«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Елена Николаевна Неведрова

«Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

 Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны, гордость за наших солдат-освободителей.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, текст произведения, запись фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chem_zhiv_chelovek.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

 Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны, гордость за наших солдат-освободителей.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер и проектор, текст произведения, запись фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Ребята, сегодня мы обратимся к одному из важнейших событий в истории нашей родины. Это- Великая Отечественная война, 75 лет Победы в которой мы будем отмечать через год. Что позволило нашему народу победить в той страшной войне? В одной английской газете было написано: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека». И сегодня мы посмотрим на войну глазами замечательного писателя М.А. Шолохова. Тема нашего урока – размышления «Чем жив человек?» ( слайд 1 ). Наша цель: проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа « Судьба человека», понять, что давало силы советскому человеку выстоять и победить в той страшной войне. К уроку у нас пока нет эпиграфа. Я предлагаю вам подобрать его самостоятельно, и сделаем мы это после обсуждения рассказа.

3. Актуализация знаний учащихся. ( слайд 2).

М. А. Шолохов – замечательный писатель, лауреат Нобелевской премии. Что вы узнали о нём из статьи учебника? А как появился рассказ? В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошел такой случай. Был большой весенний паводок. Писатель сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде за своего брата – шофёра, они разговорились, и тот рассказал о  своей тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал произведение. Рассказ появился в конце 1956 года. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель. Рассказ Шолохова стал событием. А как восприняли это произведение вы? Почему такой небольшой рассказ не оставил равнодушными первых его читателей и волнует современного человека?

4. Основная часть урока.

В чём своеобразие композиции произведения? От кого мы узнаём о судьбе А. Соколова?( От него самого. Соколов рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе. Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем своё присутствие рядом с героем. А вот в начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора и потому такая композиция называется кольцевой.

Обратимся к тексту произведения. « Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае…» Шолохов – мастер детали. Я предлагаю вам повнимательнее присмотреться к портретам наших героев. Выполните письменную работу по вариантам: 1 –отметьте все словосочетания, средства выразительности, которые использует автор для описания портрета отца, а 2 вариант работает над описанием сына. (Проверка задания) (Слайд 3). А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? ( Пепел там, где всё сожжено, разрушено.В душе героя – пепелище, разочарование). Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. (Слайд 4).

Сравнение глаз Вани со светом звёзд показывает, что он стал для Соколова как бы ориентиром в наполненной чёрным горем жизни. Мы увидели наших героев и можем продолжать разговор. На какие части можно условно разделить рассказ героя? ( Довоенная жизнь, война, первые послевоенные месяцы). В чём видит герой счастье в довоенной жизни? ( Слайд 5,6). Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. ( «Чего ещё надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть всё в порядке»). Ребята, мы замечаем, что герой не говорит о богатстве, радуется, казалось бы, малому. Но это и есть – самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу.  С чего начинаются перемены в счастливой жизни? ( « А тут вот она, война»).

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Слайд 7) .(…на запад в плен…).

Ребята, рассказ Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Фашизму он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой – вот что главное. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или нескольким его поступкам. Этот рассказ предполагает изучение и анализ всей жизни героя.) По дороге в лагерь на ночь пленных загоняют в полуразрушенную церковь .

( Слайд №8). Эпизод «В церкви» раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают различные жизненные позиции. Предлагаю работу в парах. Выберите один из вариантов человеческого поведения в этой сцене, обсудите их и расскажите. (Итак, солдат-христианин,  Крыжнёв, взводный, доктор). (Ответы)

 (Слайд № 9) ( Типы человеческого поведения). Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, « который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой , не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова). Думал ли Соколов в плену о побеге?

 (Слайд № 10) (Пленные ). («Видишь, какое дело ,браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Расскажите о первом, втором побегах. (кратко). Ребята, нельзя обойти стороной строчки, рассказывающие о том, что довелось пережить советским людям в плену. Найдите их в тексте. (Чтение по цепочке. «Природа везде там ,браток, разная, но стреляли и били нашего брата везде одинаково…». Да, такие «нелюдские»,как говорит Соколов, муки пришлось вынести им. Однажды после неимоверно тяжелого дня Соколов выразил возмущение, и его на другой же день вызвал комендант лагеря Мюллер, который решил расстрелять его лично.

 (Слайд №11).( Выразительное чтение отрывка «Он встал и говорит: « Я окажу… однако поделили без обиды».) (Слайд №12,13). Почему герой согласился выпить, но отказался от закуски? Кто побеждает в этом моральном поединке.Меняется ли отношение фашистов к пленному? ( Диалог с Мюллером- психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем,что вынужден признать и сам Мюллер). А о чём нам говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?

Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Ребята, есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно-исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? Случайно ли Шолохов упоминает Сталинград в своём произведении? (Победа советских войск на Волге и победа Соколова – события одного порядка. Сталинград- это военная победа, а победа Соколова- моральная).

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, «выдюжить», сохраняя человеческое достоинство, становится жизненным кредо Соколова. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». (Слайд №14).

Ребята, как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя самым страшным? (Да, всё отняла война. Нет семьи, дом уничтожен. И такое было у тысяч людей в нашей стране).

 Ребята, Лев Толстой очень любил стихотворение «Бородино». Оно послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Оно положено на музыку.(Звучит песня и идут слайды №15,16,17,18).

Ребята, как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?(Может ожесточиться, возненавидеть всех, может даже и детей, они бы напоминали ему своих. В такие минуты человек теряет веру в жизнь. А наш герой находит в себе силы, чтобы обогреть мальчика Ванюшку, встречу с которым ему подарила судьба.

 Просмотр отрывка из фильма.

Все чувства, которые испытывает герой рассказа, сумел передать Сергей Бондарчук, исполнитель главной роли в фильме по этому произведению. Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбах? ( Две сироты, жизни которых искорёжены войной).

Ребята, а почему рассказ называется не «Судьба Андрея Соколова», а «Судьба человека»? ( В образе простого человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа). Так чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? Любовь, доброту, человеческое достоинство). А теперь давайте подберём эпиграф к нашему урок. (Слайд эпиграфы). Какое бы высказывание вы выбрали и почему? (Ответы учащихся).

5. Рефлексия.

Ребята, наш урок близится к концу. Давайте подведём итоги. Что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Какие затруднения у вас были? Не возникло ли у вас желание почитать ещё произведения Шолохова? Сегодня я благодарю за хорошую работу на уроке (выставление оценок).

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Чем жив человек?»                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе....

Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».

Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...

Открытый урок литературы в 9 классе по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"

Методическая разработка урока предлагает педагогам и обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее.На протяжении в...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...