Урок по УМК "Вокруг тебя мир" 6 кл.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Тема урока: " Гуманистические ценности в повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_umk_vokrug_tebya_mir.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гуманистические ценности в повести В. Закруткина « Матерь человеческая»

Цель: подвести учащихся к осознанию того, что у поверженного (а значит, более неопасного) врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить;

закрепить умение собирать материал для характеристики героя, выявить авторскую позицию;

воспитывать любовь к Родине, к матери, к земле.

                 

                                          Ход урока.

Организация учащихся на урок.

Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня мы проанализируем фрагмент из повести В. Закруткина «Матерь человеческая»

III       Проверка домашнего задания.

–Дома вы написали сочинение – миниатюру о своей маме. Прочтите. (Чтение сочинений учащимися). Мама самая лучшая и близкая подруга. К ней мы идем со своими радостями и горестями. Добрый свет лучистых маминых глаз сопровождает нас всю жизнь.

Чтение стихотворения М. Исаковского «Русской женщине»                

                                                                                                                                                           - А сколько слез было пролито матерями в годы ВОВ. Сколько перенести пришлось женщинам, потерявшим своих детей. Послушайте стихотворение М. Исаковского « Русской женщине».

3) Песня В. Высоцкого «Песня о Земле»

      Кто  сказал  всё  сгорело  дотла,

Больше в землю не бросите  семя.

Кто сказал, что  земля умерла,

Нет! Она затаилась на время.

Материнство не взять у земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

Кто поверил, что землю сожгли,

Нет! Она почернела от горя.

Как разрезы траншеи легли,

И воронки как раны зияют,

Обнажённые нервы земли

Неземное страдание знают

Она вынесет  всё, переждёт,

Не записывай землю в калеки.

 Кто сказал, что земля не поёт,

Что она замолчала навеки?

Нет! Звенит она стоны глуша

Изо всех своих ран , из отдушин.

Ведь земля – это наша душа,

Сапогами не вытоптать душу.

Кто поверил, что землю сожгли?

Нет! Она затаилась на время.

-Давно закончилась война…Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне

4) Выставка  рисунков  о войне.                       Прошла война, прошла страда,                                                                                          

                                                                           Но  боль  взывает к людям:  

                                                                              Давайте, люди, никогда

                                                                             Об этом не  забудем.

                                                                                                     А. Твардовский

IV        Изучение нового материала.

Повторное сообщение темы урока.                                                                                      

Вступительное слово.

-Месть и возмездие – что это?

Эти вопросы по-прежнему волнуют людей. Как поступит человек: подчинится ли желанию отомстить и вступит в «порочный круг» или сможет побороть это разрушительное желание. Свое представление о том, как может вести себя человек в подобной ситуации, предлагает нам автор повести «Матерь человеческая» Закруткин.

Беседа с учащимися.

-Какое испытание ждало Марию?

-Какой эпизод в данном фрагменте произведения произвел на вас наиболее сильное впечатление?

-Обратившись к тексту, опишите, кого увидела Мария в погребе?(обратить внимание, что раненый безоружен)

-Какое чувство к раненому солдату хотел вызвать у читателей автор повести?

-Как он этого добивается?

3) Мария решилась на убийство. Чем было вызвано это решение?

-Почему вдруг «мстительная решимость покинула Марию» и она «выронила вилы, ноги её подкосились»?

-Что остановило её?

-Что предпринимает Мария?

-Почему она так поступает?

V .Сделаем    вывод: листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несет смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальной угрозы.

6.Домашнее задание.                                                                                                                Ребята,  ответьте  дома  на вопросы:

     -Приходилось ли вам испытывать чувство мести? Что вы ощущали в тот момент? Чем закончилась конфликтная ситуация? А как вы бы поступили  теперь?

7. Итог  урока.                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

УРОК по теме: "Тебе следует обратиться к врачу" 6 класс УМК В,,Кузовлев "English 6"

Данная презентация предназначена для проведения урока рефлексии по теме "You should go to the doctor" в 6  классе на базе УМК В.П.Кузовлева "ENGLISH 6"...

Конспект урока Когда у тебя есть свободное время 7 класс

Когда у тебя есть свободное время 7 класс...

Презентация к уроку "Кто для тебя образец для подражания?"

Цель использования презентации «Who is your role model?» - это повышение мотивации учеников к изучению английского языка и активизация познавательной деятельности учащихся на уроке, расширение кругозо...

Урока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»

СценарийУрока патриотизма «Слава тебе, солдат – победитель!»,посвященного освобождению города Горячий Ключ от фашистских захватчиков...

Урок-мастерская "Люблю тебя, мое Отечество!"

Урок литературы в 10 классе представляет собой творческую мастерскую по сочинению стихотворения в прозе патриотической направленности. Обучающиеся на примерах стихотворений в прозе И.С. Тургенева выяв...

Конспект урока "Какая экскурсия тебе понравилась больше всего?" 5 класс (ФГОС) Кузовлев В.П.

Класс: 5 (ФГОС) по уч. В.П. КузовлевЦикл 6: "Путешествие по Англии".Цель: создать условия для употребления простого прошедшего времени Paste Simle Tense.Приемы РКМЧП: "Корзина идей", "Лови ошибку", "Т...