«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Сергиенко Ирина Васильевна

Данный урок литературы поможет учителю  в интересной форме раскрыть идею произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka3.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока (план – конспект)

учителя русского языка и литературы МБУ гимназии 35

Сергиенко Ирины Васильевны.

Предмет: литература

Класс: 7

Тема урока: «Если друг оказался вдруг 

                   И ни друг,  и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).

Цели урока:

 1. П ознакомить учащихся с  рассказом Л.Андреева «Кусака»; дать понятие об авторской позиции и способах ее выражения (портрет, пейзажная  зарисовка);формировать   умение определять  идею произведения;  проблемы, поднятые автором.

 2 .Развивать     Мышление ,речь ,навыки устного общения в ходе диалога, умение отстаивать точку зрения в дискуссии,       делать  обобщения в ходе работы.

 5. Формировать  стремление учиться всю жизнь доброте, милосердию, состраданию.

 

Тип урока:  объяснение нового материала.

Форма урока: урок – размышление.

Оборудование: портрет Л.Андреева, фотографии, рисунки любимых животных

Оформление доски:

Словарь:

 Гуманист

 сочувствие

  наитие

 инстинкт

         Эпиграф к уроку:

 

            Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

            Однако жестокого сколько еще вокруг?

            Мы часто твердим, что собака - друг человека.

            Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

                                                              Эдуард Асадов

Ход урока.

 

1. Вступительное слово  учителя с элементами беседы. Создание мотивационной  ситуации.    

Здравствуйте, ребята. Сегодня  у нас с вами состоится  урок – размышление по рассказу Л.Андреева «Кусака ». Наши размышления будут касаться очень важных вопросов,  на которые приходится отвечать не только взрослым, но и детям. И они о наших друзьях.

-Кто же они?

 -Это животные!

- Какое животное вы мечтали иметь в детстве?

-Почему взрослые не всегда рады появлению друга дома?  

Я вижу, что каждый из вас выполнил часть  творческого домашнего задания - принес рисунок или фотографию с изображением любимого животного.

2.Презентация рисунков, фотографий « Любимые животные».

 Глядя на ваши рисунки, фотографии, можно сделать вывод, что  любимые животные у вас  разные.Среди них- собака.  Героиней нашего рассказа  тоже является собака.

3. Беседа (актуализация знаний).  

- Вспомните, кто из русских писателей создал в литературе  образ четвероногого друга?

-Чехов («Каштанка»), Троепольский («Белый Бим Черное ухо»).

- Какой изображена собака  в этих произведениях?

(верный друг, ласковый, надежный защитник)

-Увековечивают ли люди образ четвероногого друга?

(В нашем городе есть памятник собаке, он является символом верности, любви).

 Как же чувствует себя этот верный друг во взаимоотношениях с человеком? Что ему приносит   человеческое общение?

 Над этими вопросами заставляет задуматься Л.Андреев в своих произведениях о животных.

4. Постановка  задач  урока:

-  Читая  и анализируя рассказ, выяснить авторскую позицию, определить  идею произведения; проблемы, поднятые автором.

- Понять законы , которым должен подчиняться   человек в отношении  к братьям меньшим.

  Я знаю, каждый  из вас прочитал рассказ и имеет свое отношение к событиям, представленных автором. Я буду рада выслушать  высказывание каждого ,потому что наш урок- это работа души всех присутствующих.

Сначала коротко о самом писателе, о Л. Андрееве. Послушаем, что это был за человек, писатель.

5.Сообщение ученика о писателе (индивидуальное задание).

6. Слово учителя.

  Л.Андреев предстает перед читателем как необычайно интересный человек. Он выступал в защиту  слабых и обездоленных. Считал: « Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей»).  

        -Давайте обратимся к стихотворению Асадова, которое дано в виде эпиграфа к уроку.

- Удачно ли , на ваш взгляд , подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

7. Выступления - размышления учащихся.

(Ученики говорят, что в эпиграфе намечается проблема, которую автор акцентирует через свое восприятие).Писатель утверждает преданность собаки, но ставит под сомнение  истинность отношений человека.

8. Словарная работа. Знакомство с понятием авторская позиция (запись на доске)

Рассказ-небольшое эпическое произведение, повествующее об одном  или нескольких событиях в жизни человека.

Авторская позиция – авторское понимание жизни, ее оценка, в частности оценка изображаемых характеров.

 

9. Исследование художественного текста.

    Беседа с элементами чтения(«До встречи  с Лелей»-1часть)

-Почему рассказ начинается с описания природы?

-Какую роль это описание играет в создании эмоциональной атмосферы всего произведения?

-Какой мы увидели собаку в начале рассказа?

-Какие тропы помогли автору создать образ?

( эпитет-круглая сирота, сравнение- собаки, такие же голодные, как и она).

-Сколько частей  в рассказе можно выделить  в соответствии с периодами жизни собаки?  («До встречи с Лелей»-1гл.;  «Период дружбы»-2, 3, 4гл.; « После отъезда Лели»-5гл.).

10. Групповая работа (домашнее задание: « До встречи с Лелей»)

             а) Развернутые ответы на вопросы.

Вопросы для выступления:

1. Рассказ начинается  тройным отрицанием. Как вам кажется, зачем?

(автор изображает ситуацию безысходности: взрослые – улюлюкали, дети - бросали палки в нее, собаки – прогоняли)

2. Почему Кусака,  несмотря на то, что ее обижали, продолжала показываться на улице?

(голод; потребность в общении, одиночество –                                                                                                                                                                                                                 это противоестественное состояние, одним словом, - инстинкт)

3.Найдите слово гонимая. Что оно обозначает в авторском использовании?

(собака страдает, прячется в глубине сада).

б)Словарная работа:

Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по безотчетному побуждению.

11. Художественный пересказ эпизода « Случай с пропойцей- мужиком».

12. Анализ эпизода:

      -Почему этот мужик так обошелся с собакой?

         (выместил злобу)

         -Какой литературный прием  использует автор  для выражения  своего                                                             отношения к этому человеку?

( автор использует экспрессивную лексику, чтобы передать внутреннее состояние  героя)

  -Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?

     (собака перестала доверять, накопила злобу)

 13. Аналитическая беседа по  2части «Дружба»

        с элементами чтения (пейзажная зарисовка)

-С чем  связаны перемены в жизни Кусаки?

(весна приносит обновление во всем, приезд дачников, собака получила кличку)

-Как меняется Кусака?

(внутренне и внешне)

 Была – грязная, злая, все потешались.

Стала – шерсть как атлас, важно осматривает улицу, никто не дразнит.

-Какое ключевое слово, дающее надежду на перемены, использует автор?

 («светлеющая даль»)

- Легко ли Кусаке давались внутренние перемены?  Найдите подтверждение в тексте.

-Кто из дачников сыграл большую роль в преображении собаки? (чтение отрывка, где девочка играет с собакой)

-Кусака испытала « наитие». Что это за состояние? Случайно ли это слово?

Словарная работа:

Наитие-вдохновение (подсознательное состояние).

Вывод: автор считает, что Кусака испытывает те же чувства, что и человек (восторг, любовь).

       14. Выразительное чтение по ролям вступления  3части « Разговор  матери с  дочерью».

 -О чем предвещает разговор?

(о скорых переменах, дачники собираются домой, нужно решать вопрос с Кусакой)

-Как характеризует Лелю  авторский комментарий: «Жалко»,-повторила Леля, но не заплакала»?

(девочка не так сильно привязалась к Кусаке, чтобы плакать о ней)

 15.  Проблемная ситуация№1. Размышления групп.

-Был ли у Лели  выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход  из ситуации?

(Вывод: девочка могла найти выход  из создавшейся ситуации, но предала собаку («…жалко оставлять собаку, но скоро стало скучно…»). Собака была для Лели развлечением.

  16. Проблемная ситуация№2.Индивидуальное задание.

-Чей поступок больнее: Лели или мужика?

-Можно ли оправдать поступок девочки?

(Вывод: девочка поступила безнравственно. Приручив собаку, она дала надежду беззащитному существу, а потом жестоко предала).

17. Обобщение. Работа  с эпиграфом.

 

-.Что заставило писателя обратиться  к теме взаимоотношений человека и животного?

- Как автор относится к поступку Лели?

- Какие проблемы освещает автор, изображая героев?

-Выскажите свое отношение  к проблеме.

-История Кусаки - это единичный случай?

-Только ли такая ситуация с животными?

- Расскажите, о каком  еще примере жестокости людей   говорится  в рассказе?

(мальчик Илюша).

Зачем Л.Андреев поведал нам историю Кусаки?

(Чтобы задумались над своими поступками…Любили все живое…Были  ответственны за тех, кого приручили...)

    18.Слово  учителя.

Автор изображает отношения человека  и животного, а именно:  дружбу и предательство.

Проблема нравственности: ответственности человека перед животными, которых он приручил.

Кусака оказалась нравственно выше. Автор  обращает внимание на  проблему человеческого  равнодушия, бессердечия.

Итак, теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ, давайте сформулируем авторскую позицию.

Вывод: автор своим рассказом показывает, к чему приводит человеческое бессердечие не только  по отношению к  животным, но и людям.

Писатель гуманист Л.Андреев показал, каким человек не должен быть.

 

 Словарная работа:

Гуманист- человек,  утверждающий нравственные законы.

Прислушаемся к словам  автора и запомним, что есть вечные ценности. Утрата их приводит к несчастью.

19. Рефлексия.Оценка деятельности  учащихся.

Выразите свои мысли, чувства, продолжив предложения:

Сегодня на уроке

я узнал...

 я понял…

я пережил…

я задумался над…

 

20. Домашнее задание:  написать  сочинение-  рассуждение на тему:  «О чем заставляет задуматься )рассказ Л Андреева «Кусака»?(а)собаке, преданной людьми…

б) «добрых людях»…

в) о том, что «все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."

Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....

"Если друг оказался вдруг..."

Данная презентация прилагается к опубликованному на моём сайте классному часу-мастерской "Если друг оказался вдруг...". Презентация пошагово демонстрирует все этапы мастерской, а также такой этап любо...

Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»

Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...

Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 7-ом классе по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению «Книга – наш друг и советчик» на основе анализа рассказа Л.Андреева «Кусака»»

Интеграция тем по русскому языку и литературе выбрана с целью помочь учащимся осознать роль книги в жизни человека. Интегративный подход позволяет усилить мотивацию изучения материала; повысить читате...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...