Открытый урок по литературе по рассказу В.П. Астафева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Фёдорова Людмила Александровна

Методическая разработка открытого урока по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки доброты и нравственности в  рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Вина – благородное чувство

воспитанного человека

Г. Гегель

ХОД УРОКА.

  1. Подготовка к восприятию темы.   Слайд №1

     Здравствуйте, ребята! Наш урок я хочу начать  следующими словами « Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!  А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того  дивного коня с розовой гривой».  Как вы думаете о чём же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

    На прошлом уроке мы с вами изучали творчество известного русского  писателя  В.П. Астафьева  и  вы дома должны были дочитать его рассказ «Конь с розовой гривой» и выписать в тетради слова с сибирскими диалектизмами, которые он употреблял в своём рассказе.

 Слайд 2. Это произведение вошло  в его книгу «Последний поклон». Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве.

       Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

    Открываем тетради, записываем число и тему урока. Эпиграфом нашего урока  послужат слова немецкого философа Г. Гегеля «Вина-благородное чувство воспитанного человека».

 Слайд 3. Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа «Последний поклон»,  давшего название целой книге…

“Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня.  Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири,  чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон.

        И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, —  да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею.

        Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”

Ребята, как вы думаете:

1.Кому посвящены эти строки? (Бабушке Катерине Петровне)

2. Какое чувство испытывает автор письма и почему? (чувство вины)

«Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека» ,- говорил Гегель.

Но не только чувство вины испытывал  автор долгие годы, но и  чувство признательности, благодарности за урок, который вынес он из детства и о котором   поведал нам в рассказе «Конь с розовой гривой».  А сегодня мы с вами постараемся понять  и выяснить, какой же жизненный урок может получить каждый из нас с этого произведения.

- Бывает ли  у вас так? «Сон не брал меня». (Что означают эти слова? Значит ему не спится).  

«Сон не брал меня…» стр.222

«Вон как хорошо было бы жить! А теперь? Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.»

Почему герой называет себя преступником, какое совершил преступление  и какие уроки вынес из этого,  мы и постараемся сегодня ответить с вами на эти вопросы.

Слайд №4

   II.Проведем лингвистическое исследование и определим состав преступления. Сравним лексическое значение двух слов:  

Преступление –  наиболее существенное нарушение законности и правопорядка, влекущее за собой уголовное наказание.

Преступление против государства. Уголовное преступление.

 Проступок  –  поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности; провинность.

А теперь давайте  ответим на вопрос:

-Что же совершил герой - преступление или проступок?

 Задание  для 1 группы:  Как вы думаете,  в чем состав преступления главного героя? (Обманул бабушку, украл калачи).

Задание  для 2 группы: Какой проступок совершил наш герой? (под землянику нарвал травы, высыпал и скормил левонтьевским ребятишкам, похвастался, что может стащить калач у бабушки)

Задание  для 3 группы: Мог ли семилетний мальчик, которому бабушка старалась дать хорошее воспитание, сам это совершить?  Кто подтолкнул его к обману?

(Сам совершить этот проступок он не мог. На это подтолкнули «Левонтьевские ребятишки»)

Подумали, ваши ответы…

II.Слайд №5: Установим личности тех, кто подтолкнул его к обману и проведем следующее  групповое исследование:

Какое определение наиболее полно характеризует  соседских детей:

  1. «Левонтьевские орлы»
  2. «Левонтьевская орда»
  3.  «Левонтьевские ребятишки»

1 группа. Анализ эпизода «По дороге за земляникой».

 Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

1) Найдите в отрывке глаголы. Как они характеризуют ребят?

2) Почему автор использует так много глаголов ?

3) Как автор относится к  ребятам?

2 группа. Анализ эпизода «Сбор ягод»

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

 1) Каково отношение «Левонтьевских»  друг к другу?

 2)Как вы думаете, почему они так себя ведут?

 3) Каково отношение автора к «Левонтьевским»?

3 группа. Анализ эпизода «На речке».

Выразительно прочитайте отрывок и ответьте на следующие вопросы:

 1) Какие поступки совершали ребята на речке?

 2) Как вы их расцениваете?

 3) Как автор относится здесь к ребятам?

       Вывод:  Больше подходит выражение «Левонтьевская орда».

 Дети перенимают устои семьи.

 Большое количество глаголов говорит о том, что левонтьевские дети  действуют, порой необдуманно, порой агрессивно, легкомысленны, драчливы, эгоистичны, безответственны. Отношение автора несколько иронично: добродушно подсмеивается  над их легкомысленностью, но при этом нет негативного отношения к деревенским детям.

      IV.Человека характеризует его поведение в  ситуации нравственного выбора. Как вы понимаете  выражение « нравственный выбор»?

(Человек на перепутье добра и зла, нравственности и безнравственности.)

 Давайте сейчас проанализируем ситуацию  нравственного выбора  в одном эпизоде «Разговора Саньки и главного героя рассказа».

   Ребята, почему наш герой не пожалел ягод и накормил левонтьевских ребят, а сам успел лишь несколько штучек попробовать.

    Вывод:  не хотел потерять друзей, не хотел ссориться, конфликтовать. Ему было важно  не струсить, не опозориться,  не показаться жадным. Наш герой не хотел выделяться, он хотел быть как все.

Черты характера : оказался нерешительным, слабовольный, не может сказать Нет, пошел на поводу у Саньки,  оказался в зависимости  от чужого мнения, проявил в себе слабость.

Слайд 6  Ребята, давайте сделаем вывод, каким нам надо быть в жизни?

Какие уроки нравственности мы можем выделить в этом рассказе:

  • надо уметь говорить нет,   быть твердым, проявлять решительность, не поддаваться на провокацию, не пытаться показаться храбрым,  надо стоять на своем взгляде на мир, т.е. не бояться быть личностью. Герой не выдержал испытание на прочность характера.

Слайд 7

  IV.Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека.

(к нашему эпиграфу мы уже обращаемся на уроке несколько раз)

 –Как вы думаете, испытывает ли  чувство вины наш герой или ему все равно, что он совершил, как Левонтьевским ребятишкам.?

Где и в каких моментах мы встречаемся с переживаниями нашего героя?

(Через речь, портрет, внутренние монологи автор показывает душевные переживания  героя. Большую роль в этом сыграл и пейзаж).

 Проведем следующее исследование и ответим на вопрос: какую роль играет пейзажная зарисовка   ясного летнего дня?

Задание по группам:

 1. Какие слова  использует автор для передачи цвета  летнего дня и какие слова использует автор для передачи звуков?  (ясный день,  рябенькие кукушкины слезы, синие колокольчики, хрустких стеблях, колокольчики,  пчелы,  цветы-граммофончики.)

2.Какие  изобразительно-выразительные  средства языка  мы видим в  отрывке и для чего они использованы?

(для передачи чувств, эмоций, состояния героя)

 3.Какое настроение вызывает пейзаж? Что происходит в природе  и что происходит в душе героя?

(Радостное, возвышенное. Цветут колокольчики, кукушкины слезки, день ясный, летают шмели.)

   Вывод: На фоне красоты, спокойствия, гармонии природы ещё ярче видны переживания героя : «Вон как хорошо было жить! А теперь?» Жизнь главного героя омрачена безобразным поступком- обманом.  Мир природы, красота и гармония  летнего дня контрастируют с миром обмана, эгоизма, куда был вовлечен мальчик. Обман делает человека несчастным.

Слайд 8, 9

  V. Почему , осуждая внука за мошенничество, бабушка  купила все-таки  ему  пряник конем?

         (Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих злодеяниях.  Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет:

Слайд 10

«А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

Слайд 11 VI .  Рефлексия.  Какие  уроки доброты и нравственности  я получил после прочтения  рассказа «Конь с розовой гривой».

- Уметь говорить нет;

- Не быть жестоким;

 - Быть честным, признаваться в содеянном;

- Помогать  другим;

 - Уметь прощать,  спешить делать добро;

  -Уметь признать ошибку, покаяться.

  -Делать  правильный выбор

  -Быть  решительным, не поддаваться чужому влиянию

Открыть слайд

Самооценка: 1 группа оценивает-2, 2-3, 3-1.

VII.Заключительное слово учителя.

- Рассказы В. П. Астафьева – это обращение ко всем людям на этой земле о нобходимости  любить и прощать, продлевать жизнь друг другу, наполняя её радостью и красотой.

VШ. Домашнее задание:

1.Прочитать другие рассказы из сборника «Последний поклон» .

2.Подготовить сообщение «Уроки доброты бабушки Катерины».

3.Составить кроссворд из диалектных слов, которые встречаютя в этом рассказе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ  В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...

Презентация к открытому уроку по литературе по рассказу И. А. Бунина "Роман горбуна"

Данный материал направлен на осмысление текста рассказа И. А. Бунина "Роман горбуна", что способствует лучшему восприятию авторского текста....

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...