Чем жив человек? (Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sholohov_sudba_cheloveka.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

        

учитель МОУ СОШ №47

Арефьева О.В.

Чем жив человек? (Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека")

           Слайд. Портрет писателя М.А.Шолохова

Цель: учить постигать идейный замысел произведения и  авторскую позицию путём анализа текста.

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть  авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;
  • развивать навыки анализа художественного произведения;
  • показать роль детали в тексте;
  • воспитывать неприятие войны.

Оборудование: мультимедийная  презентация, компьютер и проектор, портрет  М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и О. Верейского.,муз. сопровождение эпизодов,инсценировки уч-ся.

…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо 
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев


Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, 
языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях — это трудное дело.

И.С. Грачева

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. 
На сегодняшнем  уроке мы обратимся к Великой Отечественной войне. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на нее глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».
(Слайд,обложка книги,иллюстрация)Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и стараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

История создания рассказа.

Сюжет рассказа не выдуман.

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком,мужчину он принял  по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”,тот  рассказал ему  о своей тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, газета “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года — его окончание. Это стало событием в жизни страны. Шолохов ввел в рассказ описание плена, что было несвойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.

Своеобразие композиции рассказа.

 Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

Беседа по вопросам

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни? (На три части: до войны, война, после войны).

- Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни? ( Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах — всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”).

-Как рассказывает Андрей о себе и как — о своих близких? (Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе — скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (На фронте Андрей Соколов — шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

Муз. сопровождение из к/ф «Холодное лето 53»

Монолог Андрея Соколова.(инсценировка)Слайд  (исполн. Джелия Георги-11 кл.)

Мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя. Почему?

 У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы

Типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Слайд

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Однако невольно становится свидетелем гибели 4-х человек.

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней.

Взводный

Безропотно, покорно ожидает своей участи.

Доктор

«...в плену и потемках свое великое дело делал.»

М.А. Шолохов в рассказе о войне иссследует не саму войну, а возможности человеческого духа.

Красив ли человек душой- вот главное. В душе- один из источников победы.

Дух.

1. Сознание, мышление, психич. Способности, начало, определяющее поведение, действия.

2. Внутренняя, моральная сила.

3. В религии и мифологии:бесплотное, сверхъестественное существо

4. Содержание, истинные смысл чего –либо

Душа.

1. Внутренний, психический мир человека, его сознание

2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

Анализ эпизода в церкви (слайд 4)

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером. (Инсценирование эпизода) Слайд  (исполн. Джелия Георги и Овчинников Илья-11 кл.)

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

- Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

- Кто побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека,.? Мужчины? Солдата?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8. Слово учителя.

Страшные годы провел А. Соколов в фашистком плену, пережил смерть товарищей, вынес муки голода, холода и непосильной работы. И все это время его поддерживали мысли о семье, надежда на встречу с любимой женой, сыном и дочками. Но и эту надежду отняла война. Погибли убитые фашисткой бомбой жена и дочери. А в последний день войны немецкий снайпер застрелил сына. (Звучит песня «Враги сожгли родную хату») Слайд

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает с погибшей жене и детях .Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”

- Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

В: Судьба человека, судьба солдата, который немыслимыми усилиями вырвал у врага право на жизнь. Но где взять силы для жизни, когда на земле не осталось ни одного родного человека? Встреча Соколова с Ванюшкой (анализ эпизода)

Диалог Андрея Соколова и Ванюши.( Слайд из к/ф «Судьба человека»)

(исполн.Джелия Георги-11 кл  ,Инамов Даниил-5 кл.)

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? 
(«Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково  цветовое  значение  этого  образа? 
(Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,  непорочный,  неиспорченный  никакими  тяготами  жизни. Но  автору  мало  этого  определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчика. Обратим  внимание  на  уменьшительно-ласкательные  суффиксы (небУШКо,  ЗвёздОЧКИ):  они выдают  и  авторское  отношение)
– Андрей  Соколов, пройдя  через  войну,  потеряв    в  эти  годы  всё,  что можно было,  совершенно  опустошённый,  встречает  Ванюшку  с  ясными,  как  небушко,  как звёздочки,  омытые  дождём,  глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? 
(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (
С описания природы)
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? 
(мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? 
(Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так  жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? 
(Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? 
(О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста. 
– Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? 
(Всё  больше  и  больше  солнца,  блеска,  тепла    даруется  героям  рассказа.   Всё  больше  и  больше  мира  проникает  в  их  душу.  Жёлтый  солнечный  цвет  символизирует  наступающее  счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но,  что  интересно, значимость этой пейзажной  зарисовки  мы  понимаем  только,    закончив  чтение. 
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
(Слайд)
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев 
(песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? 
(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).  Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа .Слайд

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе?
(Любовь, доброту, человеческое достоинство)

V. Подведение итогов урока  (звучит муз. Поля Мориа «Мама») Слайд

– Перечитайте финал рассказа.  Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

(звучит муз. «С чего начинается Родина»).

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново. Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

Я хочу закончить наш урок словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление "Преступление?" по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"

Урок построен на размышлениях школьников о поведении героев рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Он подводит учащихся к самостоятельным выводам, учит доброте и состраданию, умению быть стойким...

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).

Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» "Чем жив человек?"

Урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»...

План-конспект урока на тему"...И мне пришлось хлебнуть горюшка..."(урок-размышление по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека")

Материал урока вводит девятиклассников в атмосферу шолоховского мира, раскрывает основные проблемы рассказа, силу характера  Андрея Соколова, показывает горькую правду о войне....

«Чем жив человек?» (урок-размышление в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»).

laquo;Чем жив человек?» (урок-размышление  в 9 классе по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»). Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...