Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Алекберова Абидат Абдулкеримовна

Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание  на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tikhoe_utro_kazakov.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если друг оказался вдруг…» Читательская конференция по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

Слайд 2

Цель: кратко познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев; воспитание на конкретном материале гуманистических чувств человека: любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

Слайд 3

Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. А.И . Солженицын.

Слайд 4

Юрий Казаков 1927 - 1982

Слайд 5

Писатель Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии. В «Автобиографии» (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».

Слайд 6

Пятнадцати лет Казаков начал учиться музыке – сначала на виолончели, потом на контрабасе. В 1946 поступил в музыкальное училище им. Гнесиных , которое окончил в 1951. Найти постоянное место в оркестре оказалось трудно, профессиональная музыкальная деятельность Казакова была эпизодической: он играл в неизвестных джазовых и симфонических оркестрах, подрабатывал музыкантом на танцплощадках.

Слайд 7

Но уже в 1952 его увлекает литературное творчество, он пишет первые произведения. Поступает в Литературный институт им. М.Горького, который оканчивает в 1958. С этого времени появляются удивительно музыкальные, точные по словесному рисунку и неповторимые по описаниям природы рассказы Ю.Казакова. В одном из писем он писал: «Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа». Еще студентом Казаков начал публиковать свои первые рассказы – « Голубое и зеленое», «Легкая жизнь», «Некрасивая» и др. Вскоре вышла его первая книга «Арктур – гончий пес» Рассказ стал его излюбленным жанром.

Слайд 9

Герой прозы Казакова – человек внутренне одинокий, с утонченным восприятием действительности, с обостренным чувством вины. Чувством вины и прощанием проникнуты последние рассказы «Свечечка» (1973) и «Во сне ты горько плакал» (1977), главным героем которых, помимо автобиографического рассказчика, является его маленький сын.

Слайд 10

При жизни Казакова было издано около 10 сборников его рассказов: «По дороге» (1961), « Голубое и зеленое» (1963), «Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969) и др. Казаков писал очерки и эссе, в том числе о русских прозаиках – Лермонтове, Аксакове, поморском сказочнике Писахове и др.

Слайд 11

В возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга «Две ночи» («Разлучение душ»), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Слайд 12

ДОБРО И ЗЛО

Слайд 13

Добро - поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой. Зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.

Слайд 14

Линия, разделяющая добро и зло, проходит через каждое человеческое сердце. А.И . Солженицын.

Слайд 15

Утро. Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом, - на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая.

Слайд 16

Потянул ветерок, - воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися . Далеко, далеко колокольчик звенит. Рыбаки в шалаше пробудилися , Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут... А восток все горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Никитин

Слайд 17

Тема рассказа - дружба двух мальчиков, взаимовыручка, взаимопомощь Идея рассказа - дружба познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности.

Слайд 18

«Узнай героя» «Подсыпав червякам свежей земли, он побежал вниз по тропинке, перевалился через плетень и задами пробрался к сараю, где на сеновале спал его новый приятель.» 2) «Ладно, пусть… Пускай издевается. Они меня еще узнают. Я не позволю им смеяться! Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» 3) «Он вздрагивал, касаясь холодного тела, глядя на мертвое, неподвижное лицо, торопился и чувствовал себя таким усталым, таким несчастным. 4) «Он оперся слабыми руками, привстал, точно собирался куда-то немедленно бежать, но снова повалился, снова зашелся судорожным кашлем, брызгаясь водой и корчась на сырой траве».

Слайд 19

Яшка

Слайд 20

Готовятся выйти на рыбалку Володя Яшка Зашевелился, долго возился и шуршал, неловко слез, зевнул, Спотыкаясь, цепляясь, стал бродить, поев, взял, вышел, соскочил, замахнулся, стал рыть, успевал выхватывать, набросал, побежал

Слайд 21

Деревня в предрассветный час необычна. Она, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. «В тумане рыба берёт – успевай таскать!» – скажет позднее Яшка Володе. Природа вызывает у Яшки радостное настроение.

Слайд 22

По дороге к реке Яшка Володя щедрый , словоохот-ливый рассказчик счастливый, благодарный слушатель

Слайд 23

« Вышли на бугор, свернули вправо, лощиной спустились вниз, прошли тропкой через льняное поле, и тут совсем неожиданно перед ними открылась река. Она была небольшой, густо поросла ракитником, ветлой по берегам, ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими мрачными омутами. Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса. Рыба гуляла»

Слайд 24

Яшка хорошо знает деревенскую жизнь, знает природу, рыб, птиц. Он внимательный и наблюдательный

Слайд 25

Омут мрачность Пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная Было сыро, угрюмо и холодно Верхушки уже порозовели от солнца Синее небо

Слайд 26

Яшка спасает «Тонет!»-с ужасом подумал… …попятился вверх, прочь от воды …холодно от ужаса.. неповоротливо и тяжело лез вверх …кинулся к деревне… …остановился…убежать никак нельзя… …прыгнул в воду, в два взмаха подплыл… небывалый ужас охватил его, Володя утопит его …в ужасе бросился к берегу …это он, Яшка, ударил, утопил его… … рванулся к Володе … всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю… …заревел горько, безутешно…

Слайд 27

«Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось небывалое -- только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».

Слайд 28

Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…

Слайд 29

Яшка Володя хвастун, отходчивый знаток природы, любит рассказывать небылицы, самоуверенный склонен приписывать свою вину другому, не признавая своих ошибок скромный, сдержанный честный любознательный. Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе

Слайд 30

Сравните героев по дороге на рыбалку, во время рыбалки, спасение Володи и дорога к дому Яшка Володя городской, сдержанный, целеустремленный Деревенский,, близок природе, высокомерный, язвительный Добры, сердечны, готовы помочь друг другу

Слайд 31

проблема совести; проблема долга; любовь к ближнему; любовь к природе …

Слайд 32

описание утра солнце - мотив туман мотив угрозы, света, радости тишина трагичности мертвая тишина борьба за жизнь жизнь смерть

Слайд 33

Рассказ Казакова – это произведение не только о взрослении, но и о нравственной ответственности человека за свои поступки. Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.

Слайд 34

Главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным

Слайд 35

Без ошибок не прожить на свете, Коль весь век не прозябать в тиши. Только б, дочка, шли ошибки эти Не от бедности – от щедрости души. Не беда, что тянешься ко многому: Плохо, коль не тянет ни к чему. Не всегда на верную дорогу мы Сразу пробиваемся сквозь тьму. Но когда пробьешься – не сворачивай – И на помощь маму не зови… Наказ дочери Ю.Друнина

Слайд 36

Я хочу, чтоб чистой и удачливой Ты была в работе и в любви. Если горько вдруг обманет кто-то, Будет трудно, но переживешь. Хуже, коль полюбишь по расчету И на сердце приголубишь ложь. Ты не будь жестокой с виноватыми, А сама виновна – повинись. Всё же люди, а не автоматы мы, Всё же непростая штука – жизнь…

Слайд 37

Тест 1. Жанр произведения: а) очерк; 2 . В описании Яшки и Володи используется прием: 3. Во фразе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укутана туманом» – используется: б) рассказ; в) повесть . а) сопоставление; б) сравнение; в) противопоставление. в) метафора. б) гипербола; а) сравнение;

Слайд 38

4. Яшка разозлился на Володю, потому что: 5. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного лица…», потому что: 6. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы...» Чей это портрет? в) не дождался благодарности и восхищения. б) Володя пошел на рыбалку в ботинках; а) ему пришлось самому копать червей; в) не дал погибнуть человеку . а) всё было позади; б) спасая Володю, не струсил; а) Егора б) Яшки в) Володи г) Вадьки

Слайд 39

7. По словам Яшки кто говорил, что в бочаге «осьминоги на дне лежат»? 8. Какую рыбу словил Яшка? в) Федя Костылев б) Мишка Каюненок а) Завклубом д ) Карася г) Окуня в) Леща б) Сома а) Щуку 9. Когда тонул Володя, что делал Яшка? в) продолжал ловить рыбу; б) пытался его спасти; а) убежал домой; г) сам утонул.

Слайд 40

10. Автор не утаил от читателя : 11. Кто собрался на рыбалку в ботинках? а) страха и колебаний Яшки; б) потерю удочки; в) обиду на Володю. г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор;

Слайд 41

13. Кто из ребят стыдился своей неловкости? 14. Развязка в произведении: 12. Типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки – это г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор; г) Вадька. в) Володя; б) Яшка; а) Егор; в) описание омута. б) слёзы Яшки; а) спасение Володи;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).

Данный урок литературы поможет учителю  в интересной форме раскрыть идею произведения....

Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."

Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....

"Если друг оказался вдруг..."

Данная презентация прилагается к опубликованному на моём сайте классному часу-мастерской "Если друг оказался вдруг...". Презентация пошагово демонстрирует все этапы мастерской, а также такой этап любо...

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Сочинение по изученным  произведениям XX века. «Яшка - верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)...

Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...