«ДОБЛЕСТЬ РОДИТЕЛЕЙ - НАСЛЕДИЕ ДЕТЕЙ…» БОРОДИНО. 200 лет.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Виноградова Нина Павловна

 

«ДОБЛЕСТЬ  РОДИТЕЛЕЙ  -   НАСЛЕДИЕ  ДЕТЕЙ…»

 

(Слова, начертанные золотом на двух памятниках Бородинского поля, посвященных

артиллеристам.)

 

БОРОДИНО.   200 лет.

 

Литературно -  музыкальная  композиция.    5 – 6  классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.П. Виноградова

«ДОБЛЕСТЬ  РОДИТЕЛЕЙ  -   НАСЛЕДИЕ  ДЕТЕЙ…»

(Слова, начертанные золотом на двух памятниках Бородинского поля, посвященных

артиллеристам.)

 

БОРОДИНО.   200 лет.

Литературно -  музыкальная  композиция.    5 – 6  классы.

Оборудование: презентация с репродукциями, аудиозаписи музыкальных произведений.

                                                                                   Задача  современников – бережно,  как

                                                                                   эстафету, передать  будущим  поколениям

                                                                                   великие  деяния предков.

                                                                                                                                   И.С. Глазунов

                                                                                    Гордиться  славою  своих предков  не

                                                                                    только  можно, но и  должно, не уважать

                                                                                    оной   есть   постыдное  малодушие.

                                                                                                                                   А. С. Пушкин

     

Действующие  лица:   историки,  литераторы,  чтецы,  «артисты».

              На   экране  -   панорама    «Бородинская  битва».  Художник  Ф. Рубо. 1912.

              Звучит  торжественная  увертюра     «1812  год». Музыка   П.И.  Чайковского.

Выходят    историки.

1-й  историк. Это было  в  1812 году.  На Россию  шла войной  французская  армия под  

                        командованием   императора  Франции  Наполеона  Бонапарта.

             На  экране -  Портрет  Наполеона Бонапарта.Эрнест  Крофтс. 1888  год,

                                    частная  коллекция.

2-й  историк. Наполеон  звал своих  маршалов  завоевывать  Россию  и обещал  им:

                         «Москва и  Петербург  будут  вам  наградой. Вы  найдете в них  золото,

                         вы    будете  господствовать  над  русским  народом, готовым  раболепно

                         исполнять  все ваши  повеления».

                         (М. Брагин. «В грозную пору. 1812 год», М. Изд-тво  «Малыш» 1984, стр. 5)

3-й  историк. Французский  полководец  был уверен в своих силах. Более  15 лет  водил

                        он   войска в Египет  и Италию, в Австрию, Пруссию  и другие страны.

                        Его  военный гений  позволил  ему завоевать  почти весь  Европейский

                        континент.  Наполеона  называли   «Богом  войны».

4-й  историк. Наполеон   Бонапарт  говорил своим  маршалам: « Если  я возьму Киев,  

                        я  буду держать  Россию  за  ноги;

5-й историк.  … если я захвачу  Петербург,  я  возьму  Россию  за голову;

6-й историк. …  если я  займу  Москву,  я  поражу  Россию  в самое  сердце».

                                                                                                                               (Там же, стр. 6.)

7-й историк. К первой  половине  1812 года  Наполеон  собрал Великую  армию  -  600

                       тысяч   солдат  из многих  европейских  стран.

1-й историк. В  июне  1812 года он пересек   пограничный Неман  и двинулся на Москву.

                       Русские  войска  насчитывали  220  тысяч  солдат. Первой  Западной  армией

                       командовал   генерал  Михаил  Барклай – де – Толли,

           На  экране  -  репродукция М.Б.  Барклай – де – Толли. Художник  Д. Доу. 1829.

 

1-й историк.  Второй  -  генерал   Петр  Иванович  Багратион.

           На  экране  - репродукция  Генерал  Петр  Иванович  Багратион (1865 -1812).

                                 Неизвестный  художник.  Масло.

2-й историк.  Армии   находились на значительном  расстоянии  друг от друга,  и

                        Наполеон  направил   все усилия  на то, чтобы  разбить их поодиночке.  

                        Но это ему не удалось,  так как  в августе  русские  войска  объединились

                        под  Смоленском.

                     

3-й  историк. Руководителем  назначен  Михаил  Илларионович  Кутузов, полководец,

                         имя  которого    с уважением  произносили  по всей  стране: «Пришел

                         Кутузов бить  французов!»

На  экране - репродукция  Главнокомандующий  М.И. Кутузов (1745 – 1813).

                                  Художник  Р.М.  Волков.  Масло.

4-й  историк. Михаил  Илларионович   принял решение  найти удобную  позицию  для

                         генерального  сражения -  124  километра  от  Москвы,  близ села

                         Бородино.

На  экране -  репродукция  панорамы  Ф.А. Рубо «Бородинская  битва» (фрагмент)

Звучит   торжественная  увертюра  «1812 год». Музыка  П.И. Чайковского

5-й  историк.  Перед вами самый напряженный   момент  Бородинского  сражения: в  12

                          часов  30  минут дня   7 сентября. Со стороны русских   в нем  принимали  

                          участие 120  тысяч,  со стороны  французов -  135 тысяч  солдат.

6-й  историк.  Русские солдаты  сражались, не щадя своей  жизни. Битва длилась 15 часов.

                          О ней (ее считали  одной  из самых  кровавых в истории) Наполеон

                          написал:

7-й  историк.  «Из всех моих  сражений самое ужасное то, которое я дал  под Москвой.

                          Французы  в нем  показали себя достойными одержать победу,  а  русские

                          стяжали   право  быть   непобедимыми».

На экране - «Конец Бородинского сражения». Репродукция картины В.В. Верещагина.

1-й историк.   Отгремел  Бородинский  бой.  Русская армия  отступала  по Можайской  

                          дороге    к  Москве.  В деревне  Фили,  в чистой  избе  крестьянина

                          Фролова собрался  военный совет.

На  экране  -    «Военный совет в Филях». Репродукция  картины  А.Д. Кившенко.

2-й историк.   На нем решался   вопрос: сразиться ли под стенами Москвы  или сдать  ее

                          без  сражения?   От верного  решения  зависела  судьба  армии  и Москвы,

                          судьба  России.

3-й  историк.   Михаил  Илларионович   выслушал  мнения  генералов и заявил:

                          «С потерею  Москвы  не потеряна  Россия…  Приказываю  отступать  и

                          сохранить   армию…   Гори,  Москва  -   живи, Россия!»

4-й  историк.  На следующий  день  русская армия  проходила через  Москву. С армией  

                         уходили    московские  жители. Москва опустела.

                         На Поклонной горе  стояли французы.  Наполеон  ждал  депутатов,  готов

                         был   принять   ключи  от Москвы.  Он не сомневался  в своей победе.

На  экране -   репродукция  картины  В.В. Верещагина  «Наполеон на  Поклонной

горе».

5-й историк.  Прошел час,  другой,  третий,  а ключей от  русской столицы  императору

                        Франции  не несли.  Город был пуст.

6-й историк.  Сдача Москвы  была вынужденной  жертвой, которую  принес народ и

                         армия ради  спасения  Родины.

На  экране -  репродукция    «Французы  в Москве».  С рисунка  Д.Шмаринова.

На  сцену  выходят  литераторы.    

1-й  литератор.  Героические  события  нашей истории  нашли отражение  в музыке,

                             живописи,  литературе.   «Бородино»  М. Ю. Лермонтова,

                             «Полководец» А.С. Пушкина,  «Военные  записки» Дениса  Давыдова,

                             участника,  героя  войны  1812 года  и многих  других  поэтов  и

                             писателей.  Кто  их   не читал?

       

2-й  литератор.  Сегодня  мы  встречаемся  с  творчеством  великого  русского  писателя

                             Ивана Андреевича   Крылова. Своими  баснями  он помогает нам жить,

                             смеяться,  бороться и побеждать.

На  экране  -  И.А. Крылов.  Художник  К.П. Брюллов. Государственная

Третьяковская   галерея.

3-й  литератор.  В трудные  дни испытаний  Отечественной  войны  1812 года  

                             Иван  Андреевич  создает патриотические  басни, которые  служили  

                             оружием   в борьбе  с захватчиком.  Писал  их  Иван Андреевич  по

                             горячим  следам  военных  событий.

На  экране  -  проходят  названия  басен: «Обоз», «Ворона  и  Курица»,  «Булат»,

«Волк на  псарне», «Щука и Кот»,  «Кот  и Повар»  и иллюстрации к  ним.

Звучит  Торжественная  увертюра  « 1812год». Музыка  П.И. Чайковского.

4-й  литератор.  Басни  Ивана Андреевича   -  кусок  жизни, комедийная  сценка,

                             сценическая    миниатюра. Под пером   И.А. Крылова    они превратились

                             в  живую  историю. С некоторыми  из них   мы встречаемся  сегодня.

     

     

7-й  историк.     Москва  опустела.  Поджоги,  грабежи  разлагали  наполеоновскую  

                             армию,  вошедшую  в Москву,  французы  оказались  осажденными  со

                             всех  сторон.

1-й историк.     Русская  армия  прикрыла  дорогу на Калугу, где были сосредоточены  

                            большие   запасы  продовольствия и снаряжения. Голодные  французские

                            солдаты   «ежедневно    ходили  на охоту   стрелять  ворон    и,  как

                            передавали   очевидцы,  не могли нахвалиться  своим  вороньим супом».

5-й литератор. Этот  хитрый и  дальновидный  маневр  Кутузова   разгадал  Иван

                           Андреевич  Крылов.  Он  выступил  с басней  «Ворона  и  Курица»    

                           Это  был  рассказ о только  что  минувших днях:  безвестная  Курица -  

                           домоседка   уходила  из   Москвы,  чтобы не оставаться  с французами,  но

                           Ворона не собиралась  пускаться в дальний путь, она  заявляла, что, может  

                           быть, ей удастся  поживиться.  Но она  обманулась  в своих  расчетах  и

                           попала  в суп к голодным  французам.

1-й литератор. Конец басни известен – он  породил пословицу   «Попался, как ворона  в

                           суп».

2-й литератор. Этой  басней  Иван  Андреевич  Крылов  защитил  Михаила  

                           Илларионовича  Кутузова  -  оставленная  Москва стала  сетью, в  которой

                           запутался  Наполеон.

       На сцену    выходят   «артисты».  Постановка  басни   «Ворона и Курица».

Автор.       Одет  в белую  рубашку, черный  костюм, черную  обувь.

Ворона.     Одета  в  черную  рубашку,  черную  короткую  юбку,  коричневые  туфли.

Курица.     Одета  в  желтое  короткое  пышное  платье,  желтые  туфельки  на небольшом

                    каблучке.

     

На  сцене - стул,  на нем сидит Ворона,  в руках у нее  щетка, которой она  водит по носу,

                    чистит    его,  глядит вниз.  Недалеко  от  Вороны  -  второй  стул -  воз,  на  

                    нем  сидит  Курица.

Автор.      Когда  Смоленский  Князь,

            Противу дерзости   искусством  воружась,

                  Вандалам  новым  сеть поставил

            И  на погибель им Москву оставил,

            Тогда  все  жители,  и  малый и большой,

                  Часа не тратя,  собралися

            И  вон из  стен московских  поднялися,

                  как  из  улья  пчелиный рой.

            Ворона  с кровли  тут на эту всю  тревогу

            Спокойно,  чистя  нос,  глядит.

Курица (ей с возу  Курица  кричит):

               «А ты что ж,  кумушка,  в дорогу?

               Ведь говорят,  что у порогу

               Наш супостат».

Ворона (вещунья  ей в ответ):

              «Мне что до этого  за дело?

              Я  здесь  останусь  смело.

              Вот ваши сестры -  как хотят;

              А ведь  Ворон ни жарят, ни варят:

              Так мне с гостьми  не мудрено  ужиться,

              А  может быть, еще удастся поживиться

              Сырком,  иль косточкой, иль  чем – нибудь.

              Прощай, хохлаточка, счастливый путь».

Автор.  Ворона  подлинно  осталась;

              Но, вместо всех  поживок ей,

              Как  голодом морить  Смоленский  стал гостей –

              Она  сама им в суп  попалась.

              Так часто  человек в расчетах  слеп и глуп.

              За счастьем,  кажется, ты по пятам  несешься:

              А как на деле  с ним сочтешься  -

              Попался, как ворона в суп!

Звучит   Торжественная  увертюра   «1812 год».  Музыка  П.И.Чайковского

На  сцену  выходят  историки.

2-й  историк.  Французы оставили Москву  -  началось   отступление  наполеоновской  

                          армии. Кутузов   шел  по следам врага,  гнал его,  не вступая в сражения,

                          чтобы сохранить  русскую армию.

3-й  историк.  За  это  на Михаила  Илларионовича   посыпались  обвинения  в

                          медлительности,  в бездействии.  Иван Андреевич  выступил  на его

                          защиту басней   «Обоз».

На сцену  выходят   «артисты»: автор,  конь,  лошадь, хозяин.

Автор -  белая рубашка,  темные  брюки.

Конь, лошадь -  два мальчика, одетые в черные брюки, черные рубашки, черные туфли.

В качестве  поклажи   каждый  держит  два стула.  На каждом  стуле стоят  горшки.

Хозяин    в шапке – ушанке,  рукавицах,  с кнутом,  закинутом   за кушак. Он  осторожно

сводит первого  «коня» вниз,  т.е. помогает ему спуститься  с эстрады на пол  сцены. Движения  обоих  такие медленные и осторожные, что  горшочек на верху поклажи  даже  не  сдвинулся.

Лошадь,  стоя на эстраде  рядом со своим грузом, издевается над товарищем.  Но  вот пришла  ее  очередь. Она поднимает поклажу  и с удалью,  бегом  спускается  с эстрады. Стулья  падают,  и сама   не удерживается на ногах. Чтец вместе  с хозяином  помогает  хвастунье   подняться,  подбирает черепки  и сокрушенно  говорит: «Прощай, хозяйские  горшки!»

Автор.       С горшками  шел обоз,

                   И  надобно  с крутой  горы спускаться.

                   Вот, на горе  других  оставя  дожидаться,

                   Хозяин  стал  сводить  легонько  первый воз.

                   Конь  добрый  на  крестце  почти его понес,

                   Катиться  возу не давая;

                   А лошадь  сверху молодая,

                   Ругает  бедного коня  за каждый шаг.

Лошадь.   «Ай конь  хваленый,  то-то  диво!

                   Смотрите:  лепится, как рак;

                   Вот чуть не зацепил за камень;

                                           косо ! криво !

                   Смелее!  Вот  толчок опять:

                   А тут бы  влево  лишь принять.

                   Какой осел! Добро бы было в гору

                        Или  в ночную пору;

                   А то и под гору и днем!

                   Смотреть, так выйдешь из терпенья!

                   Уж воду  бы таскал, коль нет в тебе уменья!

                   Гляди – тко  нас, как мы махнем!

                   Не  бойсь, минуты не потратим,

                   И  возик  свой мы не свезем,  а скатим!

Автор.      Тут,  выгнувши хребет  и понатужа грудь,

                  Тронулася  лошадка  с возом в путь;

                  Но, только под гору она  перевалилась,

                  Воз начал напирать,  телега  раскатилась:

                  Коня  толкает взад,  коня    кидает  вбок;

                         Пустился  конь  со всех  четырех  ног

                                          На  славу;

                  По  камням,  рытвинам  пошли толчки,

                                          Скачки,

                  Левей, левей;  и с возом -  бух    в канаву!

                         Прощай, хозяйские  горшки!

                                     -------------

                  Как  в людях  многие имеют  слабость ту же:

                  Все кажется  в другом ошибкой нам;

                        А примешься за дело сам,

                        Так напроказишь   вдвое  хуже.

Звучит  торжественная  увертюра  «1812 год». Музыка  П.И. Чайковского.

3-й  литератор.  А сейчас  вы услышите  самую любимую  всеми нами  басню.

На  экране - «Волк  на  псарне». Проходят  иллюстрации:

 1.   Волк.  Художник  Е.М. Рачёв.

 2.   «Волк  на псарне». Художники  М.Алексеев и Н. Строганова.

4-й историк. Москва горела…

На экране - А.Ф. Смирнов. Пожар  Москвы. 1813г. Холст, масло.

              Музей – панорама  «Бородинская битва». Москва.

                      Ветер  разносил искры, зажигал дом за домом; далеко  за Москвой видно

                      было  зарево пожара. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему  

                      грозит  гибель;

5-й историк.    Он  стал просить  мира,  но вместо переговоров, о мире  Кутузов  дал его

                           войскам  сражение  при Тарутине.

4-й литератор. В эти дни  Иван Андреевич  Крылов написал  знаменитую  басню

                           «Волк  на псарне». Каждая  строка басни отвечала живым событиям дня:

                           попыткам   Волка – Наполеона  заключить мир с Ловчим после того, как

                           Волк, «думая  залезть в овчарню,   попал  на  псарню» и со всех  сторон

                           был  окружен  гончими.

5-й литератор. В сером  Волке каждый мог узнать  Наполеона   в его сером  походном

                           сюртуке,  а  в  переговорах  Волка  с Ловчим -  дипломатические попытки

                           Наполеона   договориться с Кутузовым.

1-й литератор. Иван Андреевич  переписал  басню, отдал жене  Кутузова, княгине

                           Катерине  Ильиничне. Она тут же отослала ее  в армию.

2-й литератор. После сражения под Красным  Михаил  Илларионович  объехал  войска,

                           поздравляя    их  с победой,  а затем, улыбаясь, вытащил из кармана  

                           сложенную  вчетверо бумагу:

                           - Вот послушайте, какую мне прислал  побасенку наш  краснобай Крылов,-

                           и,  развернув  листок, начал читать.

3-й литератор. Кутузова  слушали, сдерживая дыхание. Дойдя до стиха  « Ты сер, а я,

                           приятель, сед», генерал снял  свою фуражку,  и все, увидев его  

                           серебристые  седины, не могли  удержаться  от  восторженных  

                            восклицаний.

4-й литератор.  Когда  же  он  прочел последние  слова басни:

                            «И  волчью  вашу я давно  натуру знаю;

                                            А потому обычай мой:

                            С волками иначе не делать мировой,

                                            Как  снявши шкуру с них долой».

                            И  тут же выпустил  на Волка  гончих стаю, -

                                           то  по войску  прокатилось  громкое  «Ура!».

                                                                     (И.Сергеев. «Крылов». Детгиз, 1953, стр.221-222).

5-й литератор.   И мы  готовы кричать   «ура», гордясь  подвигами героев  в войне 1812 г.

Все  встают и кричат:  «Ура!»

На сцену  выходят  «артисты»:

Автор.       Одет в белую рубашку, черный костюм, темную обувь.

Волк.         Одет в серую  рубашку, серые брюки, светлую обувь.

Псари.       Трое ребят в светлых рубашках, обвязанных  поясом,  темных   брюках,

                    Высоких черных   сапогах.

Ловчий.     В белой рубашке, белых  брюках, темном длинном плаще с красным

                    воротником, на  плечах – погоны, сделанные из коричневого картона, на ногах

                    - высокие черные сапоги.

Автор.            Волк ночью, думая залезть в овчарню,

                        Попал  на псарню.

                        Поднялся  вдруг  весь псарный двор –

                        Почуя  серого так близко  забияку,

                        Псы залились  в хлевах  и рвутся  вон на драку; ( раздается лай собак)

                       

Псари (кричат):  «Ахти, ребята, вор!»

Автор.             И вмиг ворота на запор;

                         В минуту  псарня стала адом.

                         Бегут: иной с дубьем,

                         Иной с  ружьем

Псари:           «Огня! (кричат), - огня!»          

 

Автор:            Пришли с огнем.

                         Мой  Волк сидит, прижавшись в угол задом,

                         Зубами  щелкая и ощетиня шерсть,

                         Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;

                         Но, видя то, что тут не перед стадом,

                         И что приходит,  наконец,

                         Ему  рассчесться  за овец, -

                         Пустился мой хитрец в переговоры

                         И начал так:

         

Волк:               «Друзья!  К чему весь этот шум?

                         Я, ваш старинный сват и кум,

                         Пришел  мириться  к вам, совсем  не ради ссоры;

                         Забудем прошлое, уставим общий лад.

                         А я не только впредь не трону  здешних  стад,

                         Но сам за них с другими   грызться  рад

                         И  волчьей  клятвой  утверждаю,

                         Что  я…»

Ловчий.          - «Послушай –ка,  сосед, -

                         (Тут Ловчий  перервал в ответ,-)

                         Ты сер,  а я, приятель, сед,

                         И  волчью  вашу я давно натуру знаю;

                         А потому обычай мой:

                         С волками иначе не делать мировой,

                         Как снявши  шкуру с них долой».

Автор.            И тут же выпустил  на Волка  гончих стаю.

Звучит  отрывок из торжественной увертюры  «1812 год». Музыка   П.И. Чайковского

6-й  историк.  11 декабря  1812 года  император Александр  1 приехал  вечером в Вильну.

                          Михаил Илларионович  Кутузов встретил его фразой:

                          - Ваше  величество, ваш обет исполнен:  на русской земле  не осталось  ни

                          одного   вооруженного  неприятеля.

7-й историк.   Александр 1 : «Михаил  Илларионович, вы спасли не только Россию, вы

                         спасли   Европу!».  Выдающийся   полководец был награжден  орденом  

                         Георгия  Победоносца  первой степени.

На экране - М.И. Кутузов (1745 – 1813). Неизвестный  художник.

1-я четверть  19 века.

1-й историк.   Михаил Илларионович  Кутузов:  « Да, русский народ  отстоял Отечество и

                          избавил  Европу от тирании!..    История,  наши потомки  об этом  забыть

                          не должны!» ( Л. Раковский.  «Кутузов». Лениздат. 1986, стр.653).

На  экране - Триумфальная  арка  в Москве.  Построена  в честь победы  русских

войск  в войне  1812 года. Архитектор О.И. Бове.Скульптор  И.П. Витали.

Звучит    М.И. Глинка. Опера  «Иван  Сусанин». Эпилог  №24.

Торжественный  хор  и марш  «Славься».

Используемая  литература.

1. Леонтий  Раковский. Кутузов.  Лениздат. 1986.

2. Михаил Брагин. В грозную пору. 1812 год. Изд-тво  «Малыш». М. 1984.

3. Иван Сергеев.  Крылов. Детгиз. М. 1955.

4. Крылов И.А. Сочинения в 2-х томах. М. Изд-тво  «Правда». 1969.

5.Крылов И.А. Басни.  М. Изд-тво  «Детская литература». М. 1971.

Живопись.

1.А.Лаптев. Рисунки  к басням:  «Волк на псарне», «Обоз».

2.Гравюры  художника  А.П. Сапожникова   «Волк на псарне», «Раздел», «Ворона  и

   Курица».

3.Бородинское поле.

   Памятники  Отечественной войны 1812 года. Комплект открыток. М. 2004.    

4. «Недаром  помнит вся  Россия…».  

    Из  собрания музея – панорамы  «Бородинская  битва».

    Автор – составитель  Шувалова  Т.Д. «Изобразительное искусство». М. 1984.

Музыка.

1.  Торжественная  увертюра  «1812 год». Музыка  П.И. Чайковского.

2.  М.И. Глинка. Опера  «Иван Сусанин». Эпилог  № 24. Торжественный хор и марш  

   «Славься».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Бородино".

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения

Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...

Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"

1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...

методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"

Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года

Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым,  Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...