"Обучение детей рассказыванию"
консультация

Штаб Ольга Владимировна

Часто родители сталкиваются с проблемой связной речи у старших дошкольников с ОНР. Как помочь своему ребенку оформить свои мысли в связный, грамотный рассказ поможет консультация "Обучение детей рассказыванию".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx213.82 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Обучение детей рассказыванию»

Очень часто мы с Вами сталкиваемся с проблемой: нашему ребенку никак не удается оформить свои мысли  в связный грамотный рассказ, а ведь в школьном обучении ему просто это необходимо.

Как вы можете помочь ребенку?

Процесс обучения детей рассказыванию длительный и трудоемкий.

Обязательно постоянно общайтесь с ребенком, ведь из речевой пустоты

родится такая же пустота. При этом очень важна  Ваша эмоциональность и заинтересованность: в словах, в глазах, в позе, весь Ваш вид должен показывать, как Вам нравится общение с ним.

Как заинтересовать ребенка?

Используйте то, что нравится ему игру и сказку!

Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учимся играя.

Начиная работу, следует помнить, что основная форма речи ребенка –

диалог, монолог, но эти  формы в дошкольном возрасте не развиты в пределах возрастной нормы.

Виды рассказывания:

Рассказывание с использованием предметов и игрушек.

Рассказывание по картине.

Рассказывание из личного опыта.

Рассказывание с опорой на готовый текст.

Творческое рассказывание.

Описание - особый вид связной речи. Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности.

Описательные рассказы с использованием предметов и игрушек, доступны даже детям младшего возраста. Главное условие – предмет должен быть хорошо знаком или наглядно изображен. Примерный план описательного рассказа может быть таким:

- Что это? Цвет. Величина. Материал, из которого сделан предмет. Форма. Какой  на ощупь? Какие  части  (детали) имеет предмет?  Для чего нужен предмет?

Уважаемые родители, попросите своего ребенка, после того как он составил рассказ, нарисовать, слепить, сконструировать предмет, о котором он вам рассказывал.

При составлении сравнительных рассказов-описаний, дети  вначале должны определить различие между предметами по их характерным признакам, так как для дошкольников эта задача более легкая, а затем перейти к описанию сходных признаков. В рассказе используются сложноподчиненные предложения с союзом –а.

Рассказы по картине (серии картин).

Для детей старшего дошкольного возраста  используются сюжетные картины, пейзажи. Начинаем работу с беседы – игры. Возьмите с ребенком «волшебный бинокль» (сложенные ладони), рассмотрите детали картины. Предложите  показать без слов предметы, находящиеся на картине (например, дерево, дом, лыжник, кошка), у Вас получится игра «Кто (что) это?». Попробуйте упражнение «Я попал в картину», пусть ребенок расскажет свои ощущения, действия; предложите  придумать «продолжение»: что в картине произойдет дальше? Используйте в играх игрушечных героев – пусть они тоже будут участниками (может быть, специально говорящими  неправильно?). Обязательно обратите внимание на использование прилагательных (игра «Какой»). Предложите ребенку высказать свое отношение к картине, объяснить, почему он так думает.

Придумывая рассказ по серии картин, можно не пользоваться планом – им

станут сами картинки. Ребенок должен правильно распределить их по развитию сюжета, может придумать «ненарисованное» начало и конец, дать

имена героям, порассуждать, что он бы сделал в этой ситуации.

Рассказы из личного опыта. Самые сумбурные и непоследовательные,

ведь так хочется поскорей поделиться интересным событием! Внимательно

выслушайте  весь  эмоциональный  поток, и предложите ответить на вопросы.

После беседы предложите ребенку рассказать по плану, а чтобы было интереснее, пусть это будет рассказ по телефону или интервью с самым настоящим микрофоном.

Рассказы с опорой на готовый текст. В качестве словесной основы

может использоваться Ваш пересказ сказки или чтение литературного произведения.  Готовый текст является, по сути образцом рассказа для детей. Поиграйте!  Ведь для полноценного овладения рассказыванием большую роль сыграют различные зрелища: целесообразно использовать в качестве подсказки жест, мимику, демонстрирующие действия, наводящие вопросы.

Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приемы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение.

Драматизация сказки (рассказа, стихотворения…) с помощью кукольного, теневого, настольного театра, фланелеграфа и др. создает необходимый эмоциональный настрой, способствует развитию интереса, а также лучшему запоминанию их, пробуждает в ребенке желание передать свои впечатления.

*Выберите произведение. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, предложите ребенку известные и неизвестные сказки, умело направляя процесс поиска.

*Представьте, какой он – сказочный герой? Это может быть портрет  любого сказочного героя (описать, как выглядела «Красная шапочка») или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька). Поскольку личный опыт детей еще не велик, корректируем и помогаем, подсказываем наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа. В этом помогают:

*Этюды на мимику. Предложите ребенку показать как «Заяц испугался», или «Обиженный заяц», «Смелый ежик», «Злые волк и медведь», «Хитрая лиса» и т.д.

*Этюды на движение. Например: «Лиса идет» - пройти на «мягких лапках», «Вкусное варенье», «Пляска зверей», «Пчелы трудятся», «Косим сено», «Поедем на автобусе» и т.д.

*Выбор роли. Дайте ребенку попробовать себя во всех ролях – одушевленных и неодушевленных. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя.

*Создание пространства. Нужно совместно «обжить» с детьми пространство. Подготовить элементы декорации, реквизит, элементы костюма.

Так дети приобретут самый первоначальный опыт рассказывания в лицах,

они познакомятся с изложением текста от первого лица - от лица героя.

*Творческие рассказы. Рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием понимают деятельность, результатом которой

является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных,

облеченных в определенную словесную форму. Реалистический рассказ  отражает существующие в природе предметы и явления, хотя в личном опыте ребенка они не встречались. Сказки чаще всего представляют собой

отражение  художественного опыта, накопленного детьми при восприятии и пересказе народных и литературных сказок. Дети могут сочинять также и небылицы. Творческими могут быть сочинения не только повествовательного, но и описательного характера.

Помните! Усвоение детьми связных форм высказываний - процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством и родителей, и педагогов, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе  повседневной  жизни. 

Благодаря процессу обучению рассказыванию, речь ребенка становится красивой, развернутой, лексико-грамматически правильно оформленной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение художественному рассказыванию

Развитие речи учащихся среднего звена - один из важнейших компонентов уроков литературы....

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Обучение творческому рассказыванию дошкольников

в данной статье раскрывают этапы работы по обучению творческому рассказыванию дошкольников  по методике Ткаченко Т.А....

Методика «Обучение детей с ограниченными возможностями и детей РАС творческому рассказыванию с использованием карт Проппа»

    В настоящее время использование разнообразных форм и  технологий приобретает все большее значение в сфере реабилитационной и  коррекционной работы с детьми, имеющими нар...

методика обучения детей рассказыванию по картине

методика обучения детей  рассказыванию по картине...