Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Кузьмина Елена Васильевна

Ззнакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;

особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, нравственную чистоту;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tikhoe_utro.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Человек и природа в рассказе  Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Цель: 1. Познакомить учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;

2. Обсудить особенности жанра рассказа;

3. Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, нравственную чистоту;

4. Развивать творческие способности учащихся.

Наглядность: магнитофонная  запись со звуками природы, кроссворд, картины природы, нарисованная обложка к книге,  рисунки, «портретная галерея» юношей.

                                                                   Лучами земля опоясана,

                                                                   Цветами земля опоясана,

                                                                   Ходите дорогами ясными,

                                                                   Летайте высокими трассами.

                                                                   Орбитой любви и привета

                                                                   Пусть мчится вся наша Планета.

                                                                       Стремитесь открыть хоть однажды

                                                                   Звезду человечности в каждом!

                                                                                                        П.П.Елфимов.

                                                                План.

Слово учителя: Юрий Петрович Казаков – прозаик, автор прекрасных рассказов о людях мужественных , о любви. В центре рассказов человек, который не боится «стихийных сил» и борется с ними, но побеждает именно потому, что действует в соответствии  с их же  законами, не вопреки жизни, а в согласии с ней. Природа уважает тех, кто мужественен. Казаков любил природу, любил любовь…

Сегодня на уроке присутствует сам писатель. Он расскажет о своей жизни (выступление ученика).

Критик о творчестве  Ю.П. Казакова ( выступление ученика).

Издатель книги ( ученик защищает свой рисунок для обложки рассказа «Тихое утро»)

Аннотация рассказа для помещения на первой странице издаваемой книжки.(проверить домашнюю работу).

2.Повторение теории .

-Назвать признаки рассказа.

-Что называется композицией?

-Через какие цвета вы бы передали сюжет этого рассказа?

3. Казаков предстаёт перед нами как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства. На уроке проследим, какими качествами должен обладать  человек, чтобы  называться человеком. Как связаны между собой человек и природа.

- Что предвещает описание утра?

-Как готовятся к рыбалке  Яшка и Володя? Проанализировать поведение и состояние героев.

-Какие по характеру люди нравятся  Яшке?  (Колька да Женька Воронковы. Очень бойкие, похожие на него самого).

-Но почему на рыбалку он идёт с Володей? (Не из дружеских чувств, для собственного самоутверждения…)

-Какой по характеру Яшка?( Высокомерен, язвителен , нетерпелив: «разозлился», «зло», «заморыша»,  «осмотрел с пренебрежением Володю с ног до головы», любит себя: «лучше его нет рыболова во всём колхозе».)

-А  московский мальчик в отличие  от  Яшки? («долго возился…слез», хотя лицо его было всё ещё «бессмысленно и неподвижно» , « зевнул», «покачнулся» и т.д.)

-Почему назревает конфликт между подростками? (Из-за высокомерия и язвительности , Яшка не сумел увидеть Володю таким, каков он есть).

- Каким выглядит Володя глазами   Яшки? Автора?

( Глазами автора: Володя выдерживает критику в жёсткой форме, умеет сдерживать себя, чтобы не быть грубым. Володе хочется порыбачить, он подавляет обиду на Яшку потому, что признаёт его правоту, ощущая себя неловким. Володя готов идти к намеченной цели, проходя через испытания, уготовленные Яшкой.

Из текста: « Володя помрачнел, покраснел», «сквозь зубы ответил»…и ещё  больше покраснел», готов разреветься, но…», « ему было стыдно своей неловкости», «с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги».)

4.Работа с портретной « галереей»  Который из портретов  вам  напоминает Яшку? Володю?  Почему?

-Можно ли Володю обвинить в угодничестве, в отсутствии чувства собственного достоинства?

-Какое испытание уготовила судьба Яшке? Почему? ( Даже природа моментально среагировала на  этот разлад во взаимоотношениях.  Природа раскинула свои сети).

 5. Работа с иллюстрациями о природе.

Задание: Найти в тексте описания природы, которые подходят к этим картинам природы.

6. Словарная работа. Омут - 1) Водоворот на реке, образуемый встречным течением.

                                                2) Глубокая яма на дне реки или озера.

7. Описание омута и есть приближающаяся кульминация в развитии действия через эмоционально – образной ряд слов (Мрачными омутами, нечаянно оступился, мрачность, которая царила в этом омуте…)

- Какие чувства охватывают Яшку в тот момент, когда он понял, что тонет?

- Только ли страх владеет в эти минуты?

- Что же победило в нём в самое трудное мгновение?

Вывод: В мальчике развито чувство ответственности, порядочности, настоящего мужества. И в этом суть его характера. Всё же остальное – наносное, преходящее.

11. Небольшая беседа о том, что всегда есть место подвигу и в мирное время. «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», -утверждает М.Горький.  

12. Диспут.

- Можно ли Яшку назвать героем?

- Какими людьми вырастут Яшка и Володя?

- Станут ли они друзьями?

- Как сложится их жизнь?

13. Стихотворение Э.Асадова «Дружба».

14.  В чём смысл названия  «Тихое утро»? (В природе всегда царит гармония. Ничего плохого она не желает людям. И то утро начиналось тихо. А природа живая, она быстро среагировала на взаимоотношения детей. Люди сами вызывают негодование природы. Никто в то утро не думал о плохом.)

15. Сочинения – отзывы о рассказе читают два ученика.

16. Под звуки природы звучит стихотворение В.Суслова «Опять черёмуха в цвету».

 …Где красота – там доброта.                            И нам без них не обойтись  

 Их разлучить ничто не может,                          Ни светлым днём, ни днём дождливым,

 Любая светлая мечта                                          И если хочешь быть красивым,

 На двух подруг всегда похожа.                          Ты добротою поделись.

17. Исполнение песни «Мы желаем счастья вам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов в рамках предметной недели «Человек и природа» по рассказам Юрия Казакова « На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес»

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-7 классов   по рассказам Юрия Казакова  «На еловом ручье», «Тэдди», Арктур – гончий пес» было проведено в рамках  предмет...

Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Знакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),

Урок литературы  «Час мужества»  по Сингапурской методике в 7 классе  (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить кл...