Обучение творческому рассказыванию дошкольников
консультация по теме

Гончарова Марина Анатольевна

в данной статье раскрывают этапы работы по обучению творческому рассказыванию дошкольников  по методике Ткаченко Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_dlya_pedagogov_na_temu.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему: «Обучение творческому рассказыванию дошкольников»

       Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.

       Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга. Основная функция воображения – преобразование полученного опыта вследствие различных комбинаций пережитых впечатлений.

        Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.

       Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные предпосылки: возрастает активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания; произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и т.д.

Отправным моментом в обучении составления творческих рассказов служит сюжетная картина.

Почему?

1. Дети любят рассматривать такие картины; с одной  картиной педагог может работать несколько занятий (картина, воздействуя на эмоции детей, вызывает у них мотивацию к занятиям, интерес, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых).

2. Сюжетная картина обеспечивает наглядную опору, которая является основой для активного, продолжительного диалога взрослого и ребенка, что позволяет стимулировать различные аспекты речевой и мыслительной деятельности ребенка.

3. Рассматривая сюжетную картину, ребенок 5-6 лет легко составляет исходный рассказ. А затем, по заданию взрослого, пользуясь той же картиной, дошкольник может произвести некоторые трансформации сюжета в своем воображении и составить новый рассказ, подобный исходному. Выполнить это задание с наглядной опорой ребенку гораздо легче, чем придумать историю целиком.

Для рассматривания и составления рассказа нужно выбрать такие картины, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого.

Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания.

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий;
  2. Составление рассказов с заменой объекта;
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица;
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;
  6. Составление рассказа с добавлением объектов;
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица;
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующего лица;
  9. Составление рассказа с изменением результата действия;
  10. Составление рассказа со сменой времени действия.

Работа по сюжетной картине состоит из 6 этапов:

I. Анализ содержания картины.

      Начальный этап работы по картине включает в себя установление места действия, времени действия, свойств объекта и предметов, целей действия каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями.

II. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания.

      Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно, развитие интереса, внимания, памяти, инициативности, воображения, мышления.

III. Составление исходного рассказа по картине.

       Цель данного этапа – на доступном материале выработать, закрепить, либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наглядной опоре в виде сюжетной картины, ребенку немного проще составить исходный рассказ, чем творческий.  (Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения).

IV. Планирование творческого рассказа.

        От успеха на данном этапе достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается в:

- трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания;

- обсуждение замысла;

- построение плана изложения (можно в графическом изображении);

- выбор зачина, кульминации, развязки истории;

- составление «предикативной» цепочки;

- установление объекта для прямой речи;

- придумывание заголовка к рассказу.

V. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств.

          Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием точных слов, образных сравнений, грамотных и четких предложений, связей предложений и частей рассказа, выразительности, интонирования, акцентирования наиболее значимых слов, плавности речи, фонетической четкости каждой фразы. (Следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ. Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых определяется мораль, либо основной смысл высказывания. При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений).

VI. Анализ и оценка творческого рассказа.

          При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться».

           В дальнейшей работе по развитию творческого рассказывания у дошкольников можно использовать следующий стимульный материал:

- пиктограммы;

- опорные сигналы;

- фигурки от киндерсюрпризов;

- настольные игрушки;

- предметы-заменители;

- предметные картинки.

 

                                        Список литературы

1. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». – М., 2008.

2. Ткаченко Т.А. Обучение творческому рассказыванию по картинам. – М., 2008.

3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для логопедов - "Формирование творческого рассказывания у дошкольников"

Формирование творческого рассказывания у дошкольников...

Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»

    В настоящее время использование разнообразных форм и  технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и  коррекционной работы с детьми, имеющими нар...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"

Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...

Методические рекомендации "Комплекс приемов и упражнений по формирований творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР"

При правильно организованной работе, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития успешно овладевают навыками творческого рассказывания. Опишем направления и содержание данной раб...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"

В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...