Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.
Главное для меня при работе с детьми на уроке литературы- постижение смысла текста, привлечение ребят к активному диалогу через отражение своего «я», воспитание внимательного, вдумчивого читателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 11 классе по рассказу
Ю.Казакова «Вон бежит собака»
Учитель русского языка и литературы
Масошина Людмила Валентиновна
Цель урока – выполнить целостный анализ рассказа Ю. Казакова, учитывая аспекты его художественной организации;
- Сделать вывод о нравственных уроках рассказа;
- Выполнить творческую работу «Письмо моему современнику».
Вид деятельности обучающихся на уроке:
- аналитические чтения фрагментами;
- графическое изображение сюжета;
- создание смысловых цепочек, фреймов;
- словарная работа;
- лингвистический анализ текста;
- творческие задания;
- выбор «имени» урока;
- диалог;
- работа в группах.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. (О быстроте, скоротечности, суете жизни, о дефиците нравственности и о нравственных проблемах в рассказах Ю.Казакова);
- Биографическая справка о писателе Ю.Казакове (сообщение ученика);
- Вопросы по осмыслению текста рассказа:
- О чем рассказ? ( о поезде механика Крымова на природу);
- Какое чувство осталось после прочтения? (печали, боли, грусти);
- О каком времени говорится в рассказе? (современная жизнь);
- Почему он так называется? (собака- это…);
- Какие сюжетные образы (объекты) представлены в рассказе? (город, автобус, тайное место)
- Графическое изображение сюжета. Попробуйте изобразить сюжет графически:
Город Автобус Тайное место
- Работа в группах.Аналитическое чтение и работа по карточкам с заданиями. Характеристика объекта. Представление объекта.
1 группа. Город:
Прочитайте описание города. Найдите ключевые слова и средства выразительности, используемые автором для характеристики города, откуда едет Крылов. («Мертво освещенные вечерние города, гул за стеклами- ж-ж-ж-ж, что-то неживое, холодное и одинокое». Производство, завод- ключевые слова).
2 группа. Автобус:
Можно ли сказать, что автобус- это тот же самый город Крымова? Почему в тексте нет подлежащих и так много глаголов? Какие слова повторяет автор при рассказе о пассажирах? (потихоньку, сонно, слегка). (Перед нами масса, нет человеческих лиц, Видим что-то бездушное, механическое, «мчались в черноту», ничего не видно ни вокруг, ни в автобусе, «вокруг темное, неразборчивое». И здесь, в автобусе, все чужие, никому ни до кого нет дела, едут себе тихонько и все).
3 группа. Тайное место:
Какое она, тайное место Крымова? Прочитайте фрагмент текста. Почему он здесь счастлив? Какую проблему ставит здесь перед нами писатель? (природа- это не город и не автобус, здесь герой счастлив, ибо природа облагораживает душу, делает человека лучше, здесь, на природе, к герою приходит озарение).
Вывод по первому этапу работы:
В современном мире, особенно в больших городах люди по сути одиноки, они живут своей жизнью, их волнуют лишь собственные проблемы, счастливы же они наедине с природой?
- Герои рассказа и внутренний конфликт Крымова.
Все-таки герой ощущает внутренний конфликт. С чего все начинается? Обращаемся к героям рассказа.
1 группа. Девушка в автобусе. Найдите в тексте слова, характеризующие ее внутреннее состояние. Обратите внимание на детали. Сделайте вывод. (лицо-темное пятно, провалы губ, опущенные ресницы, странный шепот, дрожали губы и руки, скорбное лицо…, будто хочет что-то сказать). Что девушка хотела сказать Крымову и не смогла? Чего ждала она от случайного попутчика? (внимания, сочувствия, возможно, помощи. А если бы он позвал ее с собою! Или хотя бы спросил: что случилось с нею?) А он НИЧЕГО не сделал. Не смог! Почему?
2 группа. Внутренний конфликт героя. Как меняется состояние Крымова во время поездки? Какие чувства вызывает у него незнакомая попутчица? Сделайте вывод: как наступило прозрение Крымова? Что понял он в конце рассказа? (Он понял, что сделал что-то очень плохое, ведь он МОГ чем-то помочь человеку, узнать о том, что с ним произошло, утешить словом, но не сделал этого, потому что был поглощен собой, своими делами, заботами, желаниями).
3 группа. А причем здесь собака? Найдите в тексте слова о собаке. Зачем автору нужно было вводить ее образ? Что символизирует эта собака? (собака бежит по своим делам, не отвлекаясь на свист(зов), бежит просто так. Собака- это и Крымов, и люди, что живут, бегут по своим делам, не замечая крика о помощи. Все мы немножко собаки. Вспомним у Маяковского «все мы немножечко лошади».)
- Определение проблематики рассказа. Фронтальный опрос. Какие проблемы поднимает автор в своем рассказе? (проблема одиночества человека в современном мире, проблема нравственного выбора человека, проблема счастья, проблема человеческого равнодушия и душевной черствости, проблема связи человека с природой и влияние природы на человека).
- Составление смысловой цепочки. Посчитайте, сколько раз в рассказе встречается слово «счастье» и производные от него (9 раз). Какой же вопрос по сути задает нам автор? (что есть счастье? Когда чеовек счастлив?) Составляем цепочку:
ОДИН …?... СЧАСТЬЕ
Какие слова вы напишете на месте пропуска? (добро, семья, друзья, милосердие, дом, дети).
- Определение основной мысли рассказа.Что же хотел сказать автор своим рассказом? (общий вывод).
(Мы живем как во сне, торопимся куда-то, не замечая, ничего вокруг или не хотим замечать. Не спим ли мы, не живем ли «тихонько», как в том автобусе? Может, и мы – те машины- холодильники, которые проносятся по жизни, как по матовому шоссе, не оставляя следа, не сделав ничего хорошего, не обогрев, не успокоив того, кому нужна помощь? «Идти или не идти?»- спрашиваем мы себя, как Крымов, и не идем, питая свою душевную черствость и равнодушие. И терзаем тоской свое сердце).
- Как бы вы назвали рассказ и наш урок по-другому? («Озарение Крымова», «Ай-ай, ну и сволочь же я.», «Когда тоска хватает за сердце», «Идти иои не идти», «Все мы немножко собаки».)- обсуждение вариантов.
- Объяснение финала рассказа. «Что-то красивое, печальное, прекрасное стояло над ним… сострадало и жалело его… Что это?» (Совесть? Бог? Душа? Что-то другое? Объясните.)
- В мире мудрых мыслей. Объяснение смысла крылатых выражений.
«Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует»
Ф.Бэкон
«Сострадание правит миром»
Древнеиндейский афоризм
«Сострадание- есть горе о чужом несчастье, зависть- есть горе о чужом счастье»
Плутарх
- Творческая работа. Письмо-обращение к моему современнику. «Учитесь сочувствовать»
Литература:
- Бидюков Б.Ф. Основы герменевтики. Программа курса. Городской педагогический лицей, г. Новосибирск,
- Ильин Е.Н. Рождение урока- М.; Педагогика, 1986
- Лекманов О.А.; Свердлов М.И. Заметки о школьной литературе. Из-во Московского культурологического лицея, 2001
- Букатов В.М. Тайнопись бессмыслиц в поэзии Пушкина. М.; Московский психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1999
- Вахромеев В.В. От диалога к полилогу. Федеральный государственный образовательный стандарт: авторская методика преподавания, Якутск, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),
Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

Открытый урок по литературе по рассказу В.П. Астафева "Конь с розовой гривой"
Методическая разработка открытого урока по литературе...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Открытый урок "Капитан Клюквин" по рассказу Ю. Коваля
Конспект урока по рассказу Юрия Коваля "Капитан Клюквин" (2 урок)....

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...

Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить кл...