Открытый урок в 10 классе по рассказу С.Довлатова «Шоферские перчатки».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок  в 10 классе по рассказу

С. Довлатова «Шоферские перчатки».

Цель: анализ рассказа С.Довлатова «Шоферские перчатки», выявление художественных особенностей рассказа.

Оборудование: портрет С.Довлатова, репродукция портрета Петра.

Опись чемодана С.Довлатова:                              Опись чемодана … :

- Креповые финские носки.                                       - Старые письма

 - Номенклатурные ботинки.

 - Приличный двубортный костюм.

 - Офицерский ремень.

 - Куртка Фернана Леже.

 - Поплиновая рубашка.

 - Зимняя шапка.

 - Шоферские перчатки.        

 Учитель заходит с чемоданом в руке.

 - Не удивляйтесь, я никуда не еду. Пока. Но иногда, в определенный период жизни стоит подумать, что положить в этот чемодан. Я думал. Многих вещей уже нет. Да это и неважно. Важна не вещь, а воспоминание, ощущение жизни, потока жизни, которая эта вещь вызывает. Поэтому я положил в чемодан… старые студенческие письма моих друзей. «Иных уж нет, а те далече», а письма остались. В чемодане Довлатова, с которым он переехал границу, тоже полно всякой всячины и не всегда нужной.

 Читаю опись.

 - Особенно не нужны шоферские перчатки, ведь машины, как известно, у Довлатова не было, даже в благополучной Америке не было. На самом деле это не опись вещей, а содержание сборника рассказов С.Довлатова «Чемодан». Сегодня на занятии спецкурса мы попытаемся проанализировать рассказ и подумаем: и все же зачем Довлатову шоферские перчатки?

- Напомните, ребята, сюжет рассказа.

- Верите ли вы в реальность этого сюжета? Почему?

 - Сюжет рассказа анекдотичен. (Запись на доске и в тетради особенностей стиля)

Ученик дает лексическое значение слову анекдот.

 - Анекдот часто строится на несоответствии , например, желаемого и действительного. Найдите подобные несоответствия в сюжете.

 -Одним из сюжетов фильма было обличение пьянства народа как порока , присущего советской действительности. Царь – представитель высокой культуры - сам оказался одним из них.

 -Шлиппенбаху нужно было показать антагонизм царя и народа. Но когда агрессия толпы нарастает, то Шлиппенбах нешуточно пугается, терпит поражение , подобное тому, какое потерпел его однофамилец при Полтавской битве от Петра.

 - «Пропили Россию, гады!..»- говорит человек, который в следующую минуту будет так же, как все, пить пиво.

 - Ленфильм оказался не «фабрикой грез», а « гигантской канцелярией».

 - В диссиденте Шлиппенбахе народ видит советского журналиста, наподобие тех, кто оформляет стенды с рубрикой «Они мешают нам жить».

Вывод:

Что было задумано Шлиппенбахом?

 - Задуман сатирический памфлет, (ученик раскрывает лексическое значение слов памфлет, аполитичный, КГБ, чувиха, фарцовщик, резонанс).

А что получилось?

 - Балаган, абсурд, маскарад…

Индивидуальное задание «Мотив балагана в рассказе» .

 Индивидуальное задание «Значение имен собственных в рассказе».

 Действительно в рассказе употребляется довольно большое количество собственных имен. Основной принцип подбора имен собственных – тот же принцип несоответствия. Так, например, главного героя зовут Юрий Шлиппенбах. Русское имя сочетается с шведской фамилией того самого полководца, которого разбил при Полтаве Петр1.

 Диссидент Юрий Шлиппенбах терпит тоже поражение от русского народа , стоящего возле пивного ларька. Он нешуточно пугается, когда агрессия толпы нарастает.

 «-Ну и публика! Вот так народ! Я даже испугался. Это было что-то вроде…

 -Полтавской битвы,- закончил я.»

 Шлиппенбах гордится предком и носит «в хозяйственной сумке однотомник Пушкина. «Полтава» заложена конфетной оберткой».Заметно сочетание высокого с низким, бытовым, мелочным.

 Имена реформаторов, государственных деятелей Петра, Ленина употребляется на фоне советской действительности: вот оно будущее, в строительство которого они внесли весомый вклад.

 Довлатов употребляет и множество имен собственных , относящихся к культуре . И опять же заметен прием несоответствия: герой ожидает ,впервые побывав на Ленфильме, увидеть творческую суматоху, фабрику грез советского кинофильма, а видит «гигантскую канцелярию». Надеется встретить знаменитостей, и тут же следует пошлая фраза «Чурсина примеряет импортный купальник, а рядом стоит охваченная завистью Тенякова» (имена знаменитых актрис).

Звучит и имя знаменитого итальянского режиссера Антониони, русского режиссера Раппопорта. Но для бывшего зека , а нынешнего работника бутафорского цеха Чипа великими людьми являются совсем не эти деятели культуры, а Сивый, Мотыль, Паровоз. «Какие были люди!» Тем самым дискредитируется проблема великих людей.

 Интересно и употребление собственных имен, связанных с историей Петербурга -

 Ленинграда : «С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в Таврическом дворце. Вернее, на совещание редакторов многотиражных газет».

 Таврический дворец – это место заседания царской думы, а сейчас здесь распекают редакторов.

 «Я прогуливался вдоль здания бывшей Кунсткамеры. Прохожие разглядывали меня с любопытством» . Ряженый Петр действительно похож на экспонат Кунсткамеры.

 Итак, имена собственные в рассказе «Шоферские перчатки» тоже поддерживают ощущение балагана, абсурда происходящего и действительности вообще, так как подобраны по принципу несоответствия, контраста, несочетаемости.

У - Каковы особенности композиции?

 - Несколько новелл, связанных ассоциативно и общим героем: о знакомстве с Шлиппенбахом, о неудачных актерских дебютах героя, даже описание буфета Дома прессы можно было, развернув , сделать новеллой.

 - Пейзаж в 2 коротких предложениях. Портреты одной емкой фразой.

 - Основа сюжета- диалог, герои характеризуются через диалог.

 - Внимание к первой фразе рассказа. Вырвана из потока жизни.

 В «Записных книжках» Довлатова есть фраза : «… похожим быть хочется только на Чехова».

У - Я предлагаю вам сравнить текст Чехова и Довлатова и ответить на вопрос: что общего в стилях находите вы?

 Текст Чехова из рассказа «Лошадиная фамилия»:

 «У отставного генерала-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние – жена, дети, прислуга, даже поваренок Петька предлагали каждый свое средство. Между прочим и приказчик Булдеева Иван Евсеевич пришел к нему и посоветовал полечиться заговором.

 - Тут , в нашем уезде, ваше превосходительство, -сказал он,- лет десять назад служил акцизный Яков Васильевич. Заговаривал зубы- первый сорт. Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…

 - Где же он теперь?

 -А после того, как его из акцизных увольнили, в Саратове у тещи живет. Теперь только зубами и кормится. Ежели у которого человека заболит зуб, то и идут к нему, помогает… Тамошних саратовских на дому у себя пользует, а ежели которые из других городов, то по телеграфу. Пошлите ему, ваше превосходительство, депешу, что так, мол, вот и так… у раба божьего Алексия зубы болят, прошу выпользовать. А деньги за лечение почтой пошлете.

 - Ерунда! Шарлатанство!

 - А вы попытайтесь, ваше превосходительство. До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!

 - Пошли, Алеша!- взмолилась генеральша.- Ты вот не веришь в заговоры, а я на себе испытала. Хотя ты и не веришь, но отчего не послать? Руки ведь не отвалятся от этого.

 - Ну, ладно, -согласился Булдеев.- Тут не только к акцизному, но и к черту пошлешь…»

 Объяснение слова «акцизный»

 Учащиеся отмечают общее для стиля Чехова и Довлатова: анекдотичность сюжета, употребление простых предложений, разговорной лексики, отсутствие выразительных средств языка, ирония, диалогичность.

 Какие фразы вызвали улыбку, как они построены? (« Бывало, отвернется к окошку, пошепчет, поплюет – и как рукой! Сила ему такая дадена…», «До водки очень охотник, живет не с женой, а с немкой, ругатель, но, можно сказать, чудодейственный господин!»).

У - Ирония не в самих словах, а в контексте, в их расположении. Несоответствие слова и значения.

Найдите тот же прием у Довлатова.

 «Вялый тон его говорил о нашей крепнущей близости». «Лежу тут на диване в одиночестве, с женой…» «Моя жена уверена, что супружеские обязанности – это прежде всего трезвость».

 И все же есть у писателя Довлатова свои художественные особенности.

У - Каковы особенности синтаксиса Довлатова?

 Неполные предложения: « Шлиппенбах – ленфильмовскую многотиражку под названием «Кадр».

 Параллелизмы: «Я не удивился. Я к этому привык. Я знал, что далее…»

 Парцелляция: « С Юрой Шлиппенбахом мы познакомились на конференции в Таврическом дворце. Вернее, на совещании редакторов многотиражных газет.» Внимание к паузе, несет смысловую нагрузку, показывает несоответствие : в Таврическом дворце нынче распекают редакторов.

 Ритмичность прозы:

 Но вот мучения кончились.

 Галина протянула мне термос.

 Затем мы поехали на Таврическую.

 Даже на абзацы рассказ делится не только по смыслу, но и по виду синтаксических конструкций.

 Создается впечатление безыскусственной естественной речи.

Итоговый вывод.

У- Так о чем рассказывает Довлатов? Сформулируйте проблему.

 Человек в абсурдном мире. Чувства человека в абсурдном мире.

У- Зачем же Довлатову шоферские перчатки?

 Это тоже балаганный атрибут. Кроме того, важна не вещь, а те чувства, ощущения, которые она вызывает. Вообще, для Довлатова важны не сами события, а выражение чувств героев. Его проза лирична.

 Довлатов ничему не учит, ни о чем не пророчествует, он просто рассказывает о мире и о себе, о неистребимости внутреннего мира человека.

Домашнее задание: написать рассказ о предмете, с которым связаны какие-либо чувства, переживания, пополнив тем самым содержимое чемодана 10  класса. Мой вклад в чемодан рассказ «Старые письма».

Задание на перспективу: научно-исследовательская работа «Лагерная тема в русской литературе» (По повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого дома», сборнику В.Шаламова «Колымские рассказы», повести С.Довлатова «Зона») ; «Веселый грустный мир С.Довлатова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса в рамках проведения городского семинара учителей физической культуры г. Саратова "Внедрение Комплекса ГТО в общеобразовательных учреждениях", декабрь 2014 г.

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол).Мастер-Класс[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8019316","attribu...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»

Открытый мастер-класс в 7 классе школы-интерната № 22 ОРО «РДЖ» по метапредмету «Сравнение»...

Открытый мастер-класс по пошиву игрушки из фетра. Проведения МАСТЕР-КЛАССА по изготовлению новогоднего сувенира – «Тигр», для дома ветеранов «Ногинский»

- познакомить педагогов с историей возникновения и качественными    характеристиками фетра, как материала для творчества;- показать,  для чего можно использовать фет...

План открытого мастер-класса по русскому языку в 5 классе "Повторение синтаксиса и пунктуации в 5 классе" с презентацией

Разработка данного урока  с использованием сингапурской методики позволяет повторить и систематизировать знания учащихся по синтаксису и пунктуации в 5 классе в форме групповой работы....