того чтобы выбрать капитанов команд, проведём блиц-опрос по жизни и творчеству Н.В. Гоголя.

Вопросы:

1) Назовите настоящую фамилию Н. В. Гоголя (Гоголь-Яновской).

2) Назовите место, где родился Гоголь (в местечке Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов).

3) Назовите годы жизни писателя (1809 - 1852).

4) Какие вы знаете псевдонимы писателя? (В. Алов, ОООО).

5) Кого Гоголь играл в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (г-жу Простакову) .

6) Какую должность занимал Гоголь, будучи преподавателем Петербургского университета? (должность адъюнкт-профессора).  

7) Назовите первое произведение Гоголя. Какова его судьба? (Поэма «Ганс Кюхельгартен», сожжена).

8) Как назывался сборник, в котором впервые были напечатаны «Петербургские повести»? («Арабески»).

9) В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (В одном департаменте).

10) Какой эпиграф предваряет комедию «Ревизор»? («Неча на зеркало пенять, коли рожа крива»).

11) Как первоначально называлась поэма «Мёртвые души»? (Похождения Чичикова, или Мёртвые души»).

12) Какой эпиграф открывает поэму «Мёртвые души»? (К поэме нет эпиграфа).

13) По какой цене уступил Манилов мертвые души Чичикову? (Подарил)

14) Какие два рода мужчин были на домашней вечеринке у губернатора? (Толстые и тонкие).

15) «Один там только и есть порядочный человек: …; да и тот, если сказать правду, свинья». Кто этот человек? (Прокурор).

16) Что Павел Иванович Чичиков обещал привезти в подарок детям Манилова? (Фемистоклюсу - саблю, Алкиду - барабан).

Дополнительные вопросы:

1)Какой чин имел Чичиков? (коллежский советник).

2)Кем и для чего использовались слова: Стреляй, Обругай, Порхай, Пожар, Допекай, Припекай? (Ноздрёвым для называния собак).

3)Что лежало на дне табакерки Чичикова? (Две фиалки).

4)Над входом в какие заведения висели изображения двуглавых орлов? (В питейные)

5)Какая вывеска была в губернском городе не магазине, торговавшем картузами и фуражками? («Иностранецъ Василiй Θедоровъ»).

6)Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем из-за того, что тот назвал его гусаком. Во время службы в таможне Чичиков поссорился с своим товарищем из-за того, что назвал его …. Как назвал Павел Иванович своего товарища по службе? (Поповичем)

За каждый правильный ответ ученикам выдается жетон. По итогам первого конкурса выбираются 2 капитана (ими становятся учащиеся, набравшие большее количество жетонов), после чего капитаны выбирают учащихся в свою команду. После того как команды сформированы, им даётся 1,5 - 2 минуты на придумывание названия.

У ч и т е л ь: Итак, команды готовы, и мы начинаем игру. Первый конкурс - «Закончите фразу». Каждой  команде по очереди прочитывается небольшой отрывок из текста поэмы. Ваша задача - закончить фразу. В случае, если команда затрудняется с ответом на вопрос, ответить на него может команда соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Вопросы:

  1. В усадьбе Манилова «видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: …» («Храм уединенного размышления»).
  2. Чиновники «нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет …» (Наполеона).
  3. Слухи о Чичикове более всего подействовали на …, который «ни с того ни с другого умер» (прокурора).
  4.  Детей Манилова звали … (Фемистоклюс и Алкид)
  5. «Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже …!» (Собакевич).
  6. «Уж такое, право, доставили наслаждение… майский день…» (именины сердца).
  7.  В списке, составленном Собакевичем, оказалась баба «Елизаветъ» по фамилии … (Воробей).
  8. «Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете …» (копейкой).
  9. Чичиков выдавал себя за помещика … губернии (Херсонской).
  10. «Мёртвые души … это просто выдумано только для прикрытия, а дело вот в чём: он хочет увезти…» («губернаторскую дочку»).

У ч и т е л ь: Переходим ко второму конкурсу нашей игры. Ваша задача - узнать эпизод, сцену, фрагмент из поэмы «Мёртвые души», дать им название и определить, из какой главы взят отрывок.  

Каждой команде по очереди прочитывается фрагмент поэмы. Задача команд - определить, о чём идёт речь в том или ином эпизоде. Если команда, которой адресован вопрос, затрудняется в ответе, на этот вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.  

Вопросы:

1)«Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть… У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы… нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно».(Описание деревни Манилова, 2 гл.)

2)«Один швейцар смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!» («Повесть о капитане Копейкине», 10 гл.)

3)«Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве!» (Рассказ о прошлом Чичикова, 11 гл.).

4)«У, варвар! Бонапарт ты проклятый!.. ты думаешь, что скроешь своё поведение. Нет, ты живи по правде, когда хочешь, чтобы тебе оказывали почтение». (Рассуждение Селифана, обращённое к Чубарому, 3 гл.).

5)«Ни за что не умел он взяться слегка: всё или рука у кого-нибудь затрещит, или волдырь вскочит на чьём-нибудь носу. В доме и в соседстве всё, от дворовой девки до дворовой собаки, бежало прочь, его завидя; даже собственную кровать в спальне изломал он на куски». (История о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче, 11 гл.).

6)«Всё текло живо и совершалось размеренным ходом: двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни; везде во всё входил зоркий взгляд хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины». (Рассказ о прошлом Плюшкина, 6 гл.)

7)«Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими».(Лирическое отступление о двух типах писателей, 7 гл.)

8) «…комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окнами старинные маленькие зеркала с тёмными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате… невмочь было ничего более заметить».(Описание комнаты в доме Коробочки, 3 гл.)

9)Он даже не смотрел на круги, производимые дамами, но беспрестанно подымался на цыпочки выглядывать поверх голов, куда бы могла забраться занимательная блондинка; приседал и вниз тоже, высматривая промеж плечей и спин, наконец доискался и увидел её, сидящую вместе с матерью, над которою величаво колебалась какая-то восточная чалма с пером».(Бал у губернатора, 8 гл.)

10)«Первый тост был выпит, как читатели, может быть, и сами догадаются, за здоровье нового херсонского помещика, потом за благоденствие крестьян и счастливое их переселение, потом за здоровье будущей жены его, красавицы, что сорвало приятную улыбку с уст нашего героя».(Завтрак у полицеймейстера, 7 гл.)

11)«Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два; на тёмной крыше, не везде надёжно защищавшей его старость, торчали два бельведера, один против другого, оба уже пошатнувшиеся, лишённые когда-то покрывавшей их краски».(Описание дома  Плюшкина, 6 гл.)

12) «Словом, скандальозу наделал ужасного: вся деревня сбежалась, ребёнки плачут, все кричат, никто никого не понимает, ну просто оррёр, оррёр, оррёр!..»(Разговор двух дам города N., 9 гл.)

13)«Генерал, понимаете, больше ничего, как только взглянул, а взгляд - огнестрельное оружие: души уж нет - уж она ушла в пятки».(«Повесть о капитане Копейкине», 10 гл.)

14)«Что жизнь наша? - Долина, где поселились горести. Что свет? - толпа людей, которая не чувствует».(Письмо Чичикову от неизвестной дамы, 8 гл.)

У ч и т е л ь: Итак, мы переходим к следующему конкурсу, который называется «Чёрный ящик». Каждая из команд получит набор различных предметов, которые упоминаются в поэме. Ваша задача - определить, кому из персонажей принадлежит каждый из предметов, назвать эпизод, в котором встречается упоминание об этой вещи. За каждый правильный ответ  команда получает 1 балл. В каждом наборе имеется по восемь предметов, поэтому максимальное количество баллов, которое вы можете получить за этот конкурс, - 8. Время выполнения задания - 5 минут.

Наборы предметов:   1 команда

  1. Книга, заложенная на 14 странице (Манилов)
  2. Пяльцы (Губернатор)
  3. Мешочек с пятью рублями (Павлуша Чичиков)
  4. Турецкий кинжал с надписью «Мастеръ Савелiй Сибиряковъ» (Ноздрёв)
  5. Пенька (Коробочка)
  6. Рюмка с тремя мухами (Плюшкин)
  7. Реестр крестьян (Чичиков)
  8. Зубочистка (Манилов)

Команда 2:

1.Курительная трубка (Манилов)

2.Свиток, перевязанный розовой тесёмкой (Манилов)

3.Пуговица (Плюшкин)

4.Щенок (Ноздрёв)

5.Афиша (Чичиков)

6.Шашки (Ноздрёв)

7.Карты (Коробочка)

8.Сухарь из кулича (Плюшкин)  

У ч и т е л ь: Теперь мы переходим к следующему конкурсу - конкурсу капитанов. Уважаемые капитаны, ваша задача - в течение 5 - 7 минут написать отзыв о Павле Ивановиче Чичикове от лица одного из персонажей поэмы. Чтобы узнать, от чьего лица вы будете писать отзыв, вытяните, пожалуйста, карточки.

Капитаны вытягивают карточки с указанием того, от чьего имени им предстоит написать отзыв: от лица Манилова / от лица Ноздрёва.

У ч и т е л ь: Итак, вспомните речевые особенности этих персонажей и напишите отзыв так, как, на ваш взгляд, отозвались бы эти помещики о Чичикове и его предприятии?

Конкурс капитанов оценивается по пятибалльной системе.

У ч и т е л ь: Во время того, как наши капитаны пишут отзывы о Павле Ивановиче, вам, уважаемые игроки команд, предстоит решить кроссворды. За каждое правильно отгаданное слово команда получает 1 балл.

6

4

1

5

Кроссворд для 1команды

  2

       

        

По горизонтали: 2. Каким словом, происходящим от названия буквы Θ (фита), называл Ноздрёв своего зятя? 4. Какой музыкальный инструмент хотел продать Чичикову Ноздрёв? 5. Кто, прослушав первые главы «Мёртвых душ», воскликнул: «Боже! Как грустна наша Россия!»? 6. Какой должности добился Чичиков, служа в казённой палате?

По вертикали: 1. «…чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек…» О ком это? 3. Пьеса этого немецкого драматурга давалась в губернском городе N. (о чём Чичиков узнал из афиши). 5. Подушный налог, взимавшийся с помещиков.

Кроссворд для 2команды

5

                                                            7

2

3

1

6

4

По горизонтали: 3. Кого насмерть не любил Учитель Павлуши Чичикова, за то, что он сказал «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»? 5. Кличка пристяжного коня в упряжке Чичикова. 6. Что привёз кузнец Вакула из Петербурга для Оксаны?

По вертикали: 1. Кто потчевал Чичикова грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепёшками со всякими припёками и пирогом с яйцом? 2. «Кулак, кулак! - подумал про себя Чичиков, да ещё и бестия в придачу!» О ком так подумал Павел Иванович? 4. Как называлась шапка, которую носил учитель Павлуши Чичикова. 7. Какой документ нужно было оформить при покупке крестьян?

Ответы:

1

 По горизонтали: 2. Фетюк. 4. Шарманка. 5. Пушкин . 6. Повытчик.

По вертикали: 1. Башмачкин.  3. Коцебу. 5. Подать.

2

По горизонтали: 3. Крылов. 5. Заседатель. 6. Черевики.

По вертикали: 1. Коробочка. 2. Собакевич. 4. Треух. 7. Купчая.

У ч и т е л ь: Наконец, мы переходим к заключительному конкурсу нашей игры. Написать на листе как можно больше произведений Н. В. Гоголя. За каждое произведение команда получает 1 балл.

По окончании игры жюри подводит итоги и награждает грамотами команды.


[1] Наборы предметов указаны далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Николай Васильевич Гоголь. Личность и судьба

Рассказ о писателе всегда вызывает повышенный интерес уч-ся. Данный материал станет хорошей иллюстрацией к урокам по творчеству Н.В.Гоголя...

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

« Реальное и фантастическое в повести Николая Васильевича Гоголя « Ночь перед Рождеством

данный урок раскрывает все особенности данной повести. Помогает оьучающимся рассмотреть ее с разных аспектов, сделать полный анализ данного произведения, проводит межпредметные связи...

Николай Васильевич Гоголь

Николай Васильевич Гоголь– русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, широко признанный одним из классиков русской литературы...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...