Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Валентина Станиславовна Шаламбар

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро» Яшка - верный друг Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 пос. Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края Шаламбар Валентина Станиславовна

Слайд 2

С.А.Есенин «С добрым утром!» Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!“ (1914)

Слайд 3

Русская деревня на картинах известных художников Деревня. Ф.А.Васильев Деревня. М.С.Эрасси

Слайд 4

Утро. Туман

Слайд 9

Верный друг Какого человека можно назвать верным другом? Какие пословицы о дружбе вы знаете? Запишите одну из них в тетрадь.

Слайд 10

Аналитическая беседа – Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома? Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаём ) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева « Бежин луг». Видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли.

Слайд 11

Что рассердило Яшку? И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого … заморыша », червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел его с головы до ног. Увидев ботинки на ногах, посоветовал галоши надеть, пальто взять и галстук

Слайд 12

Каким человеком был Яшка? Яшка был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев . Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел…», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем другое отношение к Мишке (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку , который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!».

Слайд 13

Как повёл себя Яшка, когда случилась беда? И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать. Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его»…

Слайд 14

Как чувствовал себя Яшка после спасения товарища? Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось .

Слайд 16

Составление плана 1) Каким мы представляем Яшку? 2) Обида, пренебрежение к другу. 3) Дал слово – сдержи его. 4) Яшка – добрый человек и верный товарищ. Напишите сочинение по плану. Картина Н.Богданова – Бельского «Деревенские мальчики», 1936 г.

Слайд 18

Интернет-ресурсы «Деревенские мальчики» Н.Богданов-Бельский, 1936 г. artcyclopedia.ru Утро. Туман. yandex.ru/mages/ slarch Мальчики. forum.kinopoisk Купание. evengelie.ru Тонущий мальчик. profi-forex.org Сарай. wpapers.ru Поплавок. homeclub-almaty.kz Плачущий мальчик. eastkorr.net Деревня. М.С.Эрасси . artscroll.ru Деревня. Ф.А.Васильев. anywalls.com Наруто – тихая музыка. ololo.fm Песня «Если с другом вышел в путь» mp3-pesnja.com



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литература

Класс

7

Базовый учебник

Литература. 7 кл.  под ред.  Коровиной Т.Я. и др.

Тема урока

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Тип урока

Развитие речи

Цели урока

Образовательные:  учить  работе с текстом, отбирать  необходимые отрывки, использовать их для подтверждения своих суждений, учить составлению плана, культуре речи. 

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к чтению; способствовать формированию  умений работать в коллективе, а паре.

Воспитательные: воспитание ответственности за поступки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные: рассмотреть эпизоды, характеризующие главного героя; научится  находить ключевые слова и образные выражения, составлять план сочинения

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к литературе, чтению.

Технологии

Личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная.

Формы работы

Коллективная,  творческая, фронтальная

Межпредметные связи

Литература (литературоведческие термины), искусство, музыка

Внутрипредметные связи

Литературоведение (терминология – образ, герой, автор и др.), лингво-стилистическая работа (анализ образных выражений), устное народное творчество (пословицы о дружбе)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, советует.

Виды деятельности учащихся

Самостоятельная работа  с текстом, выделение эпизодов, участие в беседе, составление плана

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

Сайты с картинками на yandex

Материалы и оборудование

Сборник пословиц В.И.Даля;  электронное пособие «Литература. Поурочные планы. 7-9 классы» - издательство «Учитель», www.uchitel-isd.ru

Подготовительный этап к уроку

Один из учащихся готовит выразительное чтение стихотворения С.А.Есенина «С добрым утром!»;  внимательно прочитать рассказ и составить устную характеристику понравившегося мальчика

Таблица 1.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Формулирование темы урока

4

Слайд 2

Слайд 3

Знакомит с темой и целями урока:

- Словами «С добрым утром!» заканчивается стихотворение С.Есенина, этими же словами начинается наш сегодняшний урок. Доброго всем утра, доброго настроения. Какое настроение создало у вас стихотворение? Какой приём использовал автор, чтобы оживить природу, сделать её собеседником человека?

Беседа по содержанию произведения

- Где происходят события рассказа?

-  Отличается ли жизнь деревни того времени от нашей?

-  Посмотрите, как изображали русскую деревню известные русские художники. Что вы знаете об этих художниках?

- Какие чувства они хотели нам передать? Какое впечатление эти картины на вас произвели?

- Согласуется ли настроение картин с настроением, переданным поэтом Есениным?

Подготовленный ученик читает стихотворение   С.А.Есенина «С добрым утром!»,

Рассматривают репродукции с картин художников. Отвечают на поставленные вопросы,

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Актуализа-ция знаний

3

Слайды

   4-8

- Рассказ Ю.Казакова, по которому мы с вами будем писать сочинение, называется «Тихое утро».  Послушайте музыку  из анимационного японского фильма «Наруто»  и посмотрите слайды.  Найдите в тексте пейзажную зарисовку раннего утра в деревне, прочитайте его выразительно. Гармонично ли вписывается в эту зарисовку наш герой Яшка? Почему? Понравился ли он вам? Какими чертами  характера  обладает мальчик?

- Как вы думаете, почему я обратила ваше внимание на образ именно этого мальчика? Правильно! Наш урок сегодня будет посвящён описанию литературного героя. Не просто описание его внешности, а прежде всего качеств его характера, его поведения и поступков. Для чего нам это нужно? Чтобы понять этого героя, оценить лучшие его качества.

Формулируют тему урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

3

Слайд 9

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

- Скажите, какого человека можно назвать верным другом?

- Какие пословицы о дружбе вы знаете? Запишите одну из них в тетрадь. Можно обратиться к двухтомнику русских пословиц В.И.Даля.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: поиск и выделение информации

5.

Целеполага-ние.

1

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока).

-  Можно ли Яшку назвать верным другом? С самого начала рассказа об этом не скажешь. Попробуем это доказать или опровергнуть в наших сочинениях.

Узнают о сюжетной линии урока.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.

6.

Аналитическая работа

5

Слайд 10

– Каким мы представляем мальчика, вышедшего рано утром на крыльцо деревенского дома?

     (Примерное содержание ответа:  Автор не описывает внешность мальчика, которого (мы это позже узнаём) зовут Яшка. Но почему-то он представляется мне похожим на Павлушу из рассказа Тургенева «Бежин луг». Видится он невысоким, приземистым. Лицо у него широкое, загорелое от постоянного пребывания на солнце. Носик вздернут вверх и облуплен. Волосы, выгоревшие от воды и солнца, после сна всклочены. На нем старая рубаха без манжетов и с расстегнутым воротом и заплатанные штаны. Мальчик бос, и это, судя по его поведению, не создает ему неудобств. Рыбацкие навыки его чувствуются во всем: в умении проснуться рано, когда все еще спят, встать, накопать червей, подсыпать им свежей земли). Запишите в тетради краткий ответ на вопрос.

Описывают мальчика  устно, сравнивают с другими литературными героями.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: самокоррекция.

3

Слайд 11

- Что рассердило Яшку?

( Примерное содержание ответа: И вот вместе с ним мы оказываемся у сарая, где на сеновале спит его новый приятель. Его медлительность рассердила и оскорбила Яшку: он на целый час встал раньше «из-за этого … заморыша», червей накопал, удочки принес. Он хотел Володе показать рыбные места, а вместо благодарности и восхищения – «рано»! Поэтому он с пренебрежением осмотрел  его  с  головы  до  ног.  Увидев  ботинки  на  ногах,  посоветовал  галоши надеть, пальто взять и галстук).  Запишите в тетради краткий ответ на вопрос.

Находят в тексте отрывки, приводят доказательства

Предметные: умение ориентироваться в тексте

3

Слайд 12

     - Каким человеком был Яшка?

( Примерное содержание ответа: Яшка был добрым человеком. Узнав, что новый друг ни разу не ловил рыбу, смягчился, сменив гнев на милость. Удивляет нас умение Яшки разбираться в людях и давать им характеристику одной фразой. «Это Федя Костылев. Всю ночь пахал с фарами, чуток поспал и опять пошел…», – с уважением говорит он о пахаре. И совсем  другое  отношение  к  Мишке  (заметьте не Миша, а Мишка) Каюненку, который, увидев над омутом щуп осьминога, «аж до самой деревни бег!» И тут же уничтожающая фраза: «Хотя, наверное, врет, я его знаю!»).

Устно отвечают на вопрос

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, слушать мнения других

Личностные: смыслообразование.

9.

Поисковая работа

5

Слайд 13

- Найдите в тексте отрывок, в котором рассказывается о том, как повёл себя Яшка, когда случилась беда.

Что мы может об этом написать в нашем сочинении?

( Примерное содержание ответа: И вот друзья у омута. Яшка объяснил Володе, что и как надо делать. Но предусмотреть всего не мог. Он не знал, что друг не умеет плавать. 

                Яшка долго ждал, когда Володя выплывет, а когда понял, что тот тонет, испугался, выбежал на луг, но убежать нельзя, позвать на помощь некого. Вернувшись, он прыгнул в воду, поплыл к тонущему. И когда Яшка понял, что вцепившийся за него друг утопит его, ударил его в живот и скинул с себя. Он в ужас пришел, когда подумал, что он, Яшка, ударил, утопил его»… )

Находят нужный отрывок.  Приходят к выводу, что, если в начале рассказа Яшка пытался показать себя взрослым, много знающим человеком, то теперь мы видим в нем испуганного мальчика, отчаянно ищущего выход из создавшегося положения.

Регулятивные: Поиск и выделение информации; 

самоконтроль. 

Коммуникативные:  Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений

Личностные:

Формирование нравственных норм поведения

10.

Подведение итога поисковой работы

3

Слайд 14

- Как чувствовал себя Яшка после спасения товарища?

  ( Примерное содержание ответа: Он вытащил Володю, спас его, подарил ему жизнь. Он был гордым, плакать не хотел, но плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось).

Записывают в тетради вывод.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

Видео «Panda»

Выполняют движения за героем фильма

Реалаксация

11.

Обобщение материала. Составление плана

5

Слайд 15

- Просмотрите записи в ваших тетрадях. Вспомните, на какие вопросы мы пытались ответить. Обратите внимание на тему нашего урока «Яшка – верный друг». Работая в парах, попробуйте составить  план сочинения.

Предлагает примерный план сочинения.

1) Каким мы представляем Яшку?

2) Обида, пренебрежение к другу.

3) Дал слово – сдержи его.

4) Яшка – добрый человек и верный товарищ.

Работают в парах, составляют план, предлагают его прослушать. Корректируют  планы.

Регулятивные: планирование.

Личностные: уважительное отношение к партнёру по работе., коррекция.

12.

Рефлексия

4

- Что мы узнали сегодня о Яшке? Можно ли считать его верным другом? Чему научил вас рассказ? Какой вывод вы сделаете в своём сочинении?

Отвечают на поставленные вопросы, предлагают варианты вывода.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, делать выводы.

Домашнее задание

1

Предлагает написать сочинение по составленному плану.              



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию разработки

 Сочинение по изученным  произведениям XX века.  «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

        Разработка урока и презентация выполнены в соответствии с требованиями  ФГОС и рекомендована учителям-предметникам для использования на уроках русского языка в 7 классе  общеобразовательной школы.

        Урок развития речи.

        На уроке предполагается развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных, личностных  УД.

Учащиеся учатся сотрудничать в паре, высказывать свои суждения, аргументировать, слушать и уважать чужое мнение, составлять план.

        Разработка сопровождается мультимедийной презентацией, что в современных условиях модернизации образования является важной частью образовательного процесса. Мультимедийное сопровождение урока способствует, во-первых, заинтересованности учащихся, во-вторых, экономит время и учителя и ученика, позволяет вместить в урок больше дополнительной информации и наглядного материала.  

Вопросы сопровождаются ответами, которые могут служить ребятам материалом для составления плана и написания сочинения.

        В данной презентации использованы слайды с репродукциями картин известных художников, современные фотографии. Анимация позволяет учащимся акцентировать внимание только на выделенных моментах. Вспомогательная  информация вводится по щелчку.

        Подобрано музыкальное сопровождение, которое соответствует задачам урока.

        Физкультминутка проводится с использованием видеофильма «Panda».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Ззнакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя;особенностями жанра рассказа.Через аналитическую работу с текстом показать взаимоотношения человека и природы, взросление героев, ...

Человек и природа в рассказе Ю. П. Казакова «Тихое утро». Взросление героев.

Знакомство  учащихся со своеобразием творческой манеры писателя, особенностями жанра рассказа. Через аналитическую работу с текстом показаны взаимоотношения человека и природы, взросление ге...

Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»

Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),

Урок литературы  «Час мужества»  по Сингапурской методике в 7 классе  (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»),...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...

Мастерская слова. Тема урока «Час мужества» (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Творческие уроки - это свободная площадка, позволяющая отработать навыки эффективного общения и публичных выступлений, не отягощая себя подготовкой домашних заданий. Нам с вами нужно только помнить кл...