Открытый урок литературы в 9 классе по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Трунова Наталья Николаевна

Методическая разработка урока предлагает педагогам и обучающимся познакомиться с содержанием произведения, продолжить работу над темой «Человек и война», начатую ранее.

На протяжении всего урока используются  приемы и методы, активно способствующие появлению эмоционального отклика на изучаемый материал, который становится личностно значимым для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrytyy_urok_sudba_cheloveka_.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературе в 9 классе

Тема урока: «Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе;
  • Знать содержание рассказа «Судьба человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;
  • Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
  • Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с художественным текстом;
  • Развивать мышление, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать текстовым материалом;
  • Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга, патриотизма, гордости за нашу страну;
  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
  • Способствовать воспитанию духовно богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Ход урока

  1. Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Учитель литературы: СЛ. 1

             Людей неинтересных в мире нет.
                      Их судьбы — как истории планет.
                      У каждой все особое, свое,
                      и нет планет, похожих на нее.

Евгений Евтушенко

Люди – хозяева своей судьбы.

Уильям Шекспир

Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.

Франсуа де Ларошфуко

Жизнь прожить, не поле перейти.

Пословица.

-Ребята, перед Вами стихотворение и высказывания известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).

- Что такое судьба?

Краткая справка, подготовленная учеником

- Толковый словарь объясняет нам это слово так:

«Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий». 

От старославянского–«суждение, решение, справедливость, приговор».

-Прочитайте, пожалуйста, отрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (текст на каждой парте). СЛ.2

«…Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей…Нет, братцы, так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так любить никто не может!»

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к рассказу «Судьба человека»?

(Все эти слова говорят о красоте души русского человека, красоте души Андрея Соколова).

- Попробуйте сформулировать тему урока (высказывания обучающихся, запись темы на доске).

-Вы правы ребята, и сегодня мы будем говорить о судьбе человека и о красоте его души. СЛ3

Записываем тему урока «Судьба Андрея Соколова и красота его души в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Учитель:

- Как вы считаете, какие перед нами могут быть поставлены цели? СЛ4

Сегодня мы проведем урок литературы, и это будет не просто получение новых знаний, но и урок – исследование.  И вся исследовательская работа должна быть отражена в маршрутных листах, которые лежат перед вами на партах.

Учитель литературы.         СЛ 5

                   Вставал вопрос в любые времена

                                             Что жизнь такое? Для чего она?

                                             Раз есть она, то как её прожить?

Это отрывок из стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва «Условия задачи»

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Несомненно, и Шолохова не оставляли  они равнодушным.

Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку.

  1. Формирование новых знаний, умений, навыков.
  1. Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя.

  Учитель литературы: Вы впервые встречаетесь с творчеством Михаила Александровича Шолохова, значит должны познакомиться со страницами его биографии. Я заранее предложила подготовить сообщения о жизни и творчестве писателя. Сегодня мы коснемся только некоторых эпизодов его творческого пути.

Сл.6 - 7 Ученик 1: Взросление Шолохова началось рано. Когда началась Великая отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшим многое человеком. Еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922-м году на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось на донской земле воевать с бандитами.

Звучит музыка «___________________».

СЛ 8 – СЛ9 Ученик 2: К 1941-му году у писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы. В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».

  1. Знакомство с историей названия рассказа «Судьба человека».

История названия рассказа «Судьба человека». 

- Что же послужило толчком для написания рассказа? СЛ 10 - 11

 В 1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк).

Многие люди хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

 (Слово учителя.)

Стойкость, цепкость в борьбе за жизнь, дух отваги, товарищества – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел М. Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Л.Толстой в «Севастопольских рассказах» и «Войне и мире».  Михаил Васильевич Исаковский написал стихотворение  «Враги сожгли родную хату», 

- Все эти качества есть у А.Соколова, героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

- Ребята, переходим с вами к работе по произведению

-Что вы можете сказать о композиции этого произведения?

Рассказ имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.

    Учитель литературы:

- Каким особым композиционным приемом пользуется автор в произведении? Для чего Михаил Александрович прибегает к этому?

 (Автор пользуется особым композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный). В центральной части произведения повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

- Ребята, давайте проанализируем некоторые детали рассказа, помогающие нам раскрыть характер главного героя.

Портрет мужчины и мальчика

Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

Народная мудрость: «Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...

– «Словно присыпанные пеплом» – то  есть,  какие, какого цвета? (Серые,  цвета  пепла)

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.) 

- Что автор говорит о глазах Ванюшки? (глазки его были такими яркими и выразительными, как звёздочки на ночном небе, Это были детские глаза, которые излучали веру и надежду, что всё будет хорошо.

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героев.

- В какое время года изображено в начале и в конце рассказа?

(«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». ) Это новая жизнь

-На какую деталь вы еще обратили внимание? 

(Говорящие имена: Андрей Означает «муж, мужчина, мужественный, храбрый»(Это полностью соответствует характеру героя).

Ирина Имя означает «мир, покой». (Она действительно хранит мир в семье. С ее смертью герой теряет и мир, и покой в душе).

Анатолий Означает «восход солнца». (Он и вправду был солнышком,  радостью  и гордостью для родителей. А с его потерей закатилось солнце для Андрея Соколова).

Иван Означает «дар Бога, благодать Божья». (Это награда герою за все испытания судьбы).

Жизнь до войны

- Как жил герой до войны? 

- Как вы думаете, был ли Андрей Соколов счастлив? Почему? 

- Какие слова употребляет, рассказывая о своей семье? 

(Работа кипела в руках. Не хуже других. Дети радовали. Всё в порядке).

Война. Прощание с семьёй. Прокомментировать сцену.

При каких обстоятельствах герой попадает в плен? Как этот эпизод характеризует героя?

– Плен – это война. Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы  не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы, в душе - секрет выживания.

Что ожидало героя после возвращения из плена? (смерть семьи, гибель старшего сына)

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).

Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить).

Работа в группах. Анализ значимых эпизодов рассказа.

-На какие части можно разделить рассказ?

- Какие события в жизни Андрея Соколова можно считать значимыми для понимания его характера? (сцена в церкви, поединок с Мюллером, встреча с Ванюшкой). СЛ12

1 группа: Сцена в церкви СЛ 13

По дороге в лагерь на ночь их загоняют в полуразрушенную церковь.

-  Что происходит ночью в церкви? 

-  С какими людьми А.Соколов сталкивается в этом эпизоде?

-  Как ведут себя герои в этой ситуации?

-  Какая позиция ближе всего Соколову?

-  Как повёл себя сам герой?

-  Как бы вы оценили поступок Андрея Соколова?

Вывод: эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

2 группа: Сцена « Поединок с Мюллером»СЛ14

- Зачем Мюллер вызывает к себе А.Соколова? 

- Какую сцену видит Соколов?

- Что предложил ему Мюллер? 

- Как повёл себя наш герой? Почему? 

- Кто же победил в данном поединке?

Вывод: диалог с Мюллером – это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

3 группаСцена усыновления Ванюшки СЛ 15

-  Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

- Кто кого нашёл?

- Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? -  Как это характеризует Андрея Соколова?

- К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

- Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке.

Вывод. Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. В этом проявляется сильный характер человека.

Кадры из фильма

Перед глазами пронеслась вся жизнь Андрея Соколова. Этот русский человек, человек, несгибаемой воли, выдюжит и около

отцовского  плеча  вырастет  тот,  который,  повзрослев,  сможет  все

вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

Беседа:  - Какая основная тема рассказа «Судьба человека?» (Человек на войне).

- Идея рассказа? (Пройдя через самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство, любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

- Какую проблему поднимает автор в произведении? (Нравственного выбора человека). 

- Давайте вернемся к эпиграфу:

СЛ16        Вставал вопрос в любые времена

                                             Что жизнь такое? Для чего она?

                                             Раз есть она, то как её прожить?

- Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову ответить на поставленные вопросы в рассказе «Судьба человека»?

Почему произведение названо «Судьба человека»? 

- В чём красота души героя Шолохова?

- Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т.  СЛ17

На доске вывешивается таблица со словами.

- Сквозь физические и моральные испытания Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу. Человек становится подлинно красивым, подлинно человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

10.Рефлексия.

- Выскажите своё мнение о рассказе, продолжив одно из предложений.СЛ18

  1. Прочитав рассказ « Судьба человека», я понял(а)….
  2. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься ….
  3. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)…
  4. Рассказ « Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…
  5. Смысл рассказа «Судьба человека» заключается, по моему мнению, в…
  6. Подведение итогов.

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание.СЛ19

Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос: «Что ждет впереди героя и его сынишку?»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»...

Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.Главное для меня при работе с де...

Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...