Обучение художественному рассказыванию
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Развитие речи учащихся среднего звена - один из важнейших компонентов уроков литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_hudozhestvennomu_rasskazyvaniyu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

          Обучение художественному рассказыванию

   

                     на уроках литературы в 5 классе

                                     ( Тучак Л.Я.)                              

      Художественное рассказывание – вид творческой деятельности учащихся,  при котором сосредоточивается внимание, работает воображение, ученики глубже проникают в содержание произведения. В основе художественного рассказывания лежат те же принципы, что и в основе выразительного чтения, т.е. проявление в процессе рассказывания мыслей, чувств, воссоздание образов и передача их слушателям, стремление вызвать у слушателей определённые отношения к рассказываемому. Но художественное рассказывание и отличается от выразительного чтения. Главное отличие в том, что чтец точно передаёт текст автора, а рассказчик всегда импровизатор. В этом преимущество художественного рассказывания перед выразительным чтением в отношении развития речи.

     Рассказывание действует сильнее на слушателей, захватывает их глубже, чем пересказ. Главное в художественном рассказывании – выразить личную точку зрения. Индивидуально – психологические особенности личности рассказчика вносят в рассказ прелесть, вызывают особый интерес к нему.

      Развитие образного мышления и художественной выразительности речи происходит в большой степени благодаря урокам литературы, поэтому художественное рассказывание должно занимать на них значительное место.

      Очень важно правильно выбрать материал для художественного рассказывания. Больше всего захватывают младших школьников произведения, где есть завязка, постепенное нарастание действий и развязка. В этом случае ученики во время рассказа будут жить им, он даст работу мысли, чувству и воображению.

       Особый интерес у детей вызывает художественное рассказывание сказок, и с них удобно начинать обучение этому виду работы. Сказки всегда интересны острым сюжетом, фантастическими ситуациями, привлекают счастливым концом. Содержание сказок, в которых обычно торжествуют добро и справедливость, мужество, смелость и благородство души, действует на душу ребёнка, пробуждая в нём высокие нравственные чувства.

       Учитывая это, выбираю сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева», а для первого занятия  - эпизод похищения Кая, увлекающий динамизмом и загадочностью происходящего. В этом эпизоде есть завязка: Кай приходит к Герде и объявляет ей о своём намерении покататься на площади. Затем постепенно ускоряется нарастание действий, по которым мы судим о злых намерениях Снежной королевы и о переживаниях Кая. Сцена колдовских поцелуев Снежной королевы – развязка в эпизоде, и вслед за ней быстрый конец: сообщение о том, что Кай забыл и Герду, и бабушку, и всех домашних.

       Для понимания сказки и нравственного воспитания этот эпизод имеет большое значение. Кай забывает добро, сделанное ему людьми, и попадает в беду. Стремление передать в рассказе эту мысль и работа над образами легкомысленного Кая, сделавшегося грубым и нетерпеливым, и Снежной королевы, воплощения  зла, помогают ученикам глубже понять характер смелой и мужественной Герды, побеждающей злые чары Снежной королевы силой любви и веры в Кая, правильно оценить трудности, с которыми встретится девочка.

       Может показаться, что пятиклассникам, не изучившим ещё сказку до конца, не под силу такая глубокая трактовка эпизода. Но ведь к этому времени у школьников уже накапливается определённый запас  художественных впечатлений, представлений об отдельных писателях, произведениях, некоторых литературных сюжетах и героях.

          С самых ранних лет дети буквально обложены книжками для их возраста, по радио и телевидению знакомятся с десятком сказок и загадок. Во всяком случае, уже с первых классов, а часто и до школы они знают сказки «Иван – крестьянский сын», «Царевна – лягушка»; «Аленький цветочек» Аксакова; «Снежная королева» и другие сказки Андерсена. Глубокое проникновение в текст сказки, на мой взгляд, повысит интерес к ней.

       На первом уроке рассказываю детям о жизни Г.Х.Андерсена и читаем первые две сказки из «Снежной королевы». После этого проводится небольшая беседа о прочитанном, выясняющая главным образом, как дружили Герда и Кай, что произошло однажды вечером и  каким стал Кай после того, как осколок зеркала тролля попал ему в глаз и в сердце. Обращаю внимание на описание внешности Снежной королевы, спрашиваю, как учащиеся представляют себе её (одежду, глаза, походку и т.д.), и предлагаю дома нарисовать Снежную королеву. Это задание, как правило, выполняется с удовольствием и подготавливает к восприятию того, как Кай попал к ней. Дома ученики читают сказки 3,4,5-ю и составляют письменно план к намеченному для рассказывания эпизоду.

       Обучение художественному рассказыванию можно начать уже на первом уроке, если позволит время, и продолжить на втором. Очень важно, чтобы школьники поняли, какая задача стоит перед ними. В моём классе широко использовалось художественное рассказывание учителя, которое являлось образцом. Внимание учащихся неоднократно обращалось на то, что учитель не пересказывал, а именно р а с с к а з ы в а л. В чём разница? Учащиеся так определили сущность и отличие рассказывания от пересказа: «Рассказывать надо интересно, с душой, тогда и получится рассказ, а не пересказ». Необходимо объяснить им, в чём состоит процесс подготовки к рассказыванию, в доступной форме познакомить с основными его принципами: рассказчик воспроизводит произведение (или отрывок из него) так, как будто он сам был свидетелем происходящего, передаёт своё отношение к нему, побуждает слушателей видеть то, о чём он рассказывает, и как бы с ним вместе участвовать в событиях; уверенно и чётко должен рассказчик развёртывать повествование, заставляя слушателей напряжённо следить за действиями героев, волноваться из-за их неудач, радоваться удачам.

     Когда задача будет ясна учащимся, можно начать подготовку к рассказыванию. Один из учеников читает выбранный отрывок, остальные следят за чтением по тексту (чтобы потом лучше ориентироваться в нём). Затем учитель помогает ребятам освоить текст – разобраться в содержании, осмыслить связь отдельных частей. Для этого предлагаются  такие вопросы:

  Какое впечатление произвёл на вас Кай, когда « крикнул Герде в самое ухо», сообщая о своём намерении кататься на площади?

  Случайно ли снег вдруг повалил густыми хлопьями? Как вы себе представляете появление Снежной королевы в мчавшихся вихрем санях?

   Какое чувство возникло у вас, когда вы увидели появившиеся в разгар веселья сани?

   Понял ли Кай, что перед ним Снежная королева?

   Рассказывая, должны ли вы предупреждать слушателей об опасности для Кая?

   Изменилось ли ваше отношение к попавшему в беду Каю?

   Каким тоном, по-вашему, Снежная королева разговаривала с Каем?

   Как на мальчика подействовал каждый её поцелуй?

Надо ли запоминать текст при  подготовке к художественному рассказыванию?  Ни в коем случае! В этом коренная разница с художественным чтением: цепь слов не должна связывать рассказчика, он не должен быть во власти порядка фраз, теряться из-за случайно забытого слова или выражения. Перечитывая выбранный текст, рассказчик должен постараться создать ряд мысленных иллюстраций к нему, пережить его в образах. Когда эти образы детально и отчётливо продуманы, рассказчик определяет план, по которому пойдёт изложение. Основные моменты этого плана закрепляются в его сознании в образах и картинах. Создав картинный план, рассказчик мысленно два-три раза повторит его. Когда весь текст будет усвоен таким образом, основные звенья не выскользнут из памяти.

      Во время подготовительной работы важно картины, возникшие в сознании, подкреплять выражениями из текста, чтобы они прочно запечатлелись и стали своеобразными смысловыми вехами. Например: Кай крикнул Герде в самое ухо; веселье так и кипело; вот они выехали за городскую заставу; ни зги не было видно; салазки точно приросли к саням Снежной королевы; женщина в шубе и шапке, запорошённых снегом; поцелуй…пронзил мальчика насквозь.

      Далее представления, возникшие в воображении, необходимо закрепить планом, который учащиеся составили дома. Они разбивают текст на части согласно плану и определяют свою творческую (исполнительскую) задачу.

      Определить задачу – значит помочь ученику осознать, зачем он будет исполнять произведение или отрывок из него перед слушателями, т.е.какие мысли, чувства, оценки, стремления хочет у них вызвать. Эта цель должна отвечать идее произведения и обязательно вызвать отклик в душе исполнителя, вытекать из сложившегося у него отношения к тому, о чём говорится в тексте. Работая над планом в классе (если он не составлен дома), не следует долго на этом задерживаться и уточнять формулировки. Важен сам процесс составления плана, помогающий осмыслению и систематизации материал. План лишь опора для рассказчика.

    Итак,  мы составляем план эпизода и определяем творческую (исполни-

тельскую) задачу для каждого куска текста. Предлагаю учащимся вместо термина «творческая задача» вопрос, например: что ты хочешь нам передать, рассказывая о том, как Кай пришёл к Герде? С какой целью ты будешь нам рассказывать об этом?

    После такой подготовки ученики пытаются рассказывать. На уроке достаточно попросить их рассказать по 1-2 пункта плана. Задача учителя на этом этапе – активизировать мысль, чувства и волю детей. Он садится на парту или встаёт так, чтобы быть напротив ученика, проявляет большую заинтересованность в его рассказе, подбадривая и в случае надобности направляя; следит за тем, чтобы внимание школьника было направлено на выполнение творческой задачи, а не на припоминание текста. Текст не будет мешать рассказчику, если он будет переживать  чувства, которые хочет вызвать у слушателей. И учитель своим сопереживанием поможет ученику не гасить возникшее чувство.

     В качестве образца можно продемонстрировать рассказывание одного из учащихся, подготовленное им с учителем индивидуально, и проанализировать его (сами ученики ещё не в состоянии этого сделать). Во время рассказывания одноклассники следят, рисовал ли словами рассказчик, т.е. представлял ли себе то, о чём говорит, или просто вспоминал текст. Обычно они хорошо чувствуют это. Тот, кто представляет, как правило, заинтересован своим рассказом и непроизвольно начинает передавать свои видения слушателям, т.е. общаться с ними.

     Чтобы активизировать внимание класса и помочь ученику психологически настроиться на рассказывание, учитель может сказать несколько вступительных слов, например: «Итак, Кай превратился в злого и жестокого мальчика. Был ли он таким на самом деле? Конечно, нет. Во всём было виновато зеркало тролля, осколки которого попали ему в глаз и в сердце, и после этого всё великое и доброе стало казаться ему ничтожным и скверным. Это не могло не привести к какой-нибудь беде. И вот она случилась. Сейчас Катя расскажет нам о том, как Кай попал к Снежной королеве, а потом вы ответите мне на вопрос: в чём заключается беда Кая? Может быть, нет ничего страшного в том, что он попал к Снежной королеве?

      Отвечая на этот вопрос, ученики приходят к мысли, что Кая надо во что бы то ни стало выручать, что сделать это нелегко, а маленькой Герде, которая взяла всё это на себя, особенно трудно.

       Покажу на примере двух учеников, как они рассказывали.

       Ученица Катя – девочка одарённая, с приятным, выразительным голосом, способная быстро и глубоко понимать подтекст художественного произведения и своеобразно трактовать его. Во внешних проявлениях несколько флегматична, со скупой мимикой и умеренной жестикуляцией. При рассказывании как бы сосредоточена сама в себе.

       Другой ученик – Данил эмоционален, с гибким голосом и выразитель-

ными  жестами, с развитым воображением, склонным к фантазии. Он общи-

телен, чувствует реакцию слушателей и умеет на неё реагировать.

      Итак, оба учащихся, каждый по-своему, выполнили задачи, стоявшие перед ними. Отмечу, что трактовка образа Снежной королевы у Кати более глубокая и верная, чем у Данилы, который не сразу как бы узнал её, поэтому и у слушателей не сразу возникла тревога за судьбу Кая.

      В рассказах детей проявились индивидуально – психологические особенности их образного видения, воображения, уровень развития речи.  Так, видение Кати отличается  конкретностью, детальностью, что объясняется силой сопереживания главному герою. Она не просто передала грубость Кая, но и упрекнула его за неё.

     Если Катя в рассказе шла от художественных деталей, от образов, то у Данилы на первое место выступают чувства, его собственные переживания. Выразительность рассказа Данилы достигается не столько образностью, сколько эмоциональностью, которая проявилась в восхищении Снежной королевой. Богатое воображение помогло ему ввести детали: «Она была одета…в шубу, сотканную, похоже, из мельчайших снежинок».

     Да, художественное рассказывание многое даёт для решения проблемы индивидуализации воспитания учащихся. В рассказывании больше, чем в чтении, проявляется личность ученика: один и тот же эпизод каждый из пятиклассников подал по-своему. Думаю, по поводу манеры рассказывания никаких указаний быть не может: один легко и ярко драматизирует изложение, второй идёт по линии психологических переживаний, третьему более свойственно эпическое изложение.

      По степени общения с аудиторией учащихся можно разделить на две группы: одни рассказывают, общаясь со слушателями, тонко чувствуя их реакцию и умея отвечать на эту реакцию. Они легко загораются, если видят: то, о чём они рассказывают, волнует слушателей. Другие рассказывают, как бы сосредоточившись сами в себе. Может быть, потом они кое-что изменят в своём исполнении под влиянием слушателей, но в процессе рассказывания их реакция как будто не имеет к ним отношения. И слушающие по-разному реагируют на рассказывание: одни эмоционально, другие пассивно, третьи только следят за сюжетом.

      Рассказывая, школьники оперируют рядом умений, которые проявляются в разной степени, отражая индивидуальные качества их как рассказчиков: это умение представлять в воображении описанные события и героев, выявляя своё отношение к ним; умение действовать словом в процессе общения, учитывая реакцию слушателей; умение владеть речью. Эти качества вырабатываются постепенно, поэтому необходима определённая система обучения художественному рассказыванию, рассчитанная на постепенное развитие определённых навыков и усложнение работы.

       Показать всё это на одном эпизоде сказки Г.Х.Андерсена невозможно. Тем более что учитель на уроке может поставить перед собой лишь одну конкретную задачу – на небольшом, довольно простом эпизоде познакомить учащихся с основными принципами художественного рассказывания и помочь им усвоить самый главный из них: рассказчик – второй автор; он должен представлять себе то, о чём рассказывает, как будто бы сам был свидетелем всего происходящего.

      Художественное рассказывание эпизода послужило и своеобразной формой его анализа, способствующего более глубокому пониманию героев, их поступков. Оно не могло не повлиять в процессе дальнейшего изучения сказки на осознание трудностей, которые встретила Герда во время поисков Кая, и необходимости их преодоления. Оно подготавливало учеников к верному пониманию идейно – художественного содержания сказки.

        Художественное рассказывание можно использовать не только в процессе работы над текстом, но и на заключительных занятиях по произведению. Тогда оно выступает как итог изучения, как контроль над глубиной усвоения, как проверка художественного и эмоционального восприятия. Ещё большее применение рассказывание должно находить на уроках внеклассного чтения как итог индивидуальной работы учителя со школьниками или их самостоятельной работы.

        Во время индивидуальной подготовки художественное рассказывание раскрывает ученика перед педагогом и способствует их сближению. А так как оно захватывает глубины детской натуры и воздействует на эмоции и способности, которые должна развивать школа, значительна его роль в системе уроков литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию дошкольников

в данной статье раскрывают этапы работы по обучению творческому рассказыванию дошкольников  по методике Ткаченко Т.А....

Приём художественного рассказывания на уроках литературы.

На уроках литературы при изучении "Слово о полку Игореве" используется приём художественного рассказывания, который способствует глубокому проникновению в текст....

Эксперементальная работа "Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной росписи по дереву»

Отчет по экспереметальной площадкипо теме «Возрождение самобытного ремесла через обучение художественной  росписи по дереву»Для организации инновационной работы в доме детского творчества пе...

методика обучения детей рассказыванию по картине

методика обучения детей  рассказыванию по картине...

"Обучение детей рассказыванию"

Часто родители сталкиваются с проблемой связной речи у старших дошкольников с ОНР. Как помочь своему ребенку оформить свои мысли в связный, грамотный рассказ поможет консультация "Обучение детей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛОВ)

Рабочая программа учебного  предмета «Художественная обработка материалов»  адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с умственно...