Урок литературы в 11 классе "Я домолчалась до стихов..."( о поэте, переводчике Марии Петровых)
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Новикова Елена Борисовна

Урок литературы в 11 классе по творчеству поэта  XX века Марии Петровых. В разработке представлено много стихов, дано два варианта части урока. материал можно использовать на 2 урока. Также дана подборка стихов Марии Петровых, ее фотографии. Можно использовать отрывки с моноспектакля  Светланы Крючковой по стихам Марии Петровых. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_marii_petrovyh.rar228.6 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи Марии Петровых

Не отчаивайся никогда,

Даже в лапах роковой болезни,

Даже пред лицом сочтённых дней.

Ничего на свете нет скучней,

И бессмысленней, и бесполезней,

Чем стенать, что зря прошли года.

Ты ещё жива. Начни сначала.

Нет, не поздно: ты ещё жива.

Я не раз тебя изобличала,

И опять ключами ты бренчала

У дверей в тайницу волшебства.

 

 

                       Д.С.

Взгляни — два дерева растут

Из корня одного.

Судьба ль, случайность ли, но тут

И без родства — родство.

 

Когда зимой шумит метель,

Когда мороз суров, —

Берёзу охраняет ель

От гибельных ветров.

А в зной, когда земля горит

И хвое впору тлеть, —

Берёза тенью одарит,

Поможет уцелеть.

Некровные растут не врозь,

Их близость — навсегда,

А у людей всё вкривь да вкось,

И горько от стыда.

 

Давно я не верю надземным широтам,

Я жду тебя здесь за любым поворотом, —

Я верю, душа остаётся близ тела

На этом же свете, где счастья хотела,

На этом, где всё для неё миновалось,

На этом, на этом, где с телом рассталась,

На этом, на этом, другого не зная,

И жизнь бесконечна — родная, земная...

 

Уехать, уехать, уехать,

Исчезнуть немедля, тотчас,

По мне, хоть навечно, по мне, хоть

В ничто, только скрыться бы с глаз,

Мне лишь бы не слышать, не видеть,

Не знать никого, ничего,

Не мыслю живущих обидеть,

Но как здесь темно и мертво!

Иль попросту жить я устала,

И ждать, и любить, не любя...

Всё кончено. В мире не стало —

Подумай! — не стало тебя.

 

Куда, коварная строка?

Ты льстишься на приманку рифмы?

Ты хочешь, чтобы вкось и вкривь мы

Плутали? Бей наверняка,

Бей в душу, иль тебя осилят

Созвучья, рвущиеся врозь,

Коль ты стрела — лети навылет,

Коль ты огонь — свети насквозь.

 

Что толковать! Остался краткий срок,

Но как бы ни был он обидно краток,

Отчаянье пошло мне, видно, впрок —

Я не растрачу дней моих остаток.

Я понимаю, что кругом в долгу

Пред самым давним и пред самым новым.

И будь я проклята, когда солгу

Хотя бы раз, хотя б единым словом.

Нет, если я смогу преодолеть

Молчание, пока не поздно, —

Не будет слово ни чадить, ни тлеть, —

Костёр, пылающий в ночи морозной.

 

Не взыщи, мои признанья грубы,

Ведь они под стать моей судьбе.

У меня пересыхают губы

От одной лишь мысли о тебе.

Воздаю тебе посильной данью —

Жизнью, воплощённою в мольбе.

У меня заходится дыханье

От одной лишь мысли о тебе.

Не беда, что сад мой смяли грозы,

Что живу — сама с собой в борьбе.

Но глаза мне застилают слёзы

От одной лишь мысли о тебе.

 

...Не зря, не даром всё прошло,

Не зря, не даром ты сгорела,

Коль сердца твоего тепло

Чужую боль превозмогло,

Чужое сердце отогрело.

Вообрази — тебя уж нет,

Как бы и вовсе не бывало,

Но светится твой тайный след

В иных сердцах... Иль это мало —

В живых сердцах оставить след?

   

Светлой памяти

Марии Петровых,

донесшей до нас свой стих.

                   ***

Назначь мне свиданье

                  на этом свете.

Назначь мне свиданье

                    в двадцатом столетье.

Мне трудно дышать без твоей любви.

Вспомни меня, оглянись, позови!

Назначь мне свиданье

                    в этом городе южном,

Где ветры гоняли

                    по взгорьям окружным,

Где море пленяло

                    волной семицветной,

Где сердце не знало

                    любви безответной.

Ты вспомнишь о первом свидании тайном,

Когда мы бродили вдвоем по окрайнам,

Меж домиков тесных,

                    по улочкам узким,

Где нам отвечали с акцентом нерусским.

Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,

Но вспомни, что даже на мусорной свалке

Жестянки и склянки

                    сверканьем алмазным,

Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.

Тропинка все выше кружила над бездной...

Ты помнишь ли тот поцелуй поднебесный?..

Числа я не знаю,

                    но с этого дня

Ты светом и воздухом стал для меня.

Пусть годы умчаться в круженье обратном

И встретимся мы в переулке Гранатном...

Назначь мне свиданье у нас на земле,

В твоем потаенном сердечном тепле.

Друг другу навстречу

                    по-прежнему выйдем,

Пока еще слышим,

Пока еще видим,

Пока еще дышим,

И я сквозь рыданья

Тебя заклинаю:

                    назначь мне свиданье!

Назначь мне свиданье,

                    хотя б на мгновенье,

На площади людной, под бурей осенней,

Мне трудно дышать, я молю о спасенье...

Хотя бы в последний мой смертный час

назначь мне свиданье у синих глаз.

1953

Я равна для тебя нулю.

Что о том толковать, уж ладно.

Всё равно я тебя люблю

Восхищённо и беспощадно.

 И слоняюсь, как во хмелю,

По аллее неосвещенной,

И твержу, что тебя люблю

Беспощадно и восхищённо.

                  ***

Восходы, закаты – всё ты одна.

Такая тоска ты – война, война!

Мы знаем, что с нами

Рассветное знамя,

Но ты, ты проклятье, – темным-темна.

В 1942 году были написаны стихи:

Я думала, что ненависть – огонь,

Сухое, быстродышащее плямя,

И что промчит меня безумный конь,

Почти летя, почти под облаками...

Но ненависть – пустыня. В душной, в ней

Иду, иду, и ни конца, ни краю,

Ни ветра, ни воды, но столько дней

Одни пески, и я трудней, трудней

Иду, иду, и, может быть, вторая

Иль третья жизнь сменилась на ходу.

Конца не видно. Может быть, иду

Уже не я. Иду, не умирая.

                          ***

Если б не росли могилы

В дальнем грохоте войны,

Как бы я тебя любила,

Город, поневоле милый,

Город грозной тишины!

Годы чудятся веками,

Но нельзя расстаться нам –

Город Чистополь на Каме,

На сердце горящий шрам.

                   ***

Какое уж тут вдохновение – просто

Подходит тоска и за горло берёт,

И сердце сгорает от быстрого роста,

И грозных минут наступает черёд.

Решающих разом – петля или пуля,

Река или бритва, но наперекор

Неясное нечто, тебя карауля,

Приблизится произнести приговор.

Читает – то гневно, то нежно, то глухо,

То явственно, то пропуская слова,

И лишь при сплошном напряжении слуха

Ты их различаешь едва-едва,

Пером неумелым дословно, построчно,

Едва поспевая, ты запись ведёшь,

Боясь пропустить иль запомнить неточно...

(Петля или пуля, река или нож?..)

И дальше ты пишешь, – не слыша, не видя,

В блаженном бреду не страшась чепухи,

Не помня о боли, не веря обиде,

И вдруг понимаешь, что это стихи.

                          ***

Утрат и потерь в её жизни хватило, но говорит она об этом скупо и сдержанно, даже в форме безукоризненного сонета:

Судьба за мной присматривала в оба,

Чтоб вдруг не обошла меня утрата.

Я потеряла друга, мужа, брата,

Я получала письма из-за гроба.

Она ко мне внимательна особа

И на немые муки торовата.

А счастье исчезало без возврата...

За что, я не пойму, такая злоба?

И всё исподтишка, всё шито-крыто.

И вот сидит на краешке порога

Старуха у разбитого корыта.

– А что? – сказала б ты. – И впрямь старуха.

Ни памяти, ни зрения, ни слуха.

Сидит, бормочет про судьбу, про Бога...

                           ***

От зноя воздух недвижим,

Деревья как во сне.

Но что же с деревом одним

Творится в тишине?

Когда в саду ни ветерка,

Оно дрожмя дрожит...

Что это – страх или тоска,

Тревога или стыд?

Что с ним случилось? Что могло б

Случится? Посмотри,

Как пробивается озноб

Наружу изнутри.

Там сходит дерево с ума,

Не знаю почему.

Там сходит дерево с ума,

А что с ним не – не пойму.

Иль хочет что-то позабыть

И память гонит прочь?

Иль что-то вспомнить, может быть,

Но вспоминать невмочь?

Трепещет, как под топором,

Ветвям невмоготу, –

Их лихорадит серебром,

Их клонит в темноту.

Не в силах дерево сдержать

Дрожащие листки.

Оно бы радо убежать,

Да корни глубоки.

Там сходит дерево с ума

При полной тишине

Не более, чем я сама

Оно понятно мне.

            ***

Одно мне хочет сказать поэтам:

Умейте домолчаться до стихов.

Не пишется? Подумайте об этом

Без оправданий, без обиняков.

Но дознаваясь до жестокой сути

Жестокого молчанья своего,

О прямодушии не позабудьте,

И главное – не бойтесь ничего.

                   ***

 ЧЕРТА ГОРИЗОНТА

 Вот так и бывает: живешь — не живешь,

 А годы уходят, друзья умирают,

 И вдруг убедишься, что мир не похож

 На прежний, и сердце твое догорает.

 Вначале черта горизонта резка —

 Прямая черта между жизнью и смертью,

 А нынче так низко плывут облака,

 И в этом, быть может, судьбы милосердье.

 Тот возраст, который с собою принес

 Утраты, прощанья, наверное, он-то

 И застил туманом непролитых слез

 Прямую и резкую грань горизонта.

 Так много любимых покинуло свет,

 Но с ними беседуешь ты, как бывало,

 Совсем забывая, что их уже нет...

 Черта горизонта в тумане пропала.

 Тем проще, тем легче ее перейти,—

 Там эти же рощи и озими эти ж...

 Ты просто ее не заметишь в пути,

 В беседе с ушедшим — ее не заметишь.

                             ***

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вариант урока по теме "осень" с использованием стихов французских поэтов.

Цель: уйти от стандартного начала урока;максимально оптимизировать процесс обучения;через знакомство с французской поэзией воспитывать у учащихся чувство прекрасного....

Урок литературы "Береги в себе человека" по рассказу В. Крупина "Мария Сергеевна"

Этот конспект урока (внеклассное чтение) для учителей, работающих в 9-11 классах....

Урок литературы "Тема малой родины в стихах поэтов Тужинского края" с презентациями

Конспект урока, технологическая карта урока, слайд-шоу, презентации о поэтах...

Урок литературы в 8 классе. Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в.

урок литературы в 8 классе « И жизнь, и слёзы, и любовь» Любовная лирика русских поэтов 19 – 20 в....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...