Беседа с элементами игры "Если друг оказался вдруг..."
план-конспект урока (6 класс) по теме

Баяндина Любовь Николаевна

Беседа знакомит детей с правилами дружбы, показывает важность истинных друзей в жизни человека. Воспитываются доброжелательность, терпимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_s_elementami_igry.docx68.02 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с элементами игры

«Если друг оказался вдруг…"

Подготовила Баяндина Л.Н.

2012/2013 учебный год

Цель: подвести к осознанию того, что такое настоящая дружба.

Задачи: познакомить детей с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека. Воспитание доброжелательности и терпимости, стремления понимать друг друга. Коррекция поведения.

Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам разделиться на группы, выбрав ладошки того цвета, который вам понравился и сесть за столы.

Белые -1 группа       Желтые – 2 группа           Зеленые – 3 группа

Мне очень приятно провести с вами сегодняшнее занятие.

  1.  Эпиграфом я решила выбрать песню В. Высоцкого «ДРУГ»  из к/ф «Вертикаль»:   «Если друг оказался вдруг, и не друг, и не враг, а так…».  Послушайте её.

Если друг оказался вдруг ,

И не друг, и не враг, а так...

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош.

Парня в горы тяни — рискни!

Не бросай одного его!

Пусть он в связке в одной с тобой —

Там поймешь, кто такой.

Если парень в горах — не ах,

Если сразу раскис — и вниз,

Шаг ступил на ледник — и сник.

Оступился — и в крик,

Значит, рядом с тобой — чужой,

Ты его не брани — гони.

Вверх таких не берут, и тут

О таких не поют.

Если он не скулил, не ныл,

Если хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал.

Если шел он с тобой, как в бой,

На вершине стоял, хмельной —

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

Конечно, вы уже догадались, что тема классного часа будет связана с дружбой.

Мы поговорим о настоящей дружбе и настоящем друге. Какими отличительными признаками и чертами их можно отличить.

С самого детства вы слышали эти слова – друг, дружба. Детские песни, стихи, рассказы.

«Улыбка» - где говорится, что если ты будешь улыбаться и тебе улыбнутся в ответ, и это кому-то поможет, поддержит и ты найдешь друзей.

«Если с другом вышел в путь» - и дорога веселей, и медведь не страшен.

Вы уже  имеете свой опыт общения с людьми. Свое представление о дружбе.

2).На доске вы видите список качеств.

ЧУВСТВО    ЮМОРА

ПРИЯТНАЯ ВНЕШНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

           ЧЕСТНОСТЬ

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

БОГАТСТВО

            ЩЕДРОСТЬ

ПОКЛАДИСТОСТЬ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ПРЕДАННОСТЬ

СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

СИЛА

ПОПУЛЯРНОСТЬ

ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ

ДОБРОТА

ОБЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

Я прошу вас сейчас каждого выбрать три качества, которые представляются вам наиболее важными при выборе друга, свой выбор отметить галочкой, для этого возьмите маркер.

Итак, что же у нас получилось. Каким качествам вы отдали предпочтение? Три качества, по наибольшему количеству голосов: ЭТО – (зачитываю качества). Вы, конечно же,  знаете о важной роли взаимоотношений между людьми. Что нет человека, который был бы как остров, сам по себе.

Мы нужны друг другу, нуждаемся в прочных отношениях с людьми, чтобы чувствовать себя уверенно в семье, на работе, в школе, в обществе. Они помогают нам быстрее освоиться в новой или непривычной обстановке.

Сегодня  я хочу заострить внимание на вопросе: что такое настоящая дружба?

Мы только что имели возможность проверить, какие качества ваш класс считает в друзьях самыми важными.

3).А сейчас я прочитаю вам рассказ о настоящей дружбе,  а вы  внимательно послушайте и отметьте те качества персонажей, благодаря которым такая дружба стала возможной.

История Дамона и Финтия.

В 405-367 гг. в Сиракузах (в Греции)  правил тиран Дионисий Старший. В городе, где он властвовал, жили два друга - Дамон и Финтий. Дамон решил убить Дионисия и избавить Сиракузы от тирана, но был схвачен и осужден на смерть. После вынесения приговора Дамон обратился к Дионисию:

- Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, заложником за меня останется Финтий.

 Дионисий посмеялся над такой наивной уловкой, но согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, продравшись сквозь толпу, подоспел Дамон:

- Я здесь; прости, что замешкался.

Дионисий не был лишен благородства в душе, а потому объявил:

- Ты прощен! А меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу.

4).Чье отношение к дружбе вам ближе и понятнее? 

  1. Дамон: У меня есть друг, в котором я уверен.

Он всегда  придет мне на помощь, если будет нужно.

  1. Финтий: Я обязательно приду на помощь своему другу,

если  потребуется.

  1. Царь Дионисий: У меня никогда не было такого друга, как Финтий или Дамон, но мне хотелось бы его иметь, и теперь я знаю, что это возможно.
  2. Другое мнение: Мои друзья часто меня подводят, и я не уверен, что настоящая дружба вообще возможна.

Какое отношение к дружбе вам ближе и понятнее?

 Подойдите и выберите, прикрепив свою ладошку к таблице с именем.

Независимо от того какой ответ вы выбрали, я вижу что дружба важна для каждого из вас. Даже если вы полагаете, что настоящая дружба невозможна, вам, вероятно, хотелось бы, чтобы она все-таки существовала.

5). Царь Дионисий обратился с просьбой: «Пожалуйста, подскажите, где мне найти такую же дружбу, как ваша?»

Давайте постараемся ответить.

 Каковы отличительные черты настоящей, искренней дружбы и подумаем, как найти такую дружбу. Если у вас уже есть настоящий друг, вы узнаете, как еще больше укрепить эту дружбу.

  А мне хочется напомнить очень хорошую заповедь:

«Как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними».

Можно ответить лишь одним выражением:

«Если хочешь себе настоящего друга, сам стань им для кого-то еще».

Нередко, желая найти себе настоящего друга, мы интересуемся прежде всего тем, что этот друг смог бы сделать для нас. « Если бы у меня был настоящий друг, он бы прислушивался ко мне, понимал бы меня, спасал бы меня от одиночества и т. д.»

К сожалению, изменить других людей мы не в силах: мы не можем заставить других людей соответствовать нашим понятиям об истинной дружбе.  Однако свои поступки мы изменить в состоянии. Мы можем развить качества настоящего друга в себе. Вот они признаки настоящей дружбы: 

  1. Обязательность;
  2.  Преданность;
  3.  Взаимное доверие;
  4.  Умение держать слово;
  5.  Искренняя и неподдельная забота о  благе друга;
  6.  Готовность пожертвовать собой ради друга.
  7. Открытость;
  8.  Искренность;
  9.  Уважение;
  10.  Умение прощать;
  11.  Стремление к укреплению дружбы.

6). Послушайте небольшой рассказ:

Было в классе четверо мальчишек, и сидели они в классе рядом, и на дни рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Вот только Владимир и Денис были такими превосходными математиками, что после очередной победы на олимпиаде  в районе решили их родители  в математическую школу перевести. «Нет, ни за что!» – в один голос  заявили мальчики и остались в  обычной школе. Ради дружбы. Так бы, наверное, до окончания школы и говорили о них: «Водой не разольешь», если бы не один случай.
Ранней весной эти четверо мальчишек плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер, и хлынул дождь. Ребята испугались  грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Ваня. Он налег на весла и поплыл по реке вверх. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и темные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани, Он напрягал все силы…
Добравшись до пристани, он поставил лодку на место и крепко привязал ее веревкой.
Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:
– Ты откуда, хлопец, взялся?
– Сегодня мы брали у вас лодку… Я обещал вернуть…

Ребята обсуждают прочитанное, высказываю свое мнение. Отвечают на вопросы?
– Какие черты характера проявил Ваня, чтобы сдержать слово?
– Как бы вы поступили на его месте?
– Почему мальчики бросили Ваню одного? Можно ли их назвать «мнимыми друзьями»?
– Как вы понимаете высказывание Льва Толстого: «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься»?

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать свое слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было страшно, как и другим мальчикам; и так же хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал еще одно: друзья бывают и мнимые.

7). Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу.
Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие. В трудную минуту поддержит, окажет бескорыстную помощь.
Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность. Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.
Надежный фундамент дружбы – товарищество.
Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.
В годы Великой Отечественной войны особенно высоко ценилось боевое товарищество, оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

Учащиеся читают стихотворение:

Дрались по-геройски, по-русски
Два друга в пехоте морской
Один паренек был калужский,
Другой паренек – костромской!

– Я знаю, что больше не встану,
В глазах беспросветная тьма!..
– О смерти задумал ты рано!
Ходи веселей, Кострома!

Они, точно братья, сроднились,
Делили и хлеб, и табак.
И рядом их ленточки вились
В огне непрерывных атак.

И бережно поднял он друга,
Но сам застонал и упал.
– А ну-ка… дай жизни, Калуга, –
Товарищ  чуть слышно сказал.

В штыки ударяли друг друга –
И смерть отступала сама!
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей, Кострома!

Теряя сознанье от боли,
Себя подбодряли дружки,
И тихо по снежному полю
К своим доползли моряки.

Но вот под осколком снаряда
Упал паренек костромской…
– Со мною возиться не надо, –
Он другу промолвил с тоской.

Умолкла свинцовая вьюга,
Пропала смертельная мгла…
– А ну-ка, дай жизни, Калуга!
– Ходи веселей Кострома!

Беседа с учащимися по содержанию данного  стихотворения.

-Что помогло выжить товарищам в трудную минуту?

8). Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

  1. Все за одного, а один за ... (всех).
  2. С миру по нитке — голому ... (рубаха).
  3. Семеро одного ... (не ждут).
  4. Один в поле ... (не воин).
  5. Одна ласточка весны ... (не делает).
  6. Старый друг лучше ... (новых двух).
  7. Без беды друга не ... (не узнаешь).
  8. Нет друга, так ищи, а нашёл так ... (береги).
  9. Раздружится друг — хуже ... (недруга).
  10. Для друга семь верст не ... (околица).
  11. Где лад, там и ... (клад).

Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть.

9). Ведущий. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».

 

Все живут — не тужат,

А со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

Красные колготки

И характер кроткий.

Я шепчу: — Дружи со мной...

Мы же одногодки,

Как сестрички мы почти,

Мы как две голубки

Из одной скорлупки.

Я шепчу: — Но ты учти —

Ты во всем должна идти

Другу на уступки.

Предлагаю Ильиной —

Ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной —

И спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

Стану знаменита!

Все пятерки до одной

У Светловой Нади.

Я прошу: — Ты со мной

Подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать —

Дашь контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

Уговаривать подруг...

Напишу я объявленье:

Срочно требуется друг.

 

10). Работа в группах.

А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл.

1. Трусливый друг опаснее врага (врага опасаешься, а на друга полагаешься, в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку — много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться).

3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе  морозно, а неверный друг подведет в сложной ситуации).

4. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает (когда человек во всем тебе потакает, ему все равно, какой ты на самом деле. Лучший друг — это тот, кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

5. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надежных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надежным другом).

6. За что друг побранит, за то враг похвалит (твой враг хорошо видит, что для тебя на самом деле плохо совершать какие-либо недостойные поступки, потому за них он будет тебя лицемерно хвалить. Настоящий друг скажет правду, даже если она неприятная).

7. И много друзей — мало, и мало врагов — много (много друзей всегда хорошо, а хорошего, как известно, много не бывает. Враг — это всегда зло, а даже маленькое зло— это всегда плохо).

8. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

9. Дружба, что стекло: расколешь — не соберешь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

 

10. Дружба дружбе рознь — иную хоть брось (когда друзья только ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая  дружба идет только во вред).

11. Дружба крепка «не лестью, а лаской и честью (надо помнить, что настоящий друг может указать тебе на твои недостатки или недостойные поступки. Именно такой дружбой следует дорожить).

12. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей).

13. Хочешь дружбы — будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

11).Игра «Терем-теремок»

В этой игре есть интрига, поэтому она относится к самым веселым и увлекательным формам групповой деятельности. Ее используют для гуманизации групповых взаимоотношений, для формирования некоторых поведенческих привычек детей.

Игра строится на воспоминаниях детей об известной сказке «Теремок». Сюжет сказки переворачивается: мышка-норушка всем зверям, просящим пристанища в теремке, отказывает, говоря: «Нет, не пущу, мне и без тебя хорошо!» Активные участники игры, получившие роли медведя, зайца, лисы, волка, ежа, петуха, жабы, мухи и т.д., исполняют роли статистов — они только произносят слова: «Кто, кто в теремочке живет?» и «Пусти меня к себе жить». Основная нагрузка в игре падает на наблюдателей происходящего: они обращаются к мышке-норушке («Уважаемая мышка-норушка!» или «Дорогая мышка!» или «Сударыня мышка!») и приводят разнообразные аргументы в пользу иного решения, прося пустить в теремок сказочного персонажа. Например: «Пусти его,пожалуйста, он тебе другом станет» или же «...он станет двор мести». Мышку уговаривают, пока она не согласится, иначе герой-проситель останется на улице.

12).Ведущий. Однако существует еще одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причем испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее. Почему-то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность — сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из-за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей. Выбирайте их не спеша, но еще меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей

Все тепло души своей.

Все отдал — богаче стал,

Что сберег, то потерял.

Лишь тот не на год — навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год — счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

(Н. Доризо)

И помните, друзья создаются в юности.  Дальше становится все труднее и труднее подружиться.

– Итак, изменилось ли ваше мнение о дружбе, товариществе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Если друг оказался вдруг и ни друг, и ни враг, а так…» (по рассказу Л.Андреева « Кусака »).

Данный урок литературы поможет учителю  в интересной форме раскрыть идею произведения....

"Если друг оказался вдруг..."

Данная презентация прилагается к опубликованному на моём сайте классному часу-мастерской "Если друг оказался вдруг...". Презентация пошагово демонстрирует все этапы мастерской, а также такой этап любо...

Ю.Казакова «Тихое утро». «Если друг оказался вдруг…»

Познакомить учеников с творчеством Ю.Казакова; совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев; проследить за мыслями, чувствами и поступками главного героя; обр...

Творческая мастерская "Если друг оказался вдруг - и не друг, и не враг , а так" (По повести "Максим Максимыч М.Ю.Лермонтова)

Твеорческая мастерская  по повести М.Ю.Лермонова "максим Максимыч" с использованием синквейна...

Беседа с элементами дискуссии для 6 класса. «Давайте говорить друг другу комплименты »

Цель: учить ребят быть внимательными, доброжелательными к людям, уметь вовремя прийти на помощь, быть уверенными в себе во всех делах....

«Если друг оказался вдруг…» (урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»)

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова "Тихое утро"...