Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», 9 класс

Тема: «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так?» (Творческая мастерская построения новых знаний  по главе «Максим Максимыч» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАТРА УРОКА

ПРЕДМЕТ

Литература

КЛАСС

9

Тип урока

комбинированный

Тема

«Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так?» (Творческая мастерская построения знаний по произведению М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени», повесть «Ммаксим Максимыч»)

Цель

Задачи

Образовательные:

- дать понятие психологический портрет героя,

- уметь анализировать текст  и находить художественные детали, которые раскрывают характер литературного героя;

- умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом;

- уметь вести диалог о заданной проблеме.

Развивающие:

- Развивать умение работать с художественным текстом;

-Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся;

-Развивать кругозор обучающихся;

-развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников.

Воспитательные:

- воспитывать правильное отношение к понятию «дружбы»;

- воспитывать такие качества,  как честность, открытость, преданность, верность долгу.

УУД

Личностные УУД

     Способны  к социализации;

     Умеют работать с художественным текстом;

       Умеют давать характеристику героям;

      Знают литературоведческие термины: роман, психологический роман, портретная характеристика, психологический портрет, художественная деталь

Понимают смысл гражданского долга и ответственности, а также понятие моральных норм и ценностей.

Коммуникативные УУД

Умеют вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в социализации;

Умеют представлять конкретное содержание и представлять его в устной и письменной форме;

Умеют строить публичное вступление.

Регулятивные УУД

Сличают результат своих действий с заданным эталоном и находят расхождения, умеют их исправить;

 самосознание, понятие дружбы,  самоконтроль.

Познавательные УУД

Знают содержание главы «Максим Максимыч»,

Знают понятие портрет и психологический портрет

Выделяют проблему и строят план по ее решению.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание повести «Максим Максимыч»

Уметь: работать с литературным текстом, определять роль выразительных  и стилистических средств, давать характеристику  героям, создать психологический портрет Печорина

Метапредметные:

Знать: историю России, связь с музыкой и живописью, поэзией.

Уметь:  анализировать художественный текст и выявлять психологические особенности героя.

Личностные:

Знать: понятие дружбы и ее роль в жизни человека

Уметь: строить ассоциативный ряд, выделять главное и высказывать свое суждение.

Основные понятия

Психологический роман, художественная деталь, психологический портрет

Межпредметные связи

Связь с историей, музыкой, живописью, поэзией

Ресурсы

ЭОР: Ноутбук, проектор, презентация, проекты учащихся

Форма урока

Традиционная (классно - урочная)

Технология

Творческая мастерская с использованием  заданий синквейна


Ход урока.

Цель урока:  определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Григория  Александровича Печорина.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие психологический портрет героя,

- уметь анализировать текст  и находить художественные детали, которые раскрывают характер литературного героя;

- умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом;

- уметь вести диалог о заданной проблеме.

Развивающие:

- Развивать умение работать с художественным текстом;

-Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся;

-Развивать кругозор обучающихся;

-развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников.

Воспитательные:

- воспитывать правильное отношение к понятию «дружбы»;

- воспитывать такие качества как честность, открытость, преданность, верность долгу.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

                                                        Эпиграф.

                                                     …И тьмой и холодом объята

                                                       Душа усталая моя…

                                                                         М. Ю. Лермонтов

                                                 Ход урока: 

  1. Организационный момент СЛАЙД 1

Организация класса

Друзья мои! Я очень рада                       1мин

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений –

И вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

  1. Вступительное слово учителя 1 мин       СЛАЙД 2

Начать  наш урок мне хотелось бы словами   В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою».

Действительно, чтение романа доставляет  истинное наслаждение.  Это удивительный психологический роман, в котором «не найдешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; весь роман от начала до конца звучит одним гармоническим аккордом».

- Как вы думаете,  в чем заключается психологизм романа Лермонтова «Герой нашего времени?» СЛАЙД 3

Лермонтов написал первый в русской литературе книгу, в которой главное не ход событий и не взаимные отношения героев, а те внутренние процессы, что происходят в сознании, в сердце и уме человека.

Ценность романа в том, что  в нем на первый план выходят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху: принимать или не принимать мир, если человек не может достичь в нем счастья?  Какой выбор следует сделать: в пользу ли слепой веры в предопределение или  в пользу разумного, свободного отношения к бытию?

 И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени», - Григория Александровича Печорина.

В «Предисловии к «Журналу Печорина» автор прямо говорит о своей цели: «история души человеческой … едва ли не любопытнее  и не полезнее истории целого народа…»  История души Печорина становится сюжетом романа.

Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно,   от  главы к главе.

Прочитайте слова эпиграфа: СЛАЙД 4

                                                       И тьмой, и холодом объята

                                                       Душа усталая моя…

                                                                         М. Ю. Лермонтов

Как вы понимаете слова. (разочарованность, усталость от жизни, жизненная пустота)

-Соответствуют ли эти слова Григорию Печорину?

3.Сообщение темы и целей урока:

Образ Печорина проходит  через все повествование романа «Герой  ». Именно его М.Ю.Лермонтов сделал героем своего времени

Сегодня мы обратимся к главе этого романа- «Максим Максимыч».

        

- Наш урок мы так и назовем -  «Если друг оказался вдруг и не друг , и не враг, а так?» (Творческая мастерская построения знаний  по главе  «Максим Максимыч» из  романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»). СЛАЙД 6

 И нам предстоит работать в творческой мастерской построения знаний. И будем мы обсуждать проблему дружбы и отношения к такому великому понятию Печорина.

-Как вы думаете,  какова будет цель нашего урока?

Цель урока:  Определить причины отчуждения «простого человека» Максима Максимыча и Печорина. СЛАЙД 7

Из поставленной цели  вытекает ряд задач: СЛАЙД 8

Образовательные:

- дать понятие психологический портрет героя,

- уметь анализировать текст  и находить художественные детали, которые раскрывают характер литературного героя;

- умение высказывать свое мнение и подтверждать его художественным текстом;

- уметь вести диалог о заданной проблеме.

Развивающие:

- Развивать умение работать с художественным текстом;

-Развивать речевые и коммуникативные навыки обучающихся;

-Развивать кругозор обучающихся;

-развивать ассоциативное мышление и творческий потенциал школьников.

Воспитательные:        

- воспитывать правильное отношение к понятию «дружбы»;

- воспитывать такие качества,  как честность, открытость, преданность, верность долгу.

             Лейтмотив:  СЛАЙД  9 У Владимира Высоцкого есть такая песня «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так….». Строчками из этой песни  названа тема нашей творческой мастерской. Давайте послушаем песню и подумаем – в чем видит поэт –бард смысл истинной дружбы.  СЛАЙД 10(Друг не бросит в экстремальной ситуации, протянет руку помощи, выручит, выслушает, поймет)

  1. Основная часть
  1. Работа с ассоциациями

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дружба»? СЛАЙД 11

ДРУЖБА

           Верность

Честность

Преданность

Открытость

Взаимовыручка

  1. Социализация

Оглашение своих мнений

  1. Углубление в ассоциации СЛАЙД 12

        Чтение стихотворения :

Он тебе по крови
Вовсе не родной,
Но всегда и всюду
Вместе он с тобой.

Станет если грустно
Иль сразит недуг,
Шуткою поможет
И поддержит друг.

Ты ему откроешь
Свой секрет без страха –
Верность и доверие
Не потерпят краха.

Без него на свете –
Словно как без рук.
Ты цени, что рядом,
Есть надёжный друг.

-Дополним ассоциации , кто такой друг в  жизни человека?

  1. Разрыв

Словарная работа:

Определение дружбы по словарю С.И.Ожегова

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. СЛАЙД 13

Дружба - это важная составляющая человеческих отношений. Наверное, у каждого человека в жизни есть друзья. Нужно самим быть порядочными, верными, честными друзьями и в трудную минуту уметь протягивать руку помощи своему другу. Народная мудрость всегда точно подмечала качества  настоящей дружбы.

Давайте вспомним народные пословицы и поговорки о дружбе и попробуем объяснить их смысл: СЛАЙД 14

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Без беды друга не узнаешь.

Верный друг лучше сотни слуг.
Не тот друг, кто смотрит сквозь пальцы, а тот, кто заглядывает в душу.

Без беды друга не узнаешь.

Вывод:  через дружбу познаются настоящие качества людей: преданность, честность, помощь, взаимовыручка, единство.

 - В каких  случаях дружба проявляется более ярко? ( в экстремальных, трудных условиях, например, в условиях войны)

Межпредметная связь с историей

В годы Великой Отечественной войны народное единство помогло  одолеть фашизм.  Годы Великой Отечественной войны ? (1941-1945) Какую годовщину отмечали в прошлом году?

Многие обретали настоящих друзей, так как вместе приходилось воевать, делить ночлег, хлеб, ходить в разведку.  СЛАЙД 15

Так на войне

Товарища из-под огня

Боец выносит на спине.

И если под сплошным огнем

Он рухнет с ношею во тьму,

Другой  шинель, стянув ремнем,

Пойдет на выручку к нему.

Вывод: Война коснулась каждую семью своим черным крылом. Ваши  деды и прадеды тоже ,наверное,  воевали  Может кто-то расскажет о своих родственниках- фронтовиках.   именно настоящая дружба помогала преодолеть трудности, лишения военных лет. СЛАЙД 16

ПЕРЕХОД:

Дружба ценилась во все времена. И очень прекрасно, если в жизни человека есть настоящий верный друг.

  1. Проблемный вопрос:

Печорин и Максим Максимыч – друзья? Жизнь их познакомила на Кавказе, именно там должен был быть герой своего времени, в     трудных, походных условиях. В то время шла Кавказская война . СЛАЙД 17

Межпредметная связь:

-Что вы знаете о Кавказской войне? СЛАЙД 18

1817-1864 Цель присоединить к России земли Северного Кавказа.

Горцы- так называли кавказский народ. Какие отличительные национальные черты присущи им? ( гордость, смелость, любовь к своему народу и традициям, горячий нрав)

  1. Закрепление изученного материала

На прошлом уроке вы познакомились с главой «Бэла».  Именно здесь описан Кавказ: природа, быт горцев. Именно здесь мы видим Максим Макимыча и Печорина.

-Кто главные герои этой главы? (мы видим двух сослуживцев – Максим Макисмыча и Печорина. ) СЛАЙД 19

-Можем ли мы сказать, что это друзья?

-Как относится Печорин к Максим Максимычу?

- Каким предстает Печорин в повести «Бэла?»

-  Как раскрывается его характер?

- Каково отношение Печорина к любви?

-Способен ли герой на настоящее чувство?

-Почему любовь не облагораживает героя, а приводит в тупик?

Учитель:  Но повесть «Бэла» не сводилась для автора к истории взаимоотношений Печорина  с Бэлой. Не менее интересен  и образ штабс- капитана  Максима Максимыча, находящегося  как бы в тени столь яркой, неоднозначной личности, как Печорин.  СЛАЙД 20

У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение «Завещание»
Наедине с тобою, брат, 
Хотел бы я побыть: 
На свете мало, говорят, 
Мне остается жить! 
Поедешь скоро ты домой: 
Смотри ж … Да что? Моей судьбой, 
Сказать по правде, очень 
Никто не озабочен… 

… Отца и мать мою едва ль 
Застанешь ты в живых… 
Но если кто из них и жив, 
Скажи, что я писать ленив, 
Что полк в поход послали 
И чтоб меня не ждали. 
- Все это мог бы, вероятно, сказать о себе и Максим Максимыч, благородный и сильный духом офицер, который годами подвергал себя военной опасности. 
- Что вы узнали о нем из повести «Бэла»? (Рядовой армейский офицер)

СЛАЙД 21

-Как относился Максим Максимыч  к военной службе?( Военная служба –это смысл его жизни.  Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Долг и честь –это главные принципы Максим Максимыча)

- Каков характер Максим Максимыча ? (смелый, честный, ответственный, преданный)

-Что повлияло на становление характера Максим Максимыча? (Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере.)

- Отношение к жизни? Кругозор Максим Максимыча? ( Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт)

-Уважали ли Максим Максимыча окружающие? (сослуживцы уважали, Печорин  считал его  своим другом, черкесы –горцы даже пригласили на свадьбу)

Несмотря на то что он с явным пренебрежением говорит о них, он все же хорошо изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки.

- Что мы знаем о семье Максим Макимыча? («У меня нет семейства. Об отце и матери я двенадцать лет уже не имею известия…») .

- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви и привязанности?

(Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и  Печорина – единственного, пожалуй, близкого ему человека – и такого далекого!)

-Считает ли Максим Максимыч Печорина своим другом?

Учитель: Благородство Максим  Максимыча  впечатляет! Это ли не  качества, достойные уважения и восхищения!

           -Как относится  Печорин к своему сослуживцу?

- Вы обратили внимание на то, как заканчивается повесть «Бэла»?  Напечатанная в «Отечественных записках» в 1838 г. как самостоятельное произведение, она бы им и была. Но последний абзац посвящен не Бэле, не Печорину, а Максиму Максимычу.

(Прочитать отрывок).

СЛАЙД 22

«В Коби мы расстались с Максимом Максимычем; я поехал на почтовых, а он,

по причине тяжелой поклажи, не  мог  за  мной  следовать.  Мы  не  надеялись

никогда более встретиться, однако встретились, и, если хотите,  я  расскажу:

это целая история... Сознайтесь,  однако  ж,  что  Максим  Максимыч  человек

достойный  уважения?..  Если  вы  сознаетесь  в  этом,  то  я  вполне   буду

вознагражден за свой, может быть, слишком длинный рассказ.»

Учитель: Она как бы подготавливает переход к следующей повести, где Максим Максимыч займет еще более важное место, - и названа она его именем! Хотя  главным лицом в ней является, конечно, Печорин.

  1. Анализ первичного восприятия.

Глава  «Максим Максимыч»…

Менее интересная по содержанию, она на первый взгляд кажется такой простой: нет в ней острых столкновений или борьбы, здесь никто не гибнет, как  в «Бэле»,  «Княжне Мери» или «Фаталисте».

- О чем она? Каков ее сюжет?

/ сюжет чрезвычайно прост: проездом во Владикавказе встречаются три человека и вскоре разъезжаются, каждый по своему пути /.

- Какое впечатление произвела на вас повесть? (грусть, печаль) СЛАЙД 23

Почему?

- Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим  Максимыч»?  Попробуйте объяснить причины этого.

  1. Переход к теме урока 

-  Почему так  грустно заканчивается встреча Максима Максимыча и Печорина? Максим Максимыч очень рад видеть Печорина, а тот равнодушно холоден. Он  спешит).

-Почему так торопится Печорин?

Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к тексту.

  1. Слово учителя.                                                                                                                    В повести «Бэла» мы слышим о Печорине из уст человека, близко его знавшего, но неспособного понять  сложную натуру героя, человека совсем другого сознания - Максима Максимыча.  Слишком уж они разные.

- От чьего лица ведется повествование в повести «Максим Максимыч»?

СЛАЙД 24

 (Здесь читатель узнает о Печорине от автора – странствующего офицера. Это человек печоринского склада, обладающий гораздо большей проницательностью. Его глазами дается  портрет главного героя романа.)

Слово учителя: автор подмечает все, вплоть до мелких деталей, которые создают полный портрет главного героя – Печорина.

  1. Введение понятия «психологический портрет».

Учитель: Образ Печорина полон противоречий.

СЛАЙД 25

 Прочитав отрывок «Портрет Печорина» мы найдем детали и составим психологическую характеристику героя.

Многие писатели обращались к созданию портретной характеристики героев. Чтобы точнее представить себе, что нового внес этот портрет в  русскую литературу, обратимся к Пушкину.

            Пушкинские портреты кратки. Почти всегда он сообщает возраст героя, цвет или общий облик одежды и самое общее представление о внешности.

В  «Выстреле» граф был «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»,

Дуня в «Станционном смотрителе» - «девочка лет четырнадцати… Красота ее меня поразила». СЛАЙД 26

Вывод: «Главное во всех пушкинских портретах: они дают материал для иллюстрации, но не помогают понять характер, психологию героя. Пушкин и не ставил такой задачи. В его прозе характеры людей раскрываются в поступках, в действии…»

СЛАЙД 27

                                                                                Н. Г. Долинина

(дать справку о Наталье  Григорьевне Долининой  - учителе и авторе книг о русской классике).

- У Лермонтова задача иная : «понять  «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.

Все подчинено этой задаче: композиция романа и подбор героев, описания природы и диалоги. Выполнению этой же задачи служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

-  Что же такое психологический портрет?  Попробуйте сформулировать самостоятельно.

СЛАЙД 28

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с  проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.

  1. СЛАЙД 29

Чтение учителем отрывка  – портрета Печорина.

Предварительное задание:

-Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

-Какие детали  позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

Он был среднего роста;  стройный,  тонкий  стан  его  и  широкие  плечи

доказывали крепкое сложение,  способное  переносить  все  трудности  кочевой

жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной  жизни,  ни

бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на  две

нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее

привычки порядочного человека; его  запачканные  перчатки  казались  нарочно

сшитыми по его маленькой  аристократической  руке,  и  когда  он  снял  одну

перчатку, то я был удивлен худобой его бледных  пальцев.  Его  походка  была

небрежна и ленива, но я заметил, что  он  не  размахивал  руками,  -  верный

признак  некоторой  скрытности  характера.  Впрочем,  это  мои   собственные

замечания, основанные на  моих  же  наблюдениях,  и  я  вовсе  не  хочу  вас

заставить веровать в них слепо. Когда он опустился на скамью, то прямой стан

его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки;  положение

всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит

бальзакова  тридцатилетняя  кокетка   на   своих   пуховых   креслах   после

утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я  бы  не  дал  ему  более

двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать.  В  его  улыбке

было что-то детское. Его кожа имела  какую-то  женскую  нежность;  белокурые

волосы,  вьющиеся  от  природы,  так  живописно  обрисовывали  его  бледный,

благородный лоб,  на  котором,  только  по  долгом  наблюдении,  можно  было

заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно,  обозначавшихся

гораздо явственнее в минуты гнева или душевного  беспокойства.  Несмотря  на

светлый цвет его волос, усы его и брови  были  черные  -  признак  породы  в

человеке, так, как  черная  грива  и  черный  хвост  у  белой  лошади.  Чтоб

докончить портрет, я скажу, что у него  был  немного  вздернутый  нос,  зубы

ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько

слов.

     Во-первых, они не смеялись,  когда  он  смеялся!  -  Вам  не  случалось

замечать такой странности у некоторых  людей?..  Это  признак  -  или  злого

нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они  сияли

каким-то фосфорическим блеском,  если  можно  так  выразиться.  То  не  было

отражение жара душевного или играющего воображения: то был  блеск,  подобный

блеску  гладкой  стали,   ослепительный,   но   холодный;   взгляд   его   -

непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе  неприятное

впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким,  если  б  не  был

столь равнодушно спокоен. Все эти замечания пришли мне на  ум,  может  быть,

только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на

другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление; но так как  вы

о  нем  не  услышите  ни  от  кого,   кроме   меня,   то   поневоле   должны

довольствоваться этим изображением. Скажу в заключение, что  он  был  вообще

очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий,  которые  особенно

нравятся женщинам светским.

  1. Повторение понятия «художественная деталь».

 «Художественная деталь одно изсредств создания образа: выделенный автором элемент художественного образа, несущий значительнуюсмысловую и эмоциональную нагрузку в произведении

Анализ портрета Печорина. СЛАЙД 30 -31

Характеристика

Цитата

Вывод о характере и психологических особенностях

Рост, сложение:

Он был среднего роста, стройный, тонкий стан его и трудности кочевой жизни и перемены климат широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все невзгоды

В Печорине угадывается сильный как физически, так и душевно человек

Руки и пальцы:

Маленькие руки и бледные пальцы

Аристократизм

Одежда

Ослепительно чистое белье

Аккуратность, чистота, не соответствие: чистота- а ждет лошадей у грязной гостиной.

-Какой прием использует автор?(антитеза)

-Для чего? (подчеркнуть противоречивость характера Печорина)

Походка

Небрежна и ленива, не размахивает руками

Говорит об уверенности и скрытости характера

Стан

Стройность, прямизна стана ,расслабленность

Аристократизм, армейская выправка, в то же время расслабленность.

-Противоречие: крепкое сложение и «нервическая слабость?»

Волосы и кожа

«Женская нежность кожи»

«белокурые вьющиеся волосы»

«морщины»

Юность, свежесть, неопытность, но в тоже время морщины свидетельствовали о душевном беспокойстве или минутах гнева

Возраст

«Не дал бы ему 23 года , хотя после готов дать 30 лет.»

Противоречие

Глаза

«они не смеялись, когда он смеялся!

Признак злого нрава или постоянной грусти

- Обобщим наши наблюдения.

/ портрет Печорина свидетельствует, с одной стороны, о сложности и противоречивости его натуры, а с другой – о его усталости и холодности (глаза) / СЛАЙД 32

-Как видим, Лермонтов через внешность показывает психологию, характер, душу.

В чем вы заметили противоречия? СЛАЙД 33         

Широкие плечи, крепкое телосложение

Нервический вид, женственность в лице

Молодое красивое лицо

Морщины на лбу

Возраст: дал бы 23 года

Потом автор говорит о возрасте 30 лет

Спокоен , равнодушен

Нервическая слабость

Учитель: Натура Печорина противоречива во  всем. Автор хотел показать противоречивость его натуры.   С одной стороны человек образованный, воспитанный, а с другой  лишенный нравственных ориентиров. Таков психологический портрет главного героя.

  1.  Анализ иллюстрации - портрета Печорина. СЛАЙД 34

   - Какие черты характера переданы в этом портрете? (безразличие, равнодушие, скука, одиночество) сам Печорин оценивает  свое поведение: «Для какой  цели я родился?»  « чувствовал в душе моей силы необъятные». «Одни почитают  меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. То  и  другое будет ложным»

  1. Анализ сцены встречи  Максима Максимыча  и Печорина.

Видеофрагмент с 16 мин

Составление «партитуры чувств» к их диалогу.

- Переходим  к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча  и Печорина.

1) Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

(вопрос требует творческого воображения, умения под новым углом вспомнить содержание «Бэлы»)

Просмотрим эпизод из кинофильма. 2016 –это год российского кино. Многие произведения классики экранизированы еще в советский период. Сейчас российский кинематограф тоже выпускает много интересных  вещей.

2) Чтение эпизода встречи  в лицах

(со слов «Я обернулся к площади и увидел…»  до «глаза его поминутно наполнялись слезами»).

 Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи... Через несколько минут он был уже возле нас; он едва мог дышать; пот градом катился с лица его; мокрые клочки седых волос, вырвавшись из-под шапки, приклеились ко лбу его; колени его дрожали... он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить.

— Как я рад, дорогой Максим Максимыч. Ну, как вы поживаете? — сказал Печорин.

— А... ты?.. а вы? — пробормотал со слезами на глазах старик... — сколько лет... сколько дней... да куда это?..

— Еду в Персию — и дальше...

— Неужто сейчас?.. Да подождите, дражайший!.. Неужто сейчас расстанемся?.. Столько времени не видались...

— Мне пора, Максим Максимыч, — был ответ.

— Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?..

— Скучал! — отвечал Печорин, улыбаясь.

— А помните наше житье-бытье в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять... А Бэла?..

Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся...

— Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув...

Максим Максимыч стал его упрашивать остаться с ним еще часа два.

— Мы славно пообедаем, — говорил он, — у меня есть два фазана; а кахетинское здесь прекрасное... разумеется, не то, что в Грузии, однако лучшего сорта... Мы поговорим... вы мне расскажете про свое житье в Петербурге... А?

— Право, мне нечего рассказывать, дорогой Максим Максимыч... Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли... — прибавил он, взяв его за руку.

Старик нахмурил брови... он был печален и сердит, хотя старался скрыть это.

— Забыть! — проворчал он, — я-то не забыл ничего... Ну, да бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...

— Ну полно, полно! — сказал Печорин, обняв его дружески, — неужели я не тот же?.. Что делать?.. всякому своя дорога... Удастся ли еще встретиться, — бог знает!.. — Говоря это, он уже сидел в коляске, и ямщик уже начал подбирать вожжи.

— Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было/парт забыл... У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович... я их таскаю с собой... думал найти вас в Грузии, а вот где бог дал свидеться... Что мне с ними делать?..

— Что хотите! — отвечал Печорин. — Прощайте...

— Так вы в Персию?.. а когда вернетесь?.. — кричал вслед Максим Максимыч...

Коляска была уж далеко; но Печорин сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?..

Давно уж не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, — а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости.

— Да, — сказал он наконец, стараясь принять равнодушный вид, хотя слеза досады по временам сверкала на его ресницах, — конечно, мы были приятели, — ну, да что приятели в нынешнем веке!.. Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара... Вишь, каким он франтом сделался, как побывал опять в Петербурге... Что за коляска!.. сколько поклажи!.. и лакей такой гордый!.. — Эти слова были произнесены с иронической улыбкой. — Скажите, — продолжал он, обратясь ко мне, — ну что вы об этом думаете?.. ну, какой бес несет его теперь в Персию?.. Смешно, ей-богу, смешно!.. Да я всегда знал, что он ветреный человек, на которого нельзя надеяться... А, право, жаль, что он дурно кончит... да и нельзя иначе!.. Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!.. — Тут он отвернулся, чтоб скрыть свое волнение, пошел ходить по двору около своей повозки, показывая, будто осматривает колеса, тогда как глаза его поминутно наполнялись слезами.

3) Постановка проблемного вопроса.

-Какое чувство вызывает встреча двух «друзей»? (Печаль, грусть) СЛАЙД 35

-Почему? (Печорин равнодушен по  отношению к своему бывшему другу, Максим Максимыч , напротив, ожидал настоящей теплой встречи. Его желания не оправдались. И это очень печально! ) СЛАЙД 36

-Какими средствами рисует автор равнодушие   Печорина и взволнованность Максима Максимыча?

СЛАЙД 37

Печорин

Максим Максимыч

Лексические средства

Наречия- хладнокровно, спокойно…передают равнодушие Печорина

Быстро, жадно- говорят о возбужденном состоянии героя, его эмоциях

Синтаксис

 На многочисленные вопросы Максим Максимыча отвечал : «Скучал»

Много вопросов, восклицания, постоянные многоточия свидетельствуют, что речь сбивчива от волнения

Поведение

Хладнокровен, не рад встрече, спокоен.

Холодно, хотя и с улыбкой  протянул руку.

Улыбка Печорина- насмешка или ирония? (ирония над самим собой)

Эмоционален, рад видеть Печорина.

Готов кинуться на шею Печорину. «Жадно схватил!»

Бешеный темп сменяется медленным, Максим Максимыч в замешательстве

Речь

Медленна и спокойна

Эмоциональна, возбужденно говорит

Темы для разговора

Побледнел  и отвернулся.  Зевнул. О  чем свидетельствует? (скучно, не  хочет вспоминать былое)

Максим Максимыч готов все обсудить со своим старым другом, вспомнить было.

-  Почему Максим Максимыч сначала «остолбенел»?

Вывод: так в одной фразе раскрываются обе души  (какие?): любящая, ждущая, открытая  - и холодно-равнодушная, замкнутая. /дети пробуют сделать вывод сначала сами/.

-Какой прием использовал М.Ю.Лермонтов?

 - Может быть, Печорин  до сих пор не простил себе происшедшее с Бэлой и ему все еще очень больно?

Учитель: Равнодушный ко всему на свете, в том числе и собственной судьбе, он не может спокойно вынести этого не прощенного им самому себе упрека, как не может спокойно вспоминать историю с Бэлой в беседе за фазаном и кахетинским с Максимом Максимычем!

Печорин знает, что встреча со стариком  не развеет его скуки, а горечь лишь усилит, и потому избегает непростых объяснений. Он боится воскресить прежнюю боль.

ВИДЕОФРАГМЕНТ:

Сам Печорин размышляет о себе. Посмотрим фрагмент. СЛАЙД 38 Какие выводы делает Григорий Печорин? (Для кого-то плохой, для кого-то лучший. В этом противоречие - Какие нравственные проблемы отражены в этой главе? СЛАЙД 39

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но человек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. Печорин, не зная, где применить свои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. Печорин ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой

Наталья Долинина считает, что « это и называется эгоизм. Из-за того, чтобы не обеспокоить себя воспоминаниями, он так холоден со стариком, который был ему близким человеком; чтобы уберечь от боли свою душу, он, не задумываясь, ранит чужую...» СЛАЙД 40

- Согласны вы с ее мнением?

- Как реагирует  Максим Максимыч на отказ Печорина  остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ СЛАЙД 41

Эпизод с дневником

И снова странен этот человек.

- Как он предлагает поступить с его дневником?

Оттолкнув, может быть, единственного любящего, преданного ему человека, он отталкивает и себя, свое прошлое – ведь оно в тех бумагах, от которых он отрекается. СЛАЙД 42

-Что же ему дорого на свете? Неужели - ничто?

- Ребята, наши наблюдения над текстом я представила в этой таблице.

  1. Итоговая беседа.                                                                                        

  - Обобщим наши наблюдения над образами Максима Максимыча и Печорина. 

Образ Максима Максимыча  СЛАЙД 43

В небольшом по объему произведении автор сумел воссоздать неповторимый образ Максима Максимыча – человека простодушного и доброго, верного своим привязанностям. Он способен на глубокие и сильные чувства, и при этом у него есть самообладание.  Это, по мнению В. Г. Белинского, «добрый простак, который и не подозревает, как глубока его натура, как высок и благороден он».

Такие люди -   редкость, и дружба с ними  - это счастье.

Печорин   встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!

Образ Печорина СЛАЙД 44

Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему (текст).

- Что чувствует Максим Максимыч? Понимаем ли мы его чувства? Прав ли он, говоря, что Печорин  пренебрег им, т.к. он «не богат, не чиновен»?

К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с другим Печориным.

Каким? Ведь фабульно эта глава – последняя !

/Духовно сломленным, разочаровавшимся/. 

Равнодушие и апатия воцарились в его душе. Так у него все наболело, что нет желания ни рассказать  о себе, ни выслушать другого (он-то ни о чем не спросил Максима Максимыча!) Будучи проницательным человеком, он не мог не заметить радости Максима Максимыча от встречи и огорчения, но Печорину не до него.Он говорит Максиму Максимычу: «Я спешу». Но на самом деле он бежит. От кого или чего? /От самого себя/.

Учитель: Некогда он писал, что «Дневник» со временем будет для него драгоценным воспоминанием, а теперь он безразличен к судьбе своих записей. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.

Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности.

  13. Анализ иллюстрации.  

- Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему.  Что он передает? СЛАЙД 45

/Немногие слова передают смятение чувств, мыслей старого армейца: «Давно уже не слышно было ни звона колокольчика, ни стука колес по кремнистой дороге, - а бедный старик еще стоял на том же месте в глубокой задумчивости»./

- И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

- О чем же рассказ? Нравственные уроки (о боли и одиночестве, о счастье понимания, о вечных ценностях - любви к людям, к родине, о дружбе …)

14. Слово учителя.  Подведение итога

«Герой нашего времени». «Портрет, составленный из пороков всего  нашего поколения в полном их развитии».

Мы видели героя в двух эпизодах его жизни, отделенных друг от друга пятью годами.

В «Бэле» он был активен, деятелен, неутомим, на кабана ходил один, не страшился ни чеченских пуль, ни кинжала Казбича. Но уже и тогда Максим Максимыч поражался внезапной изменчивости его характера: «… а другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…» Через пять лет он стал холоден и равнодушен – вот все, что нам известно.

Пять долгих лет прошли одиноко, бесплодно, не возникло ни радостей, ни надежд, ни деятельности…

Надежды не осталось, будущего нет. Печорин обречен. Почему?

Приоткрыть завесу над этой тайной души Печорина помогут те самые листы, что были небрежно оставлены героем у Максима Максимыча, - «Дневник Печорина».

Но это тема следующего урока.

- Что значит дружба для Максим Максимыча?

-Что значит дружба для Печорина?

15. Закрепление Слайд 46

СИНКВКЙН

Печорин  СЛАЙД 47

Равнодушный, безразличный

Скучает, предает, не понимает;

Не ценит дружбу

Эгоист

СИНКВЕЙН

Максим Максимыч СЛАЙД   48

Добрый, честный

Прощает, понимает, любит

Исправно служит

Настоящий друг

15. Домашнее задание: перечитать «Тамань», ответить на вопросы: СЛАЙД49

  • Какова роль пейзажа в повести?
  • Как постепенно разрушается романтическая обстановка?
  • Как раскрывается характер Печорина в повести?
  • ЭССЭ «Печорин и Максим Максимыч –друзья?!»

16. РЕФЛЕКСИЯ СЛАЙД 50

Видеоролик : Что такое настоящая дружба?



Предварительный просмотр:

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА ПО ПОВЕСТИ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАКСИМ   МАКСИМЫЧ»

Задания

Ответы учащихся

Какие ассоциации вызывает у вас слово «дружба»?

Стихотворение о настоящем друге      может пополнить ассоциативный ряд. Допишите, что значит настоящий друг…

Народные пословицы и  поговорки о дружбе. В чем заключена народная мудрость?

Печорин и Максим Максимыч –друзья? Аргументируйте свое мнение

Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление, «Бэла» или «Максим  Максимыч»?  Попробуйте объяснить причины этого.

Что такое психологический портрет?

Прочитаем отрывок «Портрет Печорина».

-Какие особенности внешности показаны в портрете Печорина?

-Какие детали  позволяют проникнуть в душу героя, раскрыть его характер?

                                     

 Анализ портрета Печорина.

Характеристика

Цитата

Вывод о характере и психологических особенностях

Рост, сложение:

Руки и пальцы:

Одежда

Походка

Стан

Волосы и кожа

Возраст

Глаза

Задания

Ответы

Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

Какими средствами рисует автор равнодушие   Печорина и взволнованность Максима Максимыча?

Печорин

Максим Максимыч

Лексические средства

Синтаксис

Поведение

Речь

Темы для разговора

Задания

Ответы

Что раскрывает фраза «Максим Максимыч «остолбенел»?

Наталья Долинина называет Печорина «эгоистом». Согласны ли вы с ее мнением?  Почему?

Как реагирует  Максим Максимыч на отказ Печорина  остаться всего на два часа? Какие детали показывают его состояние?

Ребята, перед вами иллюстрация Н. Н. Дубовского к роману. Прочитайте фрагмент текста, соответствующий ему.  Что он передает?

И все-таки кого нам больше жаль – Максима Максимыча или Печорина? Почему?

Составьте синквейн

Печорин

Максим Максимыч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!"

Презентация "Огонь-наш друг, огонь-наш враг!" (в рамках семинара безопасности)...

«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).

Данный урок литературы поможет учителю  в интересной форме раскрыть идею произведения....

Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."

Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость....

"Если друг оказался вдруг..."

Данная презентация прилагается к опубликованному на моём сайте классному часу-мастерской "Если друг оказался вдруг...". Презентация пошагово демонстрирует все этапы мастерской, а также такой этап любо...

Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»

Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...