И.А. Крылов. Басни «Обоз» и « Лягушки , просящие царя», их историческая основа.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

 

Задачи урока :
- изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.
- повышение  качества  чтения , уровня  восприятия  и  глубины  проникновения  в  художественный  текст.
- обучение  грамотному  анализу   прочитанного  художественного  произведения , умению  аргументированно  высказать  свое  суждение   о прочитанном  тексте.
- формирование  навыков  выразительного  чтения , совершенствование  речи  учащихся.
- работа  с  терминологией :  басня , мораль, аллегория.
- интегрирование  уроков  литературы  и  информатики : создание  презентаций   учащимися  по  материалам   учебной  экскурсии  в  музей – усадьбу  семьи  Олениных  Приютино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_v_8_klasse.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  по  литературе  в  8  классе  

И.А. Крылов. Басни  «Обоз»  и « Лягушки , просящие  царя», их  историческая  основа.

Задачи урока :

-изучение  творчества  И. А. Крылова  в  контексте  исторических  и  культурных  событий  19  века.

- повышение  качества  чтения , уровня  восприятия  и  глубины  проникновения  в  художественный  текст.

- обучение  грамотному  анализу   прочитанного  художественного  произведения , умению  аргументированно  высказать  свое  суждение   о прочитанном  тексте.

- формирование  навыков  выразительного  чтения , совершенствование  речи  учащихся.

- работа  с  терминологией :  басня , мораль, аллегория.

- интегрирование  уроков  литературы  и  информатики : создание  презентаций   учащимися  по  материалам   учебной  экскурсии  в  музей – усадьбу  семьи  Олениных  Приютино  .

Тип  урока : изучение  нового  материала

                            Ход  урока.

 Организационный  момент .

Знакомство  с  биографией  И.А. Крылова . Выступления  учащихся. ( презентации  учащихся  по  материалам  учебной  экскурсии   в   Приютино.)

А) И.А. Крылов  и  семья  Олениных.

Дом  Алексея  Николаевича  и  Елизаветы  Марковны  Олениных  в  Петербурге  стал  известен  в  литературной, художнической , театральной  и  научной  среде  столицы  с  конца  18  столетия , славился  гостеприимством  и  никогда  не  пустовал. Многочисленные  родственники , друзья  хозяев  и  сослуживцы  Алексея  Николаевича  были  желанными  здесь  гостями. Авторитет  хозяина – знатока  и  ценителя  древностей, истории  и  классического  искусства  - был  настолько  велик  , что к  его  мнению  обычно  прислушивались , у  него  искали  совета  и  покровительства,  к  нему  приносили  на  суд  научные , литературные  и  художественные  произведения  молодые  и  зрелые  ученые , литераторы  и  художники.

Вторым  домом  для  Олениных  и  их  друзей  стала  загородная  дача , с  многообещающим  названием  Приютино, которая  находилась  за  Охтенским  пороховым  заводом  под  Петербургом.  Очень  скоро  дача  превратилась  стараниями  и  талантами  хозяев  в  одно  из  самых  притягательных   и  известных  культурных   гнезд под  Петербургом.  Дачу  величали  приютом  муз  и  граций.  Исключительность  дома  Олениных  состояла  в  том ,  что  его  хозяева  были  наделены  удивительной   способностью создать  у  себя  атмосферу  радушия , гостеприимства, терпимости.

Иван  Андреевич  был  верен  семье  Олениных . Окончив  дежурство  в  библиотеке , баснописец  пешком  отправлялся  по  шумным  улицам  Петербурга  к  дому Олениных.  Шел  не  спеша  ,часто  останавливаясь  и  всматриваясь  в  уличные  сценки , возникавшие  едва ли  не  на  каждом  шагу. Иногда  Крылов  при  ходьбе  отсчитывал  шаги  и  переводил  их  в  версты.

Согласно  сохранившимся  планам  и  описанию  усадебных  построек , на  берегу  речки  была  построена  в  кирпиче  просторная  господская  баня  с  жилыми  покоями  над  нею ,  в  которых  предпочитал  жить  в  Приютине  Крылов. Жилые  комнаты  имели  выход  на балкон , откуда  открывался  вид  на  речку  Лубью  и  заречные  луга.

В  Приютине  Крылова  всегда  ждали ,  здесь  о  нем  заботились , старались  угодить, попотчевать , особенно  дети , которые  росли  на  глазах  стареющего  баснописца. У  Ивана  Андреевича  было  ласковое  прозвище  Крылочка.

Б) Историческая  ситуация 1812  года.                                         Вторжение  в  пределы  России  в  1812 году  армии  Наполеона  во  многом  изменило  образ  жизни  в  доме  Олениных. Пером , кистью , типографской  листовкой  единодушно  откликнулись  на  тяжкие  события  войны  с  узурпатором  Наполеоном  обитатели ,  домочадцы  и  многочисленные  друзья  дома  Олениных.  В  трудные  для  России  дни  1812 года  Крылов  не  бросил  пера. Зачастую  поводом  для  написания  новой  басни  служили  сведения  , почерпнутые  из  реляций.

Однажды  в  столицу  пришло  известие , что  Наполеон  вскоре  после  оставления   Москвы  направил  в  ставку  Кутузова  генерала  Лористона  с  предложением  начать  мирные  переговоры.  Кутузов  отклонил  их  , а  через  некоторое   время  нанес  поражение  французам  при  Тарутине.

Крылов  не замедлил  откликнуться  на  это  событие  басней.  В один  из  вечеров  он  прочитал  собравшимся  в  Приютине   басню  «Волк  на  псарне». Эту  басню  Кутузов  читал  сам  после  сражения  под  Красным.

Вскоре  последовала  новая  басня  Крылова. Она появилась  после  рескрипта  царя  к  Кутузову ,  в  котором  выражалось  неудовольствие  медлительностью  полководца.  Мудрость Кутузова  была  по  душе  мудрому  и  никогда  не  спешащему  Крылову.  В  басне  « Обоз»  баснописец  высмеивал  нетерпеливость  и  оправдывал  осторожность  и  рассудительность , которые приходят  с  годами  и  опытом.   В морали  басни  явный намек  на  Александра  1 ,самоуверенность которого  в  войне  с  теми  же  французами  в  1805 – 1807  годах привела  ко многим  неудачам.

Басни  Ивана  Андреевича   читались  даже  на  заседаниях  Государственного  совета. Успех   басен  Крылова  в  армии  был  колоссальным.  Они  распространялись  в  списках , печались  в  походной  типографии  Кутузова. Поэт Батюшков  испытывал  глубокое  уважение  к  великому  баснописцу   и  говорил :  «…Его  басни  переживут  века…»

 Работа  по  теме  урока.

А) Выразительное  чтение  басни  «Обоз».

Басню  читает  заранее  подготовленный  ученик , можно  первое  знакомство  с  басней  осуществить  посредством  прослушивания  фонохрестоматии ,  где  басню  читают  артисты  театра.                                     ( Фонохрестоматия  к  учебнику  « Литература . 8  класс» ; В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин. Издательство  «Просвещение» 2010г.)

Б) Анализ  басни .

-  О  чем  рассказывает  басня  « Обоз» ?

       - Какую  картину  она  рисует ?

     -  В  каких  строчках  заключена  мораль  басни ?

     -  В  каких  жизненных  ситуациях  можно  использовать  слова  этого  морального  вывода ?

      -  Какие  русские  пословицы  и  поговорки  можно  вспомнить в  связи  с  этой  моралью ?

       -  Что  такое  аллегория  в  басне ?

В) Чтение  статьи  учебника.

Давайте  прочитаем  статью  учебника , в  которой  говорится  о  том,  кого  и  что  подразумевал  И.А. Крылов  в  своей  басне.

- В  какой   части  басня  намекает  на  Аустерлицкое  сражение ?

4. Итог  урока  и  домашнее  задание.

 Прочитать  дома   басню  «Лягушки , просящие  царя».

Подготовить  небольшой  рассказ  на любую  тему , закончив  его  моралью  из  басни  «Обоз». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий сказки для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" на английском языке

 Сценарий для кукольного спектакля "Царевна-лягушка" написан на английском языке в доступной и стихотворной форме для учащихся 5-7 классов общеобразовательной школы. Можно  разучить и использовать на ...

Сказка "Царевна-лягушка" в 5 классе

данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе...

Сценарий к спектаклю "Царевна-лягушка"

Сценарий был написан мною для Театральной недели 6 класса, по сэтому сценарий был поставлен спектакль....

Методическая разработка урока по теме "Лягушка на пьдестале"

Данный урок по теме"Лягушка на пьедестале" раскрывает особенности  значения и многообразия земноводных в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся благодаря ее значению, возводят  л...

лягушки

Творческая работа ученицы 3 класса о том, как важно охранять лягушек в природе. В работе много интересных фактов о лягушках....

Презентация к уроку по русской народной сказке "Царевна-лягушка" предназначена для учеников 5 класса

Данная презентация может использоваться на уроке литературы в 5 классе при изучении народных сказок.   Работа составлена красочно, кроме информации о содержании сказки и ее вариантах, помещены за...


 

Комментарии

Данная разработка предлагается учителям, работающим в школе.