Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
методическая разработка по литературе (6 класс)

Бурганова Евдокия Емельяновна

Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить ключевые слова: помощь и поддержка. А три принципа Ш. Амонашвили, «Любить ребёнка, очеловечить среду, в которой он живёт, прожить в ребёнке своё детство», должны быть девизом каждого учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_masterskaya_slova._sosh_33.burganova_e.e.docx812.9 КБ

Предварительный просмотр:

Бурганова Е.Е.,

 учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 33»

«Мастерская слова»

   Овладение свободной устной и письменной речью, нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представлений до полного овладения его содержанием. Решение задач развития речи и нравственного воспитания осуществляется в единстве воздействия на чувства, сознание и поведение ребёнка. Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить ключевые слова: помощь и поддержка. А три принципа Ш. Амонашвили, «Любить ребёнка, очеловечить среду, в которой он живёт, прожить в ребёнке своё детство», должны быть девизом каждого учителя. 

   На одном из уроков развития речи я предложила ученикам обратиться в письме к Дождю, предварительно определив моменты, предоставляющие выразить радость и огорчение. Предлагаю вам перечислить, чем же радует нас дождь или огорчает? А вот что получилось у ребят:

Дождь

Радует

Огорчает

Поливает сады

Можно бегать по лужам

Свежий воздух

Появляются грибы, цветы

Можно фантазировать, глядя в окно и наблюдая за капелькой дождя

Будет хороший урожай

Появляется радуга

Заливает огороды

Промокает одежда, и родители загоняют домой

Ломаются машины, попадая в колею с водой

Бьет по лицу, больно

Грустно, сыро, хмуро, холодно

Трескается асфальт

Итак, общая атмосфера и помощь участников друг другу дают возможность даже самому заурядному (хотя заурядных детей не бывает) и совершенно не настроенному на работу участнику тоже заняться творчеством, а значит развивать речь, усвоив ключевое положение системы: «все способны», значит, и я смогу. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

   Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Наша задача с вами - не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Мы с вами должны обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения.

   Подобная работа отмечена и в преподавании с использованием Сингапурской методики. Отрывок из урока литературы в 6 классе.

Тема «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Цель:

-проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить

  внимание  на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев;

-воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и

  уважение к человеку, сострадание и сопереживание;

-отметить мастерство автора в изображении природы, в умении «заглянуть» в душу

  человека и рассказать о его переживаниях.

   Один из этапов Сингапурской методики, когда учащийся, нарисовав неодушевленный предмет,  начинает сравнивать его с ключевым словом урока. Давайте попробуем с вами. Один предмет мысленно представьте, теперь скажите, что дружба похожа на ваш предмет и почему. А вот, как у детей выглядит:

________________________________________________________________

__________________________________________________________________

   Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность; навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме. Примерно такие виды уроков в «Мастерской» являются толчком к интенсивной познавательной деятельности учащихся.

   Сверяя старые знания, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.

Вот и легко определить можно, что на творческих уроках есть вероятность решить основные УУД:

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений, ассоциаций.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; контролировать и оценивать свою деятельность; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

   Таким образом, проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание. Удачи в творчестве, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Ззнакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...

Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Знакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),

Урок литературы  «Час мужества»  по Сингапурской методике в 7 классе  (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

Урок литературы в 7 классе "Взаимоотношения детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе Ю.П.Казакова "Тихое утро"

Авторская разработка интегрированного урока открытия нового знания комбинированного типа с применением технологии проблемного обучения по программе В.Я.Коровиной с презентацией. Урок направлен на...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...