Семинар для логопедов - "Формирование творческого рассказывания у дошкольников"
консультация на тему

Барматина Мария Владимировна

Формирование творческого рассказывания у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_rasskazyvanie.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческого рассказывания у дошкольников

Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.

При развитии у детей творческого воображения важно, чтобы оно не превращалось в пустое фантазирование, которое в психологии оценивается как отрицательное качество (Ф. А. С о х и н), поэтому, придумывая с ребенком истории, у него при необходимости следует спрашивать: «Могло ли такое произойти в жизни?».

Если малыш, нагромождая фантазии одна на другую, теряет сюжетную нить, полезно тактично остановить его, а затем предложить свои варианты развития событий на выбор. Подобным образом на этапе планирования рассказа у ребенка формируют критическое мышление.

Помимо создания замысла, рассказывание по воображению предполагает установление логической последовательности задуманных событий и явлений; их запоминание, а затем воспроизведение; отбор необходимых языковых средств; связное, полное, выразительное изложение рассказа и пр.

Таким образом, психологическая и речевая деятельность, включающая переработку и комбинирование детских представлений, создание на их основе новых образов, структурирование замысла, а также точное, последовательное, грамотное его оречевление, представляют для детей немалые трудности. Некоторые авторы (О.С.Ушакова, М. М.Алексеева и др.) считают подобную деятельность детей сравнимой по сложности с литературным творчеством взрослых. Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте.

Следует отметить, что далеко не каждая картина способна вызвать у ребенка стойкий интерес и может служить материалом для общения со взрослым. Современного дошкольника уже трудно заинтересовать картинами (со стандартным сюжетом, на которых, к примеру, дети катаются на лыжах или собирают грибы. Сегодняшние дети привыкли к сильным впечатлениям от красочных игрушек, ярких, динамичных мультфильмов и т. п. Стало бесспорным мнение Ф. А. С о х и н а, считавшего, что словесное творчество лучше всего проявляется под влиянием или в процессе эмоционального всплеска.

Учитывая изложенное, для картин, представленных в пособии, избраны такие сюжеты, которые вызывали бы у детей яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали воображение; способствовали заинтересованному общению ребенка и взрослого; отражали интересное событие или конфликтную ситуацию.

На большинстве картин дети могут наблюдать противоречие, конфликт. А из психологии известно, что разрешение противоречий, а также поиск путей к их разрешению — самый надежный стимул творческого мышления.

Побуждая ребенка разрешить конфликт, педагог не должен раскрывать истину перед ребенком, ему следует терпеливо учить ее отыскиванию. Если ребенок не дает готового ответа или его ответ неверный, необходимо указать на неразрешенное или вновь возникшее противоречие.  Использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 10 видам творческого рассказывания (перечислены в порядке возрастания сложности):

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.
  2. Составление рассказа с заменой объекта.
  3. Составление рассказа с заменой действующего лица.
  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.
  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
  6. Составление рассказа с добавлением объекта.
  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.
  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
  9. Составление рассказа с изменением результата действия.
  10. Составление рассказа со сменой времени действия.

При составлении рассказа речь ребенka должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.    

Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.

  1. Анализ содержания картины
  2. Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания
  3. Составление исходного рассказа по картине
  4. Планирование творческого рассказа
  5. Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств
  6. Анализ и оценка творческого рассказа

Профессионалам известна важность для педагога отчетливого представления о том, что необходимо донести до ребенка при том или ином обучении. Но не менее важно — как обучать. Единственное, что потребуется от ребенка для занятий по этому пособию — желание заниматься. Взрослому для успешной работы понадобится определенная подготовка.

Что мы советуем не упустить начинающему педагогу или родителю? На чем сосредоточиться? Как подготовиться?

Обозначим главное

  • понимание недостаточности знаний малыша, наличия у него некоторых трудностей;
  • право ребенка избегать некомфортных ситуаций;
  • настрой на партнерское общение, а не на поучение;
  • эмоциональный контакт, заинтересованная манера обращения;
  • готовность принять и обсудить любые варианты высказываний;
  • умение фантазировать;
  • терпение, сотворчество, артистизм;
  • поощрение за любую, даже самую маленькую удачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение творческому рассказыванию дошкольников

в данной статье раскрывают этапы работы по обучению творческому рассказыванию дошкольников  по методике Ткаченко Т.А....

ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"

Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"

Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...

Методические рекомендации "Комплекс приемов и упражнений по формирований творческого рассказывания у старших дошкольников с ОНР"

При правильно организованной работе, дети с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития успешно овладевают навыками творческого рассказывания. Опишем направления и содержание данной раб...

Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"

В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОЫЦИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ТРИЗ"

В статье описывается проблема развития творческого рассказывания у дошкольников с общим неДоразвитием речи, обобщаются направления работы учителя-логопеда и даются рекомендации для организации занятий...