Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."
план-конспект урока (6 класс) по теме
Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_s_elementami_igry.docx | 68.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа с элементами игры
«Если друг оказался вдруг…"
Подготовила Баяндина Л.Н.
2012/2013 учебный год
Цель: подвести к осознанию того, что такое настоящая дружба.
Задачи: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека. Воспитание доброжелательности и терпимости, стремления понимать друг друга. Коррекция поведения.
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам разделиться на группы, выбрав ладошки того цвета, который вам понравился и сесть за столы.
Белые -1 группа Желтые – 2 группа Зеленые – 3 группа
Мне очень приятно провести с вами сегодняшнее занятие.
- Эпиграфом я решила выбрать песню В. Высоцкого «ДРУГ» из к/ф «Вертикаль»: «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так…». Послушайте её.
Если друг оказался вдруг , И не друг, и не враг, а так... Если сразу не разберешь, Плох он или хорош. Парня в горы тяни — рискни! Не бросай одного его! Пусть он в связке в одной с тобой — Там поймешь, кто такой. Если парень в горах — не ах, Если сразу раскис — и вниз, Шаг ступил на ледник — и сник. Оступился — и в крик, | Значит, рядом с тобой — чужой, Ты его не брани — гони. Вверх таких не берут, и тут О таких не поют. Если он не скулил, не ныл, Если хмур был и зол, но шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но держал. Если шел он с тобой, как в бой, На вершине стоял, хмельной — Значит, как на себя самого, Положись на него. |
Конечно, вы уже догадались, что тема классного часа будет связана с дружбой.
Мы поговорим о настоящей дружбе и настоящем друге. Какими отличительными признаками и чертами их можно отличить.
С самого детства вы слышали эти слова – друг, дружба. Детские песни, стихи, рассказы.
«Улыбка» - где говорится, что если ты будешь улыбаться и тебе улыбнутся в ответ, и это кому-то поможет, поддержит и ты найдешь друзей.
«Если с другом вышел в путь» - и дорога веселей, и медведь не страшен.
Вы уже имеете свой опыт общения с людьми. Свое представление о дружбе.
2).На доске вы видите список качеств.
ЧУВСТВО ЮМОРА
ПРИЯТНАЯ ВНЕШНОСТЬ
НАДЕЖНОСТЬ
ЧЕСТНОСТЬ
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
БОГАТСТВО
ЩЕДРОСТЬ
ПОКЛАДИСТОСТЬ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПРЕДАННОСТЬ
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
СИЛА
ПОПУЛЯРНОСТЬ
ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ
ДОБРОТА
ОБЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Я прошу вас сейчас каждого выбрать три качества, которые представляются вам наиболее важными при выборе друга, свой выбор отметить галочкой, для этого возьмите маркер.
Итак, что же у нас получилось. Каким качествам вы отдали предпочтение? Три качества, по наибольшему количеству голосов: ЭТО – (зачитываю качества). Вы, конечно же, знаете о важной роли взаимоотношений между людьми. Что нет человека, который был бы как остров, сам по себе.
Мы нужны друг другу, нуждаемся в прочных отношениях с людьми, чтобы чувствовать себя уверенно в семье, на работе, в школе, в обществе. Они помогают нам быстрее освоиться в новой или непривычной обстановке.
Сегодня я хочу заострить внимание на вопросе: что такое настоящая дружба?
Мы только что имели возможность проверить, какие качества ваш класс считает в друзьях самыми важными.
3).А сейчас я прочитаю вам рассказ о настоящей дружбе, а вы внимательно послушайте и отметьте те качества персонажей, благодаря которым такая дружба стала возможной.
История Дамона и Финтия.
В 405-367 гг. в Сиракузах (в Греции) правил тиран Дионисий Старший. В городе, где он властвовал, жили два друга - Дамон и Финтий. Дамон решил убить Дионисия и избавить Сиракузы от тирана, но был схвачен и осужден на смерть. После вынесения приговора Дамон обратился к Дионисию:
- Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, заложником за меня останется Финтий.
Дионисий посмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон:
- Я здесь; прости, что замешкался.
Дионисий не был лишен благородства в душе, а потому объявил:
- Ты прощен! А меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу.
4).Чье отношение к дружбе вам ближе и понятнее?
- Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен.
Он всегда придет мне на помощь, если будет нужно.
- Финтий: Я обязательно приду на помощь своему другу,
если потребуется.
- Царь Дионисий: У меня никогда не было такого друга, как Финтий или Дамон, но мне хотелось бы его иметь, и теперь я знаю, что это возможно.
- Другое мнение: Мои друзья часто меня подводят, и я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.
Какое отношение к дружбе вам ближе и понятнее?
Подойдите и выберите, прикрепив свою ладошку к таблице с именем.
Независимо от того какой ответ вы выбрали, я вижу что дружба важна для каждого из вас. Даже если вы полагаете, что настоящая дружба невозможна, вам, вероятно, хотелось бы, чтобы она все-таки существовала.
5). Царь Дионисий обратился с просьбой: «Пожалуйста, подскажите, где мне найти такую же дружбу, как ваша?»
Давайте постараемся ответить.
Каковы отличительные черты настоящей, искренней дружбы и подумаем, как найти такую дружбу. Если у вас уже есть настоящий друг, вы узнаете, как еще больше укрепить эту дружбу.
А мне хочется напомнить очень хорошую заповедь:
«Как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними».
Можно ответить лишь одним выражением:
«Если хочешь себе настоящего друга, сам стань им для кого-то еще».
Нередко, желая найти себе настоящего друга, мы интересуемся прежде всего тем, что этот друг смог бы сделать для нас. « Если бы у меня был настоящий друг, он бы прислушивался ко мне, понимал бы меня, спасал бы меня от одиночества и т. д.»
К сожалению, изменить других людей мы не в силах: мы не можем заставить других людей соответствовать нашим понятиям об истинной дружбе. Однако свои поступки мы изменить в состоянии. Мы можем развить качества настоящего друга в себе. Вот они признаки настоящей дружбы:
- Обязательность;
- Преданность;
- Взаимное доверие;
- Умение держать слово;
- Искренняя и неподдельная забота о благе друга;
- Готовность пожертвовать собой ради друга.
- Открытость;
- Искренность;
- Уважение;
- Умение прощать;
- Стремление к укреплению дружбы.
6). Послушайте небольшой рассказ:
Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде в районе решили их родители в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» – в один голос заявили мальчики и остались в обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл по реке вверх. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани, Он напрягал все силы…
Добравшись до пристани, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
– Ты откуда, хлопец, взялся?
– Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…
Ребята обсуждают прочитанное, высказываю свое мнение. Отвечают на вопросы?
– Какие черты характера проявил Ваня, чтобы сдержать слово?
– Как бы вы поступили на его месте?
– Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
– Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?
Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было страшно, как и другим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.
7). Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие. В трудную минуту поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Надежный фундамент дружбы – товарищество.
Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь. В годы Великой Отечественной войны особенно высоко ценилось боевое товарищество, оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Учащиеся читают стихотворение:
Дрались по-геройски, по-русски | – Я знаю, что больше не встану, |
Они, точно братья, сроднились, | И бережно поднял он друга, |
В штыки ударяли друг друга – | Теряя сознанье от боли, |
Но вот под осколком снаряда | Умолкла свинцовая вьюга, |
Беседа с учащимися по содержанию данного стихотворения.
-Что помогло выжить товарищам в трудную минуту?
8). Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
- Все за одного, а один за ... (всех).
- С миру по нитке — голому ... (рубаха).
- Семеро одного ... (не ждут).
- Один в поле ... (не воин).
- Одна ласточка весны ... (не делает).
- Старый друг лучше ... (новых двух).
- Без беды друга не ... (не узнаешь).
- Нет друга, так ищи, а нашёл так ... (береги).
- Раздружится друг — хуже ... (недруга).
- Для друга семь верст не ... (околица).
- Где лад, там и ... (клад).
Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.
9). Ведущий. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Все живут — не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: — Дружи со мной... Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки. Я шепчу: — Но ты учти — Ты во всем должна идти Другу на уступки. Предлагаю Ильиной — Ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной — И спортивный свитер, И девчонок свита. | Подружусь я с Ильиной, Стану знаменита! Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: — Ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать — Дашь контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: Молчала бы! Не вставать же на колени, Уговаривать подруг... Напишу я объявленье: Срочно требуется друг. |
10). Работа в группах.
А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.
1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).
2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).
3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе морозно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).
4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).
5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).
6. За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).
7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло— это всегда плохо).
8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).
9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).
10. Дружба дружбе рознь — иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идет только во вред).
11. Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).
12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).
13. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
11).Игра «Терем-теремок»
В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.
Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабы, мухи и т.д., исполняют роли статистов — они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его,пожалуйста, он тебе другом станет» или же «...он станет двор мести». Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.
12).Ведущий. Однако существует еще одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.
Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал — богаче стал,
Что сберег, то потерял.
Лишь тот не на год — навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год — счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.
(Н. Доризо)
И помните, друзья создаются в юности. Дальше становится все труднее и труднее подружиться.
– Итак, изменилось ли ваше мнение о дружбе, товариществе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).
Данный урок литературы поможет учителю в интересной форме раскрыть идею произведения....
Если друг оказался вдруг
Рассказ...
"Если друг оказался вдруг..."
Данная презентация прилагается к опубликованному на моём сайте классному часу-мастерской "Если друг оказался вдруг...". Презентация пошагово демонстрирует все этапы мастерской, а также такой этап любо...
Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»
Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...
Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)
Твеорческая мастерская по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...
Беседа с элементами дискуссии для 6 класса. «Давайте говорить друг другу комплименты »
Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах....
«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...