Публичный урок по проекту "Семейное чтение"
план-конспект урока по литературе (7, 8, 9 класс)

Тинчурина Диния Исхаковна

Открытый урок с родителями после участия в проекте "Семейное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 147 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Литература. Публичный урок по проекту  PRO чтение («Семейное чтение»)

Класс

7

Тип урока

Урок подготовки к сочинению

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Книги, помогающие жить

                                                                                                                                  Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

-осуществлять  самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

умение слушать,

- У нас сегодня ещё один урок по проекту «Семейное чтение».  Мы снова работаем с родителями. Они являются участниками урока. Работаем в группах.

Проверьте рабочие места. На столах у вас тексты, оценочные листы, шаблоны.

В конце урока оцените свою работу и работу группы на уроке. Проверили? Готовы?

Обучающиеся проверяют  наличие материала и своих принадлежностей на уроке

                                                        Актуализация  опорных знаний и умений  

 

Предметные:

Метапредметные (УУД):

познавательные:

регулятивные:

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского  языка.

- Итак, мы сегодня продолжаем разговор    о книге, о чтении. Книга – это первое  и главное ключевое слово урока.  (Открывает слайд №1 ключевые слова)

Чтение давно уже стало  незаменимой потребностью человека.

Книга величайшее из чудес, сотворенных человечеством, стала для всех вполне обычной и обязательной принадлежностью.

-Ребята, но является ли книга обычной принадлежностью?  

- Восстановите текст (раздает  листочки). Вспомните героя книги, название и автора.

Ответ: Книга, Кот из рассказа Л.Дунаевой «Дождь».

- Когда кот обращался к книге? Прочитайте из текста.  В каком предложении мы это видим.

                 

Ребята рассуждают и дают разные ответы.

                             -Нет

- Книга

Вставляют пропущенные слова в текст, определяют название книги и автора

Приложение №1

Первым сокровищем была ________ .  

________ путешествовал по миру давным-давно. Может быть-всегда…

Но лишь когда у него появилась _________, его странствие обрело цель. Лишь начав _____ её, _______ понял, чего ему не хватает, и твердо вознамерился найти Хозяина.

Путь его не был легким и приятным, но в самые тяжелые времена _______

утешала его  и придавала сил.

___________ бережно взял ___________ и положил на стол.

             Читают из текста предложение

- В самые тяжелые времена книга утешала его и придавала сил.

                                                                                                     

                                   Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД):

познавательные:

формулирование познавательной цели

регулятивные:

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского  языка.

    - Верно. В самые тяжелые времена.

Получается, что книга помогает коту выжить. Как можно назвать тему нашего занятия ?

-Какие  задачи стоят перед нами на уроке?

-Выяснить, как книга может человеку помочь?

- Какие книги помогают человеку в трудную минуту?

-Какую роль играют книга и чтение в жизни человека?

-Книга может прийти человеку на помощь, когда ему трудно. А когда человек испытывает трудности в жизни?

Вы сталкиваетесь с трудностями?

-Да, любой человек когда-нибудь в жизни и не раз сталкивается с проблемами. Кто вам помогает?

- Определите, из какой книги отрывок?

«Знаешь, я сама не значит я одна. В жизни каждого человека случаются обстоятельства, разобраться в которых ему одному порой не по силам. Конечно, человек обо всём сначала должен подумать сам. Но если что-то неясно, пожалуй, стоит поговорить с кем-то, кому ты доверяешь. Иногда это помогает…»

(«Сахарный ребенок» О.Громова)

-Давайте обратимся к тексту.

Чтение отрывка

-КНИГИ,ПОМОГАЮЩИЕ ЖИТЬ.

-   Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются.

 

-Да

Высказывают свое мнение, аргументируют.

- Взрослые, друзья, родители.

Определяют название книги и автора

- Отрывок из повести «Сахарный ребенок» О.Громовой

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Приложение №2

- Как помогает Юлия дочери  пережить недетские испытания?

- Юлия - мудрая женщина, знает несколько языков,  начитанная и

приводит много примеров из книг, чтобы поддержать дочь.

-Какую роль в жизни героинь играли книги?

Вывод: Чтение было неотъемлемой частью жизни героев.

- После рассказов мамы ей даже дышать стало легче.

- Какие высказывания из прочитанных книг содержат напутствия и советы? Вспомним их. Запишите.  

Работа в группах

- А теперь вспомним советы из книг.

-Определите автора и название книги данного высказывания.

Советы из книг, примеры литературных героев помогают человеку в

жизни, на их примерах учатся, совершают подвиги, работают над собой.

- Мудрые  советы. Пригодятся нам они в жизни?

- Стеллу с детства воспитывали на примерах литературных героев, читали много, играли в слова и стихи, стихи заучивали наизусть, играли во времена года, и во время ссылки мама читала каждый вечер своим соседям.

Работают в группах

Дети зачитывают советы из книг
На доске в виде цветочка Блума из цветных лепестков высказывания

Описание: http://fs3.ppt4web.ru/images/133572/198068/640/img20.jpg

-Да

Открытие нового знания

К: учиться работать в группе

– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

– П: анализ, обобщение, классификация;

– П: извлечение из текстов необходимой информации;

– П: установление причинно-следственных связей;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

– Л: осознание ответственности за общее дело;

- Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Аристотель)

Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. (Л. Н. Толстой) (слайд № 4)

- Великие люди всех времен и народов отмечали огромную роль книги в жизни человека:

«Занятия с книгами юность питают, старость увеселяют, в счастье украшают, в несчастье доставляют убежище и утешение, дома радуют, вне дома не мешают»

- Давайте послушаем, какое действие оказывали книги на известных писателей и поэтов.

Презентация «Великие люди о роли книги в жизни человека»

Вывод: книга – самое  великое творение  человека.  Книга вдохновляет человека, формирует его идеалы, т.е помогает ему в жизни.

Подберите синоним. Что значит книга, помогающая жить.

Почему  с книгой обращаются бережно, обращаются за советом, держат на письменном столе.

Книга, помогающая жить – друг, советчик, драгоценная  книга.

 Вам понятно значение слова «драгоценный»?

Слушают выступающего

               

                 друг, советчик, ценная вещь

(записывают в шаблоны)

-Где мы можем посмотреть его значение? (по словарю)

Драгоценный (сл. Ожегова)

1. Очень ценный, самого высокого качества. Д. камень (высокоценный и красивый минерал, используемый для украшений). Д. ларец (очень высокой цены). сведения.

2. Очень важный, нужный. Терять драгоценное время.

3. полн. ф. Милый, дорогой. Мой д. друг! II сущ. драгоценность, -и, ж. (к 1 и

Драгоценный (сл.Кузнецова)

1. Драгоценной называют вещь, которая стоит 1дорого, потому что она сделана из редких и ценных металлов, камней и т. п.

2. Драгоценные металлы — это платина, золото, серебро.

3. Драгоценными камнями являются редкие и красивые камни (минералы), которые используются для изготовления ювелирных украшений, например бриллиант, жемчуг, сапфир.

4. Драгоценным вы называете то, что имеет большое значение для вас, то, что вы цените очень высоко.

5. сущ. Вы используете слово драгоценный (драгоценная) как обращение к дорогому для вас человеку.

– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

– П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

– Р: контроль, коррекция, оценка;

– П: рефлексия способов и условий действия.

– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

– Л: самооценка на основе критерия успешности;

– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

 

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Такие книги были у наших родителей. Они есть у любого взрослого человека.

-Драгоценными считаются Коран и Библия –священные книги. Из них мы узнаем о законах миропорядка, о заветах наших предков.  

- Ребята, сделаем вывод, напишите синквейн «Драгоценная книга»

-Обратимся к тексту. Отрывок из книги  С. В. Михалкова «Всё начинается с детства».

- Докажите, что это текст.

-Определите тему текста.

- В каких предложениях содержится  основная мысль текста? Прочитайте.

Вывод: Самые важные качества человека формируются в детстве, и в этом значительную роль  играют книги,  семейное чтение.  

-Да

Составляют синквейн

1.Драгоценная книга

                      2.Поучительная, развивающая

                     3. Помогает жить, формирует идеалы

                  4. Драгоценная книга помогает человеку жить

                 5. Друг, советчик

Читают текст.

Определяют тему текста

-  (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы

– К: использование критериев для обоснования своего суждения;

– К: планирование учебного сотрудничества;

– Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

- В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

Утверждения.

Приём «Согласен – Не согласен»

1.Чтение книг портит зрение

2.Книги расширяют представления  о мире

3.Книги отвлекают от уроков

4.Книги развивают  логическое мышление.

5.Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение.

6.Чтение книг формирует  умение слушать, а это очень важное качество.

7.Книги отрывают ребенка от друзей, делают его замкнутым.

Просмотр видеоролика «Семейное чтение»

(снять на видео)

Стихи о чтении

Дом.задание : Сочинение – рассуждение по тексту

«Драгоценная книга»

Урок заканчивается чтением стихотворения  Лилии Охотницкой

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек.
Одна - стара, мудра, зачитана до дыр,
В другой - все необычно, странно, ново.
Мне книги открывают целый мир,
За шагом шаг иду от слова к слову.

На Севере могу я побывать
И в тропиках - там, где растут бананы.
Какая радость - открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Приложение №1

Первым сокровищем была ________ .  

________ путешествовал по миру давным-давно. Может быть-всегда…

Но лишь когда у него появилась _________, его странствие обрело цель. Лишь начав _____ её, _______ понял, чего ему не хватает, и твердо вознамерился найти Хозяина.

Путь его не был легким и приятным, но в самые тяжелые времена _______утешала его  и придавала сил.

___________ бережно взял ___________ и положил на стол.

Приложение №2

Я пролежала неделю, пока зажили рубцы. Мне было не скучно лежать целый день на животе — мне было всё равно. Не хотелось есть, не хотелось смотреть на степь, не хотелось разговаривать — даже с мамой. Светило солнце, дул ветер, по-прежнему прыгали кузнечики, но всё было как-то по-другому. И жить дальше было очень странно.

Вскоре во время вечерней беседы мама обронила фразу:

— Знаешь, я сама не значит я одна. В жизни каждого человека случаются обстоятельства, разобраться в которых ему одному порой не по силам. Конечно, человек обо всём сначала должен подумать сам. Но если что-то неясно, пожалуй, стоит поговорить с кем-то, кому ты доверяешь. Иногда это помогает.

И немного помолчав, добавила:

— Ты у меня совсем большой человек. Хорошо держишься. Я горжусь тобой, — и заговорила о чём-то другом.

Я размышляла несколько дней. Почти всё стало понятно, кроме двух вещей. И я спросила:

— Мам, а почему мне ничего не хочется? И почему, когда на небе солнце, мне кажется, что сейчас пойдёт дождь?

Мама задумалась.

— Давай походим в сторонке и поговорим.

Очень быстро я научилась в лагере говорить совсем тихо, чтобы слышала только мама. И вот теперь мы медленно прохаживались по жилой зоне и тихонько беседовали.

— Да, у тебя очень сложная, совсем взрослая проблема. Знаешь, у каждого человека свои проблемы, и чем больше человек знает, тем легче ему в них разобраться. А у тебя сейчас состояние, про которое говорят «глаза бы мои ни на что не смотрели», «белый свет не мил», верно? Это бывает, когда человек потерял надежду найти выход. Потеряла? Давай поищем вместе. Вот у Сергея Есенина есть стихи — «Не жалею, не зову, не плачу. Всё пройдёт, как с белых яблонь дым…». Красиво, правда? А это ведь про то, что жизнь течёт и всё проходит.

Помнишь, я рассказывала про декабристов? Однажды Пушкин послал своим друзьям письмо в сибирскую каторгу. Я его тебе прочитаю, может быть, оно и тебе пригодится. Отвернись и только слушай, нужные слова лягут на сердце.

И мама прочла «Во глубине сибирских руд…». И как-то особенно звучали строки «…гордое терпенье», «…дум высокое стремленье», «…надежда в мрачном подземелье», «…и свобода вас примет радостно у входа». Даже дышать стало легче.

Приложение №3

1.Страшно только тому, кто боится. Если ты ничего не боишься, то тебе и не страшно («Сахарный ребенок» О.Громова)

2.А знаешь, в драке всегда проигрывает тот, кто первым заплачет. Если не плакать, обязательно победишь.

 («Сахарный ребенок» О. Громова)

3.Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество

(«Безумная Евдокия»  А. Алексин)

4.Несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю, слышишь, не люблю людей, которые ищут легких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!

(«35 кило надежды» А. Гавальда)

5.Слишком поздно я поняла: если любовь есть у тебя, люби всей душой. Чтобы в ней не оставалось места для другого. Это и есть самое счастливое счастье.

(«Баба Яга пишет» И. Краева )

6.Каждому человеку Господь даёт в руки судьбу. И человек сам, ты знаешь, делает выбор между добром и злом и потом отвечает за это перед Богом.

(«Баба Яга пишет» И. Краева )

7.Человеку нужны корни. Ты станешь старше — поймешь. Это в детстве кажется, что ты сам по себе и в центре вселенной. А потом видишь: ты связан с другими людьми тысячами ниточек, тут связан, там… И каждая такая нитка, если она оборвана, взрослым человеком воспринимается как очень горькая потеря.

(«Где нет зимы»  Д.Сабитова)

8.Но вот что я понял. Когда мысли приходят сами по себе и уснуть из-за этого очень трудно — надо начать думать специально. Вспоминать что-нибудь очень подробно, как будто смотришь кино. Или нет, лучше — как будто пишешь книгу.

(«Где нет зимы» Д.Сабитова )

9.Не зря прожит тот день, когда ты что-то сделал своими руками.

(«35 кило надежды» А.Гавальда)

10.Учительница должна бережно относиться к детским стержням

(«Когда отдыхают ангелы» М.Аромштам)

11.И еще мама, которая тоже была педагог, учила меня не повышать голос: это вредно для детей и рассеивает их внимание. Они не вникают в смысл угрозы, они просто пугаются. Сильных звуков. Поэтому надо говорить спокойно. Всегда говорить спокойно.

(«Когда отдыхают ангелы» М.Аромштам)

Приложение 4

Михалков С. В. Всё начинается с детства (отрывок из книги)

 

          (1) Однажды я услышал разговор двоих.

(2)Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

— (3)Ты читал «Тома Сойера»?

—(4) Нет.

— (5)А «Вия»?

— (6)Нет.

— (7)Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

(8)И, правда, можно было позавидовать.

(9)Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

(11)Все это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.
(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика.  (16)В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия.

(17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. (18)Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. (19)Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

— (20)«Войну и мир» читал?

— (21)Смотрел в кино.

—(22)А «Белые ночи»?

— (23)Тоже. (24)Не понравилось. (25)«Дама с собачкой» лучше.

(26)Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника.(27)Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» (28)Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(29)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (30)Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. (31)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия.

(32)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов.

(33)Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.                                                                                                                                        (По С. Михалкову).

Приложение №5

Утверждения.

Приём «Согласен – Не согласен»

1.Чтение книг портит зрение

2.Книги расширяют представления  о мире

3.Книги отвлекают от уроков

4.Книги развивают  логическое мышление.

5.Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение.

6.Чтение книг формирует  умение слушать, а это очень важное качество.

7.Книги отрывают ребенка от друзей, делают его замкнутым.

Оценочный лист

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 Для вклеивания в книги:

Хорошая книга - это подарок, завещанный автором человеческому роду. (Аристотель)

Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. (Л. Н. Толстой)

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный урок "Гражданин-Отечества достойный сын!"

Открытый урок по обществознанию в 6 классе с презентацией.В нем даются такие понятия как Гражданин, гражданственность, патриот. Расширяются знания о государственной символики России и Адыгеи....

«Мама» – слово дорогое инновационный проект публичного урока русского языка

Основные идеи, концептуальные положенияНастоящая работа посвящена духовно-нравственному воспитанию и продолжает серию публичных уроков, адресованных не только школьникам, но и широкой общественн...

ЧТЕНИЕ КАК ЛЮБОВЬ Публичный урок

Замысел урокаС каких только трибун не звучат в последние годы сетования по поводу того, что в сегодняшней России все труднее и труднее сохранять наиважнейшую культурную традицию – привычку к чте...

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

Презентация к уроку по домашнему чтению в 7 классе. Книга для чтения "Питер Пэн" Дж. Барри. Эпизод 1. Автор: Яруткина Н.В. (28.11.2020)

Предлагаемая презентация урока в 7 классе по домашнему чтению является удобным дополнительным материалом для визуализации образовательного процесса.Книга для чтения  "Питер Пэн" Дж. Бар...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....