Урок-размышление в 11 классе по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Наталья Александровна Назарова

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.

Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.

Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;

2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;

3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интереса истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Назарова Н.А., учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №4 г.Куйбышева Новосибирской области

Урок-размышление «Я была тогда с моим народом…»

Тема: Поэма А.А.Ахматовой «Реквием» в контексте творческого пути поэтессы.

Цель: знакомство с поэмой А.А.Ахматовой «Реквием.

Задачи: 1) продолжить обучение анализу жанрового своеобразия поэмы от общего представления к выделению центральных образов, сюжетных линий, основных тем вслед за автором;

2) развивать способности осознанного восприятия слова учителя, видеть главное, делать обобщения и выводы;

3) воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения, умение взаимодействовать в коллективе; вызвать интереса истории Родины через творчество А.А.Ахматовой.

Ход урока

I. Слово учителя.

А. А. Ахматова - поэтесса неординарная. Мы уже познакомились с ее жизнью, ее художественным миром, поэтикой. Сегодня нам предстоит знакомство с ее главным творческим и гражданским достижением 30-х годов - «Реквием», произведением, непосредственно посвященным годам террора, страданиям репрессированного народа. По каким-то неисповедимым законам творчества, трагедия 30-х годов словно высекла искру из кремня , и пламя ее творчества взметнулось высоко и торжествующе, несмотря на мучительные тюремные очереди, на постоянное ожидание ареста. Это были страшные годы.

Послушайте историческую справку

II. Историческая справка (уч-ся).

К концу 30-х годов сформировалась целостная общественная система, определяемая как «государственный социализм». Собственность и власть по существу оказались в руках партийно-государственного аппарата во главе со Сталиным. Осуществлялся жестокий контроль за всем и всеми. Человек становился механизмом, «винтиком», который можно было всегда легко и быстро заменить. За малейшее нарушение и инакомыслие полагалось наказание. Страна осуществляла свое правосудие не только с помощью судебной системы, а и особыми совещаниями при НКВД и ОГПУ, «двойками» и «тройками».

В первую очередь, расправы проводились над лицами, пользующимися популярностью и авторитетом.

По стране прокатились три волны сталинских репрессий:

1-ая-        коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.

2-ая        - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.

3-ья        - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,

научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек

III. Слово учителя и учащихся.

          1. Самыми страшными годами «большого террора» были 1936 - 1938 годы, время, когда нарком внутренних дел был Н. И. Ежов.

  • Вспомните, какими были 30-е годы для А. А. Ахматовой ?

 2. Учащиеся:

         а)        30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин, и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.

Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.

Третий арест сына был в 1949 году (10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.

Сама Ахматова жила все эти годы в ожидании ареста. В длинных и горестных тюремных очередях, чтобы сдать передачу и узнать о судьбе сына, она провела, по ее словам, семнадцать месяцев.

         б)Казалось бы, в таких условиях писать было немыслимо, и она действительно не писала, то есть не записывала своих стихов, доверяя их своим надежным друзьям, чтобы те заучивали их наизусть.

Лидия Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» пишет, с какой осторожностью, шепотом читала она свои стихи, а иногда не решалась даже и на шепот, так как застенок был совсем рядом. «В те годы, - поясняет Л. Чуковская в своем предисловии к «Запискам», - Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю ?» или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей.

Это был обряд: руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный.

По словам Чуковской, оформленный в 1940 году «Реквием» знали наизусть 11 человек, и, как говорила Ахматова, «никто меня не предал». Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году, в период «оттепели», Ахматова передала «Реквием» в журнал «Новый мир». К этому времени произведение имело уже широкое хождение среди читателей в самиздатовских списках. В 1963 году «Реквием» был напечатан за границей (в Мюнхене). В России впервые «Реквием» был напечатан в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

IV. Чтение и анализ поэмы.

  1. А теперь послушаем «Реквием».

(Учащиеся читают, фоном идет музыка Моцарта «Реквием»)

  1. Анализ произведения:

Жанр. 1) О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователи называют «Реквием» лирическим циклом (В. А. Черных, В. Г. Адмони),

Другие считают, что это поэма (Лесневский С.).

  • Как вы восприняли «Реквием» - как поэму или как цикл отдельных произведений ? Аргументируйте свой ответ.

Лирический цикл - объединение ряда произведений на основе идейно -тематического сходства, общности жанра, места и времени, формы и стиля повествования.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

Обратимся к тексту «Реквиема». Начнем с хронологии, проследим за временем создания отдельных частей (фрагментов) произведения.

Начнем с центрального блока: он открывается фрагментом «Это было, когда улыбался...» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей. завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке (называют: 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.).

  • Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940 г.), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция.
  • Как называется такая композиция, обрамленная посвящением и эпилогом ?

(кольцевая)

  • Как известно, с наступлением периода «оттепели» у Ахматовой появились надежды на публикацию «Реквиема». Готовя его к печати, она дополнила его еще двумя фрагментами: эпиграфом, взятым из ее же стихотворения «Так не зря мы вместе беседовали» (1961г.) и «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) Теперь композиция «Реквиема» выглядела так:

на доске:

  1. Эпиграф.
  2. Вместо предисловия.
  3. Посвящение.
  4. Вступление.
  5. Основная часть (главки 1-Х)
  6. Эпилог.

Таким образом, перед нами канонический состав романтической поэмы.

(Можно сравнить с «Южными поэмами» А. С. Пушкина)

2) А теперь давайте посмотрим, что еще напоминает вам поэма:

«Уводили тебя на рассвете,

 За тобой, как на выносе, шла,

 В темной горнице плакали дети ...»

«Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть ...»

«И своею слезой горячей

Новогодний лед прожигать...»

«Магдалина билась и рыдала ...» (плач)

3) Все верно, для Ахматовой художественный канон не догма, она нашла в «Реквиеме» совершенно уникальный путь уравнивания автора и героя, она «скрестила жанр поэмы, относительно новую литературную форму, с одним из древних жанров русского фольклора - с плачем (причетью).

Но что перед нами: европейская традиция заупокойной мессы, ведь реквием

католическое богослужение по умершим, или традиция русской народной причети.

     - Давайте попробуем отыскать ответ у самой Ахматовой.

 Из всех видов похоронного обряда Ахматова избирает материнский плач. Давайте и мы с вами вспомним фольклорные традиции

- Что такое похоронный обряд на Руси ?

 - Каковы центральные фигуры этого обряда ? (плакальщица - мать и усопший - сын).

- А теперь обратимся к поэме.

Первый сигнал жанра плача - диалог в главке «Вместо предисловия», обратимся к ней.

- Кто перед нами: автор или плакальщица ? Почему ?

 - В течение всей поэмы возникает многогранный образ героини:

образ автора             образ плакальщицы, творящей обряд отпевания          образ матери, переживающей смерть сына.

Каждый из этих образов мотивирует отдельную сюжетную линию.

1-ый сюжет: теперь мы смотрим основную часть (гл. 1-Х)

О чем узнаем мы здесь ? Сюжет ареста и осуждения сына и его ссылки. Здесь все сверхреально, докажите.

«Уводили тебя на рассвете ...»

«Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу...»

«Я увидела верх шапки голубой И бледного от страха управдома ...»

«... шины черных марусь».

И в то же время, с чем ассоциируется сцена ареста (с выносом тела). Докажите !

«За тобой, как на выносе, шла,

 В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки, Смертный пот на челе ...»

«Пусть черные сукна покроют...»

«И звон кадильный, и следы

 Куда-то в никуда.»

Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!» А Матери: «О, не рыдай Мене...»

Так сюжет ареста перерастает в следующий сюжет:

2-ой сюжет - похоронного обряда, через образ горя, образ плача (слезы), образ болезни матери.

В полном соответствии с каноном вводится и «образ горя» материнского посредством психологического параллелизма (гл. П «Тихо льется тихий Дон ...» в фольклоре образ льющейся реки часто связывался со слезами).

А теперь об основном отличии европейского «Реквиема» от русской причети: в европейской мессе диалог направлен «по вертикали» - от земли к небу, от слабого и грешного человека к всемогущему Богу и ориентирован на оглашение мольбы, просьбы об умалении Божьего гнева и помиловании грешника, диалог в русской причети распространяется «по горизонтали»: он обращен к усопшему, к «людям добрым», принимающим участие в печальном обряде. В такой атмосфере и обращении к Богу приобретает особый, интимно-личный характер.

Обратимся к главке VII «Приговор» - это кульминация повествования о судьбе сына: приговор здесь аналог казни. Но на переднем плане реакция не сына, а матери. Докажите!

«Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела,

 Надо снова научиться жить...»

Глава VIII «К смерти» - о чем молит мать ?

Глава IX (о безумии).

- Почему так убивается мать ?

Так возникает третий сюжет - сюжет со - умирания, и в самом деле, смерть ребенка для матери есть уже «начало» или даже «модель ее собственной смерти», - ведь выношенное ею под сердцем, плоть от плоти ее, душа, взлелеянная ею с колыбели, исчезает, превращается в прах.

Вывод: такова основная канва поэмы, которая соответствует канонической сюжетной схеме материнской причети.

- Но, в конце концов, Ахматова выходит и за рамки сюжетной схемы причети. она вводит параллель: сюжет о гибели сына и сюжет о соумирании матери - сходятся в монументальной символической сцене - сцене распятия Иисуса Христа (гл. X «Распятие»), тем самым массовая житейская трагедия времен Большого террора художественно уравнена с высшей трагедией рода человеческого, а значит, и мать человеческая становится у Ахматовой в своем горе на одну ступень с Богородицей. А цель эпилога - заключительный аккорд поэмы, где «я» сплавлено с «мы», и поэтому памятник, поставленный у тюремных стен - это памятник вечной и святой материнской скорби, это материнский плач о распятом народе, о трагедии советского общества в эпоху тоталитаризма.

3) Темы:

   1. Памяти и Смерти.

   2. Вечной судьбы русской женщины (от петровских стрелецких жен до современниц Ахматовой и до Богородицы.

    3. «Я» и «Мы».

Тема смерти и памяти. Память как спасение от гибели, как непрерывная страдающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества.

«Я» и «Мы» в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Боль матери - от русской крестьянки петровских времен до Богородицы и современной женщины.

V. Обобщение.

В истории русской словесности есть имена - камертоны, само название которых призывает думать о явлениях, куда более широких, чем конкретное их творчество. Одно из таких имен - Анна Ахматова. Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но все же не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдать... И не случайно А.Ахматова считается одной из лучших поэтесс.

(Звучит песня И. Талькова)

VI. Домашнее задание.

(письменный ответ на вопрос, по рядам)

Как раскрывается в поэме

  1. ряд - тема Памяти и Смерти,
  2. ряд - судьба русской женщины,
  3. ряд - тема «Я» и «Мы».

Литература:

  1. Е. С. Абелюк. Читательский комментарий: замысел и воплощение.
  2. В. Виленкин «В сто первом зеркале», М., Советский писатель, 1990.
  3. Н. Л. Лейдерман «Русская литературная классика XX века», Екатеринбург, 1996.А. И. Павловский «Анна Ахматова. Жизнь и творчество», М., Просвещение, 1991
  4. «Путь школьников к «Реквиему» А. Ахматовой» в ж. «Литература школе» № 3 - 1989.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок 10

Слайд 2

Эдгар Аллан По (Edgar Allan Poe) 1809 - 1849 Эдгар Аллан По — один из величайших американских романтиков XIX века — родился 19 января 1809 в Бостоне (США). Его отец бросил семью, а мать умерла от тяжелой болезни, когда маленькому Эдгару не исполнилось и трех лет... Ребенок был взят на воспитание в семью богатого торговца из Ричмонда Джона Аллана, которая через некоторое время переехала в Англию, где мальчика отдали учиться в престижный пансион. В 1820 году семья Алланов вернулась в Ричмонд, где Эдгар поступил в колледж. В 1826 году Эдгар закончил колледж и поступил в университет Вирджинии, где проучился всего год. Эдгар уезжает в Бостон, где публикует свой первый сборник стихов, который увы не имеет успеха...

Слайд 3

В 1833 году рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» занимает первое место на конкурсе литературного журнала «Baltimor saturday visitor», По становится востребованным писателем-прозаиком и наконец в декабре 1835 становится редактором журнала «Southern lirary messeger», к нему переезжают его родная тетка по отцовской линии Мари Клем и ее тринадцатилетняя дочь Виргиния, с которой Эдгар обвенчался через полгода... Вскоре он отказывается от работы в журнале и со своей новоиспеченной семьей переезжает в Нью-Йорк, где публикует несколько новелл, однако гонорары были ничтожны и писатель испытывал постоянную нужду . В 1838 году Эдгар принимает предложение занять должность редактора в журнале «Gentelmen's magazine» и из-за этого переезжает в Филадельфию. В 1839 он накапливает достаточное состояние, чтобы выпустить книгу «Гротески и арабески». В Филадельфии писатель прожил шесть лет, за это время он опубликовал около тридцати рассказов и множество литературно-критических статей...

Слайд 4

В 1844 Эдгар возвращается в Нью-Йорк и публикует там несколько новелл, но у публики они не имеют успеха, зато вышедшее в 1845 году стихотворение «Ворон» и одноименный сборник делают По невероятно популярным. Но вскоре светлая полоса жизни закончилась, снова пришла нищета... От долгой болезни умерла Виргиния... От горя и безысходности писатель совсем теряет голову, много пьет, начинает употреблять наркотики, чтобы скрасить свое одиночество, во время очередного запоя даже пытается покончить жизнь самоубийством... В это время в свет выходит его книга «Эврика» — ее он считал «самым большим откровением, которое когда-либо слышало человечество», но в сердцах «человечества» произведение не находит отклика... 3 октября 1849 года его находят без сознания на железнодорожных путях, а через четыре дня он умер, так и не придя в сознание...

Слайд 5

По своему воспитанию и складу характера Эдгар По был подготовлен к тому, чтобы стать первым писателем всей Америки, заговорившим на языке, понятном и интересном для европейцев. Пылкое воображение южанина, рано открывшего для себя мир европейской романтической поэзии, уживалось у По с острым аналитическим даром. Как романтик он знал влечение таинственного. Более всего он любил раскрывать тайны, что в конце концов и сделало его создателем детектива. Однако, помимо аналитической работы ума, По ценил поэтический способ приближения к тайне, умение силой воображения представить её так наглядно и зримо, что фантастическое обретало материальность.

Слайд 6

В одном из самых известных рассказов По «Золотой жук» (1843) тайну пиратского клада открывает любитель одинокой жизни на заброшенном острове Вильям Легран. Уединение — стиль жизни человека, предпочитающего сосредоточенность и размышление. Удача приносит в его руки клочок старого пергамента. Удачей было и то, что этот клочок оказался поднесённым к камину и на нём проступил сначала череп, а потом зашифрованный текст. А вот разобраться с зашифрованным текстом по силам далеко не каждому, здесь удачи мало.

Слайд 7

Что такое литературный портрет? Чем литературный портрет отличается от обычной биографии? Литературный портрет написан ярким, образным языком, проникнут чувствами автора, т.е. эмоционален. Литературный портрет – это живое, можно сказать, художественное изображение личности и её жизни. Мы воспринимаем изображённое лицо героя как героя литературного произведения. Автор даёт нам почувствовать своё отношение к судьбе того человека, о котором он пишет, может сформировать наше отношение к своему герою. Обычная биография оценок не даёт , содержит только факты. Литературный портрет допускает перестановку фактов ради того, чтобы заинтересовать читателя, сделать повествование более ярким, увлекательным, вызвать сопереживание. Так К.Г.Паустовский начинает свой очерк со сцены смерти Эдгара По. Обычная биография никогда не нарушает хронологии (расположения событий по годам) и указывает точные даты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Джек Лондон 1876–1916

Слайд 2

Американский писатель. Настоящее имя - Джон Гриффитс Лондон . Прозаик, классик мировой литературы ХХ столетия. Родился 12 января 1876 года в Сан-Франциско. При рождении получил имя Джон Чейни, но восемь месяцев спустя, когда мать вышла замуж, стал Джоном Гриффитом Лондоном. Его отчим был фермером, впоследствии разорился. Семья бедствовала, и Джек смог закончить только начальную школу. Юность Лондона пришлась на время экономической депрессии и безработицы, материальное положение семьи становилось все более шатким. К двадцати трем годам он сменил множество занятий: работал на фабриках, в прачечной, арестовывался за бродяжничество и выступления на социалистических митингах. В 1896 году на Аляске были открыты богатейшие залежи золота, и все устремились туда, надеясь на то, что разбогатеют. Отправился туда и Лондон. Он был старателем на Аляске во время « золотой лихорадки » . Но юноша пробыл там год и вернулся таким же бедняком, каким и уехал. Но этот год изменил жизнь: он начал писать. Насколько человек побеждает страх. Настолько он человек . (Томас Корлейль, англ. писатель и историк)

Слайд 3

Начав с коротких рассказов, вскоре завоевал литературный рынок восточного побережья рассказами о приключениях на Аляске. Джек Лондон стал известен, когда в 1900 году опубликовал свои северные рассказы, среди них был и рассказ « Любовь к жизни » . Их действия разворачиваются на Аляске. В 1900 году Лондон опубликовал свою первую книгу "Сын волка » . В последующие семнадцать лет он выпускал по две и даже три книги в год. Умер Лондон в Глен-Эллене (штат Калифорния) 22 ноября 1916 году. Могила Джека Лондона

Слайд 4

Всерьез заниматься писательским трудом начал в 23 года, перепробовав к этому времени десяток профессий; бродяжничал, был студентом, плавал матросом, состоял в социалистической партии, участвовал в марше безработных, искал золото на Клондайке во времена "Золотой лихорадки", написал несколько рассказов. В его короткую 40-летнюю жизнь вместились годы серьезного занятия сельским хозяйством на ранчо в Калифорнии, работа корреспондентом во время русско-японской войны, сан-францисского землетрясения 1906 года и мексиканской революции. Еще Джек Лондон читал лекции в Гарварде и Йеле, был активистом соцпартии - пока не разочаровался в ее идеалах, построив парусную яхту "Снарк", пытался обогнуть на ней земной шар. Несколько раз он тяжело болел - в том числе цингой и тропической лихорадкой; дважды был женат. За неполных 20 лет литературной деятельности Джек Лондон создал свыше 200 рассказов, 20 романов и 3 пьесы. Тематика его произведений не менее разнообразна, чем его жизнь. Наиболее известен цикл его произведений, условно называемый "Северная Одиссея", куда входят, наряду с другими, повести "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906), рассказы "Закон жизни" (1901), "Любовь к жизни" (1905), "Костер" (1908) и многие другие, ряд очерков и эссе. Роман "Морской волк" (1904) основан на морском опыте Джека Лондона; роман "Железная пята" (1908) - роман-апокалипсис о войне капитализма и пролетариата; "Мартин Иден"- "роман-воспитание", в котором прослеживаются автобиографические мотивы. Стиль прозы Лондона - ясный и в то же время образный - оказал существенное влияние на многих писателей ХХ века, в частности на Хемингуэя, Оруэлла, Мейлера, Керуака.

Слайд 5

В рассказе "Любовь к жизни" Джек Лондон изобразил двух друзей-золотоискателей, которые возвращаются домой после удачных поисков желтого металла. Один из них вывихнул ногу и попросил своего спутника о помощи. Но тот бросил товарища в беде и пошел дальше, прихватив с собой часть добычи. Его друг, оставшийся в одиночестве, отчаянно борется за жизнь. Он решает идти дальше, несмотря на боль, но сбивается с дороги. Идти с поврежденной ногой становится все тяжелее, и герой задумывается над тем, что делать со своей долей добычи. Он оказался перед выбором: избавиться от золота как от лишнего груза или от всех остальных вещей. Он не решился оставить золото в той земле, которой оно принадлежало раньше. Золотоискатель изнемогал от голода. Несколько раз он пытался поймать куропатку, но безуспешно. "Глядя, как куропатка отлетает прочь, он чувствовал к ней такую ненависть, словно она причинила ему страшное зло". Он впадал в беспамятство, бредил едой, но, придя в себя, чувствовал только боль от голода в животе. Когда мокрый снег погасил костер, путник дошел до крайней точки страдания и начинал думать, что умереть не так больно, как жить. Но сквозь бессилие прорывалась бесконечная любовь к жизни и вынуждала его еще и еще раз подниматься и идти дальше. Герою удалось выйти к людям, но в конце пути произошло символическое событие: он увидел останки своего друга-предателя. Еще долгое время спасшегося преследовал страх голодной смерти. Рассказ Джека Лондона заставляет читателя задуматься над такими понятиями, как жизнь и смерть, предательство и дружба, над относительностью материальных ценностей .

Слайд 6

Задания: 1. Продолжи ряд. Сказать, рассказчик, сказ, подсказка, рассказ, высказывание… Что объединяет эти слова? Сделай первый вывод о том, что такое рассказ. 2. «Сожми» содержание рассказа до трёх предложений. (Можешь использовать такие начала: «Одного человека ...», «В пути его ...», «Но однажды ...».) Сделай вывод, каков объём изображаемых в рассказе событий . 3. Докажи, что в основе рассказа лежит описание одного завершённого события. Какие эпизоды текста можно назвать завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой? 4. Проверь себя. По портретным деталям определи, как нарастает трагизм изображения. Совпадают ли твои выводы с ответами на вопрос 3 ?

Слайд 7

Портрет героя Лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. 2. Хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя. 3. В его глазах появилось выражение страха. 4.Он видел своё лицо, отражённое в воде. Это отражение было так страшно, что пробудило его отупевшую душу. 5.Он радовался изобилию пищи, тревожно провожал взглядом каждый кусок, исчезавший в чужом рту, и его лицо выражало глубокое сожаление. Развитие действия 1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 8

4. Почитаем вместе. Понаблюдай, что делает рассказ, содержание которого можно сжать до нескольких предложений, интересным для читателя. В шесть часов (время ещё тянется медленно, это потом на смену часам придут части суток, затем - только бесконечные дни и ночи) он проснулся, лёжа на спине. Он посмотрел на серое небо (серый цвет рождает ощущение безысходности, безнадёжности) и почувствовал , что голоден (герой ещё способен чувствовать). [...] Он взобрался (не поднялся, не взошёл, а именно взобрался - со стоном, с большим трудом) на небольшой холмик (непреодолимым препятствием для него становится обычный небольшой холмик, даже не холм) и осмотрелся кругом (вот для чего он так долго взбирался на возвышение — герой не потерял надежду увидеть Билла, спастись). Ни деревьев, ни кустов - ничего , кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое . Ни солнечного луча, ни проблеска солнца! (Сколько отрицаний и море серого - даже природа против человека, в таких обстоятельствах может выжить только сильный духом.) Попробуй сам прочитать небольшой фрагмент рассказа, комментируя текст, включая своё воображение, проникая в авторский замысел.

Слайд 9

5. Обобщи свои наблюдения. Сделай вывод, что такое рассказ. Рассказ – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок - размышление в 10 классе по теме "Священство" и "царство"

урок посвящен церковному расколу 17 века...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

  Учащиеся знакомятся  с творчеством английского писателя О.Уайльдом, с особенностями смешного в рассказе, расширяют представление об иронии и пародии; рассматривают образы ...

Урок – размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Урок –  размышление в 6 классе по произведению О.Уайльда «Кентервильское привидение»В разработке урока уделяется большое внимание особенностям смешного в рассказе, расширяе...

Урок-размышление в 6 классе "Один в поле не воин?"

Цели:Познакомить со стихотворением Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» Познакомить с жизнью и деятельностью Ф.Конюхова, Д.С.Лихачёва,  В. ДикуляРазвивать умения и навыки анализа художес...

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....

«Лошадь тоже человек». (урок-размышление в 7 классе по рассказу Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».)

На уроке учащиеся познакомятся со страницами биографии и творчества Федора Александровича Абрамова, поразмышляют, почему плачут лошади в его одноименном произведении,  совершенствуют навыки смысл...