План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Миколаец Татьяна Николаевна

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtor_uroka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Татьяна Николаевна Миколаец

Предмет: литература

Класс: 9

Учебник: Учебник-хрестоматия, 9 класс.

Автор: В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин

Страницы: 402-420

Тема: «… И мне пришлось хлебнуть горюшка…»

(урок -  размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека)  

Цель: ввести девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, пробудить интерес к его личности и творчеству; раскрыть основные проблемы рассказа «Судьба человека», через анализ формы полнее увидеть содержание; подробно остановиться на образе Андрея Соколова, показать силу характера этого человека, горькую правду о войне; развивать навыки самостоятельного мышления, умение пользоваться текстом для  доказательства  мыслей; воспитывать у учащихся гражданское чувство, чувство сопричастности, сопереживания к событиям Великой Отечественной войны.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация о М.А.Шолохове, видеозапись «Мнение о войне людей разных поколений», сочинения – миниатюры учащихся, иллюстрация, карточки с заданиями.  

                                      Ход урока.

                                                                          Война – жесточе нету слова:            

                                                                    Война – печальней нету слова.                                              

                                                                 Война – святее нету слова…                                                                                                              

А. Твардовский

                                                              …Ах, какая же все-таки сила      

                                                                         Скрыта в тех, кто испытан войной!

Ю. Друнина

1.Вступительное слово учителя.

 Наш урок мне хочется начать словами поэта А. Твардовского (строки эпиграфа). Осталась совсем немного до того момента, когда мы будем праздновать 70-летие Великой Победы над фашисткой Германией. Все меньше и меньше среди тех, кто встретил роковой рассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал». Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слова, кому темная вода».

Память о войне … Что может быть дороже ее? Медленно идет она по земному шару, останавливаясь у обелисков и могил, без стука входя в наши дома. И всюду, где она прошла, звучит колокол нашего сердца. И мы свято бережем эту память.

 2.Актуализация знаний.

- Но так ли это необходимо: постоянно вспоминать войну?

(Зачитываются отрывки из ученических работ «Мои размышления о войне».)

Однажды в одном из журналов я прочитала следующие строки:

«Мы каждый день слышим по многу раз: «в войне, о войне,  на войне».  Странно: пропускаем мимо ушей, не вздрагиваем, даже не останавливаемся. Потому что некогда? Или потому, что, всё зная о войне, мы не знаем только одного – что это такое? На ведь война – это, прежде всего, люди. Не вообще смерть, а смерть человека, не вообще страдание, а страдание человека. Остановиться на секунду и подумать…»

Здесь хорошо обозначена точка отсчета.

 - А какой же видится война людям разных поколений? Послушайте видеозапись: интервью с людьми разного возраста.

(Включаю запись.)

Да, война – это боль, это страдания, это, по мысли Льва Толстого,  «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

3. Целеполагание.

Литература вновь и вновь обращается к этой теме.  Прежде всего, на страницах книг о войне мы видим преодоление трагедии. Об этом и рассказ Шолохова «Судьба человека».

-Определите цели, задачи урока. (Обучающиеся называют, учитель дополняет).

4. Работа по теме урока.

 - Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте коротко познакомимся с биографией Михаила Александровича Шолохова.

Так кто же он такой – М.А. Шолохов?

 (Выступления учащихся. Презентация.)

- Еще в 20-е годы молодой Шолохов четко определил свое писательское «кредо»: в литературе нужна истинная правда жизни. Следуя ей, писатель раскрыл перед нами трагедию войны и преодоление ее через судьбу Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека».

Работа над рассказом М. Шолохова «Судьба человека».

- Ребята, ваши впечатления о прочитанном произведении?

Рассказ называется «Судьба человека».

- Какое слово несет логическое ударение?

Дома я вас просила посмотреть в словаре, какие значения имеет слово «судьба». (Дети зачитывают.) Суеверное представление слова «судьба» - это «потусторонняя сила, предопределяющая все, что происходит в жизни».

 - Так какое из этих значений свойственно Андрею Соколову?

(Стечение обстоятельств, зависящих от воли человека, ход жизненных событий.)

Такое понимание судьбы Соколовым подтверждается употреблением высказываний типа

«Надо было сильно спешить…»,

«Я должен проскочить, и баста!»,

имеющих значение обязательности на основе твердого решения самого говорящего.

 - К какой главной мысли рассказа подводит представление о должном и желаемом?

(Как бы тяжело ни складывались обстоятельства для человека, он, человек, может относиться к обстоятельствам активно, поступать так, как требует этого человеческое достоинство и гражданский долг.)

То, что это – главная мысль, которую хотел выразить М. Шолохов, подтверждает всем строем рассказа «Судьба человека».

Прежде всего, следует заметить, что произведение написано Михаилом Александровичем под впечатлением встречи с живым героем этого рассказа.

(Сообщение учащегося о прототипе Андрея Соколова.)

- По своей структуре «Судьба человека» представляет рассказ в рассказе – здесь два субъекта: рассказчик-персонаж, бывалый человек Андрей Соколов, и автор, который выполняет функцию собеседника и слушателя;  его повествование как бы обрамляет рассказ Соколова( автору принадлежат вступление и заключение).

 - Повествование идет от первого лица. Почему Шолохов, по-вашему, прибег к этой форме рассказа, хотя считая данный прием наиболее трудным?

(Этот прием раскрывает человека не только в действии, но и в размышлениях, обнажает внутренний мир человека, дает представление о глубинных мотивах героического и о силе человеческого духа.)

 - Композиционно «Судьба человека» представляет ряд новел (наименьших рассказов), в каждой из которых идет речь о каком-то эпизоде из жизни Андрея Соколова. Назовите важнейшие, этапные события, доказывающие, что ему «пришлось хлебнуть горюшка».

(Проводы на фронт, плен, первые встречи с немцами на дороге, попытка бегства, объяснение с Мюллером, второй побег, известие о семье, известие о сыне.)

- Какие цитаты подобрали к каждому из событий?  (Ученики зачитывают)

- Рассказывая о своей фронтовой жизни, Андрей Соколов говорит: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

Припомните факты жизни солдата, подтверждающие эту мысль.

(На машине везет боеприпасы на передовую; первый убитый, окровавленный; смерть Ирины и девочек, похороны сына.)

 - Что пришлось пережить Андрею Соколову в плену?

Но прежде мне хочется зачитать Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии №270 от августа 1941 года: «Обязать каждого военнослужащего независимо от его служебного положения потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим; и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора предпочитают сдаться в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи».

Что в большинстве случаев стояло за этим самым «предпочитают сдаться в плен», вы теперь хорошо знаете по рассказу. Так что же пришлось пережить в плену Андрею Соколову?

Дома я просила вас выбрать из повести К. Воробьева «Это мы, господи!» описания, тоже связанные с пленом, особенно запомнившиеся, заставившие переживать за героев.

( Выступление учащихся.)

Вот это страшное, ужасное, нечеловеческое стояло за словами «предпочитают сдаться в плен».

Ученик X класса после прочтения «Судьбы человека» сказал: «Я думаю, что Шолохов немного умаляет своего героя, рассказывая, что он выпил три стакана водки без закуски. После этого Мюллер сразу заявил, что он храбрый солдат. Выпить три стакана водки, конечно, не всякий сумеет, но в чем же здесь героизм? Неужели нельзя было поставить Андрея Соколова в другие обстоятельства, чтобы показать  силу его характера?»

 - Как бы вы ответили этому ученику? Есть ли у поединка Андрея Соколова с фашистами психологическая подоснова, и если есть, то в чем она?

(Еще до комендантской Андрей Соколов слышал, «будто немцы уже Сталинград взяли и прут дальше, на Сибирь… А лагерная охрана каждый день пьет, песни горланят, радуются, ликуют…» В этих условиях, в плену легко поверить, что война проиграна, и стать иудой – предателем, как тот, кто доносит на Андрея Соколова. И вот идет необычное «сражение», исход которого, кажется, заранее предрешен: представитель нации «господ», «победителей» комендант лагеря Мюллер с железными крестами на груди и оборванный, изнуренный пленный, полностью беззащитный перед Мюллером, в прямом смысле слова обреченный, приготовившийся к смерти. Почему бы ему не выпить «за победу немецкого оружия»? Но еще до этого мы узнаем, сто Андрей Соколов собрался с духом, приготовился к смерти. Оказывается, даже, в такой ситуации, без малейшего шанса на жизнь, можно оставаться человеком, можно одержать нравственную победу над врагом. Пленный русский солдат заставил увидеть в нем человека.)

 - Да, не раз смотрела смерть ему в лицо и немало пришлось хлебнуть горюшка. Какой деталью в портрете автор предупреждает нас об этом в начале рассказа?

(«Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть. Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»)

 - Но эти глаза, «наполненные… смертной тоской», смогли разглядеть Ванюшу. По рассказу «Судьба человека» Сергеем Бондарчуком был поставлен фильм. Перед вами один из кадров этого фильма. Найдите в тексте  описание этого момента, зачитайте.

 - Почему Андрей решил усыновить Ванюшку? Как можно оценить поступок солдата?

(Александр Соколов прошел все круги ада, потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье, - но не потерял в себе человеческое, не утратил любви к людям, нашел в себе силы жить, трудиться, заботиться о Ванюшке.

Это о таких, как Андрей Соколов, написала поэтесса Юлия Друнина, участница Великой Отечественной войны.

(Зачитывается второй эпиграф)

 - Являлось ли для героя рассказа усыновление Ванюши полным разрешением трагедии?

 - Критик пишет: «В судьбе человека» гуманистические осуждения войны, фашизма не только в истории Андрея Соколова. С меньшей силой проклятие звучит оно в истории Ванюши»  

Разъясните эту мысль.

(Тема войны в рассказе тесно связана с темой детства – детства, уничтоженного, убитого войной ( дети Андрея Соколова), детства оскорбленного, поруганного и спасаемого (Ванюша). Война отобрала у мальчика родителей, лишила ласки, теплоты, крова.

Дальше зачитывается конец рассказа, стр.208)

5.Завершающая часть.

 - Литературоведы считают, что в рассказе Шолохова мысль писателя движется от судьбы человека к судьбе человека. Как вы, ребята, это понимаете?

(Судьба Соколова – судьба человеческая,  судьба народная. Советским людям были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений они отстояли свою Родину, утвердили великое право на жизнь, на ее будущее. И мне хотелось бы закончить разговор о рассказе «Судьба человека» словами Мустая Карима: «Наши крылья были опалены на войне, но не надломлены».

- Что, ребята, дал вам этот урок?

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы и задания, записанные на карточках. Это будет итог нашему разговору по рассказу «Судьба человека».    

 

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План-конспект Открытый урок по теме \'\'Путешествие\'\'\' 9 класс

Конспект открытого урока  по английскому языку. Тема урока:  "Путешествие".  ...

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

Технологическая карта, план-конспект открытого урока на тему: "Метаморфозы" человеческого тела". Презентация к уроку.

Открытый урок на тему:"Метаморфозы" человеческого тела". К уроку прилагается визитная карточка, технологическая карта, план-конспект урока, дидактический материал, практические разработ...

План-конспект к уроку по теме «Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека»

laquo;Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека»...