ЧТЕНИЕ КАК ЛЮБОВЬ Публичный урок
методическая разработка по литературе по теме

 

Замысел урока

С каких только трибун не звучат в последние годы сетования по поводу того, что в сегодняшней России все труднее и труднее сохранять наиважнейшую культурную традицию – привычку к чтению.  Социологи отслеживают неумолимую

(и неутешительную) статистику, журналисты обличают власть, проводящую разрушительную государственную политику, учителя-словесники в отчаянии заламывают руки.

Я устала мириться с этим плачевным положением дел, и решила попытаться что-то изменить здесь и сейчас: хотя бы для своих учеников и их родителей. Чтобы они поняли, насколько необходимым, приоритетным для формирования личности мыслящего человека является чтение книг.

 

Цели урока:

  • сформировать стремление к чтению не по принуждению, а по необходимому желанию

 

  • привлечь внимание учащихся, педагогов, общественности к проблеме семейного чтения

 

Аудитория:

учащиеся  6, 8, 9, 10  классов, их родители, учителя разных школ, представители общественности

 

Форма: публичный  урок-размышление

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnyy_urok_chtenie_kak_lyubov.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ЧТЕНИЕ КАК ЛЮБОВЬ

Замысел урока 

С каких только трибун не звучат в последние годы сетования по поводу того, что в сегодняшней России все труднее и труднее сохранять наиважнейшую культурную традицию – привычку к чтению.  Социологи отслеживают неумолимую

(и неутешительную) статистику, журналисты обличают власть, проводящую разрушительную государственную политику, учителя-словесники в отчаянии заламывают руки.

Я устала мириться с этим плачевным положением дел, и решила попытаться что-то изменить здесь и сейчас: хотя бы для своих учеников и их родителей. Чтобы они поняли, насколько необходимым, приоритетным для формирования личности мыслящего человека является чтение книг.

Цели урока:

сформировать стремление к чтению не по принуждению, а по необходимому желанию

привлечь внимание учащихся, педагогов, общественности к проблеме семейного чтения

Аудитория:

учащиеся  6, 8, 9, 10  классов, их родители, учителя разных школ, представители общественности

Форма: публичный  урок-размышление

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, раздаточный материал


Ход урока

Слово учителя

Может быть, сегодняшний публичный урок, на котором присутствуют ребята разных возрастных групп (от 13 до 17 лет), а также учителя, родители, которых  волнует проблема чтения в современном обществе, станет стимулом к чтению не по принуждению, а по необходимому желанию, по любви.

Наш урок я назвала «Чтение как любовь». Нравится вам такое название? Допускаете вы мысль, что чтение может быть нашей любовью?

Видеоролик «Слово»

В настоящее время в сознании многих людей остается образ классической модели чтения, который включает в себя:

- «любовь к чтению», то есть, высокий уровень чтения, престиж в обществе человека читающего,

- обязательность регулярного чтения;

- преобладание в круге чтения книг, а не журналов;

- наличие домашней библиотеки;

- позитивное отношение к библиотеке (частое посещение библиотеки);

- разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных видов и жанров;

- сравнительно небольшая доля «чтива» (литература низких художественных достоинств).

Современная Россия не стала преемницей Советского Союза по количеству читающего населения. По данным результатам последнего международного исследования ЮНЕСКО по проблеме чтения, проведенного в 2008г., было выявлено, что среди 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28-е место.

Видеоролик «Жванецкий о чтении книг»  

Работа аудитории с трехчастным дневником

Слово учителя

Молодежь сейчас располагает широким выбором развлечений для ума, и чтение среди них - не самое популярное занятие.

Почему подросткам не нравится читать? Почему родители перестали занимать детей книгой? Почему интерес к чтению снижается? Причин этому много. 

Мощным потоком обрушилась на сознание человека информация. Современная динамичная жизнь все меньше оставляет времени на тихое уединение с книгой, все больше бьет яркими вычурными картинками в ущерб смыслу, все больше ориентирует на развлекательность.

Многие подростки, выбирая легкий путь, предпочитают книге телевизор,  компьютер, телефон. Оно и понятно, ведь адаптированные современные фильмы и компьютерные игры требуют гораздо меньших умственных усилий и не ставят перед зрителем морально-этических задач. Эта мысль тоже прозвучала в монологе Жванецкого.

Опросы школьников показали, что современные учащиеся (около 48%) не читают. Совсем. Ничего. Информационный голод удовлетворяется посредством Интернета и телевидения. А желания путешествовать по мирам, созданным писателями, попросту нет, мотивация к чтению убита семьей, обществом, школой. И это несмотря на то, что в детстве большинству ребят (более 90%) читали книги вслух.

Масштабность проблемы, к счастью, постепенно осознается обществом.  

Интернет пестрит мотиваторами, призывающими читать. Ряд издательств использует вид социальной рекламы для повышения интереса читателей к книжным новинкам. Но есть и рекламы на грани приличий. Примеры на экране «Люблю прилечь с госпожой Бовари». Видимо, для привлечения к чтению сейчас уже все средства хороши.

Социальные ролики, мотивирующие к чтению, создают и сами подростки.

Видеоролик «Очнись!»  

Семейное чтение – прекрасная традиция, которая все больше и больше уходит в прошлое. Но кто может запретить современным родителям читать вслух своим детям и друг другу, делиться впечатлениями от прочитанного? А сколько семей отказалось от книжных шкафов в угоду дизайнерским проектам квартир! Поразительно, но книжные шкафы, полки исчезают и как предметы мебели. В магазинах вам предложат секции, а чем они будут заполнены – дело индивидуальное. Книги заменили на DVD. Большинство семей пользуются книгами, которые куплены «в давние застойные времена».

А так ли уж важно, читают или нет наши дети? Чего они лишаются? Может, и потери невелики? Нет, велики! Иоанн Кронштадтский в своей проповеди говорил: «Ты следишь за событиями во внешнем мире – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе. Читать только газеты и журналы значит жить только одною стороною души, а не всей душою, или жить только по плоти, а не по духу».

Чтение формирует взгляды, открывает новые миры, развивает творческое мышление, фантазию, расширяет кругозор. Хороший писатель – хороший слог. Язык, культура речи, литературные нормы – это то, что дает нам литература. Вдумчивое чтение хороших книг воспитывает культуру речи и вкус, прививает любовь к родному языку. Не читая, человек деградирует, происходит духовное обнищание, скудеет язык и мысль.

Проблема чтения не столько педагогическая, сколько общественная, духовно-нравственная. Проблема глубокая, насущная и требующая серьезных эффективных решений.

 В. А. Сухомлинский писал: «Семья без книги, без библиотеки в лучшем случае не оказывает никакого влияния на школьное воспитание, а в худшем случае такая семейная среда отупляет ребенка, ограничивает его умственное развитие и школе приходится прилагать большие усилия, чтобы ограниченность интеллектуальных интересов семьи чем-то компенсировать».

Сейчас школа все больше выполняет функции родительского воспитания, все больше обязанностей возлагается на учителей. Проблема низкого интереса к чтению не была бы столь масштабной и глубокой, если бы родители ответственнее относились к воспитанию своих детей.

Даниэль Пеннак, учитель литературы с 25-летним стажем в своей книге «Как роман» предлагает простые и результативные методы приучения к чтению.

Выступление группы учащихся

«После ее прочтения еще минут двадцать сидел и осмысливал прочитанное. Со мной такое бывает очень редко. Книга сильная, оставляет след. Здорово, хотя мне трудно говорить эмоциями».

«Книга потрясла. Уже несколько дней хожу под впечатлением. Хочется читать ее еще. Под конец я плакала, улыбалась, умилялась, в общем, столько эмоций у меня еще не было никогда».

«Первое впечатление было не таким ярким: хорошо, грустно, умно... Но со временем, чем дальше, тем больше в разных жизненных ситуациях я почему-то начал вспоминать целые абзацы из нее…».

Учитель

На первый взгляд эти отзывы никак не связаны. Они не об одной книге, не вплетены в одну серию и невозможны как рецензии на жанр. Их с одинаковым успехом можно было бы пропустить как сквозь страницы фэнтези, так и через строки реалистического романа. На самом деле единственное, что их объединяет, — это возраст рецензентов: им от 13 до 18 лет. Сегодня, несмотря на распространенную мысль о кризисе детского чтения, подростки, оказывается, читают.

И об этом нам расскажет Наташа Пайгозина, ученица 9а класса. В течение учебного года она работала над исследованием «Читательские интересы современных подростков».

Представление результатов исследовательской работы «Читательские интересы современных подростков»

Работа аудитории с отрывками из произведений, прозвучавших в обзоре

Учитель

           Итак, подытожив сказанное, можно отметить, у  юных  сегодняшних читателей

меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментарным, «мозаичным», «клиповым» (вследствие чего подростку  все труднее концентрировать внимание на многостраничном тексте, особенно -  повестях  и романах);

меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например, под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видеопрокате: детективам, триллерам, фэнтези, «ужасам», кинороманам);

в связи с тем, что и современное книгоиздание, и телевидение ориентированы на остросюжетные произведения массового спроса, то не удивительно, что в чтении подростков доминирует остросюжетная развлекательная литература.

Совет родителям не читающего подростка от читающего подростка

Учитель

Представление топового списка книг, которые читают современные подростки

Работа с аудиторией

- Бегло просмотрев аннотации к произведениям, скажите, какую книгу захотелось прочитать и почему?

Учитель

Представление высказываний великих людей  о чтении

Работа с аудиторией

- Познакомившись с высказываниями великих о чтении, скажите, какие слова вам захотелось прокомментировать и почему.

В.В. Набоков каждое свое произведение заканчивал эскизом бабочки, показывая, что работа завершена. Так и я надеюсь и верю, что мои ученики, будучи куколками, обязательно превратятся в прекрасных бабочек, способных к полету фантазии и увлеченных миром литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"

Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....

«Мама» – слово дорогое инновационный проект публичного урока русского языка

Основные идеи, концептуальные положенияНастоящая работа посвящена духовно-нравственному воспитанию и продолжает серию публичных уроков, адресованных не только школьникам, но и широкой общественн...

Выразительное чтение. Речевые разминки на уроках чтения в старших классах СКОШИ VIII

В этой работе предлагается практический материал для  дальнейшего развития и   закрепления навыков выразительного чтения у учащихся старших классов коррекционных школ VIII вида....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Публичный урок по проекту "Семейное чтение"

Открытый урок с родителями после участия в проекте "Семейное чтение"...

Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей".

Работа с концептом ЛЮБОВЬ на уроке анализа стихотворения в прозе "Воробей"....