Методическая разработка урока по теме "Лягушка на пьдестале"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Хуснутдинова Лариса Борисовна

Данный урок по теме"Лягушка на пьедестале" раскрывает особенности  значения и многообразия земноводных в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся благодаря ее значению, возводят  лягушку на пьедестал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_urok_po_teme_lyagushka_na_pedestale.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

                                                       Хуснутдинова Лариса Борисовна учитель        биологии МКОУ СОШ№4

                      г. Сатка Челябинской области

Методическая  разработка  урока

по теме

«Роль земноводных в природе и жизни человека. Лягушка на        Пьедестале!»

Форма организации учебной деятельности: изучение нового материала.

Личная значимость изучаемого для школьника:

 Не обижайте лягушек – они полезны и красивы, недаром в русских народных сказках есть Царевна- лягушка.

Методы обучения: проблемный, частично- поисковый, сравнительный

Приемы учебной деятельности: актуализация знаний, постановка проблемы, организация диалога, беседа. Работа с рисунками, схемами, текстом учебника, лабораторным практикумом, подготовка вывода по проблеме урока.

Цели:

  1.Образовательные:

а) Изучить  особенности внешнего строения земноводных и приспособления к среде обитания.

  б) сформировать умения сравнивать класс земноводных с классом рыб.

      2. Развивающие:

       а)продолжить развитие  познавательного интереса к предмету через реализацию межпредметных связей, этимологию терминов.

       б) продолжить развитие логического мышления посредством решения проблемных задач, ответов на проблемные вопросы.

       3. Воспитательные:

Привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

  План урока

  Класс земноводных насчитывает около 2400 современных видов. Объединенных в три отряда: Хвостатые, Бесхвостые и безногие.

 Наука, изучающая земноводных, называется  батрахология.

Предварительно детей разбиваем на 6 групп.

Особенности,  какого класса мы изучили на предыдущем уроке?

Класс рыбы

Какой класс Типа хордовых следует за классом рыбы, стр 90 «Эволюция животного мира»

Класс земноводные.

Какой представитель вам знаком из класса земноводные?

Лягушка

Какие ассоциации вызывают лягушки?

(ответы учащихся)

В каких  мультфильмах и сказках одним из главных персонажем является лягушка?

«Дюймовочка» , «Царевна - лягушка», «Лягушка- путешественница».

Почему облачили прекрасную красавицу в лягушачью кожу, а не в кожу более достойного животного?

Подвести учеников к противоречивым ассоциациям ( голая, скользкая, холодная, прекрасная)

Наша задача - возвести лягушку на пьедестал, путем выполнения заданий.

Нам необходимо выполнить шесть шагов до пьедестала.

  1. задания являются опережающими.

        

 1  задание

Лягушка6 задание

5 задание

4 задание

3  задание

2  задание

 а

Приложение  №1 находится у каждой группы.

1 слайд

1.Первое, опережающее задания для учащихся с резервом на «4»

Признаки типа Хордовых:

( билатеральная симметрия, внутренний скелет, ЦНС в виде трубки, замкнутая кровеносная система, Занимают все основные среды обитания, 3 подтипа: бесчерепные, личиночно-хордовые, позвоночные)

2 слайд 

Пьедестал с заданиями. Мы сегодня должны возвести лягушку на Пьедестал.

2 задание- Определить какое место занимают земноводные в эволюции органического мира.  Определите эволюцию покровов животных

 3 слайд

Инфузория- туфелька- плотная оболочка, пелликула(Форма тела, скелетные опорные нити)

Гидра-  многоклеточные, 2 слоя  клеток( эктодерма, энтодерма)- дифференциация клеток,

плоские черви- трехслойные животные, однослойный мерцательный эпителий , опора, движение, защита.

Рак- твердый покров-хитин

Рыба- покрыто костной чешуей, формируется за счет собственно кожи дермы

Лягушка- голая. Богата многочисленными железами, без которой невозможен газообмен при кожном дыхании, защита от высыхания.

Мы поднялись на 3 этап пьедестала

3 задание- определить классификацию травяной лягушки, работая с текстом учебника и дополнительной литературой.-

Царство- Животные

Тип- Хордовые

Класс- земноводные

Отряд- безногие

Семейство- лягушки

Род- лягушка

Вид- травяная лягушка

Одновременно учащиеся работают у компьютера, индивидуально, вставляют пропущенные слова в текст.

инструктивная карта ( для индивидуальной работы со слабыми учащимися)

13слайд

Амфибии относятся к типу ---------------, к классу-------------. Подавляющее большинство амфибий обитает в -----------------------или на ----------. Кожа у лягушек  ----------------, богата -----------------, выделяющая слизь. Слизь образует пленку, которая защищает животных от --------------------------.

У некоторых амфибий есть -----------------     ------------          , защищающие их от хищников.  

Правильность выполнения  индивидуальной работы проверяет ученик по образцу, выведенного на экран

                                                     

 задание№4

Черты сходства и различия с рыбами. Опережающее задания для учащихся с резервом на «5»

Сходства

  1. обтекаемая форма тела
  2. Жаберное дыхание
  3. Слизь- трение в воде

Различия

  1. Конечности
  2. Легкие
  3. усложнение в системах органов

задание№5

Приспособления земноводных  к среде обитания, установите логическую последовательность между строками. Прием – работа в динамических парах.

1) кожа               4) обтекаемая                                         7) передвижение

2) форма тела      5) железы                                               8) газообмен

3) железы             6) пленка                                                9) слизь

15 слайд

Ответы, приспособления к воде

 159- Кожа выделяет железы, которые образуют слизь, уменьшающее трение в воде

247- обтекаемая форма тела для передвижения в воде

368- железы образуют пленку для газообмена

 

  1. кожа
  2. кожные железы
  3. суша

               4) пленка

               5) легкие

               6) бактерицидные свойства

7) высыхание

8) патогенные микроорганизмы

9) дыхание

Ответы, приспособления к суше

147- Кожа выделяет железы, которые образуют пленку, защищающую от высыхания на суше

268- кожные железы обладают бактерицидными свойствами, которые убивают патогенную микрофлору

359- на суше земноводные дышат с помощью легких

Записываем в тетрадь.

Приспособление земноводных к жизни в воде и на суше

На суше

В воде

  1. Дышат легкими
  2. Трехкамерное сердце, 2 круга кровообращения
  3. Ноги и суставы
  4. Веки, слезные железы
  5. Слюнные железы
  6. Среднее ухо с барабанной перепонкой
  1. Обтекаемая форма тела
  2. Перепонки между пальцами
  3. Голая, богатая железами кожа
  4. Размножение в воде
  5. Выпуклые глаза и ноздри, позволяющие ими пользоваться, выставив над поверхностью воды

задание№6

Определить значение земноводных по раздаточному материалу.

17 слайд

 1) звено в цепи питания

выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. На  суше пищевые цепи первого типа состоят обычно из 3-5 звеньев. Например: растения - овца - человек - трехзвенная цепь. Растения - кузнечики - ящерицы - ястреб - четырехзвенная цепь. Растения - кузнечики - лягушки - змеи - орел. Через пищевые цепи биогеоценозов суши подавляющее количество прироста растительной

растения — кузнечики — лягушки — змеи — орел — пятизвенная цепь

20 слайд

2) лабораторный объект изучения. Л. Гальвани доказал наличие в организме - в мышцах и нервах лягушки - собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии, большое количество опытов на лягушках проводил и великий ученый физиолог И.М. Сеченов. Многие открытия, обогатившие физиологию, сделаны им именно на них. Опыты И.М. Сеченова на лягушках и других животных помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой «души», якобы ведавшей всеми действиями животного организма. Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении «Рефлексы головного мозга». Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму

17 слайд

3) -За что восхваляют жаб фермеры?                    биологический метод борьбы с насекомыми вредителями. Биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями растений заключается в использовании их естественных врагов. К их числу относятся насекомоядные птицы, хищные и паразитические насекомые, некоторые виды бактерий, грибов и вирусов, жабы, лягушки, ящерицы. При использовании этого метода не нарушается нормальная связь в природе. Он совершенно безвреден для пчел, человека и теплокровных животных.

Жабы, лягушки и тритоны уничтожают в садах, огородах, полях, лесах и лугах огромное количество насекомых-вредителей. Поедают они и различных переносчиков заболеваний и промежуточных хозяев - паразитических червей. Земноводные охотятся преимущественно ночью, когда подавляющее большинство насекомых, птиц отдыхает. В отличие от многих пернатых, лягушки и жабы поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом.  

21 слайд

4)Лягушки- продукт питания.

Наверное, многих это удивит, но иногда зеленых лягушек выгоднее разводить, чем рыбу. Употребление лягушек в пищу – давно сложившаяся традиция. Как было сказано выше, знаменитый Карл Линней, присваивая научное наименование одному виду зеленых лягушек, назвал ее «съедобная». Во Франции, например, их съедают от 3 т в 1943 г. до 8 тыс. т в 1980 г., в Швейцарии – примерно 300 т, в США в 1984 г. было употреблено в пищу 2772,6 т. Блюда из лягушек часто украшают меню престижных ресторанов Бельгии, Италии, Голландии и других стран. Да и ни для кого не секрет, что в последнее время большинство отечественных ресторанов, в том числе и местных, желая привлечь и удивить клиента, имеют жареные лягушачьи лапки в своем ассортименте. Но что, как говорится, является «обратной стороной медали» нескольких кусочков нежного лягушачьего мяса на столе?

19 слайд

5) окраска жаб-  явилась эталоном окраски формы пограничника. Окраска пограничника совпадает с окраской окружающей среды, в целях приспособления и защиты

22 слайд

6) Земноводные декоративное украшение водоемов.

Своими громкими криками, особенно по вечерам, они оживляют озера и пруды, берега рек, речные поймы и болотистые места. Если присмотреться к ним без пристрастия, они отнюдь не отвратительны, как считают многие

Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об открытии памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX века в прославленной Сорбонне - Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях. Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 60-е гг. прошлого столетия в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тыс., студенты-медики воздвигли им памятник.

Обобщение  темы

Черты прогрессивного и регрессивного развития.

Опережающее задания для учащихся обучающихся только  на «5»

Зачитали, раздали по группам черты развития земноводных и сделали вывод , что преимуществ в развитии земноводных гораздо больше, это позволяет нам с вами возвести лягушку на «Пьедестал»

Преимущества в развитии земноводных

      Земноводные первыми из позвоночных научились дышать с помощью легких и вдохнули «полной грудью» живительный воздух нашей планеты (правда, в процессе дыхания у амфибий участвует кожа).

      Для более эффективного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. Четырехкамерное сердце амфибиям и не нужно – ведь кровь, поступающая в сердце из подкожных сосудов, также богата кислородом. Но при этом система кровообращения у лягушки устроена так, что самый важный орган тела – головной мозг – снабжается почти чистой артериальной кровью.

      Амфибии первыми «встали на ноги». До этого на Земле ни у кого из позвоночных просто не было ног. Ноги земноводных имеют суставы и закреплены в теле с помощью поясов конечностей.

      Земноводные научились поворачивать голову – у них есть шейный отдел позвоночника, правда, состоящий из одного позвонка.

      Они первыми начали мигать – чтобы защитить глаза от повреждения и высыхания, у них появились подвижные веки.

      Лягушки – первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка – слюна. Однако слюна земноводных не содержит пищеварительных ферментов.

      Чтобы лучше слышать, в менее плотной  чем вода  воздушной среде, у амфибий появился новый орган – среднее ухо, закрытое гибкой мембраной – барабанной перепонкой и снабженное специальными косточками для усиления и передачи возникающих колебаний.

      Научившись прилично слышать, амфибии первыми из наземных позвоночных приобрели и голосовой аппарат.

      Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Например, у нас, как у амфибий, передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти, имеющей запястье, пясть и пальцы; задние конечности состоят из бедра, голени и стопы с предплюсной, плюсной и пальцами.

      Однако, сумев освоить сушу, земноводные все же не порвали до конца

      Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

      Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют и охотники, и  медики.

      Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

      Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

      Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

   -В цивилизованном мире земноводным поют дифирамбы. А вот за что их славят ученые–биологи и медики?

(За многочисленные открытия и эксперименты)

Благодарное человечество поставило лягушке два памятника – в Париже и Токио.

   До сегодняшнего дня в мире существовали только «грустные» памятники с участием лягушек – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник «ее величеству квакушке» Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов.

   В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки… использованной для изучения медицины.

У нас на  слайде памятник лягушке - путешественнице, который собираются возвести в Москве, в аэропорту Домодедово, и памятник лягушке в городе  Казани у фонтана.

 -За что восхваляют жаб фермеры?        

(Жабы поедают большое количество насекомых-вредителей, их личинок, моллюсков).

   -За что поют дифирамбы гурманы?

(Лягушки, их лапки деликатес во Франции, а в Китае едят мясо исполинской саламандры)

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

1 задание .

Указать признаки типа Хордовых:                  Опережающее задание для  ребят  с резервом  на «4»

2 задание

Определить какое место занимают земноводные в эволюции органического мира.  Определите эволюцию покровов животных ( рисунок выводится на слайде)

3 задание-

 определить классификацию травяной лягушки, работая с текстом учебника и дополнительной литературой. Записать в тетрадь

4 задание

 Черты сходства и различия с рыбами. Опережающее задания для учащихся с резервом на «5»

  1. задание

 приспособления земноводных  к среде обитания, установите логическую последовательность между строками.  Угадайте трехзначные цифры и приспособления. Прием – работа в динамических парах.

                                   ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ВОДЕ

1) кожа               4) обтекаемая                                         7) передвижение

2) форма тела      5) железы                                               8) газообмен

3) железы             6) пленка                                              9) слизь

                                       

                                     ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К СУШЕ

1.кожа

2.кожные железы

3.суша

               4) пленка

               5) легкие

               6) бактерицидные свойства

7) высыхание

8) патогенные микроорганизмы

9) дыхание

6 задание

Определить значение земноводных по раздаточному материалу.

                  Работая со схемами и рисунками, разобраться во взаимосвязях живой и неживой природы и выделить одно  значение земноводных для каждой группы, в итоге вы получите 6 значений.

Итог урока представляет следующая группа с опережающим заданием.

Признаки земноводных

Признаки прогрессивного развития

Признаки регрессивного развития

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

1) звено в цепи питания

выпав из пищевой цепи, лягушки повлекут за собой и гибель видов, стоящих на более высоком уровне экологической пирамиды. На  суше пищевые цепи первого типа состоят обычно из 3-5 звеньев. Например: растения - овца - человек - трехзвенная цепь. Растения - кузнечики - ящерицы - ястреб - четырехзвенная цепь. Растения - кузнечики - лягушки - змеи - орел. Через пищевые цепи биогеоценозов суши подавляющее количество прироста растительной

растения — кузнечики — лягушки — змеи — орел — пятизвенная цепь

2) лабораторный объект изучения. Л. Гальвани доказал наличие в организме - в мышцах и нервах лягушки - собственного электричества. Его опыты положили начало важной науке – электрофизиологии, большое количество опытов на лягушках проводил и великий ученый физиолог И.М. Сеченов. Многие открытия, обогатившие физиологию, сделаны им именно на них. Опыты И.М. Сеченова на лягушках и других животных помогли ему обосновать рефлекторную теорию, которая стала важным оружием в руках ученых-материалистов, воевавших со сторонниками признания особой «души», якобы ведавшей всеми действиями животного организма. Результаты своих опытов ученый обобщил в знаменитом произведении «Рефлексы головного мозга». Научные положения И.М. Сеченова утверждали материалистические принципы в естествознании и наносили удар по идеализму

3) -За что восхваляют жаб фермеры?                    биологический метод борьбы с насекомыми вредителями. Биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями растений заключается в использовании их естественных врагов. К их числу относятся насекомоядные птицы, хищные и паразитические насекомые, некоторые виды бактерий, грибов и вирусов, жабы, лягушки, ящерицы. При использовании этого метода не нарушается нормальная связь в природе. Он совершенно безвреден для пчел, человека и теплокровных животных.

Жабы, лягушки и тритоны уничтожают в садах, огородах, полях, лесах и лугах огромное количество насекомых-вредителей. Поедают они и различных переносчиков заболеваний и промежуточных хозяев - паразитических червей. Земноводные охотятся преимущественно ночью, когда подавляющее большинство насекомых, птиц отдыхает. В отличие от многих пернатых, лягушки и жабы поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом.  
4)Лягушки- продукт питания.

Наверное, многих это удивит, но иногда зеленых лягушек выгоднее разводить, чем рыбу. Употребление лягушек в пищу – давно сложившаяся традиция. Как было сказано выше, знаменитый Карл Линней, присваивая научное наименование одному виду зеленых лягушек, назвал ее «съедобная». Во Франции, например, их съедают от 3 т в 1943 г. до 8 тыс. т в 1980 г., в Швейцарии – примерно 300 т, в США в 1984 г. было употреблено в пищу 2772,6 т. Блюда из лягушек часто украшают меню престижных ресторанов Бельгии, Италии, Голландии и других стран. Да и ни для кого не секрет, что в последнее время большинство отечественных ресторанов, в том числе и местных, желая привлечь и удивить клиента, имеют жареные лягушачьи лапки в своем ассортименте. Но что, как говорится, является «обратной стороной медали» нескольких кусочков нежного лягушачьего мяса на столе?
5) окраска жаб-  явилась эталоном окраски формы пограничника. Окраска пограничника совпадает с окраской окружающей среды, в целях приспособления и защиты

6) Земноводные декоративное украшение водоемов.

Своими громкими криками, особенно по вечерам, они оживляют озера и пруды, берега рек, речные поймы и болотистые места. Если присмотреться к ним без пристрастия, они отнюдь не отвратительны, как считают многие

Опыты с лягушками проводили и многие другие отечественные и зарубежные ученые. Они были постоянным объектом в исследованиях знаменитого французского физиолога и патолога Клода Бернара. И, как считают, именно ему принадлежала мысль об открытии памятника лягушкам. Памятник открыли еще в конце XIX века в прославленной Сорбонне - Парижском университете. Так ученые отблагодарили своих помощников-лягушек за участие во многих важных исследованиях и научных открытиях. Еще один мемориал лягушкам был воздвигнут в 60-е гг. прошлого столетия в Токио. Когда число послуживших на благо науки лягушек достигло там 100 тыс., студенты-медики воздвигли им памятник.

Закрепление

Ну, а теперь предлагаю вам сыграть в игру «Верю – не верю!». Выслушав утверждение, вы должны ответить «да/верю» или «нет/не верю».

  1. У земноводных постоянная температура тела. (нет)
  2. Земноводные не живут в морях.  (да)
  3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (да)
  4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (нет)
  5. У взрослых земноводных 2 круга кровообращения, у личинок – один. (да)
  6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (да)
  7. Конечности земноводных имеют пальцы. (да)
  8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или во влажной среде. (да)
  9. Личинки земноводных дышат легкими. (нет)
  10. Амфибии – гермафродиты. (нет)
  11. Взрослые земноводные – хищники. (да)
  12. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (да)

 

 

Рефлексия.

Составить коллаж о своем отношении к уроку, к данной теме.

 

 

Используемые информационные источники:

  1. СD-диск. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология. 2009г.»
  2. Г.И. Лернер Биология. Тема «Животные»(7-8 классы): Контрольные и самостоятельные работы \ Г.И. Лернер.- М.: Эксмо,2007.-288с-(мастер-класс для учителя).
  3. Резникова В.З, Калинова Г.С., Мягкова А.Н. зачеты по биологии. Животные: учеб пособиедля общеобразоват. учреждений.-М.: Лист-Нью,2000.-288с.:ил.
  4. Т.С. Сухова «Контрольные и проверочные работы по биологии». 6-8 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...