по другую сторону войны
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему

Яцко Ольга Николаевна

урок посвящен сопротивлению несвободе узников Колымских лагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_druguyu_storonu_voyny_yacko_yakovleva.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  По другую сторону войны…

Внеклассное интегрированное мероприятие по региональным программам:

1. «Эволюция культуры народов Северо - Востока с древнейших времен до наших дней».

                                                        (автор Шантина Э.Д.)

2. «История Второй мировой и Великой Отечественной войн».

                                                        (автор Д. Райзман)

 для 9 – 11 классов.

…Черту подвели у XX века,

Который прошелся кровавым катком

По жизни страны, по судьбе человека….

Что скажут потомки об этом потом?

                                   В.И. Нагаев.

Цель:

1. Воспитывать у учащихся уважение к людям, которые в период репрессий сохранили своё человеческое достоинство, выжили и донесли до нас эту трагическую страницу истории.

2.  Развивать у учащихся умения: понимать проблемы, анализировать, рассуждать, самостоятельно находить подтверждение своих предположений, аргументировать свою точку зрения.

3. Продолжить знакомство с историей политических репрессий в СССР.

Оборудование: мультимедийная установка, плакаты, экспозиция

« Документы огненных лет», музыкальные произведения, книги, картины.

Приглашенные: Шахурдин Исай Артемович – ветеран тыла, ветеран труда, старейший житель поселка,  Шахурдина Любовь Андреевна – Отличник народного образования, ветеран труда, Мингазиева Рима Асхатовна – ветеран труда, Почетный работник народного образования РФ.

Ход урока:

I. Вступление

– Яковлева Л.Э. – учитель истории   (слайд №1)

        Дорогие гости, уважаемые коллеги, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы открыть вновь страшную, трагическую страницу истории нашей Родины, нашего края, нашего народа. Это страница истории политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР, которую хотели вырвать, предать забвению, чтобы подрастающее поколение никогда не узнало правды. Мы отправимся в 40-50 годы XX века сюда, на Колыму, чтобы узнать, как в годы Великой Отечественной войны наш край приближал победу и, будучи по ту сторону войны, не был в стороне от нее. Мы обсудим,  были ли «врагами народа» те, кого в эти грозные годы приняло ненасытное чрево сталинских лагерей, отделяя их от тех, кто воюет.

        Мы постараемся  найти ответы на вопросы, которые мучают нас, не  дают покоя, стучат в висок.

Звучит песня «Широка страна моя родная» (Сл. В. Лебедева - Кумача,  муз. И. Дунаевского) (слайд №2)

II. Яковлева Л.Э. – учитель истории.  Историческая справка «Освоение Колымы»

            30-40 годы. Волна великого прилива – бурная, стремительная, романтическая, катится на Охотские берега.  Первая, вторая, третья, четвертая  колымские экспедиции распахивают золотую душу колымской земли, открывают кладовые валютного металла,  месторождения олова, угля.                                      Слайд №3.   Сюда ехали со всех концов необъятной страны комсомольцы, красноармейцы. Это были мечтатели и романтики. Они уходили с караванами, искали золото в колымских просторах вечной мерзлоты, давали рекам названия, прокладывали дороги. Это были герои тех лет. Они писали домой восторженные письма о необыкновенных красотах колымского края, влюблялись и танцевали среди тайги под любимую мелодию той эпохи.

Звучит песня «В парке Чаир» (слова П.Арского, муз. К. Листова) (слайд №4)

Исполняет Яковлев В.И. – учитель технологии.

(Слайд №5.)    Строится порт в бухте Нагаево, создается трест промышленного и дорожного строительства (слайд №6) Дальстрой, начали работать горнодобывающие прииски. Пароходы везут (слайд №7) технику, белеет на  берегу ситцевый палаточный городок, (слайд №8) вьется среди сопок неровная нитка колымской трассы. Дает Северо – Восток такой нужный предвоенной промышленности стратегический металл – олово. Первые урожаи вырастают на студеной колымской земле.

(слайд №9)        Растет город, который в 1939 году обретает имя – Магадан. (Слайд №10) Поднимаются здания,(слайд №11-12) вытягиваются улицы, есть больница,(слайд №13) школа, (слайд №14) кинотеатр, (слайд №15-16)  парк Культуры и отдыха.

        В качестве рабочей силы на Колыме стали использовать (слайд №17) труд заключенных. Сюда их завозят тысячами (слайд №18). Это их руками добывается золото, уран, олово. Вдоль  колымской трассы (слайд №19-20) создаются лагеря. Так Колыма становится лагерным краем, одной из зон (слайд №21) ГУЛАГА. Среди заключенных много политических, не - согласных с режимом, инакомыслящих (слайд №22). Конвейер репрессий работает на полную мощность.

А  к  стране в это время  подкрадывается война, уже слышна была её тяжелая поступь, чувствовалось ее зловещее дыхание.

Было обычное мирное воскресенье – 22 июня 1941 года.

Звучит песня «Священная война»  (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

(слайд №23)

        Уже горели советские города и села, гибли люди, разворочены были железнодорожные пути, вздыбились мосты, чернела свастика на крыльях немецких самолетов, заполонивших мирное небо, слышались свист снарядов и грохот танков. Колымчане узнали об этом в 8 часов вечера 22 июня, на митинге, где им объявили о вероломном нападении на СССР  фашистской Германии; о бесчинствах врага на захваченной территории они узнали позже из кинохроник.

         

Видеоролик «Начало войны»

Яцко О.Н. – учитель литературы - чтение стихотворения Станислава Дорохова «Старик Кием рыдал в кино».

Старик Кием рыдал в кино,

На корточках у сцены сидя.

Такое он еще не видел,

Такое он понять не мог.

Сжигали человечьи трупы – (слайд №24-25)

Дымили трубы на экране,  (слайд №26)

И то ли тени, то ли люди   (слайд №27

С мольбой смотрели на него

Живыми жалкими глазами,

Не понимая ничего.  

Вот – человеческих волос,   (слайд №28)

Людских костей и пепла горы. (Слайд №29)

И что в сравненье с этим горе,

Что пережить ему пришлось.

Ну, было время – голодал,

Со льдами в море уносило,

Вернулся раз один, без сына,

Но и тогда он не рыдал.

И не дрожит его рука,

Когда он зверя убивает.

Но человека!

Просто так!

Нет.  Нет – такого не бывает.

И плакал, как ребенок он.

Такое не могло случиться.

Быть может,

Это просто сон?

О, неужели этот сон

Еще когда – нибудь приснится?

                               

Нормальному адекватному человеку не понятны поступки нелюдей. Патриотизм  и милосердие овладевают жителями области. Они не могут остаться в стороне от охватившего весь народ горя. Они тоже вносят свою скромную лепту в общую Победу.

(слайд №30)

Козлов И. – ученик 8 класса.  (слайд №31)

        В первые дни войны по Приморскому управлению Дальстрой от тружеников сельского хозяйства поступило 382 заявления с просьбой отправить их на фронт. По неполным данным известно, что из центральных районов Колымы и Чукотки в армию было направлено 8150 человек. Но многим было отказано, в том числе и заключенным. По приказу № 221 от 22.06.1941 года прекращалось освобождение заключенных по 58 статье , а ранее освобожденные водворялись вновь в лагеря до окончания войны. Но заключенные, несмотря на своё положение, оставались патриотами и подавали прошения об отправке на фронт.

        В 1941-1943 годах в ряды армии с территории Дальстроя было призвано около 3000 заключенных и бывших заключенных, которые в боях проявили доблесть и героизм и были награждены орденами и медалями. В 1944 году было рассмотрено 2000 дел заключенных, что дало им возможность сражаться за Родину.

Самохин В. – ученик  8 класса.     (Слайд №32)

Виктор Иванович Еронько родился в Полоцке, окончил неполную среднюю школу и фабрично – заводское училище, работал слесарем. По молодости был осужден в соответствии с бытовой статьей Уголовного кодекса. На Колыме Еронько находился в лагерном пункте прииска «Комсомолец» Чай – Урьинского горнопромышленного управления. Освободили его из лагеря в июне 1942 года и через три месяца призвали в ряды РККА.

Уже в конце 1942года он вступил в бой с фашистами, был наводчиком орудия 922-го стрелкового полка 250-й стрелковой дивизии 3-й армии 2-го Белорусского фронта. Сражался храбро, отважно, особенно при освобождении родных мест. Рассказывают, что рано утром 23 июня 1944года над передовыми позициями фашистских войск в Белоруссии стояла мертвая тишина. Вдруг все ожило: мощный шквал артиллерийского огня обрушился на оборону  противника. Так начался первый день четвертого года войны, а вместе с ним и операция «Багратион». В ней участвовала 250-я стрелковая дивизия 3-й армии генерал-лейтенанта А.В.Горбатова, в  составе которой и сражался сержант Еронько В.И. 25 июня 1944 года коммунист В.И.Еронько подбил два самоходных орудия врага, участвовал в освобождении Бобруйска. 12 июля 1944года во время боя у деревни Пески после гибели всего орудийного расчета В.И.Еронько продолжал стрелять по фашистам, уничтожил их штурмовое орудие. 26октября В.И.Еронько было присвоено звание Героя Советского Союза. После этого сержант В.И.Еронько освобождал Польшу, Восточную Пруссию, участвовал в битве за Берлин.

Яковлева Л.Э. – учитель истории.

        Желание заключенных быть полезными своей Родине было протестом против навязываемой несвободы, которую фашисты собирались установить на территории СССР, превратив её в колонию Великой Германии, а советский народ -  в рабов, трудящихся на благо немецкой нации. Но с другой стороны, это был протест и против своей власти, которой не удалось убить в человеке человека, оказавшегося в застенках ГУЛАГА.

Акмурзин Д. – ученик 9 класса.

        А те, кто не мог уйти на фронт, трудились (слайд №33)  не покладая рук, отчисляя свой однодневный заработок в фонд обороны,(слайд №34) женщины приносили золотые и серебряные вещи, (слайд №35) колхозники сдавали мясо, рыбу, оленей, молочные продукты. Пенсионеры  отдавали свои пенсии.  Северяне вносили деньги в погашение займа. (Слайд №36) Шили, рукавицы, меховые жилеты, носки, шапки – ушанки. Проходил сбор средств на строительство (слайд №37) боевой техники: танков, самолетов.

        Во время воскресников строились аэродромы для перегона американских самолетов на фронт, разгружались и загружались пароходы, собирался металлолом.

        За годы войны трудящиеся внесли 500 млн.  рублей в фонд обороны, отправили 309346 штук теплых вещей.

        Приблизить победу стремились все. Геологи открывали новые месторождения. Открылись 17 новых приисков. Добыча олова превратила прииски «Красноармейский» и «Валькумейский» в мощные  (слайд №38)  предприятия.

Яцко О.Н. -  учитель литературы.

        Заключенные работали до изнеможения, (слайд №39)  умирая от истощения и болезней (слайд №40), они добывали золото и олово, уран и уголь, строили аэродромы и дороги, выполняя норму. Без пищи и отдыха, не имея никакого транспорта, после работы шли за дровами, еле волоча ноги за 10-15 км (слайд №41)  для отопления бараков и приготовления пищи.

Карабанова Ю. – ученица 9 класса.

        С 1941 по 1945  годы использование (слайд №42) подневольного труда заключенных по-прежнему оставалось одним из основных инструментов выполнения государственного плана. В июле 1941 года был установлен порядок, по которому каждая бригада заключенных (слайд №43) ежедневно должна была полностью выполнять суточные нормы, ответственность за это возлагалась на бригадира. При невыполнении бригадой суточной нормы её задерживали на 1-2 часа по окончании рабочего дня, который для заключенных составлял 10-11 часов. Бригадиры, не обеспечивавшие выполнение производственных норм, могли быть подвергнуты взысканию. Лучшие бригадиры поощрялись дополнительным питанием.

        Бывшие узники Колымских лагерей вспоминали, что в начале войны режим содержания заключенных был ужесточен, нормы питания снижены, в результате чего увеличилась смертность (слайд №44). Однако зимой 1942 года, поскольку рабочей силы в Дальстрое стало не хватать и план добычи золота находился под угрозой срыва, нормы питания были увеличены.

        Ужесточение лагерной политики, холод, голод, издевательства лагерной администрации вызывали активное сопротивление заключенных.

        Примеры (слайд №45) самоотверженного труда в годы войны не оставались без внимания руководства Дальстроя. В августе 1942 года за значительный вклад в досрочное выполнение годового плана прииском  имени Ворошилова семи его бригадирам – заключенным и двухсотникам – забойщикам была объявлена благодарность.

Леоненкова И. – ученица 10 класса.

        В апреле 1945 года по Главному управлению Дальстроя сообщалось, что за высокие показатели производительности труда, соблюдение примерной дисциплины на производстве и режима в лагере, при выполнении Государственного плана Дальстроя  1944 года  решением Особого Совещания при  НКВД СССР из лагерей условно досрочно освободилось 39 заключенных горнопромышленных управлений.

        Очень тяжелыми в годы войны оставались жилищно-бытовые условия заключенных работников Дальстроя (слайд №46).

        Всех бывших заключенных независимо от физического состояния приказывалось обязательно использовать на  тех предприятиях, где они находились (слайд №47).

        В годы войны заключенные оставались основной рабочей силой горнодобывающей промышленности (слайд №48). В тяжелейших условиях военного  времени, благодаря сверхусилиям (слайд №49) вольнонаемных и заключенных работников, патриотическому подъему  северян, Дальстрою удавалось поддерживать стабильный и высокий уровень добычи металлов (слайд №50).

Яцко О.Н. – учитель литературы.

        О тяжелом и героическом труде заключенных рассказывает в своих произведениях бывший сиделец В. Шаламов (слайд №51).

Смирнов А. – ученик 8 класса.

           Главный труд Шаламова «Колымские рассказы».

Рассказы поражают обыденностью происходящего, то, что совершают зэки,  против общепринятых нравственных норм, у них почти полностью утрачивается сознание. Человек в лагере забывал, кто он, каков его возраст, он уже не думал о том, что ему будет лучше или хуже. Он  был обречен, и это состояние определялось словом «никогда». Шаламов не дает прямую оценку своим героям. Он сдержан, ненавязчив. Он не осуждает жертв  лагеря, а испытывает жалость и сочувствие (слайд №52) к истощенным людям, пытающимся ещё как-то  продержаться.

        Никто так не описал мук голода, как Шаламов. «От постоянных физических мук начинается растление ума и сердца, расчеловечение человека.  Каждая минута лагерной  жизни - отравленная минута».

        В рассказе «Ягоды» Шаламов показывает, что с заключенными расправлялись все: начальство, блатари, (слайд №53) конвоиры. Повод найти нетрудно: один из зэков, обессилев, на склоне горы падает в снег вместе с бревном, которое он уронил с плеча, задерживая тем самым общее движение бригады в заданном направлении. Конвоир Фадеев обзывает упавшего «симулянтом», фашистом, после чего бьет  его сапогом в спину за то, что тот не может встать на ноги. Подошедший следом второй конвоир, Серошапка, обещает лежачему: «Завтра я тебя пристрелю собственноручно».  Наступает «завтра». Бригада корчует пни на старой вырубке. Серошапка «развесил вешки, очертив запретную зону». Во время перекура герой – рассказчик и другой заключенный Рыбаков собирают таежные ягоды: бруснику, голубику. Рыбаков набирал ягоды в банку (за это ему повар даст хлеба), а рассказчик съедал их тут же, где росли. Подбираясь к ягодам, Рыбаков пересек границу запретной зоны и был убит на месте.  Поражает то, что по уставу положено произвести два выстрела: первый – предупредительный, второй – на поражение. Серошапка сделал наоборот. Трагизм усиливается фразой: «Баночка Рыбакова откатилась далеко, я успел подобрать её и спрятать в кармане. Может быть, мне дадут хлеба за эти ягоды».

        Лагерь, по  Шаламову – это место, где происходит обесценивание человеческой жизни, где меняются все понятия о  добре и зле.

        В рассказе «Любовь капитана Толли» Шаламов описывает условия труда заключенных. «Надзиратели хватали людей, конвоир толкал их прикладом, сбивая, сгонял толпу оборванцев с ледяной горы, спуская их вниз, кто не успел, опоздал, того хватали за руки и за ноги и волокли в забой на место работы. Последнего, кто опоздал, кого сбросили с горы, привязывали к конским волокушам за ноги и волокли в забой (слайд №54) на место работы. –  Пальцы намертво, навсегда обнявшие черенок лопаты или кайла, - не разогнутся в один день – на это нужно год или больше». После рабочего дня в золотом забое, казалось бы, человек не найдет сил, чтобы ползти наверх. И все  же ползли. И пусть через полчаса, час – приползали к воротам вахты, к зоне, к баракам, к жилищу. Каждый час, каждый день, проведенный в забое, обещает только гибель, смерть».

        Страшнее  «колымских кругов» ада ничего не было. «Лагерь был великой пробой нравственных сил человека обыкновенной человеческой морали. Только немногие, наделенные особой духовной силой, сумели проявить великое терпение, мужество, стойкость, способность к сопротивлению против всего бесчеловечного, безнравственного.

Коцубанова А. – ученица 9 класса.

        С 1944 года контингент исправительно-трудовых лагерей поменялся. (Слайд №55) Среди прибывших были осужденные за особо тяжкие преступления (слайд №56). Заключенные, осужденные к каторжным работам,  том числе пособники, предатели Родины (слайд №57), заключенные особого лагеря № 5 МВД СССР, направленные в Дальстрой со спецстроек МВД. Каторжников использовали в качестве горнорабочих, для них создавались каторжные зоны (слайд №58), их привлекали на все особо тяжкие работы (слайд №59), требующие физической силы (слайд №60). Для них устанавливались одежды особого образца и цвета с нашивкой на ней в нескольких местах (слайд №61) личного номера. Они вошли в эти лагеря в грязных гимнастерках, пропахших потом и гарью. Да, среди них были палачи, пособники, власовцы и предатели, но были и фронтовики, с которых сорвали погоны, лишили наград, которых заставили признаться в измене, потому что они, раненые, обессиленные боями с превосходящими силами противника, попали в окружение, оказались в плену, бежали из концлагерей, преодолев сотни препятствий, вышли к своим, чтобы сражаться за Родину. Им не поверили и сюда – в лагеря. А там  шли бои, они ещё помнили свой последний бой, они могли держать штурвал самолета, а вместо этого 3-х метровый забор,(слайд №62) рабский труд, а если не согласен – карцер (слайд №63), штрафная команда, даже  смирительные рубашки.

Алексеева А. – ученица 10 класса.

        Петр Демонт вспоминал о судьбе бывшего комбата Лесоцкого, кавалера двух орденов Красного Знамени – за Халхин-Гол и Финляндию, попавшего  в плен в начале войны с Германией. Он бежал из лагеря, воевал в Южной Франции. Когда через 2 года репатриировался, ему не поверили, тогда ещё не организовали Союз бывших партизан. В честь пятилетия освобождения Парижа французский военный атташе подал список офицеров Советской Армии для награждения. Лесоцкого нашли в картотеке ГУЛАГА, вызвали с колымского прииска «Днепровский» (слайд №64). Так он стал кавалером почетной награды Франции и  «командором де ля лежион доннэр», что равнялось званию Героя Советского Союза.

Прикащикова Е. – ученица 11 класса  (слайд №65)

        Анатолий Жигулин в своей автобиографической повести «Черные камни» вспоминал, как сидел в феврале 1953 года вместе с Варламовым, 1920 года рождения, работавшим столяром в рабочей и жилой зоне: «Сидел он за плен. Попал в плен раненым во время тягчайших наших неудач в 1941 году, когда немцы брали в «котлы» десятки тысяч наших. Судьба его чрезвычайно типична для почти всех осужденных за плен кадровых офицеров. Хотя в плену он краткое время работал на ремонте дорог, но ничем себя не замарал, бежал довольно скоро, воевал всю войну и не только   до Берлина  дошел, но и до Порт-Артура. Был разведчиком, часто ходил в тыл врага. Окончил войну майором, Героем Советского Союза, а в 1946 году получил 25 лет  за измену Родине. При попытке к побегу, Варламов получил смертельное ранение, чувствуя, что умирает, он попросил Жигулина навестить его мать. Жигулин обещал и в 1957 году обещание исполнил.

Коцубанова А. – ученица 9 класса  (Слайд №66)

        В произведении Солженицына «Один день Ивана Денисовича» герой Иван Шухов выживает несмотря ни на что.

        Прототипами Ивана Шухова стал и реальный Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи, и сам писатель, испытавший участь лагерного заключенного (слайд №67), а также сотни и тысячи таких же несчастных жертв  произвола и беззакония.

        Главный герой Шухов был осужден на 10 лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое оно было конкретно, так и не смог никто придумать. Шухов выбрал жизнь, подписав документы против самого себя.  Хоть лагерную, мучительную и трудную, но всё-таки жизнь.

        Шухов осужден на 8 лет лагерей. В пять часов утра просыпается лагерь, холодный барак, в котором лампочка, «горела не каждая, где на полусотне нар, спало двести человек».

        Едят зэки (слайд №68) свою скудную баланду. «Самое сытое время лагернику – июнь: всякий овощ кончается, и заменяют  крупой. Самое худое время – июль: крапиву в котел секут». 

На улице мороз, перехватывающий дыхание. А бригада Тюрина собирается на работу (слайд №69).  Иван Денисович – мастер на все руки. Он и каменщик, и резчик толя, и печник. Работает с азартом, не чувствуя мороза.  «Мастерком захватывает Шухов дымящийся раствор… Раствора бросает он столько, сколько нужно под один   шлакоблок.  И уж он схвачен, примерз. Но они  (заключенные) ни на миг не останавливались и гнали кладку дальше и дальше»

Иван Денисович – крестьянин, простой русский мужик, кого называют природным, естественным человеком. Он всегда жил  в лишениях и бедности, поэтому ценит прежде всего непосредственную жизнь.

Шухов не просто живет, лишь бы выжить, а так,  чтобы сохранить уважение к себе. «Не доносит на солагерников, не унижается из-за табака, не вылизывает чужие тарелки».

        Человеческое достоинство, равенство, свобода духа, по Солженицыну, устанавливаются в труде, в процессе труда. Труд сплачивает, очеловечивает зэков. Они шутят, веселятся, входят в азарт. Дело в том, что работает бригада. В лагере бригада - семья, бригадир – отец.

Яцко О.Н. – учитель литературы.  Что же помогает ему выжить?

Коцубанова А. – ученица 9 класса.        

           Я уверена, что выжить в этих ужасающих условиях ему помогает терпение, доброта, благожелательное отношение к людям, вера в торжество справедливости, любовь к жизни. Он не обозлился и не потерял человечности. Он готов поделиться последним с человеком просто для того, чтобы доставить ему удовольствие, «Угощает печеньем Алешку, чтобы хоть чем-то его побаловать».

        Он крепко запомнил  слова старого лагерного волка: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, кто ходит стучать». Шухов не унижается, не доносит, не живет за чужой счет, не причиняет неудобств кому – либо, не осуждает никого, каждый выживает, как может.

        В изображении обыденности происходящего, привычки к бесчеловечным условиям заключается обвинительная сила произведения Солженицына. Несмотря на страшные детали лагерной жизни, произведение Солженицына доказывает, что и в последней степени унижения можно сохранить в себе человека.

Влесков В. – ученик 9 класса.

        Частыми были побеги заключенных, хотя бежать с Колымы (слайд №70) было некуда. Но сам  побег был протестом против несвободы, заветное желание – хоть день, но побыть свободным, вдохнуть воздух свободы, вкусить его. Эти попытки ликвидировались силами ВОХР. Например, в 1942 году практически все бежавшие были пойманы или погибли в перестрелках. Бежали не только бандиты, уголовники, но и работяги (слайд №71), доведенные до отчаяния голодом, непосильным трудом и издевательствами лагерной администрации. В 1943 году с прииска «Одинокий» Севлага было совершено 37 побегов, из них 36 ликвидировано. Обстановка контролировалась организацией  штрафпунктов в лагерях с усиленной охраной (слайд №72). Однако с прибытием новых этапов (в 1944 году прибыло 19165 чел.) ситуация стала обостряться.

Надыршина А. – ученица 8 класса.  

Франц Диамант был арестован в 1938 году, сидел 12 лет.

Он  восстановил в своей памяти несколько историй, слышанных им в «колымском аду»  и написал о них. Сделал он это во имя светлой памяти тех, кому не хватило жизни, чтобы рассказать о своей судьбе. Он рассказывает о шести побегах из колымских лагерей (слайд №73). Эти попытки были последними актами отчаяния обреченных. Расстояние до обжитых мест было огромное, преодолеть которое зимой, при морозах до 500, при отсутствии по пути человеческого жилья (слайд №74), было невозможно. Да и во время короткого северного лета тайга шутить не любила.

        И, тем не менее – бежали. Эти редкие попытки были  близки к самоубийству. На них решались только лагерники с незаурядной силой воли и отвагой.

        В рассказе «Снимите нас с учета» он пишет о побеге заключенных.

Ходырев А. – ученик 10 класса.

        В своем романе «Человек рождается дважды» - Виктор Вяткин рассказывает о заключенном Шайхуле, который не раз просился на фронт, но получал отказ. Поэтому он с другом Копченым сбежал на фронт, потом прислал письмо в лагерь. Просил не обижаться, что не предупредил. « Начальники не отпускали. Думал, что после заявлений с просьбой отправить на фронт, хоть в штрафную роту возьмут, но нет». Так что пришлось самим. «Надоела тюрьма. Захотелось порвать с братвой. Вот и порешили: али грудь в крестах, али голова в кустах. Попали они в разведку. Когда удастся отличиться, тогда и расскажут командиру всю правду».

Нуромский Н. – ученик 9 класса  (слайд №75)

        Варлам Шаламов в очерке «Зеленый прокурор» писал: «Бежать с Колымы нельзя. Место для лагерей  было выбрано  гениально».  И вопреки всем основаниям, как только сходил снег, начинались побеги.

        Самый громкий вооруженный побег – тот, что отчасти дал писателю материал к рассказу «Последний бой майора Пугачева» - состоялся летом 1948 года. Беглецы ушли недалеко. Поднятый по тревоге взвод охраны с собаками сразу вышел на след.

        Среди беглецов находились и бывшие советские военнослужащие с непростой, исковерканной судьбой, сохранившие человеческие черты. Один из них -  Худенко,  рядовой – артиллерист, уже в 1941 году попал в плен и был вызволен своим отцом. Судили обоих. В лагере Худенко работал художником. Во время побега он вел дневник. Вот некоторые выдержки:  «Боже мой! Как дорога воля человеку, и сколько нужно перенести страданий, горя, чтобы опять испытывать это трепетное биение сердца…. Воспоминания о прошлых молодых годах приводят к грустным размышлениям. Сколько я учился. Недоедал. Сидел на стипендии. Окончил. Началась война. Не жил ещё совсем. И вдруг на фронт. Бремя армии. Плен. Ужасы у немцев, побои, голод. Наши. Тюрьма. Лагерь. Боже мой! А годы уходят. Остался один. Брат умер. Отец умер. Мать пропала без вести. Близких родственников убили немцы». Эта запись не окончена :   Худенко был убит.

        Старший лейтенант Солдатов, уроженец Подмосковья, был осужден военным трибуналом за служебное преступление в 1944 году, до этого честно воевал, имел награды, был членом партии. Солдатов – единственный из беглецов, кто сам сдался после блужданий в тайге. В 1957 году Солдатов был освобожден.

        Одной из тем рассказов Шаламова  является тема сопротивления. Число рассказов, посвященных этой теме, невелико. Самый важный из них – «Последний бой майора Пугачева» Этот рассказ прочитывается как притча об извечном, неискоренимом стремлении человека к свободе, о верности людей друг другу, о жертве ради высшей цели.

        Герои рассказа – честные советские воины, чья вина была либо сфабрикована, либо несправедливо завышена.

        Но откуда всё – таки родился образ майора Пугачева?

        Из воспоминаний врача центральной больницы поселка Дебин известно, что побеги после войны происходили нередко, и в больнице о них знали не понаслышке, так как раненых привозили к ним. К ним попали трое беглецов, у их палаты стоял часовой. Среди троих был майор – высокий, очень красивой внешности. У него было тяжелое ранение, и его не спасли. Вот этот умерший майор и мог стать прототипом Пугачева. Вероятно,  Шаламова привлек красивый человеческий тип и мужество майора.

        В рассказ этот веришь, потому что люди с такими сильными характерами в лагерях были.

        Образ майора Пугачева собирательный, вобравший в себя черты многих безымянных колымских протестантов. Но он и романтический: в нем Шаламов воплотил свой идеал, свою мечту и мечту всех заключенных о возможности сопротивления лагерным унижениям и насилию недолгой свободой. В лагерной Колыме могла быть только героическая смерть. Мученики могут превратиться в героев через деяние, через победу над собой, через собственную кровь.

Зорин К. – ученик 9 класса. 

     Чтение стихотворения Анатолия Жигулина «Вина».

Среди невзгод судьбы тревожной

Уже без боли и тоски

Мне вспоминается таежный

Поселок странный у реки.

Там петухи с зарей не пели,

Но по утрам в любые дни

Ворота громкие скрипели,

На весь поселок тот – одни.

В морозной мгле дымили трубы.

По рельсу били – на развод. (Слайд №76)

И выходили лесорубы

Нечетким строем из ворот.

Звучало:

«Первая!.. Вторая!..»

Под строгий счет шеренги шли.

И сосны, ругань повторяя,

В тумане прятались вдали…

Немало судеб самых разных

Соединил печальный строй.

Здесь был мальчишка,

Мой соклассник,

И Брестской крепости герой.

В худых, заплатанных бушлатах,

В сугробах, на краю страны –

Здесь было мало виноватых,

Здесь больше было –

Без вины.

Мне нынче видится иною

Картина горестных потерь:

Здесь были люди

С той виною,

Что стала правдою теперь.

Здесь был колхозник,

Виноватый

В том, что, подняв мякины куль,

В «отца народов» ухнул матом

(Тогда не знали слова «культ»)…

Смотри, читатель: (слайд №77)

Вьюга злится,

Над зоной фонари горят.

Тряпьем прикрыв худые лица,

Они идут

За рядом -  ряд.

А вот и я.

В фуражке летней.

Под чей – то плач,

Под чей – то смех

Иду – худой, двадцатилетний –

И кровью харкаю на снег.

Да, это я.

Я помню твердо

И лай собак в рассветный час,

И номер свой – пятьсот четвертый.

И как по снегу гнали нас…

Как над тайгой

 С оттенком крови

Вставала мутная заря…

Вина!..             (слайд №78)

Я тоже был виновен.

Я арестован был не зря.

Все, что сегодня с боем взято,

С большой трибуны нам дано,

Я слышал в юности когда – то,

Я смутно знал давным-давно.

Вы что, не верите?

Проверьте –

Есть в деле, спрятанном в архив,

Слова – и тех, кто предан смерти,

И тех, что нынче, к счастью, жив.

О, дело судеб невеселых!

О нем – особая глава.

Пока скажу,

Что в протоколах

Хранятся и мои слова.

Быть может, трепетно,

Но ясно

Я тоже знал в той дальней мгле,

Что поклоняются напрасно (слайд №79)

Живому богу на земле.

Вина!

Она была, конечно.

Мы были той виной сильны.

Нам, виноватым, было легче,

Чем взятым вовсе без вины.

  (слайд №80)             О, люди,

Люди с номерами!

Вы были люди, не рабы.

Вы были выше и упрямей

Своей трагической судьбы.

Я с вами шел в те злые годы.

И с вами был не страшен мне

Жестокий титул «враг народа»

И черный номер

 На спине.

Яцко О.Н. – учитель литературы.

        Мировая история не знала такого разгула «большого террора» , который захлестнул Советский Союз во второй половине 30-х годов и продолжался до середины 50-х.

        Каторга, тюрьма, лагерь – особый мир. Выжить и не сломаться в них по силам только человеку с прочным духовным стержнем. Всемирно известный австралийский психолог Виктор  Франкл писал: «Обычно человек живет в царстве жизни: в лагере же люди жили в царстве смерти (слайд №81). Духовная жизнь заключенного укрепляла его, помогала ему   адаптироваться и тем самым в существенной степени повышала его шансы выжить. Если кто-то переставал ценить духовное, спасения не было, и приходил ему конец». Многие страдальцы сталинских лагерей находили спасение в стихах. Поэзия оказалась спасением для многих.

        В лагерях было немало людей, способных бросить вызов Сталину. (Слайд №82) Одна из них - Елена Владимирова, человек несгибаемого мужества, показавшая пример сопротивления системе.

        Елену Владимирову привлекают сильные, смелые люди, которые не боялись своих мучителей. Таков герой её стихотворения «Мы шли этапом…»

Карабанова Ю. – ученица 9 класса.     Чтение стихотворения.

Мы шли этапом. И не раз,

Колонне крикнув: «Стой!»,

Садиться наземь, в снег и в грязь,

Приказывал конвой.

И, равнодушны и немы,

Как бессловесный скот,

На корточках сидели мы

До выкрика: «Вперед!»

Что пересылок нам пройти

Пришлось за этот срок!

А люди новые в пути

Вливались в наш поток.

И раз случился среди нас,

Пригнувшихся опять,

Один, кто выслушал приказ

И продолжал стоять.

И хоть он тоже знал устав,

В пути зачтенный нам,

Стоял он, будто не слыхав,

Все также прост и прям.

Спокоен, прям и очень прост,

Среди склоненных всех,

Стоял мужчина в полный рост,

Над нами глядя вверх.

Минуя нижние ряды,

Конвойный взял прицел.

«Садись! - он крикнул.-

Слышишь, ты!

«Садись!» - Но тот не сел.

Так было тихо, что слыхать

Могли мы сердца ход.

И вдруг конвойный крикнул:

«Встать! Колонна, марш вперед».

И мы опять месили грязь,

Не ведая куда,

Кто с облегчением, смеясь,

Кто бледный от стыда.

По лагерям – куда кого-

Нас растолкали врозь,

И даже имени его

Узнать мне не пришлось.

Но мне, высокий и прямой,

Запомнился навек

Над нашей согнутой спиной

Стоящий человек.

 Яцко О.Н. – учитель литературы.

   

(слайд №83)        Как ни страшен был сталинский режим, он не смог полностью парализовать желание людей смотреть на мир своими глазами, а не глазами советских вождей.

 Заключенные участвовали в организации трудовой помощи фронту, совершали трудовые подвиги, выполняя и перевыполняя дневные нормы. За колючей проволокой, в невыносимых условиях тоже ковалась Победа. Люди пережили трудности, которые выпали на их долю. Многие выстояли, не сломались, остались верны своим идеалам, стали еще крепче и сильнее духом. Пусть некоторые страницы истории вызывают горечь за свою страну, но забывать их нельзя. «Это память о сотнях тысяч людей, ставших жертвами репрессий – оклеветанных, изгнанных, презрительно названных «изменниками Родины» и «врагами народа». Людей, прошедших через сталинский террор, выживших или бесследно исчезнувших в бескрайних северных просторах, воздвигнувших многие города и объекты, и тех, кто навсегда останется свидетелями их искалеченных судеб». Нет границ у памяти, но есть предел забвению. Юрий Левитанский писал:

             Вы к нам пришли в сегодняшний наш день,

             И в завтрашний наш день, и в день грядущий,

             Вы к нам пришли –

             Куда ж нам друг без друга.

             Вы память, что жестока и горька,

             Цена ж забвенья очень высока.

Эпиграфом к  нашему уроку мы взяли слова из стихотворения Валентина Ибрагимовича Нагаева:

             Черту подвели у ХХ века,

             Который прошелся кровавым катком

             По жизни страны, по судьбе человека…

             Что скажут потомки об этом потом?

Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Ответы учеников

Обратите внимание на нашу книжную полку. Мы хотим, чтобы вы не только посмотрели, но и прочитали эти книги.

Документы клуба «Искатель»

Звучит песня «Магадан».     (Слова и музыка В.Когана) (слайд №84)

Яковлева Л.Э. – учитель истории.

(слайд №85)        А сегодняшний Магадан растет и хорошеет.(слайд №86) Строятся новые здания, вдоль улиц цветут цветы, в парках струятся, искрясь на солнце, фонтаны… (слайд №87)Магадан -  столица Колымского края,  и кто-то знает о нем понаслышке, а те, кто был здесь, говорят о нем с гордостью, горечью, а то и с насмешкой. В памяти миллионов людей Магадан накрепко связан с Колымой, (слайд №88) а Колыма стала синонимом произвола,(слайд №89) растоптанных судеб…(слайд №90) Помнят ли об этом колымчане?  Вот влюбленная парочка (слайд №91),  школьники спешат на занятия, (слайд №92) поток машин движется по улицам, (слайд №93) идут на работу люди (слайд №94)…. Обычный город, не лучше и не хуже других.(слайд №95). Обычный город (слайд №96) с необычной судьбой. Его коснулась своим крылом война. (Слайд №97) В центре города – Узел памяти,  9 Мая сюда приносят цветы.(слайд №98)  Среди фронтовиков те, кто прошел через ГУЛАГ (слайд №99) и вернул свои награды. Играет гармонь, и тысячи людей, как один человек, поют песни о войне, а над ними летят лебеди, и невольно все поднимают головы вверх, будто не веря в это белое праздничное спокойствие величавых птиц.(слайд №100) И над городом высится Маска Скорби – лицо города,(слайд №101) города  страданий и слез. Этот город был, есть и будет, как наша память (слайд №102). Мы живем здесь и любим его.(слайд №103 – 104 – 105)

Его хвалили и корили

И проклинали много раз,

Его в бараках пьяных крыли

Под хриплый вой, под буйный пляс.

К нему по воздуху и морем (слайд №106)

Спешил народ, и лих, и тих,

С открытой радостью и с горем,

И по путевкам и без них.

И столько каждый слышал басен,

И столько было песен спето,-

Что он радушен и прекрасен,

Что даже равных ему нету.

Но и  такие песни пелись,

Где в переливах горьких слов, (слайд №107)

Холодным дулом в грудь нацелясь,

Он был безжалостно суров.

В легендах мрачных, в письмах длинных

Немало сказано о том,

Что в жизни тех, ни в чем невинных,(слайд №108)

Он долго черным был пятном.

Уж ни барков нет в помине,

Ни грозных вышек у ворот,

Но след той славы и поныне

За нашим городом бредет.

И может, потому туристы

Не ездят к нам?

 Ну что ж, а мне –

(слайд №109) Мне мил и берег наш скалистый,

(слайд №110)И белый гребень на волне,

(слайд №111)И сопок сумрачных окружье,

(слайд №112)И между ними город мой,

(слайд №113)С которым я не просто дружен, –

Люблю его я всей душой.

(слайд №114)Его ветров студеных ярость,

Каких нигде на свете нет,

(слайд №115)Его, как вдаль летящий парус,

Веселый, добрый, белый цвет.

Литература.

 

1. И.Д.Бацаев. «Очерки истории Магаданской области (начала 20 – середины 60 годов ХХ века)» Магадан 2007г.

2. Город мой Магадан. Фотоальбом 1999 г.

3. В.Т.Шаламов «Колымские рассказы» Магадан 1989г.

4. А.И.Солженицын  «Один день Ивана Денисовича». Москва «Новый мир»         1990г.

5. М.Этлис, А.Сандлер «Современники ГУЛАГА» Магадан 1991г.

6. А.Бирюков «Последний Рюрикович» Магадан 1991г.

7. В.Шаламов «Колымские тетради» Магадан 2004г.

8. «Дело о литературном салоне» Магадан 2002г.

9. В.И.Мета, В.В.Диденко «Жертвы Колымы. Магадан» Магадан 2000г.

10. Альманах «На Севере Дальнем» Магадан 1990г.

11. « Полюс лютости»  Магадан 2010г.

12. «Магадан. Конспект прошлого» Магадан 1989г.

13. «Смерч» Москва.  Издательство ДОСААФ СССР 1988г.

14. «За нами придут корабли» Магадан.

15. «Историки спорят» Москва «Политическая литература» 1988г.

16. «Реабилитирован посмертно» Москва «Юридическая литература»1989г

17. А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ» Москва ИНКОМ – НВ 1991г.

18. «Суровая драма народа» Москва «Политическая литература» 1989г.

19. В. Вяткин  «Человек рождается дважды» Магадан 1989г.

20. «Колымские просторы» Магадан 2005г.

21. «Краеведение в старших классах» Магадан 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"

В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Презентация.Часть 1.Часть 2.«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

У князя Сергея Григорьевича Волконского были две жизни, две эпохи - одна гражданская, другая военная, и более яркого контраста между ними трудно себе представить - князя и каторжника. С одной стороны...

"В тех и в других война вдохнула... мрачный хмель разгула..." И.Э.Бабель."Конармия»

Презентация к урокам  по творчеству И.Бабеля.Содержит биографические материалы и вопросы для анализа рассказа "Письмо"....

презентация по литературе на тему "Война в творчестве М.А.Шолохова и других писателей. Тематика романа "Они сражались за Родину""

данная презентация помогает учителю осветить события войны в творчестве М.А.Шолохова и других писателей, знакомит учащихся  с тематикой романа "Они сражались за Родину"...

Одни пришли с войны живые, других на Пискаревском хоронили.

К 70летию Великой Победы воспитанники группы "Дружные пчелки" МБДОУ "Детский сад № 79" города Иваново, родители и, конечно, воспитатели готовились с большим трепетом.В группе был реализован проект ...